Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
аспирант с 01.01.2023 по настоящее время
Московский архитектурный институт (государственная академия) (Кафедра Храмовое зодчество)
с 01.01.2021 по 01.01.2022 Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются различные аспекты архитектурной графики в контексте современной компьютеризации процесса проектирования и понимания архитектурной графики как вида искусства, отмечается ее многоплановость, но в то же время обозначаются и фундаментальные цели, неразрывно связанные именно с архитектурным творчеством.
ручная графика, архитектурный рисунок, проектирование, творческий принцип, построение архитектурной среды
Ручная графика в различных формах воплощения на протяжении истории архитектуры являлась основой профессионального языка, а также и основой для диалога между архитектором и широкой аудиторией. В последние годы в профессиональном сообществе нередко поднимаются вопросы об актуальном инструментарии архитектора: о традиционных ручных и компьютеризированных способах выражения авторского замысла, которые порой находятся в противоречии друг с другом. Обозначению понятия архитектурной графики и ее места в современном архитектурном творчестве и архитектурном образовании было посвящено заседание круглого стола. В ходе обсуждения теоретических аспектов художественного образования поднимались важные вопросы: какими инструментами необходимо овладеть будущим архитекторам, как взаимосвязаны образ профессионального мышления с возможностями изобразительного исполнения, какие составляющие творческого метода архитектора нельзя упразднять в погоне за временем и результатом?
Если говорить об архитектурной графике как элементе ручного труда и творческом методе архитектора, то графика является прежде всего инструментом осмысления проектной идеи, позволяющим получить первые визуализации идейного замысла, которые в большинстве случаев достаточно далеки от рисунка как предмета искусства. Перебор абстрактных композиций, со стороны напоминающих бесцельное рисование, и работа в разных масштабах с постоянной сменой угла зрения позволяют уравновесить возникающие противоречия и постепенно приводят к формированию вполне конкретной продуманной идеи.
Заведующий кафедрой «Живопись» В. Л. Барышников в своем выступлении отметил, что для более полного понимания архитектурной графики как вида искусства в современности необходимо проследить основные вехи ее развития. Архитектурная графика является не только иллюстрацией развития и формирования стилей, но и отражением духа времени, свидетельством вкусов эпохи. В начале XVIII века архитектурная графика имела сугубо прикладную функцию – изображение проектируемой архитектуры для понимания ее основных пластических характеристик. Затем сфера архитектурной графики существенно расширилась, получили развитие такие жанры, как архитектурные зарисовки, мощный импульс получила тема архитектурной фантазии. В современную цифровую эпоху сохранение традиций и развитие архитектурной графики становится особенно актуальной темой для архитектурного образования.
Доклад старшего преподавателя кафедры «Рисунок» И. В. Стукалова был посвящен одному из первостепенных инструментов архитектора – академическому рисунку. Важными его аспектами в системе архитектурного образования считаются отличия изображений трехмерных форм от линейной перспективы. В ходе рассуждений были рассмотрены особые понятия «перцепция» и «апперцепция», которые встречаются в условиях создания и восприятия архитектурно-художественных образов. Особое внимание в докладе И. В. Стукалова было уделено геометрическим основам «апперцептивной перспективы» в реалистичном рисунке архитектуры, которые создавались нашими предшественниками – мастерами прошлых столетий. На примерах произведений Джованни Б. Пиранези и других влиятельных мастеров архитектурной графики были сделаны выводы об основополагающих принципах изображения, выходящих за рамки простой проекции трехмерных форм на плоскость. В перспективе развития темы была озвучена мысль о разработке конкретных методических рекомендаций в рамках укрепления системы архитектурно-художественного образования.
В докладе доцента кафедры «Рисунок» и кафедры «Архитектура жилых зданий» В. А. Колгашкиной были рассмотрены два направления архитектурной графики: визуализация архитектурных проектов и средство создания вымышленной реальности. Взаимосвязи архитектурной графики и проектного творчества могут быть показаны с позиций воплощения в архитектурной графике нереализуемых идей, создания на основе ассоциаций вымышленных архитектурных объектов и пространств. Был проанализирован творческий метод Дж.-Б. Пиранези, в гравюрах которого сочетание четкости архитектора и фантазии художника породило предельно реалистичные образы, ни один из которых не был посвящен реальному месту, но в то же время каждую его работу отличала убедительность перспективных построений, невероятная техничность, детальность и точность. Творчество Пиранези оказало фундаментальное влияние на развитие архитектурной графики, его мотивы можно также увидеть и в работах ярких представителей «бумажной архитектуры» Многие идеи архитекторов-бумажников раздвигали привычные пространственные рамки, соединяя различные стили и эпохи, открывая для себя и зрителей новые формы восприятия архитектуры. Художественные проекты создавались преимущественно для концептуальных выставок, конкурсов, публикаций и не подразумевали возможность реализации. Но в то же время отрешенность от реальности позволяла поднимать в проектах глубокие философские вопросы, акцентирующее понимание архитектуры не только с сугубо функциональной стороны, но и как средоточия смыслов. Во многих работах вводился даже главный герой, который взаимодействовал с создаваемым пространством, впитывал настроение и атмосферу. Здесь архитектурная графика вновь выступала средством создания вымышленного пространства, подчиненного, несмотря на свою нереальность, объективным принципам построения архитектурной среды.
В качестве примера опыта современных архитекторов, использующих ручную графику для визуализации своих проектов, было отмечено одно из ведущих современных бюро «Студия-44», руководитель которой, Н. Явейн, как правило, сопровождает презентации проектов иллюстрациями, выполненными от руки. Это показательный пример, как в современном проектировании ручная графика становится выигрышным отличительным творческим принципом.
Различным приемам архитектурной графики были посвящены доклады студентов К. Солонцовой (3-й курс) и С. Новиковой и Д. Дроздовой (2-й курс).
К. Солонцова рассказала о творческом методе Кирилла Челушкина, выпускника МАРХИ, одной ведущих тем творчества которого является исследование взаимодействия между мегаполисом и человеком. В его работах архитектура не всегда играет главную роль, часто являясь вспомогательным окружающим пространством с условным характером, оформляя ведущую сюжетную линию работы. Авторской техникой К. Челушкина является рисунок на холсте, с насыщенными тоновыми контрастами, туманной атмосферой и световыми акцентами.
С. Новикова и Д. Дроздова проанализировали пространственно-графические схемы построения офортов Хэдли Фиттона, выявив ряд основных авторских приемов. Работы Х. Фиттона – это пример архитектурного рисунка, где внимание зрителя сосредотачивается на определенном фрагменте, в то время как остальная часть работы остается незавершенной.
В контексте последних тенденций компьютеризированных способов выражения авторских идей участниками круглого стола был затронут вопрос об искусственном интеллекте. Анализу результатов работы различных нейросетей на тему «Архитектура и живопись известных мастеров прошлого века» были посвящены доклады студентов С. Новосад и А. Кравченко (3-й курс). В них были подробно разобраны стилистические и цветовые особенности сгенерированных картин по запросу «Если бы Ван Гог был архитектором», «Живопись в стиле Гауди», «Если бы Сальвадор Дали был архитектором» вместе с приемами организации графических композиций. Особое внимание уделялось тому, как алгоритм искусственного интеллекта считывает текстовое описание с визуальным набором уже существующих изображений по заданной тематике. Студентами было отмечено прямое визуальное заимствование с хаотичной расстановкой художественных акцентов, хотя в некоторых случаях генерация образов представляется уместной для дальнейшей проработки архитектурных решений, например, как в случае с макетом по запросу «если бы Малевич был архитектором». Авторы уверены, что работа с генерированными аналогами в перспективе может помочь обогатить набор архитектурных сюжетов и позволит на основе широкой базы визуальных образов уже уверенно перейти к выборке и моделированию своих собственных авторских идей. Однако в этом вопросе нужно грамотно обозначить границы, чтобы архитектурное творчество не заместилось созданием команд для искусственного интеллекта.
Аспирантом и председателем студенческого научного объединения (СНО) МАРХИ В. И. Пилипенко был поднят актуальный вопрос об роли графического дизайна в процессе архитектурного образования. В докладе было отмечено тесное взаимодействие графического дизайна и архитектуры – сейчас графический дизайн буквально проникает в архитектуру, интерьер, на фасады зданий, и студенты придают все большее значение графическому дизайну в процессе профессиональной архитектурной подготовки. Появлению новых плоскостей развития в данной сфере способствовало множество факторов: переход на инструменты компьютерной графики, организация многочисленных «декоративных» выставок, возникновение творческих группировок, выход в свет синтезированных трудов на стыке архитектуры и графического дизайна, специальных журналов или художественно-сатирических изданий и пр. Действительно, если рассмотреть фундаментальные основы графического дизайна, то можно найти ряд параллелей с построением композиции в архитектуре – понятия контраста, силуэта, ритма и модуля могут трактоваться одинаково как в графическом дизайне, так и в архитектуре. В ходе обсуждений был сделан акцент, что графический дизайн и любой вид типографики и верстки оказывается близок к непосредственно архитектурному проектированию. Обе сферы творчества предполагают работу с пространством. Сочинение композиции, структурирование формы, создание иерархии, работа с цветовыми решениями, соотношением пятен и пропорций одинаковы как в архитектурных, так и в графо-дизайнерских дисциплинах. Овладение художественными приемами и основами композиции является длительным процессом что в архитектурном, что в дизайнерском высшем образовании, поэтому развивать «чувство прекрасного» можно как в графическо-дизайнерских упражнениях, так и непосредственно в проектном творчестве.
Подводя итог дискуссии, необходимо подчеркнуть важность понимания в профессиональном сообществе принадлежности архитектурной графики непосредственно к архитектурному творчеству, что наглядно отражено в ее истоках. Изображение архитектуры само по себе не может автоматически приравниваться к архитектурной графике, хотя в настоящее время уже намечается подобная тенденция, связанная в первую очередь с субъективным осмыслением продукта изобразительного творчества, также распространением различных некомпетентных образовательных ресурсов по обучению архитектурной графике.
Следует помнить, что понятие архитектурной графики неразрывно связано с задачами профессии и спецификой архитектурного рисунка, когда графика становится в первую очередь средством передачи воображаемого пространства. Независимо от выбранного материала и техники, архитектурную графику отличает убедительность пространственных построений, наличие выраженного визуального акцента, перспективного развития изображаемого пространства. Стиль архитектурной графики отличается в зависимости от конкретных поставленных задач: проектный эскиз, рисунок-штудия, рисунок-реконструкция, рисунок с натуры, сюжетный рисунок и пр. Однако это лишь подтверждает вторичность графических средств по отношению к основной цели – формированию пространства на плоскости листа.