Влияние тенденций бионаправленной архитектуры на композиционно-художественное формообразование современных высотных зданий
Секция: МЕТОДЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В докладе выделяется ряд архитектурно-художественных решений, основывающихся на заимствовании и копировании различных форм и структур из живой природы. Приводятся примеры небоскребов, в композиции и пластике которых используются приемы бионаправленной архитектуры.

Ключевые слова:
высотное здание, высотное строительство, небоскреб, формообразование, композиция, пластика фасада, бионаправленная архитектура
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Архитектура высотных зданий непрерывно развивается. Происходит смешение различных стилей, интеграция национальных мотивов и символов, заимствование приемов и технологий из смежных наук и сфер деятельности, поиск новых приемов в композиционно-пластическом решении небоскребов. В эволюции художественного формообразования высотных объектов особое место занимает такое направление, как бионаправленная архитектура. Она основывается на заимствовании различных элементов, структур и их качественных характеристик из объектов живой природы. В высотном строительстве приемы бионаправленной архитектуры прослеживаются на всех уровнях организации, однако наибольшее влияние они оказывают на формирование внешнего облика здания, его образа.

В современном архитектурно-художественном формообразовании небоскребов следует выделить следующие 3 уровня «заимствования и трансформации» природных мотивов, выстраивая их от общей структуры объекта к его отдельным элементам – от общего к частному.

1. Общая композиция.

В рамках бионаправленной архитектуры в основу общей композиции высотного здания, как правило, закладывается в различной степени стилизованный и геометрически преобразованный мотив объекта из живой природы. Намного реже для концепции проекта берется многофигурный сюжет, как например в парных небоскребах «Липпо-центра» в Гонконге (1987–1988 гг.), отражающих метафору «деревьев коал». Одним из наиболее ярких примеров, общая композиция которого формируется на основе природного образа, является высотный отель Grand Lisboa в Макао, Китай (20032008 гг.). В нем воплощается стилизация «цветка желтого лотоса», который также является символом специального административного района – Макао. Данный объект состоит из основного вертикального объема, представляющего собой наложенные друг на друга лепестки, и сферического подиума, в форме и пластике которого прочитывается мотив «бутона». Композиция же Башни Банка Китая в Гонконге (19851990 гг.) основывается на образе «бамбука», национальном символе силы и стойкости. Различная высота и контрастное обрамление ее основных секторов – треугольных призм, ассоциирующихся со стеблями, – подчеркивают уникальность решения оболочково-диафрагмовой конструктивной системы.

2. Характер конфигурации основных объемов.

Реминисценция растительных и животных форм в высотном строительстве используется также в характере конфигурации основных объемов. Например, в основу дизайна обтекаемых переплетающихся форм небоскреба Sarcostyle Tower в Нью-Йорке, США (проект 2021 г.), были заложены особенности работы мышечных волокон в напряженном состоянии, а именно их основной функциональной единицы – «саркомера». В данном проекте 4 цилиндрические башни объединены общим подиумом и вершиной, а также имеют наклонные диагональные внутренние связи. Эстетика неравномерного скругления и расширения отдельных объемов композиции и относит зрителя к анатомическим образам. В более завуалированной форме уже очертания растительных форм отражаются в конфигурации объемов башен Qianjiang Century City в Ханчжоу, Китай («Пухлые башни», проект 2022 г.). Согласно концепции бюро Aedas, закругленность основных объемов, прямоугольных призм вместе с однородным расположением вертикальных ламелей были навеяны структурой лепестков лотоса с его прожилками.

3. Структура пластики фасада.

В меньшем масштабе природные мотивы используются в пластике фасада высотных зданий. Так, в жилой «Башне Коула» на Гавайях, США (2022 г.; «коула» с гавайск. – сахарный тростник), в структуре фасада используется эстетика форм сахарного тростника. Она прослеживается в волнообразных белых ламелях, рисунок которых имитирует извилистую структуру этого растения. В офисном же небоскребе One One Eagle Street в Квинсленде, Австралия (2008–2012 гг.), применяется не мотив конкретного живого объекта, а алгоритм его действия. Его стальные колонны на фасаде выстраиваются таким образом, что повторяют характер роста растения и его тяги к солнечному свету.

Анализ влияния бионаправленной архитектуры на композиционно-художественное формообразование небоскребов позволил выделить основные уровни и разновидности интеграции данной науки в высотное строительство, а также представить выделенное направление как перспективный инструмент объемно-пространственных и пластических решений объектов.

Список литературы

1. Гридюшко, А. Д. Биомиметические принципы формообразования вертикальных ферм как новой типологии в агропромышленной архитектуре / А. Д. Гридюшко, Е. Г. Чентемирова // Architecture and Modern Information Technologies. - 2013. - № 4 (25). - URL: http://marhi.ru/AMIT/2013/4kvart13/gridushko/gridushko.pdf

2. Маклакова, Т. Г. Высотные здания. Градостроительные и архитектурно-конструктивные проблемы проектирования: Монография / Т. Г. Маклакова. - 2-е изд. - Москва : АСБ, 2008.

3. Cox Rayner Architects. One One Eagle Street / Cox Rayner Architects // Archdaily. - 2013. - URL : https://www.archdaily.com/372586/one-one-eagle-street-cox-rayner-architects (дата обращения: 12.02.2023).

4. Dreith, B. Studio Gang completes Hawaii skyscraper with sugar cane-informed façade / Ben Dreith // Dezeen. - 2019. - URL : https://www.dezeen.com/2022/10/14/studio-gang-hawaii-tower-sugar-cane/(дата обращения: 12.02.2023).

Войти или Создать
* Забыли пароль?