Архитектурно-градостроительное проектирование. Основы методики исследования. Оптимизация образования на кафедре «Градостроительство»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме совершенствования программы подготовки специалиста-градостроителя в контексте преобразования системы образования высшей школы, оптимизации структуры, перечня и важности предметов – основы новой стратегии обучения.

Ключевые слова:
стратегия образования градостроителя, архитектурно-градостроительное проектирование, оптимизация программы, перечень предметов, методика исследования, мировоззренческие дисциплины, иерархия дисциплин.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Путь исследования архитектуры –

особый путь размышления,

приближающий гармонию пространства к  истине.

 

В контексте предлагаемой стратегии совершенствования системы образования, обозначенной Президентом РФ и высшей школой, настоящий момент можно определить как экспериментальный этап профессиональной подготовки архитектора-градостроителя (что подтверждается опытом обучения последнего времени) [1].

Мотивируется новое осмысление образования градостроительного направления с акцентом на обновление структуры и включением дисциплин мировоззренческого уровня, с одной стороны, и углубление фундаментальной профессиональной подготовки по совершенствованию креативных подходов и инструментария проектных решений – с другой, с учетом динамики информационно-технологического потенциала в мире глобальных сетевых структур (рис. 1).

Специалисту градостроителю как «синтетическому специалисту» необходимо знать методологические, общественные, гуманитарные, научно-технические и экономические дисциплины, которых, к сожалению, не наблюдается в перечне настоящего диплома.

Переходный период сегодня позволяет экспериментировать по всем аспектам, используя положительный опыт истории архитектурного образования, который высоко оценен и на международном уровне [2].

 

О настоящем моменте

Рассматривая вкладыш диплома магистра кафедры градостроительства, видим следующее: трудоемкость образовательной программы – 21 позиция, 120 зачетных единиц, соответствующих 1208 часам (одна зачётная единица равна 6.04 часа), – т. е. достаточно полновесный объем обучения. Но на что он тратится и как расставлены предметы? Если обратиться к программе, становится очевидно, что не прослеживается структура блоков, иерархия дисциплин и предметов, компоненты которых определяют важность, плавность и нарастающую сложность процесса. Много предметов имеют информационно-техническое (кадастр), ознакомительное (презентация проекта) или оформительское (итоговое портфолио) значение. Отсутствует разумная компилятивная гибкость, соотношение и объем предметов, например: «Иностранный язык» 9 з. е. и «Экономика проектных решений» 1 з. е.; «Русский язык. Научный стиль речи» 2.0 з. е. и «Современная методология архитектурного анализа» – 1,5 з. е.; «Социальные и экономические основы градостроительного проектирования» 1 з. е. и «Презентация проекта», «Итоговое портфолио», «Кадастр» – также 1 з. е. и т. д.? [1] При этом отсутствуют предметы и дисциплины мировоззренческого, педагогического направления (философия, экология, методика научных исследований), транспорт и коммуникации, обеспечивающие основные компетенции специалиста. В дипломном проектировании так называемые промежуточные проектные задания и упражнения зачастую не связаны с тематикой исследуемой проблемы и темой, выбранной автором.

Настоящее время – стратегия – «назад в будущее», с гармоничной адаптацией к действительным процессам среды, обретает новые формы – дистанционную, гибридную (очно-заочную) – опыт времени пандемии; дисциплины: когнитивное, виртуальное моделирование; виды оперативного инструментария менеджмента, электронных темпоральных картограмм, структурно-факторного мониторинга, системно-структурного анализа как результат учета объективных наблюдаемых процессов и обстоятельств [9]. Обретенный опыт чрезвычайно полезен. Необходимо идти дальше!

Любая система, тем более система образования, имеет структуру, отражающую степень важности дисциплин и предметов, их иерархию, наличие алгоритма и последовательность изучения с вектором расширения целей и усложнения задач. Всегда было известно о фундаментальной составляющей программы дисциплинах специализации, а далее формы инструментария оформления материала и т. д.

В данном контексте раскрываются мотивации оптимизации процесса подготовки специалиста-градостроителя по стержневой дисциплине «АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ», в плане системного подхода к формированию структуры программы.

 

Исследования в архитектурном проектировании – тенденции, потребность, актуальность

Сегодня парадигма Архитектурного (градостроительного) проектирования (АП), рефлексируя стремительные глобальные изменения функционирования градостроительных объектов, формирует последовательную методическую цепочку из уровней: проектно-ремесленного (исполнительского) 35 курсы, с компетенцией бакалавра (специалиста); проектно-исследовательского (научно-педагогического) старшие 67 курсы, степень магистра; научно-педагогического – аспирантура.

В такой ситуации АП необходимы более глубокие научно обоснованные походы мониторинга и оценки, способы и приемы анализа процессов, инструментарий их систематизации для формирования алгоритмов прогнозных моделей, обработки потока информации, что сосредотачивает студента, через системный перманентный анализ процессов реальности.

Следуя главному движителю проектного творчества архитектора-градостроителя –принципу «АНАЛИЗ–СИНТЕЗ», способствующему успешному взаимодействию науки–теории–практики, исследование насыщает дисциплину инновациями, рефлексируя процессы среды. Это определяет новый качественный уровень исследования на всех этапах АП с акцентом на средовой аспект, отличающийся от объектного [2].

Здесь необходима стройная методика, выстраивающая цели обучения через мониторинг, менеджмент, маркетинг, способствующие созданию алгоритмов проектирования на всех этапах разработки АП:

  • развивающая, научно-познавательная – эрудированность и компетентность, определяющие философско-мировоззренческую позицию автора в разработке прогнозных концепций и моделей развития среды в гармонии с окружающей биосферой;
  • образовательная – обретение знаний, необходимых для овладения профессией, по основным источникам: теории (теоретические труды, проектные профессиональные и студенческие конкурсные разработки); практике (реализованные объекты); нормативно-законодательной основе (основные и профессиональные архитектурно-градостроительные законы, подзаконные акты, нормативная база, экспертиза); авторскому практическому опыту (разработка проектов в рамках программы обучения, участие в профессиональных конкурсах);
  • практическая, проектно-профессиональная – понимание и оценка тенденций, процессов, проблем функционирования и развития среды для определения закономерностей ее развития и формирования, а также создание законодательной основы для эффективного использования в разработке проектов и концепций;
  • воспитательная – продвижение и популяризация профессии, формирование этической позиции, выражаемой в профессиональном такте, уважении и поддержке коллег в процессе проектирования и выполнения проектных разработок [8].

 

Мировоззренческая основа исследования

Мировоззренческая эрудиция и философско-социальная позиция студента определяют его компетенцию на стратегическом уровне формирования прогнозных решений процессов урбанизации (рис. 2).

В этом смысле важнейшую роль играет философия нового времени, которая формирует новые цели и задачи и предполагает неординарные решения во всем их многообразии.

В этой связи мировоззренческая основа необходима и важна для исследования по нескольким аспектам. Обогащение эрудиции студента помогает ориентироваться в современных метафизических определениях и формировать мировоззренческую позицию в критической оценке градостроительных процессов и объектов с учетом развития концепций об окружающем миропорядке, способствуют его креативности в формировании проектных решений [3].

В этом аспекте важно осознание, что архитектура и градостроительство рефлексируют динамику технологических укладов цивилизации, представляя собой «инертную волну» реализации их достижений, с одной стороны, при изменении пространственных и качественных характеристик, направленных на обеспечение возрастающих потребностей Социума – с другой [11]. Сегодня информационно-техногенная составляющая городской среды обретает приоритет в пространственной организации как отдельного поселения, так и всей структуры расселения (активно ее формируя), а также в обеспечении главных условий качества среды – безопасности, технологичности, экологии.

Образуются две составляющие пространственной структуры градостроительных объектов:

1) материальная – в виде сложившейся сети поселений и территорий;

2) «нематериальная» в виде сетей компьютерного, информационно-технологического, социального характера, обладающих виртуальными компонентами и связностью [10].

На всех этапах эволюции цивилизации уровень качества среды аксиоматично поддерживается тремя главными условиями:

безопасностью населения на всех уровнях пространственной организации;

экологичностью пространства (гармоничным взаимодействием с ландшафтом и природными компонентами);

техногенным комфортом (технологическим насыщением пространства обитания).

Основным катализатором этих процессов считается Социум как главный созидатель и пользователь среды.

На стратегическом уровне современный потенциал Социума (численность, мобильность, территориальная плотность) и Среды (территориальный рост, плотность процессов, пространственная сложность, множественная связность), формируя глобальную структуру, становятся паритетными ресурсу Природы, – оформляется парадигма триединства «Природа» – «Социум» – «Среда» [14]. Формируется модель современного мира – трех субстанций глобального уровня, перманентное взаимодействие которых осуществляется по принципам, приближенным к сложным системам физического мира.

На тактическом уровне исполнение «условий» качества среды в контексте протекания глобальных процессов обретает два иерархических уровня: общественный – для Социума и приватный (личный) – для субъекта-индивидуума. Первый общественный уровень предполагает приоритетность исполнения индивидуумом «условий» для окружающей среды, второй – обеспечение собственной личной безопасностикомфортностиэкологичности.

Наблюдаемые тенденции функционирования и развития градостроительных объектов формируют новое качество пространства3как импульсивно подвижное, непредсказуемо изменчивое и перманентно необратимое. Проявляются симптомы новых пространств, активно взаимодействующих с Социумом, определение которых требует осмысления (что позволяет исследователю их применение), обогащая профессиональный глоссарий научных изысканий.

Исследование выявленных тенденций позволяет изучать и определять суть выявленных процессов и параметров, что обеспечивает наиболее полный и достоверный мониторинг, способствующий формулированию основных принципов и теоретических моделей для разработки проектных концепций [12].

В этой связи повышается целесообразность оптимизации программы подготовки в части выбора предметов, способствующих совершенствованию АП, что дополнительно подтверждается известными обстоятельствами последнего времени.

 

Форма, подходы и приемы исследования

Совершенствование процесса АП требует максимального использования не только традиционных форм и методов, но и специфических подходов исследования, характерных для профессии градостроителя.

Одним из главных механизмов в стратегии обучения АП является алгоритм адаптации процесса проектирования к изменениям функционирования среды и корректного использования технологических возможностей ее прогнозирования, моделирования и развития.

Автор, используя опыт проведения АП последних лет, формулирует основные принципы подготовки ведения дисциплины, которые приемлемы для всех уровней обучения:

  1. Проект всегда содержит два уровня моделирования стратегический и тактический. Первый раскрывает целесообразность разработки, второй определяет гармоничность объекта в привязке к выбранному участку в рамках выбранных аспектов и алгоритма.
  2. Проектные задания обновляются иллюстрацией современных тенденций, научных и проектных достижений в процессах реальной деятельности, по теме.
  3. Совершенствование нормативной и графической грамотности проектного решения читабельность проекта «при отсутствии» автора.
  4. Обеспечение функционирования планировочной концепции в режиме рациональных параметров и реализации по основным аспектам – социально-экономическому, пространственному, коммуникационному, экологическому, историко-культурному.
  5. Обеспечение корректной масштабности и гармоничности взаимодействия с окружающей средой – сложившейся застройкой и окружающим природным ландшафтом.
  6. Формирование художественно-эстетической ценности проектируемого объекта – проявление положительных визуальных, функциональных, колористических, шумовых эмоций.
  7. Формирование ресурса пространственного и функционального развития.
  8. Обретение навыков авторского логично-доказательного доклада по разрабатываемому проекту.

В этой связи специфика АП и особенно градостроительная специализация предлагает формы анализа, позволяющие понять природу пространственного формирования среды.

Арсенал методики АП имеет разнообразные подходы и приемы научного исследования (графоаналитический анализ [16], структурная формализация [5], системно-структурный подход [15], структурно-функциональный анализ [4]), обеспечивающие как комплексную оценку исходной ситуации, обзор аналогов, так и способствующие разработке прогнозных моделей. В настоящее время он активно обновляется в контексте использования сетевых структур (когнитивный метод дискретности [6], метод информационно-параметрической матрицы качества среды [13], динамичные картограммы), совершенствуются механизмы исследования.

В каждом конкретном случае рождается индивидуальный алгоритм, однако студент должен знать, что в основе всякого метода лежат традиционно известные виды (способы) анализа, которые непременно, но корректно применяются:

  • натурный – зарисовки, фотофиксация, измерение, тестирование;
  • сравнение – параметрическое, функциональное, структурное, ресурсное и т. д.;
  • моделирование (копия и эксперимент) – пилотное, фрагментарное, экспериментальное, виртуальное.

 

Начало и инструментарий

Студенту, приступающему к проектированию на выпускающей кафедре «Градостроительство», необходимо с 3 курса погружаться в процессы объективной оценки среды и ее моделирования, чтобы оставаться в авангарде процессов аналитической составляющей проектного дела. Исследовательские навыки студенту необходимы при выходе его на более высокий уровень разработки проекта.

Тематические программы по АП должны содержать элементы исследований в разработке объектных проектов и составлять обязательную его часть. Особенно это важно при градостроительном анализе оценки исходной ситуации, обзоре и систематизации материала при рассмотрении аналогов.

Необходимо привить студенту понимание непременной необходимости анализировать ситуацию. Подразумеваются краткосрочные упражнения по оценочным характеристикам и структурно-функциональному анализу архитектурных объектов: их исходной внутренней структуры, условий, причин и особенностей сложившейся градостроительной ситуации, параметров и связей в различных масштабах.

На каждом этапе (курсе) определена своя задача исследований, однако уже на ранних стадиях студенту предлагается изучить инструментарий и приемы исследования, научный глоссарий, помогающие более качественно выполнить задание. Важно объяснить студенту пользу опыта, накопленного на первых курсах (обмерной практики, визуальной оценки, натурного исследования). Работа с аналогами, сбор, систематизация и обработка информации, выбор источников выполнения заданий – всё, что связано с накоплением информационного ресурса [7].

 

Умение проводить аналитическую оценку объекта

В рамках активной тенденции совершенствования учебного процесса автором разработана и предложена к использованию (утверждена Советом МАРХИ к публикации, ждет издания тиража) Методика проведения стержневой дисциплины «Архитектурно-градостроительное проектирование» на кафедре Градостроительства, обеспечивающая важную составляющую комплексного подхода к разработке курсовых и дипломных проектов и положений аспирантуры, содержащая научно-исследовательский, теоретический и практический опыт выполнения поставленных задач, использования новых технических средств, приемов и методик выполнения исследования по архитектурно-градостроительному пространственному моделированию среды.

Таким образом, настоящий момент раскрывает возможности глубокого анализа действующих материалов, оптимизации программы и формирования новой стратегии «суверенного образования» специалиста градостроительного направления любой формы и уровня, подтверждающих его высокое качество и международный рейтинг.

 

[1] Сведения из вкладыша диплома магистра 2022

Список литературы

1. Послание Президента Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года // Официальный сайт президента РФ. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70565 (дата обращения: 23.04.2023).

2. Бархин, Б. Г. Методика архитектурного проектирования / Б. Г. Бархин. – Москва : Стройиздат, 1982.

3. Бархин, М. Г. Метод работы зодчего / М. Г. Бархин. – Москва : Стройиздат, 1981.

4. Гутнов, А. Э. Эволюция градостроительства / А. Э. Гутнов. – Москва : Стройиздат, 1984.

5. Кострикин, Н. Д. План города как основа формирования его художественного образа : Автореф. дис. … канд. архитектуры : 18.00.01 / Моск. архит. ин-т. – Москва, 1977.

6. Крашенинников, А. В. Когнитивные модели городской среды / А. В. Крашенинников. – Москва, 2020.

7. Смоляр, И. М. Терминологический словарь по градостроительству / И. М. Смоляр. – Москва : РОХОС, 2004.

8. Суверенная национальная система образования: актуальные управленческие решения // Российское образование: Федеральный портал. – Опубликовано 28 сентября 2023. – URL: https://edu.ru/news/shkola/suverennaya-nacionalnaya-sistema-obrazovaniya-aktu/?ysclid=lz2hh7zw49589173536 (дата обращения: 20.11.2023).

9. Тонкой, И. В. Архитектурно-градостроительный проект. Оптимизация методики проектирования и исследования / И. В. Тонкой // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава молодых ученых и студентов, 3–7 апреля 2023 г. В 2 т. Т. 1. – Москва: МАРХИ, 2023. – С. 420–425.

10. Тонкой, И. В. Будущее архитектуры: осмысление систем и объектов расселения России / И. В. Тонкой // Архитектура и строительство России. – 2019. – № 2 (230). – С. 58–63.

11. Тонкой, И. В. Динамика принципов и критериев развития среды обитания от систем расселения до моделей нового города / И. В. Тонкой // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава молодых ученых и студентов, 3–7 апреля 2017 г. – Москва : МАРХИ, 2017. – С. 37–42.

12. Тонкой, И. В. Комфортная среда – осмысление качества среды жизнедеятельности в условиях глобального мира / И. В. Тонкой // Комфортная среда – здоровая среда. Создание терапевтических садов в структуре города: материалы международной научно-практической конференции, 26–27 ноября 2020 г. – Севастополь : СевГУ, 2021. – С. 44–53.

13. Тонкой, И. В. Трансформации качественных характеристик пространства в контексте тенденций развития городской среды в условиях глобальных процессов / И. В. Тонкой // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава молодых ученых и студентов, 2–6 апреля 2018 г. – Москва : МАРХИ, 2018. – С. 139–143.

14. Тонкой, И. В. Эволюция становления, функционирования и развития систем расселения / И. В. Тонкой // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава молодых ученых и студентов, 7 – 11 апреля 2014 г. – Москва : МАРХИ, 2014. – С. 360–363.

15. Шубенков, М. В. Структурные закономерности архитектурного формообразования / М. В. Шубенков. – Москва : Архитектура-С, 2006.

16. Яргина, З. Н. Градостроительный анализ / З. Н. Яргина. – Москва : Стройиздат, 1984.

Войти или Создать
* Забыли пароль?