с 01.01.2020 по настоящее время
Красногорск, г. Москва и Московская область, Россия
статья посвящена особенностям развития транспортных систем и их связи с учебными учреждениями как драйверами развития регионов. В результате аналитического и научного исследования предлагается проект взаимной адаптации системы РЖД и высокого уровня общеобразовательных школ и интернатов с обустройством бомбоубежищ и летних школ.
транспортная инфраструктура, железнодорожный узел, проект школы, город Феодосия, Республика Крым, Сонково, Тверская область
Развитие транспортных путей оказывает прямое влияние на градостроительную структуру России, обслуживание территорий, перемещение населения с различными целями: туризм, поездки на работу и к местам образования, в т. ч. школьного обучения. В данной работе исследуется возможность поездок на железнодорожном транспорте к образовательным учреждениям с помощью железнодорожной инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»).
При планировании транспортной инфраструктуры, а именно железнодорожных путей, необходимо учитывать следующие факторы:
1. Природно-ландшафтный (в т. ч. влияние степени заболоченности грунтов и уровня воды при разливе рек) и различные антропогенные факторы.
2. Экономический ресурс, необходимый для организации производств, строительства и ремонта школ, а также для возможности использования современных архитектурных и инженерных решений.
3. Архитектурный облик школы как драйвер развития обслуживаемой территории (в нашей статье акцентируется проект общеобразовательной школы высокого уровня).
Тенденция к централизации вокруг Москвы как столицы Российской Федерации, с одной стороны, оказывает положительное влияние на ряд экономических и градостроительных факторов. Но это приводит к экономическому и демографическому упадку в иных регионах России. Комплекс экономических, социальных и транспортных аспектов оказывает прямое влияние на градостроительное обустройство поселений, городов и областей.
Актуальность работы определяется программами освоения регионов России, восстанавливаемыми новыми территориями России, в т. ч. Крыма, и Программой обустройства Приазовья. Натурное обследование состояния образовательной системы в Тверской области и участие в Президентском гранте стало возможным благодаря Софийско-Троицкому благотворительному Фонду.
Чтобы придать более значительную градостроительную значимость Тверской области [2, 3, 4, 7] и Феодосии в Республике Крым, был проведен комплексный анализ территорий. По итогам исследования предлагается метод развития Тверской области на основе улучшения железнодорожного узла Бологое–Сонково–Рыбинск на пересечении двух железнодорожных направлений и его связи с общеобразовательными учреждениями (школами).
Данный метод позволяет создать основу для нового центра, который определяет стратегию градостроительного развития Сонковского района. Перспективной представляется многоядерная система расселения, в которой школы служат центрами, объединяющими населенные пункты соседних регионов для повышения доступности обучения в общеобразовательном учреждении.
Все проектные решения начинаются с исторического анализа территории. Железная дорога в Тверской области берет свое начало с 1850 года и имеет четыре важных магистральных направления: на Москву, Санкт-Петербург, Бежецк и Рыбинск. Важной транспортной железнодорожной ветвью является направление Бологое–Сонково–Рыбинск [8], построенное в 1870 году. В геологической структуре Сонковского района была установлена малая заболоченность территории, что благоприятно влияет на ее дальнейшее градостроительное развитие [1].
В ходе параллельного исследования была проанализирована транспортная инфраструктура Феодосийского района республики Крым. Железная дорога здесь берет свое начало с 1892 года. Линия Джанкой–Феодосия была частично профинансирована известнейшим художником, акционером Иваном Константиновичем Айвазовским. Именно Айвазовский внес большой вклад в развитие города и железнодорожных путей. Впоследствии город Феодосия получил статус портового города большого стратегического и экономического значения.
В процессе анализа территорий и транспортной инфраструктуры Тверской области и Феодосийского района были выделены следующие важные аспекты:
- сочетание благоприятных антропогенных факторов;
- большое количество сохранившихся культурных и исторических памятников;
- исторически сложившаяся развитая железнодорожная инфраструктура.
На основании приведенного анализа территории был разработан проект развития перспективного использования транспортной системы – организация пассажирских перевозок учеников, учителей и персонала школ на большие расстояния с помощью железнодорожных путей. В поездах предлагается оборудовать специализированные вагоны, которые позволят повысить уровень доступности образования в школах. Образовательное учреждение при реализации такого проекта послужит не только культурным звеном обучения детей, но и ядром для притока населения. Тем самым при размещении школ нового типа в Сонково и Феодосии увеличится значимость Тверской области и Республики Крым и будет обеспечено сохранение культурного и образовательного потенциала, благоприятной среды для увеличения туристическо-образовательного потока из центра в регионы.
Предлагаемая концепция проекта служит драйвером развития образовательной системы, выражающейся в построении синтеза между структурой железных дорог и образовательными учреждениями. Предлагается ядерное размещение модулей школ вблизи существующих железнодорожных путей с размещением ответвления для размещения платформы в пешеходной доступности от школы. Такой способ перемещения учащихся до учебных учреждений позволит сократить время на поездку, повысить комфорт и безопасность перемещения, а также увеличить уровень доступности образования среди детей не только из близлежащих поселений, но и из других городов.
В удаленных от региональных центров районах учащиеся школ вынуждены добираться до школы пешком, преодолевая расстояние от дома до школы от 30 минут до двух часов [6]. Это является не только затратным по времени, но и физически тяжелым и небезопасным способом перемещения. При использовании пассажирских перевозок по дополнительным железным дорогам время сократится до двадцати минут. Предлагаемый синтез железнодорожной инфраструктуры и системы инновационного школьного образования позволит улучшить на территории Российской Федерации уровень образования в целом и повысить его доступность.
Нами был спроектирована модель высокооснащенной школы, применимая для размещения в любом городе и поселении Российской Федерации. Предлагаемое проектное решение соответствует всем требованиям, предъявленным к современному образовательному учреждению. Такое проектное решение является многофункциональным и безопасным, поскольку включает эвакуационные пути и бомбоубежище. Универсальный модуль включает в себя три уровня: подземный этаж, первый и второй этажи (рис. 1).
Рассмотрим более детально структуру и функциональное зонирование проектируемой школы. Образовательное учреждение имеет блочную структуру. Каждый блок (старшие и младшие классы, столовая, спортивный комплекс, актовый зал) соединены между собой единым общественным пространством – атриумом. Каждый блок имеет систему эвакуационных путей, которые позволяют максимально быстро покинуть здание в случае чрезвычайного происшествия (рис. 1).
На первом этаже располагается общественная зона, атриум, учебные классы, столовая, актовый зал и спортивный комплекс.
В спортивном блоке располагается зал для занятий физической активностью и бассейн длиной в пятьдесят метров с системой раздевалок.
На втором этаже располагаются учебные классы, зоны отдыха и спальные комнаты.
Подвальный этаж используется и как технический этаж (расположение инженерного оборудования) и для спортивных целей (расположение стрелкового тира под бассейном). Особенно важно, что подвал помимо вышеуказанных функций может служить бомбоубежищем. Толстые стены, перекрытие толщиной в два метра и система эвакуационных путей обеспечивают возможность безопасной и быстрой эвакуации учащихся в чрезвычайных ситуациях.
Данные проекты являются основой создания новых центров, определяющих стратегии градостроительного развития Сонковского и Феодосийского районов. Многоядерная система расселения является очень перспективной, в ней школа служит звеном не только образовательным, но и объединяющим населенные пункты соседних регионов для повышения доступности обучения в общеобразовательных учреждениях. Поэтому при развитии транспортной системы перемещение людей из разных городов на большие расстояния с помощью железнодорожных путей и специализированных вагонов делает школы более доступными и с помощью различного оборудования повышает их специализацию для учащихся. Образовательные учреждения нового поколения служат не только культурно-образовательным центром обучения детей, но и ядром для централизации населения.
Мы считаем, что в России для практической реализации предлагаемого проекта сложилось благоприятная политико-экономическая ситуация. Так, например, в Соединенных Штатах Америки, в отличие от Российской Федерации, нет аналогичной ОАО «РЖД» государственной компании, контролирующей подавляющее большинство железных дорог в стране и, в частности, пассажирские перевозки. Железные дороги в США принадлежат различным частным организациям, которые действуют независимо друг от друга, исходя из экономической целесообразности. Для реализации предлагаемого проекта в Российской Федерации не потребуется консолидация нескольких частных корпораций, интересы которых не совпадают. РЖД – достояние России.
Таким образом, при размещении школ нового поколения в Сонково или в Феодосии произойдет повышение значимости Тверской области и Республики Крым, сохранение культурного и образовательного слоя указанных регионов, создание благоприятной среды для формирования образовательного и туристического потоков.
1. Влияние антропогенного фактора на эволюцию осушаемых дерново-подзолистых почв Верхневолжской низменности / Н. А. Муромцев, Н. А. Семенов, А. В. Шуравилин [и др.] // Вестник РУДН. Серия: Агрономия и животноводство. – 2010. – № 1. – С. 46-51. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-antropogennogo-faktora-na-evolyutsiyu-osushaemyh-dernovo-podzolistyh-pochv-verhnevolzhskoy-nizmennosti (дата обращения: 15.10.2023).
2. Генеральное соображение по Тверской губернии, извлеченное из подробного топографического и камерального по городам и уездам описания 1783–1784 г. / издание Тверской Губернской земской управы; [автор предисловия В. П-ий]. – Тверь: типография Губернской земской управы, 1873.
3. Колосов, В. И. Прошлое и настоящее Твери / В. И. Колосов. – Тверь : Твер. учен. арх. комис., 1917.
4. Липин, В. П. Сонковский узел. Времена, события, люди / В. П. Липин; Сонковский узел – Тверь – Сонково: СФК-офис, б. и., 2014.
5. Обзор мирового опыта выравнивания возможностей обучающихся на получение качественного образования / С. Ю. Новоселова, Т. В. Болотина, Т. В. Потемкина, Л. Ю. Грачева // Педагогическая наука и практика. – 2016. – № 4 (14). – С. 11-20. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-mirovogo-opyta-vyravnivaniya-vozmozhnostey-obuchayuschihsya-na-poluchenie-kachestvennogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.10.2023).
6. Приемская, Е. Вне зоны доступа: в сельской местности дети вынуждены ходить в школы пешком за километры / Е. Приемская // Известия : сайт газеты. – Опубликовано 30 октября 2019. – URL: https://iz.ru/938007/evgeniia-priemskaia/vne-zony-dostupa-v-selskoi-mestnosti-deti-vynuzhdeny-khodit-v-shkoly-peshkom-za-kilometry (дата обращения: 15.10.2023).
7. Свод памятников истории и культуры России. Тверская область [В 6 ч.]. Ч. 1 / Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания, Мин-во культ. РФ ; отв. ред. Г. К. Смирнов ; редкол.: В. П. Выголов, А. И. Комеч, А. В. Королева, Г. К. Смирнов, А. Б. Стерлигов. – Москва: Наука, 2003.
8. Шилов, Г. М. Архитектурно-пространственные взаимосвязи в градостроительстве : Монография / Г.М. Шилов ; М-во образования Рос. Федерации. Твер. гос. техн. ун-т. – Тверь : Изд-во Твер. гос. техн. ун-та, 2003.