с 01.01.2022 по настоящее время
В статье рассматривается модернизм в храмовой европейской архитектуре и его проявление в православной архитектуре зарубежных храмов.
русская эмиграция, православный храм, зарубежные храмы, модернизм в храмовой архитектуре
В ХХ веке европейское искусство претерпевало значительные метаморфозы. В истории архитектуры период 1900–1970-х характеризуется появлением и развитием стиля модернизм, в котором произошло обновление форм и конструкций. Модернизм включает в себя несколько направлений: конструктивизм, функционализм, рационализм, интернациональный стиль, брутализм, советский модернизм, органическая архитектура. Это время характеризуется развитием нового духа – духа свободы.
Столь значительные перемены, коснувшиеся всей культуры ХХ столетия, не могли не сказаться и на архитектуре сакральных сооружений. Тенденцией времени стала расшифровка и адаптация церковных постулатов для прихожан на современный лад. Еще в конце ХIХ века в 1891 году была разработана Висбаденская программа по преобразованию архитектуры протестантских церквей, которая предусматривала объединение алтарного пространства, нефа и хора. Это решение принималось с целью удобного обозрения пространства храма с любой точки прихожанами и их активного участия в службе. Первой церковью, отразившей идею объединенного пространства, стала церковь Рингкирхе в Висбадене (1892–1894) по проекту Йоханнеса Отцена.
Серьезным событием для европейского христианства явился Второй Ватиканский собор (1962–1965 гг.), на котором были пересмотрены все положения, касающиеся жизни Церкви. В отношении строительства новых церквей в 124 статье говорилось, что они должны быть «пригодны для совершения литургических действ», тем самым разрешив полную свободу для творчества архитекторов. При этом следует отметить, что эксперименты по формированию церковного пространства велись уже начиная с 1920-х годов. Одними из первых архитекторов в этом направлении были Доминикус Бём, а также Роберт Крамрайтер, разработавшие множество новаторских церквей. Таким образом, на 1950–1970 годы пришлась уже вторая волна строительства новаторских церквей. Ярким произведением служит капелла Роншан Ле Корбюзье. Новая форма храма, новое функциональное решение планировки, минималистичная стилистика, использование железобетона в качестве основного строительного материала, новый подход в работе со светом – все это характеризует модернизм как стиль в храмовой европейской архитектуре.
В контексте нового формата европейской архитектуры традиции храмостроения Русского Зарубежья оказались неудобными и несовременными. Вытесненные революцией 1917 года эмигранты стремились всеми силами сохранить свою культуру и традиции, им пришлось создавать приходы и сооружать православные храмы на чужой территории. По экономическим причинам многие храмы были обустроены в жилых или складских помещениях, в лучшем случае при сборе средств удавалось построить небольшой храм. Внешне большинство православных храмов, например, в Париже и его предместье, не отличались от окружающей застройки. При этом внутри сохранялись черты традиционной русской православной архитектуры.
Первым православным храмом в стилистике модернизма является собор Вячеслава Чешского в городе Брно (рис. 1), возведенный в 1930–1931 годах Петром Левицким. Новаторские решения церкви схожи с немецкой церковью St. Fronleichnam, построенной в 1930 году архитектором Рудольфом Шварцем: кубическая форма храма, отсутствие декоративных элементов, белый оштукатуренный фасад, лента квадратных окон, разрезающих стены, а также прямоугольная простая колокольня. Те же приемы использовал П. Левицкий, проектируя православный храм, который в плане представляет собой форму креста, вписанную в прямоугольник. Ступенчатое уменьшение прямоугольных объемов по мере возвышения завершается круглым барабаном с луковичной главой. Архитектор намеренно отказался от скатных крыш, сделав их плоскими в основном объеме. На третьем ярусе ленточное квадратное остекление позволяет проникать дневному свету сверху в пространство храма. Белые оштукатуренные фасады, лишенные декоративных деталей, прорезаны лишь прямоугольными окнами. Два прямоугольных простых объема задают вертикальность композиции: это башня вентиляции со скатной крышей, расположенная на углу северного и восточного фасадов, и отдельно стоящая звонница, отсылающая к псковской архитектуре с пятью полукруглыми проемами для колоколов и четырьмя маленькими шпилями-шатрами на крыше. Проект этого храма ярко отражает черты модернизма.
В 1964 году в Зальцбурге была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы (рис. 2) по проекту Евгения Салпиуса. Изначально, согласно первому проекту, храм был достаточно традиционных форм – шатровый с куполом, но в 1962 году городское управление запретило строительство такого храма, выделяющегося на фоне современной жилой застройки города. Поэтому архитектору пришлось переработать проект и заменить скатные крыши на плоские. Получившийся упрощенный образ стал характерным для модернистской архитектуры. Это выразилось в прямоугольной планировке храма, ритмичном постепенном увеличении прямоугольных объемов по направлению оси запад–восток, минималистичном декоративном решении фасадов и белых оштукатуренных стенах храма. Вход храма оформлен небольшой звонницей, выполненной в духе псковских звонниц, а также украшен мозаичным образом Владимирской Божией Матери. Узкие вытянутые полукруглые окна прорезают стены храма, оживляя композицию фасадов. О том, что это православный храм, говорит лишь незаметная золотая главка с крестом, возвышающаяся над звонницей, и мозаичная икона в глубине входа, вписываясь тем самым в окружающую архитектуру города.
Особый архитектурный облик был создан у православного храма Казанской иконы Божией Матери в Муазне (рис. 3) во Франции. Храм был спроектирован и самостоятельно построен архимандритом Евфимием (Вендтом). В архитектуре этого храма автор воплощал свои богословские и математические идеи, вычерчивая в проекте различные планировочные схемы и наполняя пространство храма особыми смыслами. Границы существовавшего под строительство участка задали определенную планировку храма – форму неправильной трапеции, нехарактерной для традиционной православной архитектуры. Сложная ломаная структура объема храма также является новаторской. В алтарной части крыши расположены окна треугольной формы. Над входом возвышается прямоугольный объем с ленточными четырехугольными окнами, увенчанный луковичной главкой. Особое внимание автор уделял свету, проникающему в пространство храма, так, чтобы лучи света сходились в определенных точках перед иконостасом и внутри алтаря на престоле. Концептуально храм построен на геометрическом сочетании и пересечении форм четырехугольника и треугольника. Белые оштукатуренные стены, лишенные деталей, сочетание геометрических объемов придают модернистское настроение архитектуре храма.
В Финляндии в 1973 году архитектором Вихло Суонмаа был возведен интересный проект Свято-Троицкого Линтульского женского монастыря в местечке Паллоки. В строго геометричной прямоугольной планировочной системе комплекса центром композиции является прямоугольный храм. В объеме он прост, выступающие части фасадов прорезают вертикальные узкие окна. Храм выполнен аскетично, без особых деталей, с белой отделкой штукатуркой фасадов. Открытая конструктивная звонница возвышается над входом в храм и завершается большим крестом. Барабан увенчан также крестом и расчленен прямой вертикальной отделкой со световыми проемами. В это время в Финляндии было возведено множество модернистских храмов. Автор мог вдохновиться одной из самых выдающихся церквей, построенной Алваром Аалто в 1958 году, – церковью Трех Крестов. Помимо геометричного архитектурно-планировочного решения и белых чистых фасадов, церковь выделяется многочисленными различными окнами, прорезающими фасады, и высокой колокольней, напоминающей хвост стрелы и увенчанной крестом.
Все храмы объединяет то, что основным строительным материалом является бетон, объемно-планировочные решения сооружений строго функциональные и упрощенные, отделка фасадов выполнена белой штукатуркой с минимальным использованием или даже отсутствием деталей.
Строительство нового типа католических и протестантских церквей было обусловлено реформами католической и протестантских Церквей. Русская Православная Церковь Заграницей, имея в своей истории опыт работы с новыми строительными материалами, не стремилась слепо следовать общеевропейской тенденции. Однако общее отношение к православным людям в Европе вынуждало подчиняться стилистике модернизма, при этом никаких изменений в церковных литургических уставах не совершалось. Модернизм в православной архитектуре выразился в использовании простых геометрических объектов, сокрытии традиционной для православных храмов декоративности в интерьерах, простоте и дешевизне материалов.
1. Антонов, В. В. Православные русские храмы Европы: история и архитектура / В. В. Антонов, А. В. Кобак. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : ЛИКИ, 2014.
2. Антонов, В. В. Русские храмы и обители в Европе / В. В. Антонов, А. В. Кобак. — Санкт-Петербург : Лики России, 2005.
3. Байдин, В. Русский храм во французском Муазне / В. Байдин // Русский храм во французском Муазене. Парадокс архитектуры авангардизма. – Опубликовано: февраль 2012. – URL.: http://ruskite-notredame-de-kazan.blogspot.fr/2012/02/blog-post_28.html (дата обращения: 14.11.2023).
4. Гидеон, З. Пространство, время, архитектура / Зигфрид Гидеон; перевод с нем. – Москва : Стройиздат, 1984.
5. Глебова, Н. М. Эволюция и модернизм церковной архитектуры Вены / Н. М. Глебова, М. Кламер // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. – 2021. – Т. 11, № 2. – С. 314–329.
6. Искусство и архитектура русского зарубежья: официальный сайт. – URL.: https://artrz.ru/index.html (дата обращения 18.11.2023).
7. Кафедральный собор Вячеслава Чешского: официальный сайт. – URL.: https://www.bam.brno.cz/objekt/c140-pravoslavny-chram-sv-vaclava (дата обращения 18.11.2023)
8. Шкаровский, М. В. Свято-Троицкий Линтульский монастырь — общая святыня России и Финляндии / М. В. Шкаровский // Смоляной путь: Альманах. – Вып. 3. — Санкт-Петербург, 2016.
Авторы: Ивановская Вера Игоревна