с 01.01.2023 по настоящее время
ББК 85 Искусство. Искусствознание
В статье рассматривается значение новых подходов в архитектурных исследованиях на примере нового подхода к анализу развития христианских культовых сооружений на территории Сирии в IV–VII веках; какие результаты были получены в теоретической и практической значимости исследования.
Сирия, ранее христианство, христианские церкви, Архитектурная композиция, систематизация
Проведение архитектурных исследований вне рамок конкретных строительных проектов – явление недавнее. В статье дается попытка продемонстрировать достаточно известный метод анализа данных, с целью сделать его пригодным для современного использования, учитывая цифровые технологии. Следует подчеркнуть, что рассматриваемый метод включает в себя определенную теоретическую базу, позволяющую вести дальнейшие исследования и реставрационные работы.
В настоящее время изучение христианских храмов на территории Сирии в IV–VII вв. опирается на методологические труды по истории архитектуры и градостроительства. Это тема была представлена в работах многих исследователей (например Джорджа Чаленко), Американской экспедиции 1909 года и других материалах. В большинстве работ христианские храмы Сирии рассматриваются как объекты археологического исследования, обладающие научно-исторической ценностью.
Представляемая работа является дополнением к существующим исследованиям. Автором впервые была проведена систематизация всех историко-культурных объектов христианского культового зодчества IV–VII веков на территории Сирии. Одновременно на основании фиксации этих объектов были выявлены их наиболее характерные объемно-пространственные, конструктивные и архитектурно-художественные решения.
Одной из причин, по которой мы считаем важным проведение данного исследования, является то, что зачастую археологи и историки не знакомы с техникой выполнения строительных работ. В результате допускаются ошибки, а в некоторых случаях невосполнимые утраты элементов объектов культурного наследия в процессе реставрационных работ.
Для более четкого понимания подобной ситуации можно рассмотреть одну из печально известных церквей в южной части Сирии – собор Босры. Этот собор был самым большим храмом в Южной Сирии, а также одним из самых значительных в стране. Более того, на момент своего возведения он являлся одной из самых больших купольных церквей в мире [3, p. 281]. Характеристики собора, его особенности и ценность неоднократно обсуждались такими исследователями, как М. де Вогюэ (M. de Vogüé), профессор Брюнноу (Professor Brünnow), Говард Кросби Батлер (Howard Crosby Butler), а также многими специалистами по византийской архитектуре, которые описывали здание, воспроизводили его планы и предлагали различные реставрационные решения. Говард Батлер (археолог, руководитель экспедиции Принстонского университета в Сирию в 1909–1914 гг.), высказал мнение о том, как должен был выглядеть купол собора (рис. 1).
Он предположил, что купол первоначально был полуовальным, и главные арки должны быть разделены более узкими и низкими арочными проемами для поддержки плит прилегающей галереи [3, p. 284]. Такой способ возведения купола не был известен в то время, он использовался немного позже в византийской архитектуре. При проведении реставрации М. де Вогюэ безжалостно снес большую часть здания, предполагая, что купол был полусферическим. Он сделал неф шире, арки восьмиугольника узкими, а арки нефов опустил. Это решение было сделано после обнаружения столба (показанного как «pier at Z» на рисунке 1), а также предположения о том, что, вероятно, каменная крыша из плит, даже горизонтально уложенных, придавала жесткость опорам купола [3, p. 285]. Любой архитектор знает, что подобный купол из камня с таким широким диаметром основания не может устоять, и подобное решение не может быть подходящим для данной проблемы.
Также в работе Батлера было сделано предположение о существовании каменной скамьи вокруг апсиды, сложенной из блоков примерно квадратной формы (50*50*50 см), но ни на каких чертежах эта скамья не была изображена.
Большая полевая работа, проделанная этими исследователями, была сделана очень давно, когда технологий, которые мы имеем сейчас, еще не существовало. Многое из этой информации, о которой говорилось ранее, должно быть проверено, чтобы мы могли двигаться дальше в исследованиях этих объектов с архитектурной точки зрения. Мы думаем, что сейчас у нас есть прекрасная возможность подтвердить обоснованность или опровергнуть предыдущие гипотезы.
Метод исследования[1]. Для того чтобы исследование было исследованием, оно обязательно предполагает сведение живого опыта или наблюдаемых явлений к объемам информации, которые фиксируются и классифицируются определенным образом. Разница между лабораторным экспериментом, качественным исследованием конкретной обстановки или историческим повествованием позволяет сделать исследование именно научным.
Был выбран следующий подход к классификации данных. Исследование проводилось в 3 этапа:
Первый этап. Автором были обследованы 186 церквей на территории Сирии.
Второй этап. Из этих церквей были выбраны 129 церквей для анализа и глубокого изучения. Параметры выбора этих церквей были следующие:
1) историческое и архитектурное значение этих церквей,
2) наличие доступной информации об этих церквях.
Для каждой церкви была сделана карточка, в которой содержатся результаты проведенного анализа, включающего 8 параметров: статус объекта, степень сохранности, современная функция, тип застройки, состояние объекта, материал, доступность, местоположение.
Системность информации основана на кодировании объектов в зависимости от исторического и географического порядка. Информация занесена на разноцветные карточки с использованием цифрового шифра для каждой церкви (рис. 2).
В результате проведенного анализа были определены особенности церквей в каждом веке, которые поддаются фиксации, а также изменения, происшедшие с течением времени.
Проведенное исследование дает нам следующие преимущества. Во-первых, мы можем выявить сведения, которые были упущены в предыдущих исследованиях (например, химические свойства материалов, используемых в строительстве в то время), и одновременно определить направление консервационных или реставрационных работ. Прежде всего это касается дополнения недостающей информации об объектах, сбор новых фактов, которые мы не должны игнорировать как архитекторы (теории, лежащие в основе создания конструкций, используемых в зданиях, и выявление особенностей, которые определяют «архитектурный стиль», применяемый в этом районе). Все это является несомненно ценным для сохранения культурной идентичности Сирии и региона в целом. Во-вторых, преимущество исследования заключается в возможности изучения и анализа текущего состоянии рассматриваемых объектов и разработки плана действий на случай чрезвычайных ситуаций, чтобы поддерживать то, что осталось, и восстанавливать то, что можно восстановить.
Третий этап: из каждого периода была выбрана одна церковь для архитектурного анализа фасадов по следующим параметрам:
- анализ системы детализации архитектуры: объемы и массы здания, основные членения фасада (вертикали и горизонтали), более мелкое членение фасада;
- архитектурно-композиционный анализ: объем здания, его силуэт, композиционные оси; метроритмические закономерности.
Результаты и их обсуждение. На территории Сирии находится наибольшее количество ранних церковных построек, сохранившихся в своем первоначальном виде. Можно с уверенностью сказать, что их больше, чем в любой другой части мира. Это относится и к древним зданиям, построенным для христианский богослужений в Риме и других частях Европы, поскольку эти сооружения много раз были перестроены или, по крайней мере, изменены, отремонтированы, достроены в течение последующих столетий существования церкви. Поэтому трудно с уверенностью определить, каковы были их первоначальные формы на самом деле.
Классическая архитектура процветала в Сирии гораздо дольше, чем в Риме; она пережила три столетия развития в руках восточных мастеров-строителей, и вполне вероятно, что римляне научились многим строительным приемам Ксенина, архитектора Антиохии при Селевке Никаторе, и архитекторов Птолемея II Филадельфа, после завоевания Сирии [2].
Многие историки считают христианскую сирийскую архитектуру результатом западного влияния, но Ричард Краутхаймер в своей книге «Раннехристианская и византийская архитектура» отмечает: «В отличие от многих историков, я не рассматриваю раннехристианскую архитектуру как фундаментально западное развитие, а скорее, как окончательное выражение архитектурных концепций, господствовавших в восточно-средиземноморских центрах и прибрежных районах позднеримского мира».
Христианская архитектура на Востоке сохраняет и продолжает принципы античного строительства поздних лет в их естественном развитии, в то время как на Западе сравнительно ранний античный тип здания отмирает, чтобы сознательно реанимироваться как часть движения Возрождения.
Территория Сирии может быть легко разделена на две части – северную и южную. Северная часть включает районы, расположенные между северной частью Дамаска и сирийско-турецкой границей с севера, иракской границей с востока и Средиземным морем с запада. Южная часть включает территории, расположенные между югом Дамаска и южной частью сирийско-иорданской границы. В 2011 году эти археологические районы и деревни, в которых находится большинство церквей того периода, были внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Они находятся в восьми парках, расположенных на северо-западе Сирии.
В южной части есть замечательный стиль, обнаруженный M. de Vogue в храмах Суведа, который называется Набатеи[2]. По словам Говарда Батлера, южные районы Хаурана сохранили памятники набатейской цивилизации. Исследуя архитектурные детали храмов, встроенных в этом специфическом стиле, можно сказать, что архитекторы и строители мало заимствовали из образцов классического искусства. Этот стиль имеет сугубо национальный характер, являясь восточным по характеру и выражению.
Рассматривая христианскую архитектуру северной части Сирии, можно сказать, что она своей индивидуальностью вносит большой вклад во всемирную историю искусства и архитектуры. Как строители, набатеи были непревзойденными в искусстве резьбы по камню; как градостроители, они демонстрировали необычайные способности при создании пространственно-планировочных схем, охватывающих большие территории; как архитекторы, они создавали композиционно-гармоничную организацию объемов зданий и зданий между собой. При всем своем богатстве резьба, выполняемая из твердого черного базальта, была по-своему сдержана, а также совершенно свободна от соседних влияний того времени. Этот архитектурный стиль оказал сильное влияние на последующие постройки римских и христианских периодов в Сирии, не только в принципах строительства, но и в формах декоративных деталей.
Христианские храмы Сирии IV – начала VII в.
Первые христианские общины проводили богослужения в частных домах, собираясь в домах более богатых членов общины. Ко II в. н. э. есть свидетельства того, что некоторые из этих домов были переданы в дар общинам и преобразованы в церкви. Такое преобразование дома в храм произошло в Дура-Эвропосе примерно в 240 г. н. э. Поскольку христианские богослужения все еще были запрещены, и христиане подвергались гонениям во II и III веках, церкви должны были быть скрытыми. Таким образом домашняя церковь обычно не претерпевала никаких внешних изменений. Богослужение обычно проводилось в атриуме или центральном дворе дома.
Храмы, возникшие в IV – начале VII века в Сирии, мы можем свести к следующим трем группам: однонефные церкви, трехнефные базилики (большинство церквей Сирии) и центрические церкви (встречаются редко, появились только в VI в.). Крестово-купольная церковь есть только одна, поэтому она не выделена в отдельную группу.
Большинство церквей, построенных на территории Сирии в IV – начале VII века (71 %), находятся в ее северной части и всего 29 % – на юге. Основные религиозные центры в Сирии находились в северной части страны, и архитектурное развитие церквей более очевидно было представлено в этом регионе. Но, к сожалению, возможность посетить церкви ограничена, доступны из них всего 8 %.
Несмотря на то, что 42 % храмов включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, только 7 % использовались как достопримечательности (объекты туристического интереса), – 51 % не охраняются. Из этих церквей всего 32% в отличном состоянии, 17 % – в хорошем, 28% в удовлетворительном и 23% в плохом. Поэтому необходимо разработать стратегию по сохранению того, что осталось, и спасению того, что можно спасти, иначе в ближайшие несколько лет многие из этих церквей будут полностью утрачены.
Были выявлены следующие особенности церквей в соответствии с их местом размещения:
- В северной части Сирии композиция церквей имеет вертикальную устремленность, соблюдена классическая симметрия. Со временем увеличилось количество окон, возрос уровень детализации. На протяжении веков основным материалом был известняк.
- В храмах южной части Сирии пропорции идентичны языческим храмам, расположенным в этом районе; симметрии в постройках не было до VI века. Количество окон не увеличивалось до VI века (почти глухой фасад с немногими маленькими окнами), детали были простыми, по сравнению с храмами северной Сирии. Основным материалом служил базальт.
Форма крыши также менялась на протяжении веков. В IV веке на юге Сирии крыша была плоской, каменной, а в тот же период в северной части Сирии крыша была вальмовой и сделана из камня или дерева.
Развитие форм оконных проемов в северной части Сирии происходило постепенно: в IV веке окна имели прямоугольную форму; прямоугольные окна, завершенные полукругом, не появлялись до V века. В VI веке мы можем заметить полное развитие формы окна с его полным обрамлением. В южной части Сирии не было определенного типа оконных проемов, в основном они имели простые прямоугольные формы.
Разным, в зависимости от районов, было и оформление несущих конструкций, в частности столбов. В северной части Сирии завершение столбов было выполнено в виде стилизованных классических ордеров, постоянной зависимости между высотой колонн и расстоянием между ними не наблюдается. Стволы колонн монолитны и обычно возвышаются на высоком кубическом цоколе. В южной части Сирии столбы не имели завершения в виде стилизации классических ордеров. Как и в храмах Северной Сирии, здесь не было постоянной зависимости между высотой колонн и расстоянием между ними. Стволы колонн также являлись монолитными и возвышались на высоком кубическом цоколе.
В течение 250 лет, с середины IV до начала VII века, христианские архитекторы северной Сирии развили систему архитектуры, которая по разнообразию планов зданий, соотношению масс и характеру деталей превзошла все существующие на тот момент архитектурные школы. Этот архитектурный стиль применялся для всех типов зданий религиозного, гражданского, погребального характера, а также в интерьерах. Как и византийская и римская архитектура Европы, этот стиль имеет корни в эллинистической архитектуре Греции и Рима; но в руках восточных строителей он превратился в систему, которая по своему применению и изобилию декоративных деталей не знала конкуренции почти 500 лет.
Метод, использованный в предыдущем исследовании, является первым шагом на долгом пути исследования, целью которого является создание методологии реставрационных работ в Сирии и добавление новых ценных знаний об оригинальной христианской архитектуре.
Мы смогли классифицировать церкви в Сирии по составу на три основные группы, подтвердить некоторые свойства, которые, возможно, будут иметь большое значение для идентификации и доказательства существования «сирийского христианского архитектурного стиля». И самое важное в этом и любом другом исследовании – мы смогли задать новые вопросы по этой теме, на которые, возможно, сможем ответить в дальнейших исследованиях.
Мы рекомендуем использовать метод шифрования и классификации для создания электронной информационной базы архива, открытого для исследователей в России, Сирии и других странах. Информация написана на трех языках (арабском, русском и английском), что даст возможность специалистам из разных стран изучать проблему сирийской христианской архитектуры. Можно будет шаг за шагом расширять базу, включая в нее информацию о христианской архитектуре других стран, например о церквях, находящихся на территории Российской Федерации. Это позволит иметь самую большую электронную энциклопедию христианской архитектуры. А после этого мы можем смело мечтать о расширении архива и включении информации об архитектуре других религий до и после христианства.
[1] Метод и результаты, представленные в этой статье, являются частью магистерской работы [1, 2].
[2] Набатейское царство – государство, образованное набатеями (группой арабских племён), существовавшее в III веке до н. э. – 106 н. э. на территории современных Иордании, Израиля, Сирии и Саудовской Аравии. Архитектура Набатеи (Ναβαταῖοι) приримская архитектура, хотя и не эллинистическая архитектура.
1. Кассар, В. Архитектурно-композиционные особенности христианских культовых сооружений на территории Сирии в IV – начале VII в.: магистерская диссертация : квалификация магистр по направлению подготовки 07.04.02 – Реконструкция и реставрация архитектурного наследия / Кассар Виктория ; науч. рук. Н. М. Петухова ; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. – Санкт-Петербург, 2023.
2. Кассар, В. Архитектурно-композиционные особенности христианских культовых сооружений на территории Сирии в IV – начале VII в. : автореферат магистерской диссертации / Кассар Виктория ; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. – Санкт-Петербург, 2023.
3. Butler, H. C. Syria: publications of the Princeton University Archaeological Expeditions to Syria in 1904 - 5 and 1909 (Div. 2, Sect. A ; 4). DOI / Citation link: https://doi.org/10.11588/diglit.45583
4. Groat, L. Architectural research methods / Linda Groat Linda, David Wang. – 2nd edition. – Hoboken, New Jersey : John Wiley & Sons, Inc., 2013.
5. Krautheimer, R. Early Christian and Byzantine Architecture / Richard Krautheimer. –Baltimore: Penguin Books, 1965.
6. Melchoir, V. Syrie Centrale / Melchoir Vogue (Marquis de). – Paris : J. Baudry Libraire editeur, 1865-1877.