Особенности образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями, спроектированных совместно с конечным пользователем
Секция: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
представленная статья посвящена анализу проектов образовательных учреждений, являющихся результатом совместной работы архитектора с детьми, для которых они создавались, и их родителями.

Ключевые слова:
образовательные учреждения, школа, лечебные учреждения, безбарьерная архитектура
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

В последнее время одно из приоритетных направлений исследований – организация доступной среды для людей с ограниченными возможностями. Ежегодно проводится множество новых исследований, которые вносят уточнения в принципы организации специализированных учреждений для этой группы населения. Но теоретические знания и ежедневная практика все же зачастую очень разнятся. Именно поэтому в данной статье рассматриваются проекты специализированных образовательных учреждений, созданных совместно с особенными детьми и их родителями. Основной целью приведенного здесь анализа является выведение и систематизация принципов, которым уделяется наибольшее внимание, когда архитекторы консультируются с теми, кому предстоит пользоваться будущими объектами, то есть «конечными пользователями».

Прежде чем перейти к конкретными объектам, следует разобраться в группах людей с ограниченными возможностями. Стоит отметить, что на сегодняшний день существует несколько классификаций. Опираясь на классификацию, предложенную Б.П. Пузановым и В.А. Лапшиным, был предложен вариант, используемый в исследовании, частью которого является анализ, приведенный в данной статье.

Дети с ограниченными возможностями:

1. Слабовидящие и слепые дети.

2. Слабослышащие и глухие дети.

3. Умственно отсталые дети и дети с ЗПР (задержка психического развития).

4. Дети с тяжелым нарушением речи.

5. Дети с нарушениями опорно-двигательной системы.

6. Дети с искаженным развитием (РАС).

7. Дети с комбинированными дефектами.

У каждой из групп существуют свои базовые способности и трудности, которые влияют на рекомендации по архитектурно-планировочным решениям. Если суммировать различные исследования, то можно вывести ряд схожих аспектов, на которые в первую очередь обращают внимание при проектировании образовательных учреждений для всех групп:

  1. хорошая освещенность помещений и использование света и тени для ориентирования или развития навыков мышления;
  2. четкие ориентиры/доминанты для навигации;
  3. использование рельефных поверхностей и фактур для навигации и альтернативных зон игр;
  4. контрастные цвета для выделения основных пешеходных путей, конструктивных элементов и элементов интерьера;
  5. доступность и безопасность: минимизация вертикальных уровней и беспрепятственные горизонтальные коммуникации;
  6. применение шумопоглощающих материалов и строительных решений (для лучшего ориентирования и снижения вероятности испуга);
  7. специализированные зоны отдыха.

Несмотря на то, что все рекомендации можно объединить таким образом, в действительности для каждой из групп практически каждый пункт будет раскрываться индивидуально. Например, приоритетные цвета для разных детей будут различны: для слабовидящих – желтый, для детей с ЗПР – красный и синий и так далее. Все это делает невозможным комплексный подход, хотя в 2018 году в своем исследовании Хазиахметова Е.В. сделала попытку предложить решение объекта, который подходил бы сразу всем группам детей с ограниченными возможностями.

 

Теперь перейдем к проектам, созданным совместно с конечными пользователями. Стоит сразу отметить, что все они имеют четкую специализацию и предназначены максимум для двух из семи классифицируемых групп детей с ограниченными возможностями.

 

Первый проектCime conductive School /ATELIER 229 (Uccle, Belgium; 2019).

Инициаторами проекта этой школы (рис. 1) стала группа родителей с детьми с нарушениями опорно-двигательной системы. Их попытки найти подходящую школу не увенчались успехом, поэтому они обратились к администрации города Уккле за содействием, а вскоре к архитектурному бюро ATELIER 229, совместно с которыми создали проект школы. В итоге получилось простое в плане одноэтажное здание квадратной формы, четыре функциональных блока которого сгруппировались вокруг закрытого двора.

В данном проекте архитекторы сделали упор на следующие аспекты:

  • связь с окружающими зданиями. Выбор места неслучаен, поскольку раньше здесь также находилась школа, а расположено оно между начальной школой и центром дневного пребывания для пожилых людей. Кроме того, объем решен таким образом, чтобы не выбиваться из существующего морфотипа застройки;
  • проницаемость и связь с парком. Выделенный участок расположен на тихой улице рядом с крупным городским парком Wolvendael, поэтому одной из целей было максимально раскрыться к нему и при этом не закрывать его от города. Такое расположение школы позволяет выстроить дополнительные связи с окружающим миром. И в данном случае было решено вывести в «пограничную» зону многофункциональную столовую, которую муниципалитет может использовать для проведения мероприятий или как кафетерий в парке во внеучебное время;
  • собственный «двор-крепость» (возможность обособиться). Хоть здание и открыто к городскому парку, оно в первую очередь остается «домом» для своих учеников, которым важна возможность закрыться, чтобы побыть в безопасности и комфортном для них ритме. Такую возможность дает планировка здания, которая позволяет обосабливаться внутри общего двора;
  • видовая связь. Давно доказано, что контакт с природой благотворно влияет на развитие детей и процессы реабилитации. Проницаемость здания позволяет установить этот контакт, а видовые окна создать нужные акценты внутри помещений;
  • доступность и комфорт. Все помещения школы расположены в одном этаже и имеют четкие и понятные связи. Кроме того, все коридоры оборудованы зонами отдыха. Основным материалом выбрано дерево, которое создает ощущение тепла и уюта;
  • специализированные помещения. В здании предусмотрено несколько помещений, где дети могут получить базовую медицинскую помощь и пройти необходимые для восстановления или поддержания формы процедуры. Таким образом, у детей и их родителей нет постоянной необходимости ездить в специализированные реабилитационные учреждения, ведь многое теперь можно сделать рядом с домом.

 

Второй проектAD Classics: St. Coletta School / Michael Graves (Washington, USA; 2006).

Данная школа (рис. 2)была основана супружеской парой с ребенком с синдромом Дауна. Также, как и в предыдущем случае, не найдя подходящего образовательного учреждения, они решили создать специализированную школу для умственно отсталых детей и детей с ЗПР. Архитектором был выбран Майкл Грейвс, который создал необычное игровое здание, будто собранное из детских кубиков.

В данном проекте архитекторы сделали упор на следующие аспекты:

  • простые формы. Умственно отсталые дети и дети с ЗПР очень хорошо воспринимают простые объекты. Именно поэтому в школе все от основных блоков до деталей фасадов и интерьеров собрано из базовых форм, которые напоминают строительные блоки. Это метафора учебной программы школы – простой, понятной и «устойчивой»;
  • «игровые» формы. Доказано, что один из наилучших способов спровоцировать процесс познания у умственно отсталых детей и детей с ЗПР – это игра. Именно поэтому в образе здания ставка сделана на яркость, привлекательность и аналогию с детским конструктором. Спустя годы можно с уверенностью сказать, что в данном случае архитекторы попали в точку и смогли заинтересовать и увлечь конечных пользователей, поскольку ученики школы с легкостью узнают его и часто изображают в своих рисунках;
  • иерархия помещений. Школа состоит из серии двухэтажных «школьных домов» (деление по возрастам от 3 до 22), которые примыкают к центральному холлу двойной высоты с мансардными окнами. Таким образом, у детей появляется возможность на уровне ощущений понять помещения разного функционального наполнения.
  • сомасштабность. Как уже говорилось, дети с ЗПР очень хорошо воспринимают простоту. В связи с этим очень важно, чтобы границы помещений были сомасштабны ребенку, а значит понятны ему. Именно поэтому в данном проекте архитекторы ограничились двойной высотой помещений. Она дала возможность дифференцировать помещения, но не усложнить их, сделав дискомфортными и непонятыми для детей.
  • цветовые акценты (базовые цвета). В интерьерах школы использованы базовые цвета, понятные детям с ЗПР. Причем в зависимости от назначения помещения цветовые акценты настраивают на работу или отдых. Естественный свет в центральном атриуме с арочными потолками и множеством мансардных окон делает комнаты ярче, усиливая цвета. Снаружи цветовая палитра более разнообразна, но все использованные цвета – яркие и открытые.
  • специализированные помещения. В школе предусмотрены кабинеты физиотерапии и гидротерапии, а также сенсорные комнаты, предназначенные для стимулирования учащихся с помощью света, цвета и звуков. Таким образом, как и в первом проекте минимизируется необходимость ездить в специализированные реабилитационные учреждения, поскольку теперь необходимые процедуры можно провести рядом с домом и прямо после занятий.

 

Третий проектDeyang School for Deaf & Intellectually Disabled Children / China Southwest Architectural Design and Research Institute Corp. Ltd (Deyang, China; 2012)

Школа в Дэянге (рис. 3)— это благотворительное образовательное учреждение, в котором обучаются дети с нарушениями речи и слуха, а также умственно отсталые дети и дети с ЗПР.

Для создания образа здания архитекторы обратились к рисункам домов потенциальных учеников. Так родилась идея деревни с общей центральной площадью, состоящей из нескольких простых зданий со скатными крышами.

В данном проекте архитекторы сделали упор на следующие аспекты:

  • понятый образ «дома». Хорошо известно, как маленькие дети изображают дома. Для почти любого ребенка образ дома связан с теплотой, комфортом и безопасностью;
  • свой внутренний двор. Школа разделена на небольшие здания разного размера, собранные вокруг центрального двора, где можно «спрятаться» и побыть в комфортном и безопасном месте;
  • многоуровневое взаимодействие. Помещения в каждом здании ориентированы на атриум, который, следуя взаимосвязи «комнаты»-«атриум»-«двор», создает многоуровневое взаимодействие между частными и общественными пространствами;
  • разнообразие картин. Разнообразие картин (атриумы, дворы и т.д.), а также их обрамление (окна разного размера на разных уровнях) дают детям возможность исследовать мир с разной высоты и под разными углами. Такой подход стимулирует интерес, помогает развитию интеллекта, вдохновляя их взаимодействовать друг с другом и вместе открывать для себя окружающий мир;
  • видовая связь. Разнонаправленные окна стимулируют интерес к окружающему миру;
  • специализированые помещения. Как и в предыдущих проектах, здесь предусмотрены специализированные комнаты с различными уровнями сенсорной стимуляции.

 

Проанализировав эти три объекта, стоит отметить, что наряду с такими базовыми принципами, как доступность, наличие доминант и акцентов, во всех случаях архитекторы уделяли внимание следующим четырем аспектам:

  1. специализированные помещения (медицинские, а также сенсорные комнаты различной степени стимуляции);
  2.  видовые картины (для повышения заинтересованности);
  3. уровни общения/иерархия помещений (во всех случаях созданы системы пространств, в которых ребенок может выбирать степень взаимодействия с окружающими);
  4. безопасность (в данном случае речь идет о том, что для детей с ограниченными возможностями важна не только интеграция в общество, но и возможность при необходимости побыть в комфортном пространстве, которую дают изолированные внутренние дворы).

Эти пункты являются важным дополнением к уже существующим принципам решения пространств для детей с ограниченными возможностями и могут помочь обогатить их и создать более комфортную образовательную среду.

Список литературы

1. Ахметзянова, А. И. Расстройства аутистического спектра: современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению : учебно-методическое пособие / А. И. Ахметзянова, В. Ю. Дадакина, И. В. Кротова и др. – [Текст электронный]. – Казань: Издательство Казанского университета, 2020.

2. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. – Москва: Советский спорт, 2012.

3. Ермолаев, Д. В. Средовой подход в работе с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы / Д. В. Ермолаев, И. Ю. Захарова // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. – 2011. – Вып. 5. – С. 9–33.

4. Лапшин, В. А. Основы дефектологии: Учебное пособие / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – Москва: Просвещение, 1997.

5. Хазиахметова, Е. В.Принципы организации архитектурного пространства для детей с ограниченными возможностями / Е. В. Хазиахметова // Известия КГАСУ. – 2018. – № 4 (46). – С. 143-151.

6. Atelier 229: official website. – URL: https://a229.be/post/182241378826/cime-conductive-objet-ecole-secondaire (дата обращения 24.08.2023).

7. Boys, J.Doing Disability Differently: An Alternative Handbook on Architecture, Dis/Ability and Designing for Everyday Life / J. Boys. – Abingdon (UK) : Routledge, 2014.

8. Deyang School for Deaf&Intellectually Disabled Children // ArchDaily: интернет-портал. – URL: https://www.archdaily.com/433968/deyang-deaf-and-intelectual-disability-children-education-school-china-southwest-architectural-design-and-research-institute-corp-ltd (дата обращения 13.08.2023).

9. Poulsgaard, S. INCLUSIVE ARCHITECTURE How can we create a society that is accessible to everyone? / Simon Poulsgaard. – Göteborg : Chalmers University of Technology, 2016. – URL: https://publications.lib.chalmers.se/records/fulltext/247726/247726.pdf (датаобращения: 13.12.2022).

10. St. Coletta of Greater Washington // Michael Graves: official website. – URL: https://michaelgraves.com/project/st-coletta-of-greater-washington (дата обращения 26.07.2023).

Войти или Создать
* Забыли пароль?