Features of the formation of urban tourism infrastructure in the Far North (on the example of the Republic of Sakha (Yakutia)
Section: PRACTICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
Yakutia is the largest region with a huge number of recreational areas, nature reserves and unique national cultures. The organization of tourism is complicated by seasonal transport logistics, lack of tourism infrastructure and climate, extremely low temperatures. The paper considers the issue of forming the tourism infrastructure within the framework of the clustering of territories, taking into account the peculiarities of Yakutia.

Keywords:
Yakutia, uluses, urban planning, tourism, tourist cluster, routes, natural landmarkes
Text
Publication text (PDF): Read Download

Республика Саха (Якутия) расположена в северной части страны и входит в административные границы Дальнего Востока Российской Федерации. Климатические особенности обусловлены долгой зимой и коротким летом, граница республики расположена в зоне вечной мерзлоты и климатическое зонирование подразделяется на три зоны: арктический пояс, субарктический пояс и умеренный пояс климатических условий. Гидрография региона является наиболее богатой, в отличие от других административных субъектов страны. Якутию разделяет река Лена, берущая начало у Байкальского хребта. Для коренных народов и сформировавшихся поселений река является символическим и сакральным объектом. Также Лена представляет собой один из основных транспортных коридоров в зависимости от сезона (зимой облегчает передвижение и связь между муниципальными районами Якутии – улусами). В зимнее время температура опускается до -71° C, когда как в летнее время достигает + 38 ° C. В Арктических регионах наблюдается сезонное явление – полярные ночи, когда в зимний период в дневное время суток солнце не появляется из-за горизонта.

Исторически Якутию населяли эвены, эвенки, юкагиры, долганы и чукчи. Чуть позже народ якутов заселил аласы – плоскодонные долины овальной формы диаметром до нескольких километров и глубиной до 30 м. Традиционный уклад жизни якутов сформировался в подобных долинах. Позже территория была открыта экспедициями казаков, и в состав Российского государства Якутия вошла в 1632 году.

Якутия располагает множеством природных ресурсов, и в советское время здесь активно велось расселение исключительно для решения промышленных и торговых задач. Для России высокоширотные районы Севера и Арктики всегда представляли особое стратегическое значение – как пространственный ресурс, сырьевая база страны, а также как область важнейших межконтинентальных транспортных коридоров [6]. Сегодня Республика Саха (Якутия) является алмазным краем страны, с множеством уникальных культур, богатыми природными достопримечательностями. Всё это обуславливает туристический потенциал региона, и местный бизнес сравнительно недавно занялся вопросом организации услуг туризма и отдыха. В процессе разработки государственных программ и инвестиционных предложений поднимаются вопросы транспортной ситуации, дислокации объектов отдыха и обслуживания туристической аудитории. Предлагается пространственная организация рекреационно-туристической системы в арктических районах Якутии, которая представляет собой систему туристических зон на основе точек притяжения, выявленных в процессе комплексного анализа территорий.

В Якутии 36 муниципальных округов – улусов, каждый улус отличается ландшафтными особенностями, наличием особо охраняемых природных территорий и культурой коренных жителей. Расположение инфраструктуры туризма хаотичное, точки притяжения находятся только в центральной части региона (в основном это южные улусы и территории, граничащие с Якутском, столицей Якутии). Якутск – самый крупный из городов, расположенных в зоне многолетней мерзлоты, его площадь 122 км². Основан казаками в 1632 году как Ленский острог. В 1708 году получил статус города Якутский, позже – Якутск.

Климат в городе резко континентальный. Среднегодовая температура воздуха – минус 8,8 °C с относительно маленьким уровнем влажности. Зима в Якутске долгая и суровая, длится она 7 месяцев – с октября по апрель. Практически каждую зиму температура падает до −60 °C. Лето в городе короткое и очень жаркое. Ощущаемая температура может достигать +50 °C. В зимнее время световой день длится всего 3 часа, тогда как летом солнце почти не садится даже ночью.

На территории города имеется множество пойменных озёр и стариц, крупнейшими из которых являются Белое, Сайсары, Тёплое, Талое, Хатынг-Юрях, Сергелях. Через весь Якутск проходил водный канал.

В 1970–80-х годах был построен шлюз-регулятор, обеспечивающий проточной водой городские озера. Затем в 90-х годах в соседнем селе была построена насосная станция, от которой вода запускалась в городские озера. Однако позже она перестала работать. С тех пор вода перестала поступать, а стоячая начала быстро загнивать и забиваться мусором.

Такими водные ресурсы Якутска и оставались до тех пор, пока в 2011 году не началась масштабная работа по очистке водоемов, дноуглублению и восстановлению проточности канала. И лишь в 2014 году удалось полностью восстановить проточность водного канала.

В настоящее время большая его часть не благоустроена и находится в неудовлетворительном состоянии.

Дальнейшее ухудшение состояния водных ресурсов города может привести к нарушению природного гидрохимического и гидробиологического режима [5]. Из-за плачевного состояния водного канала остро стоит проблема с высокой температурой воздуха летом. Также проблемой является загрязнение близлежащей от водоемов почвы. От состояния городского канала зависит климат, влагосодержание и засоленность почвы, биологическое разнообразие городских озер и др.

Немного городов России могут похвастаться наличием водного канала прямо посреди города. Якутску с этим повезло, но совсем не повезло с его благоустройством и инфраструктурой [4]. На сегодняшний день водоемы города уже используются как общественные пространства, но все проекты хаотичные, без единого дизайн-кода и концепции. Единое системное благоустройство городского канала может решить не только экологические, но и социальные проблемы Якутска.

В городе отмечается нехватка общественных пространств, где жители могли бы проводить свой досуг, и водный канал мог бы решить эту проблему. Отличным решением было бы рассматривать городские каналы как рекреационные зоны для взаимодействия людей. Следует развивать прогулочные зоны вдоль водоемов, попутно решая пешеходно-транспортные вопросы. Необходимо разработать систему рекреационных зон на водном канале Якутска и решить вопросы качества воды в водоемах, влажности воздуха, засоленности почв.

На территории города инфраструктура туризма развита: действуют три крупных гостиницы, два региональных музея, пять городских площадей и один парк культуры и отдыха. Город в целом богат достопримечательностями, но несмотря на это его облик и благоустройство уступают по качеству центральным городам России. Не решены вопросы с озеленением, системой пешеходных и велосипедных маршрутов, отсутствуют места для отдыха населения и рекреационных зон для гостей и жителей города. Наличие организованных пешеходных зон набережных и в целом территорий рекреаций с существующими объектами туризма могут сформировать единый кластер, ядром которого является сам город, а достопримечательности могут действовать как центры второго класса, к которым будут проложены подъезды, обустроены зоны отдыха и разработки архитектурные решения для формирования архитектурного облика улично-дорожной сети и отдельных объектов.

Город Якутск граничит с Хангаласским улусом, также расположенным у реки Лена. Административным центром улуса является город Покровск. На территории района находятся две особо охраняемые природные территории: объект Всемирного наследия «Природный парк Ленские Столбы», расположенный на правом берегу Лены, и участок природного парка Синские Столбы, на левом берегу. Природные памятники являются результатом сложенных карбонатных пород. Это говорит о том, что на месте современной Якутии было дно доисторического моря. Ежегодно местное население и гости республики посещают улус, и поток туристов составляет около двухсот тысяч человек [3].

Для удобства обслуживания гостей в улусе действуют несколько баз отдыха, открыт национальных зоопарк и действует питомник лесных бизонов (данные животные являются современниками вымерших мамонтов и занесены в Красную книгу).

Ленские столбы расположены в 160 километрах от Якутска. Основной вид транспорта – речные теплоходы и катера, в зимнее время возможно передвижение по реке на автотранспорте и использование малой авиации. На территории организован причал для речного транспорта, пункт приема гостей, несколько летних гостевых домиков, навесы и сакральная зона, где шаманы проводят ритуал очищения и благословения природы, гости поднимаются на вершину по лестнице.

Синские столбы возможно только обозреть с речного судна, на территории природного памятника организованы ежегодные сплавы и маршруты.

В Якутии ярко выраженная сезонная транспортная логистика. Использование малой авиации началось в 2023 году, и данный метод успешно себя оправдал. В улусе предлагается разработать природно-рекреационный кластер. На реке Ботума ведется строительство гостиничного комплекса, на сегодняшний день действует гостиница и кемпинговые дома. Данный объект следуют принять за ядро кластера. Базы отдыха являются объектами отдыха в основном местного населения и в кластере выполняют роль центров второго класса. Зрелищные объекты – зоопарк, зона национального праздника Ысыах, бизонарий – можно принять за центры третьего класса.

Хангаласский улус граничит с Олекминским улусом. Данный район находится в южной части Республики Саха и является ее границей с Иркутской областью и Забайкальским краем. Район известен развитым сельским хозяйством, производством фирменного сыра и добычей полезных ископаемых. Однако немногие знают о природных достопримечательностях данного края. Кроме тукулан (песчаных дюн, с одной стороны которых протекает река, с другой – произрастает тайга), улус обладает уникальным природным ландшафтом. Здесь сохранилась первозданная экосистема, и территория является заповедником. Также на берегу реки Олекма найдена наскальная роспись древних людей. Главной проблемой для посещения этих достопримечательностей является труднодоступная местность – транспортная связь не налажена для стабильного туристического потока [6].

Центр района город Олекминск начинает свою историю с 1635 года и является главным транспортным узлом улуса. Автомобильный путь существует только в зимнее время по льду замерзшей реки Лена, поэтому основной маршрут – авиасообщение с городами Якутск и Иркутск. Пассажиропоток аэропорта составляет в среднем более тридцати тысяч пассажиров в год и увеличивается умеренными темпами, а в масштабах Якутии Олекминск пользуется широким спросом среди направлений внутри республики.

Другим популярным маршрутом является туристический круиз по реке Лена на теплоходах, осуществляющих путешествие к знаменитым Ленским столбам. Одной из остановок маршрута является город Олекминск.

Исходя из вышеизложенных данных, предлагается выделить город в качестве основного ядра туристического кластера. Для повышения привлекательности района как туристического объекта и обеспечения слаженной инфраструктуры требуется полное обновление аэропорта и речного порта. Проектом для раннего этапа предложено обновление фасада аэропорта, обслуживающего основной туристический поток.

Как было упомянуто ранее, труднодоступность является проблемой для развития туризма в районе. Она обуславливается такими факторами, как бездорожье на глеевых почвах (водно-болотная почва, насыщенная грунтовыми водами и глинистыми породами), отсутствие автодорожных мостов через многочисленные реки и сложный ландшафт в виде горной тайги и холмистого рельефа местности. Проектом были предложены основные природные достопримечательности как промежуточные центры туристического кластера, транспортная сеть которого решается с использованием различного вида транспорта: автомобильного, водного и малой авиации. Перевалочными пунктами станут автономные туристические базы для комфортного размещения туристов и развития местного бизнеса.

Одним из основных положительных эффектов реализации данного проекта станет развитие туризма в Республике Саха, следовательно и в Российской Федерации в целом, что отвечает задачам, поставленными Стратегией развития туризма в Российской Федерации до 2035 года [2]. В Стратегии среди приоритетных территорий обозначен Дальневосточный федеральный округ, значительную часть которого составляет Якутия. Также из возможностей проекта можно выделить выстраивание инфраструктуры не только местного, но и регионального значения, повышение экономической эффективности района и привлечение инвестиций, что будет способствовать улучшению уровня жизни местного населения.

References

1. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya turizma v Rossiyskoy Federacii na period do 2035 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 20 sentyabrya 2019 goda N 2129-r / Kodeks: elektronnyy fond pravovoy i normativno-tehnicheskoy dokumentacii. - URL: https://docs.cntd.ru/document/561260503

2. O gosudarstvennoy programme Respubliki Saha (Yakutiya) "Razvitie kreativnoy ekonomiki i turizma v Respublike Saha (Yakutiya) na 2018-2022 gody”: Ukaz Glavy Respubliki Saha (Yakutiya) ot 15 dekabrya 2017 goda N 2279/ / Kodeks: elektronnyy fond pravovoy i normativno-tehnicheskoy dokumentacii. - URL: https://docs.cntd.ru/document/446605805

3. Alekseev, V. V. Nekotorye aspekty problemy razvitiya turizma v Respublike Saha (Yakutiya) / V. V. Alekseev. - Yakutsk : Rossiyskoe predprinimatel'stvo, 2008.

4. Radchenko, N. N. Istoricheskie osobennosti formirovaniya gorodskoy sredy Yakutska / N. N. Radchenko // Meridian. - 2019. - № 2. - S. 27-29.

5. Starostina, A. A. Gradostroitel'nyy analiz blagoustroystva vodoemov Yakutska / A. A. Starostina, N. K. Gavril'eva // Innovacii i investicii. - 2020. - № 9. - S. 221-225.

6. Shubenkov, M. V. V poiske gradostroitel'nyh principov razvitiya severnyh poseleniy / M. V. Shubenkov, O. M. Blagodeteleva // Gradostroitel'stvo. - 2015. - № 3 (37). - S. 76-81.

Login or Create
* Forgot password?