с 01.01.2009 по настоящее время Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Статья посвящена выявлению параллелей между архитектурным и литературным произведением. Для определения взаимосвязи выбраны такие категории как композиция, ритм, сюжет, контекст, художественная деталь, метафора и тема.
композиция, ритм, деталь, контекст, метафора, тема
Проводить параллели между продуктами архитектуры и литературы можно в области выражения, восприятия и интерпретации. В данной работе будут затронуты вопросы выражения, то есть вопросы конструирования форм, а также выражения содержания через форму. О взаимосвязях в различных видах искусства пишет В. Кандинский: «Каждый вид искусства сравнивает свои элементы с элементами другого; сопоставление средств различных видов искусства, перенимание одного от другого, может быть успешным, если оно будет принципиальным. Это значит, что одно искусство должно учиться у другого, как пользоваться своими средствами»[1]. Целостность содержательных и формальных качеств является важнейшей чертой построения любого произведения искусства [4, с. 62].
Взаимосвязь между архитектурным и литературным произведением можно проводить через призму множества аспектов; в этой работе внимание будет уделено таким категориям, как ритм, контекст, сюжет, художественная деталь, метафора, тема, а также их роли в построении целостной композиции.
Композиция является связующим звеном всех средств в произведении искусства. В художественном произведении композиция представляет собой соподчиненность всех частей, образов и художественно-речевых средств. Построение литературного произведения включает в себя расстановку персонажей (их систему), расположение событий (организацию сюжета), особенности подачи хода развития реальности (портретов, пейзажей, диалогов), динамику способов повествования [7, с. 331]. Композиция в архитектуре – это целостная художественно-выразительная система форм. Композиция определяется структурой, взаимосвязью внутреннего и внешнего пространств, отвечает функциональным, конструктивно-техническим, эстетическим требованиям.
Ритм – наиболее универсальный закон построения художественной формы, проявляющийся во всех видах искусства. Без ритма невозможно представить себе структуру музыкальной формы, танца, поэзии и, конечно, архитектуры. В литературе ритм (от греч. rhythmos – стройность, соразмерность) – это периодическое повторение элементов текста через определенные промежутки. Чередоваться могут описательные и сюжетно-повествовательные части, стилистические модули, интонация текста и др. [7, с. 574]. Ритм в архитектуре является важнейшим средством построения целостной композиции, он создается закономерным чередованием форм, интервалов, объемных соотношений. Это закономерное чередование приводит к гармоническому единству формы и создает из них целостную композицию [5, с. 141] (рис. 1 а).
Сюжет – система событий в произведении, художественное содержание текста. В сюжете развиваются мотивы, раскрываются характеры персонажей. Например, концентрический сюжет содержит экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. В архитектуре при проектировании пространства, решается и продумывается сюжет событий [9, с. 233]. В композиции проектируется направление движения, задаются оси, выявляется основная ось, направляющая к главному элементу в композиции, и т. д. Архитектор чередованием пространств и форм создает сюжет восприятия архитектурного произведения [2]. Так, в музее «Зоя» архитекторами A2М задуман сюжет передвижения по деревне, в которой развивались военные события. В проекте деревенские дома переосмыслены в более абстрактные геометрические формы и собраны под единой плоскостью, которая собирает все элементы в единый объем. В данном случае авторы проявляют содержание через пространственную организацию композиции, передают исторические факты через форму и пространство (рис. 1 б).
Контекст – соединение, ткань, совокупность исторических, биографических, литературных фактов, в определенной степени связанных с текстом всего произведения или отдельными его фрагментами [7, с. 331]. Контекст в архитектуре – это сложное, многоплановое поле, в котором находится архитектор, приступая к проектированию. Проект может находиться в контексте или вне контекста, это зависит от конкретной проектной задачи. Построение архитектурного объекта во многом зависит от контекста (исторического, городского, природного); при проектировании в конкретной среде объект взаимодействует со средой, образуя целостную композицию [8, с. 106]. На примере Национального морского музея Дании, построенного по проекту Бьярке Ингельса (Danish National Maritime Museum, BIG Аrchitects), показано, как природный и исторический контекст повлиял на формирование композиции объекта, – здесь объект встроен в контекст. Среда определила ряд ограничений, и автор принял в данном случае радикальное решение: все пространство музейного комплекса помещено ниже уровня поверхности земли, не мешая визуальной связи исторического контекста, архитектуры и природы (рис. 2 а).
Художественная деталь – значимая подробность, частность, позволяющая передать смысловое и эмоциональное содержание образа, сцены, эпизода, а иногда и всего произведения. В литературном произведении художественная деталь раскрывает или подчеркивает идейно-тематический мотив. Часто повторяющаяся подробность становится лейтмотивом произведения [9, с. 283]. Деталь, являясь элементом пластики фасадов и интерьеров зданий, может быть как уникальным признаком конкретного здания, так и типовым, исходя из конкретной творческой задачи. В объекте учебного кампуса в Колдинге (Kolding Campus, Henning Larsen architects) на треугольнике строится вся композиция. Форма витражей, светозащитных панелей, атриума и общего плана выполнена в форме треугольника. Таким образом, здесь треугольник является темой, которая собирает общую композицию (рис. 2 б).
Метафора (греч. metaphorá – переносное значение) – перенесение свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой. Это скрытое сравнение, в котором слова «как», «как будто», «словно» опущены, но подразумеваются [7, с. 440]. Метафора в литературе создает образы, передает эмоции, формирует авторский стиль, воздействует на читателя и помогает понять содержание произведения.
В XX веке метафора перестала изучаться исключительно как языковое явление, как фигура речи в литературе, но также стала предметом исследования в области когнитивной лингвистики, основной тезис которой определил, что метафора – средство познания действительности [1, с. 16]. Это дало толчок исследованиям метафоры в областях визуальных областей искусства (кино, живописи, дизайне, брэндинге), а также архитектуре и урбанистке. Метафора в архитектуре – это использование архитектурных форм и пространств для выражения абстрактных понятий или идей [3, с. 126]. Метафора границы между реальным и иллюзорным в Центре исполнительских искусств «Килден» в г. Кристиансанн, Норвегия (Kilden Performing Arts Centre, ALA architects), представлена в виде переосмысленного театрального занавеса. В проекте Ørestad College в Копенгагене выражена метафора гибкого пространства и гибкого образовательного процесса (Ørestad College, 3XN). Коммуникация, взаимодействие и синергия являются ключевыми вопросами при проектировании этой школы. В данных объектах метафора формирует основную проектную тему, на основе которой собирается вся композиция проекта (рис. 3 а).
Лежащая в основе любого произведения мысль – тема. Тема в литературе объединяет все уровни текста: проблемно-тематический, сюжетный, образный, эмоциональный, стилистический и языковой; это круг явлений, событий, жизненных вопросов, творчески воплощенных в произведении; предмет художественного изображения [9, с. 49]. В произведении выделяют главную тему и второстепенные, подчиненные ей; их рассматривают как тематические мотивы. Повторяемый и варьируемый значимый компонент литературного текста – это мотив (ключевое слово, словосочетание, эпиграф, образ, заглавие). Иногда мотив выступает в качестве сквозного образа в творчестве автора, отражает определенную проблематику. Филологи отождествляют понятия «мотив» и «тема». В архитектуре тема занимает особенно важное место, фактически являясь основой формообразования в проектной задаче [6]. Тема объединяет сюжетные, образные, эмоциональные, стилистические, а также функциональные, конструктивно-технологические, экономические и др. аспекты. В антропологическом музее Moesgård, построенном по проекту бюро Хеннинг Ларсен в Орхусе, Дания (Moesgård Museum, Henning Larsen architects), представлена тема крыши. Все событийное действие происходит под приподнятой толщей земли, отождествляемой автором с крышей. Наклонная крыша, являющаяся продолжением местной живописной долины, является основой построения общей композиции. Тема возникает на основе метафоры – приподнятой толщи земли, выраженной в форме мощной наклонной плоскости. В данном случае метафора является основой возникновения архитектурной темы, собирающей всю композицию проекта (рис. 3 б).
Представленные выше категории, через призму которых проходило сравнение, тесно взаимосвязаны друг с другом; внутри процесса проектирования оказывают значительное влияние друг на друга; развитие одной категории влечет за собой изменение другой. Таким образом, можно сказать, что в архитектуре такие средства, как ритм, сюжет, метафора, являясь средствами выразительности, помогают найти тему или могут стать темой произведения и далее в ходе работы над проектом сформировать целостную композицию.
[1] Кандинский В. О духовном в искусстве / В. Кандинский. М.: Литрес, 2017.
1. Арутюнова, Н. Вступительная статья // Теория метафоры / А. Ричардс, М. Блэк и др.; сост. и вступ. статья Н. Арутюновой. – Москва : Прогресс, 1990.
2. Власов, В. Г. Архитектурная композиция: опыт типологического моделирования / В. Г. Власов // Архитектон: известия вузов. – 2012. – № 39. – URL: https://archvuz.ru/2012_3/1/ (дата обращения: 12.11.2023).
3. Курбатов, Ю. И. Очерки по теории формообразования: курс лекций / Ю. И. Курбатов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. – Санкт-Петербург : СПбГАСУ, 2015.
4. Мастера советской архитектуры об архитектуре / под общ. ред. М. Г. Бархина. – Москва: Искусство, 1975.
5. Мелодинский, Д. Ритм в архитектурной композиции / Д. Л. Мелодинский. – Москва : Либроком, 2012.
6. Орлов, В. И. Поиск, развитие и выявление темы в архитектурном проектировании / В. И. Орлов, Н. А. Зайцева // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ. Тезисы докладов международной научно-практической конференции 8-12 апреля 2019 г. В 2 т. Т. 1. – Москва : МАРХИ, 2019. – C. 239-240.
7. Секачева, Е. В. Русская литература / Е. В. Секачева, С. В. Смоличева. – Москва : Аст-Пресс, 2001.
8. Степанов, А. В. Архитектура и психология / А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев. – Москва : Стройиздат, 1993.
9. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев – Москва : Высшая школа, 2004.