О взаимосвязи идей «Бумажной архитектуры» 70-х – 80-х гг. XX в. с современным проектированием жилых зданий
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной работе рассматривается взаимосвязь идей «Бумажной архитектуры» 70-х – 80-х гг. XX в. с современным проектированием жилых зданий, которое содержит в своей основе множество философских и социо-культурных подтекстов. На основе выявленных изменений в укладе жизни людей, проектно-графических фантазий на тему жилища у архитекторов-«бумажников» (И.В. Уткина, А.С. Бродского, М.А. Белова) и их отражения в реальной практике, формулируются последние социо-культурные тренды XXI века: индивидуальность, мобильность и уединённость как в архитектуре, так и в стиле жизни людей.

Ключевые слова:
историческая архитектура жилища, историко-социальный генезис формирования жилого дома, идеи «Бумажной архитектуры» 70-х – 80-х годов XX века, социо-культурные тренды XXI века, современное проектирование жилых зданий.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Выявление возможных путей практического применения идей «Бумажной архитектуры» 70–80-х годов XX века представляется ценным для обогащения художественных качеств отечественной архитектуры на современном этапе развития.

Стоит отметить, что «бумажные» концепции во многих случаях стали своеобразными прототипами той архитектуры, которую мы наблюдаем сейчас. В данной публикации будут продемонстрированы социокультурные тенденции сегодняшнего времени и архитектурные решения жилых зданий, близкие концепциям «Бумажной архитектуры» прошлого века.

Прототипом традиционного русского жилища является изба, в основе плана которой единое вытянутое прямоугольное пространство с большой печью, столом, лавочками-лежанками, деревянной утварью. Рассматривая традиционное русское жилище, исследователь Л. А. Красилова отмечает: «…избы разных районов, планы и объемная композиция которых отвечали более или менее одинаковым бытовым условиям, в архитектурном отношении представляют собой варианты немногих основных типов» [7, с. 50]. В ходе ее исследования не раз подчеркивается, что деревянная изба отражает строй жизни и восприятие мира его жильцами. Единое «перетекающее» жилое пространство избы отражает традиционный семейный уклад.

Эволюция уклада жизни провоцирует трансформацию жилого пространства: от деревянных изб, купеческих усадеб, доходных домов до многоквартирных жилых секций, частных вилл и закрытых персональных капсул.

Сейчас же условия жизни изменились: люди стали более мобильными, место приложения труда зачастую находится далеко от дома, требуется постоянно перемещаться, сменять род деятельности (с профессиональных задач переключаться на хозяйственно-бытовые и т. д.). К тому же с появлением частной собственности каждый человек стремится отделиться от своего семейного клана, приобрести свою комнату, квартиру, загородный дом. Общеизвестно, что дети не хотят жить с родителями, в связи с чем в обществознании новейшего времени появилось понятие нуклеарной семьи[1]. Еще одним фактом, подтверждающим кардинальные изменения в быту современных людей, является вид дистанционной работы. С появлением удаленного трудоустройства и совсем недавно прошедшей пандемией[2], все члены семьи не могут работать в одном помещении, потому что каждый из них, находясь на единой территории, будет иметь свой график и свою специфику профессиональной деятельности. Так, индивидуализация в укладе жизни XXI века требует и индивидуализации жилого пространства под каждую личность и ее распорядок дня.

В рамках этого рассуждения хочется вспомнить идеи «Бумажной архитектуры» последней четверти XX века, которые отличались своими новациями и свежим взглядом на архитектуру. Относительно недавно наши современники пытались рассмотреть новые сценарии жизни людей, за что были отмечены всевозможными международными премиями в конкурсах в рамках журналов The Japan Architect (JA)[3], Architecturаl Digest (AD)[4] и соревнований Shinkenchiku Residential Design Competiton[5] [12]. Известный исследователь А. Г. Раппапорт, описывая истоки формирования творческих группировок и процессы сформировавшейся «Бумажной архитектуры», писал так: «Победы молодых советских архитекторов на японских концептуальных конкурсах 80-х годов были неожиданностью для всех: для японцев, для Запада, для Советского архитектурного истеблишмента и, возможно, для самих победителей. <…> вдруг... виртуозная графика, остроумная фантазия, композиционное мастерство, богатство культурных ассоциаций, лаконизм и т. п.» [9]. Так, нашими соотечественниками в 70–80-е годы было создано более 100 различных конкурсных проектов, в которых одной из основных тем являлась архитектура жилого пространства. Некоторый перечень проектов и их репрезентативная публикация была подготовлена одним из участников процесса Ю. И. Аввакумовым сначала в каталоге к выставке в 1994 году, потом в книге 2019 года выпуска [1, 2].

Сами «бумажники» подтверждают, что их архитектурные концепции до сих пор выразительны и уместны так, что в новейшее время они могут быть вполне реализуемы. Например, упомянутый ранее Ю. И. Аввакумов в публичном заявлении[6] говорит, что «утопии, рожденные на закате СССР, ничуть не устарели». Другой участник «Бумажной архитектуры», профессор А. Б. Некрасов в интервью[7] утверждает то же самое и подчеркивает, что необходимо бы адаптировать «бумажные» идеи 7080-х годов к реальным процессам проектирования сегодня.

Стоит оговориться, что мы не можем отчетливо увидеть цельность, подробность разработки, все признаки пространственных решений только по одному, двум или трем архитектурным проектам, но они могут дать основания для трансформации и развития наших профессиональных идей новейшего времени. Таким образом, в соответствии с актуальностью темы и учетом оговорок ниже будут проанализированы два проекта «Бумажной архитектуры» по теме жилища: «Дом Винни-Пуха в большом современном городе» и «Закон о толстой рекламе».

Первый выбранный проект 1983 года архитекторов А. С. Бродского и И. В. Уткина «Дом Винни-Пуха в большом современном городе» представлен авторами, как «бетонная коробка с двумя устойчивыми перекрытиями, винтовая лестница, одно или два перекрытия, которые помогут разделить жизненное пространство так, как вы захотите» [1, с. 82]. Исследователь в области искусствоведения Е. Ю. Коваленко, занимаясь темой «Образ дома в бумажной архитектуре»[8] и последующими изысканиями[9], в своей открытой лекции отмечает, что данный проект является весьма близким сегодняшней повестке дня [5, с. 709]. Он весьма актуален, потому что современные горожане хотят индивидуализировать свое жилье под практические нужды: возвести перегородки в свободной планировке квартир так, как они считают необходимым, разделить пространство на комнаты, выбрать декор внутреннего помещения, цвет стен, отделочные материалы и ту мебель, которая им кажется удобной и привлекательной.

Исследователь Е. Ю. Коваленко, описывая проект А. С. Бродского и И. В. Уткина, отмечает, что «это дом, который может быть внутри таким, каким он вам нравится, т. е. вы его можете перестроить по своему образу и подобию» [4]. Авторы идеи считают, что «житель может сам выбрать место для строительства дома — в соответствии с собственным вкусом» [1, с. 82]. В современных реалиях мы можем найти аналог такой архитектуре модульные быстровозводимые дома, которые могут привезти и собрать в любом месте.

Сегодня в России компания FL-Haus[10] производит модульные дома из высококачественных строительных материалов. Будущие владельцы дома могут самостоятельно выбрать модель жилища и его планировку, точно также как «воображаемые» хозяева в «бумажном» проекте «Дом Винни-Пуха». После обсуждения деталей и заключения договора индивидуальный образец изготавливают на производстве компании и привозят на заданный участок. Таким образом, дом может быть любого облика, стоять в любом месте и тем самым жилая архитектура сильно индивидуализируется под конкретные запросы.

Еще одним современным аналогом к проекту А. С. Бродского и И. В. Уткина является односемейный дом R128[11] немецкого архитектора В. Зобека, который реализовал его в 1998–2000-х годах для себя. Идея сборно-разборной индивидуальной конструкции с жильем выражается у отечественных архитекторов через железобетонную «коробку» в несколько этажей, а у зарубежного мастера это открытый стальной каркас со стеклом на болтах, в который встраиваются предварительно изготовленные модули ванной комнаты и других помещений. Оба проекта – башенного типа, и их сходство в том, что внутренние пространства домов не просто имеют свободную планировку, а помещения могут менять свою конфигурацию в зависимости от пожеланий хозяев. «В частности, ванную Зобек может перемещать вдоль любой из стен — например, ради того, чтобы, купаясь, наблюдать красивый закат», — отмечалось в публикации, написанной после приезда В. Зобека на Вторую Московскую биеннале архитектуры [6]. Как вывод – идеи «бумажной» архитектуры могут быть выражены вполне в реальных постройках наших современников.

Стоит отметить, что идея индивидуализации жилого пространства в философском плане появилась значительно раньше, чем «бумажные» проекты на ту же тему. С появлением частной собственности, на рубеже XVIII–XIX веков появляются труды известного немецкого философа И. Г. Фихте [10]. Вся человеческая история, по его мнению, это процесс распространения свободы, а основа всеобщей свободы это наделение всех людей частной собственностью, т. е. элементом приватного, личного. В исторической цепочке развития такого понятия, как «частная собственность», кажется весьма естественной потребность человека в индивидуализации жилой архитектуры и ее адаптивность под личностно-бытийное существование.

Другой более поздний философ XX века М. Хайдеггер говорит о жилище как об архитектуре феномена, явления, как о той сфере творческой деятельности человека, которая создает приватность, уютность, т. е. индивидуально-персональную атмосферу для жития индивидуума [14]. Таким образом, в философской мысли укрепляется идея индивидуально-бытийного существования человека.

Социокультурные процессы взаимосвязаны с «Бумажной архитектурой», поэтому ряд проектов архитектора М. А. Белова («Квартира для семьи Островитянина» 1987 г., «Дом для рыжих» 1989 г., «Вилла инопланетянина имени Стивена Спилберга» 1989 г.,) так или иначе представляют «хижину отшельника», где архитектура дома выступает как метафора личного пространства.

Наибольший интерес с точки зрения построения жилого пространства для одного человека представляет проект «Закон о толстой рекламе», выпущенный впервые в 1987 году. В пояснительной записке автор проекта пишет, что «3 квадратных метра рекламы — это жилище для одного бездомного» [1, с. 122]. Основная идея проекта заключается в том, что к любому жилому дому пристраивается рекламный щит, который одновременно вмещает пространства для людей без определенного места жительства. Помещения на этаже идут в ряд один за другим, а в центральных комнатах размещаются сантехнические приборы туалет и ванна.

В настоящее время такие жилые единицы, как в проекте М. А. Белова, периодически реализовываются в крупных городах России. Например, известный проект «Город столиц»[12] комплекс из двух высотных башен: «Москвa» (76 этажей) и «Санкт-Петербург» (65 этажей) на территории района Москва-Сити сейчас имеет точно такие же «дома для бездомных» в качестве апартаментов. Изначально спроектированный голландским архитектором Э. ван Эгераатом в 2003 году жилой комплекс не предполагал планировку этажа, в которой будет площадь квартир меньше, чем 100 м2, что видно на чертежах одной из башен. В одном из публичных заявлений[13] 2023 года об этом объекте была представлена перепланировка огромной трехкомнатной квартиры в множество микро-студий, площадью от 8,7 м2 до 17,7 м2 на 42-м этаже башни «Москвa». В планировке самых маленьких жилых пространств представлена кровать, обеденный стол со стулом и шкаф, который на самом деле является туалетом и душем. В отличие от «бумажного» проекта «Закон о толстой рекламе», в комнатах ЖК «Город столиц» есть окна, но это не добавляет гуманности архитектурным решениям жилья. В таких жилых ячейках на постоянной основе может находиться только один человек, потому что два и более предполагают совсем другой порядок бытия. Итак, образ «дома для бездомных» является вполне реальным представлением жилых апартаментов сегодня.

В результате формулируются следующие выводы:

  1. В виду эволюции человеческого бытия, наблюдается трансформация жилого пространства: от деревянных изб, купеческих усадеб, доходных домов до многоквартирных жилых секций, частных вилл и закрытых персональных капсул.
  2. Идеи «Бумажной архитектуры» XX века до сих пор актуальны по отношению к жизнедеятельности современного общества, т. к. архитекторы как бы предсказывали те социокультурные явления и сценарии поведения людей, которые мы наблюдаем сегодня.
  3. Последние социокультурные тренды XXI века это индивидуальность, мобильность и уединенность как в архитектуре, так и в стиле жизни людей.
  4. Современный человек предпочитает индивидуально-персональную атмосферу для архитектуры жилья с возможностью адаптивности под личностно-бытийное существование вместо открыто-социальной архитектуры жилища, где формируется коллективный быт.
  5. Принцип индивидуализации жилья под практические нужды из идей «Бумажной архитектуры» сегодня реализуется через развивающуюся модульную архитектуру быстровозводимых домов.
  6. Идея индивидуально-бытийного существования, отраженная в многих проектах «Бумажной архитектуры», реализуется через архитектуру современных жилых апартаментов.
  7. Модельно-графические фантазии «Бумажной архитектуры» являются движущей силой для реальной практики современных архитекторов.

Таким образом, в рамках развития проектной деятельности перспективное значение имеют фантазийные идеи «Бумажной архитектуры», которые в настоящее время получают все большее означение как прототипы реальной архитектурной среды, отвечающей потребностям современного человека.

 

[1] Нуклеарная семья (также супружеская или партнёрская семья) — семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов.

[2] История пандемии COVID-19 // Информационное агентство ТАСС: информационный портал. – [Электронный ресурс]: URL: https://tass.ru/obschestvo/17688039?ysclid=lvtpvk1az4166805223 (дата обращения: 05.05.2024)

[3] The Japan Architect (JA) – международное двуязычное англо-японское издание об архитектурной практике Японии, которое впервые вышло в июне 1956 года.

[4] Architecturаl Digest (AD) – международный журнал про архитектуру и дизайн интерьера, который издается в США с 1920 года.

[5] По материалам статьи «Бумажная архитектура» // Михаил Тимофеевич Какушкин: официальный сайт. – [Электронный ресурс]: URL: https://timofeyich.ru/content/arh/conceptproject/archpaper.php?ysclid=lvtrhb6t59400735197 (дата обращения: 05.05.2024)

[6] Юрий Аввакумов: «Бумажная архитектура давала ощущение свободы»: [интервью] // Ведомости: сетевое издание. – Опубликовано 24 мая 2019 г.  [Электронный ресурс]: URL: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/characters/2019/05/24/802322-avvakumov-bumazhnaya-arhitektura (дата обращения: 05.05.2024)

[7] Неопубликованное интервью записано автором статьи 27 февраля 2024 г. в Московском архитектурном институте (Государственной академии) МАРХИ.

[8] Коваленко Е Ю. Образ дома в бумажной архитектуре: диплом бакалавра; научный руководитель С.В. Хачатуров, кафедра истории отечественного искусства (Исторический факультет МГУ). М., 2016 // Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова: официальный сайт. – URL: https://istina.msu.ru/diplomas/34258649/?ysclid=lvtf7y4efe725428590 (дата обращения: 05.05.2024)

[9] Коваленко Е. Ю. Наследие бумажной архитектуры в новейшем искусстве: дис. … магистра; научный руководитель С. В. Хачатуров, кафедра истории отечественного искусства (Исторический факультет МГУ). М., 2018 // Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова: официальный сайт. – [Электронный ресурс]: URL: https://istina.ips.ac.ru/diplomas/144667522/ (дата обращения: 05.05.2024)

[11] Проект House R128 // Архитектурное бюро Werner Sobek: официальный сайт. – URL: https://www.wernersobek.com/projects/r128/ (дата обращения: 05.05.2024)

[12] Россия, Москва. Город Столиц (МФК)_2010 // Российская девелоперская компания «Capital Group»: официальный сайт. – [Электронный ресурс]: URL: https://tsuab.ru/upload/iblock/fa5/0bascqhd8qqd2smk6frd9ud3p6bvmaqz/1_INTERTEXT%20CITY%20OF%20CAPITALS_2022%20MT.pdf?ysclid=lw0i6x4k8k547416575  (дата обращения: 05.05.2024)

[13] Квартира-студия/дизайн интерьера // Информационный проект «kvartirastudio.ru» // ВКонтакте: социальная сеть. – Опубликовано 1 августа 2023 г. – URL: https://vk.com/club55100388?w=wall-56595481_54917 (дата обращения: 05.05.2024)

Список литературы

1. Аввакумов, Ю. И. Бумажная архитектура: Антология / Юрий Аввакумов. – Москва : Музей современного искусства «Гараж», 2019.

2. Бумажная архитектура. Из собрания банка «Столичный»: каталог выставки / Составление, предисловие Ю. И. Аввакумов, Г. А. Никич. – Москва : АРТ МИФ, 1994.

3. Змеул, С. Г. Архитектурная типология зданий и сооружений: учебник для вузов / С. Г. Змеул, Б. А. Маханько. – Издание стереотипное. – Москва : Архитектура-С, 2004.

4. Коваленко, А. Воображаемые дома бумажной архитектуры : [онлайн-лекция] / Алена Коваленко. – Опубликовано 3 апреля 2020 г. – Изображение (движущееся): электронное // Москва глазами инженера: официальная группа на сайте Vk.com. – URL: https://vk.com/video-65857103_456239125 (дата обращения: 05.05.2024).

5. Коваленко, Е. Ю. История становления бумажной архитектуры 1980-х годов и условия ее существования / Е. Ю. Коваленко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. – 2023. – Т. 13. – № 4 (2023). – С. 709-719. – URL: https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.406 (дата обращения: 05.05.2024).

6. Коряковская, Н. Архитектура завтрашнего дня: стекло или камень? / Н. Коряковская // Архи.ру: Интернет-портал. – Опубликовано 10 июня 2010 г.– URL: https://archi.ru/russia/25308/arhitektura-zavtrashnego-dnya-steklo-ili-kamen (дата обращения: 05.05.2024).

7. Красилова, Л. А. Русская изба – традиции и современность / Л. А. Красилова // Вестник ИрГТУ. – 2011. – № 7 (54). – С. 49-55. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-izba-traditsii-i-sovremennost/viewer (дата обращения: 05.05.2024).

8. Лисициан, М. В. Архитектурное проектирование жилых зданий: учебник для вузов / М. В. Лисициан, Е. С. Пронин. – Москва : Архитектура-С, 2006.

9. Раппапорт, А. Г. Бумажная архитектура. Постскриптум / А. Г. Раппапорт // Архи.ру: сайт. – Опубликовано 1 января 2006 г. – URL: https://archi.ru/elpub/91127/bumazhnaya-arkhitektura-post-skriptum?ysclid=lvnrm1xjxn141963943 (дата обращения: 05.05.2024).

10. Фихте, И. Г. Сочинения: в 2-х т.Т. 2: Несколько лекций о назначении ученого. Назначение человека. Замкнутое торговое государство. Основные черты современной эпохи. Факты сознания. Наукоучение в общих чертах / И. Г. Фихте. – Санкт-Петербург : Мифрил, 1993.

11. Шерешевский, И. А. Жилые здания. Конструктивные системы и элементы для индустриального строительства / И. А. Шерешевский. – Москва : Архитектура-С, 2005.

12. Cook, C. A Picnic by the Roadside or Work in Hand for the Future? / C. Cooke // AA Files. – London: Architectural Association School of Architecture, 1989. – № 18, Autumn. – P. 15-24. – URL: https://www.jstor.org/stable/29543658?read-now=1&seq=5#page_scan_tab_contents (date of access: 05.05.2024).

13. Evans, R. Figures, Doors and Passages / R. Evans // Translations from Drawing to Building and Other Essays. – Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 1997. – URL: https://vk.com/doc4764349_533274625?hash=YiVUvw8RAsmxIVZS9a294eShafzjAKEXxEG0jE0sPF4&dl=DyTHjmJRvzkzwnx2LWg3pBhOHzuF8tQX3U1GjtVU5z8 (date of access: 05.05.2024).

14. Heidegger, M. Unterwegs zur Sprache / M. Heidegger. – Pfullingen: Günther Neske, 1959.

Войти или Создать
* Забыли пароль?