На примере «классической» работы итальянского архитектора рубежа XIX–XX вв. Луки Бельтрами – реставрации комплекса Замка Сфорца (ит. Castello sforzesco) в Милане – в исследовании анализируется приемы и методы реставрации, ставшие впоследствии общеупотребительными в практике так называемой «научной реставрации».
Лука Бельтрами (1854–1933), реставрация объектов культурного наследия, историзм в сохранении культурного наследия, научная реставрация, метод в реставрации
Метод (от древнегреческого μέθοδος– путь исследования или познания, отμετά- «между, среди; после» +ὁδός «путь») – одно из ключевых понятийнаучного познания мира, равно как и всякой деятельности. В реставрации артефактов культурного наследия метод – это система, совокупностьосновных принципов, понятий и терминологии, этических ценностей, основных практических приемов, общего целеполагания исследований и практики, эталонов реализации. Метод – это «скелет», «несущий каркас» практики сохранения объектов культурного наследия, без него невозможно получение позитивного и осмысленного результата: в противном случае мы обязаны согласиться с чудовищной точкой зрения, что «реставрация – это всего лишь набор технических действий».
Помимо общих характеристик метода как «пути», алгоритма исследований и освоения, преобразования объекта исследований, у последнего существует еще несколько существенных признаков. Метод формируется специалистами, «авторами», научной или практической школой, он не бывает безымянным или анонимным. Вместе с тем, метод не является постоянной, незыблемой категорией: он рождается, реализуется и «умирает» по тем же законам, что и сама жизнь. В рамках одного метода может успешно сосуществовать сразу несколько «течений», направлений, разницу между которыми временами достаточно сложно уловить.
Реставрация объектов культурного наследия – сугубо практическая дисциплина. В случае научной реставрации процесс формирования метода и приемов его реализации, по сути дела, происходил параллельно, как это чаще всего и бывает. Но, как это часто бывает, первые «опыты» нового подхода к проблеме сохранения объектов наследия сегодня основательно подзабыты. На это, разумеется, есть свои веские причины.
Настоящее исследование не имеет задачей изучение метода научной реставрации как такового(и его предшественников). В нем присутствует только анализ его первых проявлений, конкретно – приемов, практических образцов, положенных в основу исследуемого «пути».
К моменту первых самостоятельных творческих работ Бельтрами (а это начало 1880-х годов) в реставрационной практике преобладал метод «стилистической» реставрации, тесно связанной с именем его создателя, Эжена Эмманюэля Виолле-ле-Дюка (1814–1879). Под его влиянием, по сути дела, находилась вся (или почти вся) практика середины XIX века, включая и итальянскую. В противовес этой тенденции, в Великобритании, усилиями Джона Рёскина (1819–1900) и Уильяма Морриса (1834–1896), возникает движение противников такого подхода к сохранению памятников, требующих «поддерживать их в хорошем и исправном состоянии, чтобы они никогда не нуждались в реставрации».
Истина, как всегда, лежит где-то посередине. Ее в значительной степени высказал в своих трудах Камилло Бойто (1836–1914), в числе учеников которого в Миланском Политехникуме был и Лу́каБельтрами (ит. LùcaBeltrami, 1854–1933), (рис. 1). Их сотрудничество продолжилось и в начале 1880-х годов, когда оба они одновременно преподавали и в Политехникуме, и в Академии изящных искусств в Милане (Академии Брера). С именем Бойто современные историки реставрации связывают прежде всего происхождение самой «ранней версии» метода научной реставрации – так называемой «филологической» реставрации. Ее основные принципы изложены в «Итальянской хартии реставрации», принятой III Конгрессом итальянских инженеров и архитекторов, состоявшемся в Риме в 1883 году.
Внимательное знакомство с работами Бельтрами-реставратора указывает на то, что его творческая позиция в чем-то согласуется с идеями Бойто, а в некоторых моментах – явно ей противоречит. Это «промежуточное состояние» заметили многие последующие исследователи творчества мастера, что дало им основание выделить его труды в число образцов особого метода, именуемого в теоретических работах как «историзм» (ит. Restauro Storico)[1]. Мария Антонелла Кьяцца[2] дает в своем курсе лекций однозначное определение «историзму» как методу архитектурной реставрации: «Лука Бельтрами (1854–1933) в конце XIX века стал лидером так называемой исторической реставрации. Эта реставрация мало чем отличалась от стилистической реставрации Виолле-ле-Дюка, но признавала, что любые дополнения и добавления должны делаться не на основе абстрактного критерия стилистической последовательности, а на основе документально подтвержденных архивных и исторических источников».
Среди самых заметных реставрационных работ Бельтрами – реставрация Замка Сфорца (CastelloSforzesco) в Милане, осуществленная в период 1893–1906 годов. Именно в этомпроекте архитектор опробовал многие их тех приемов, технологий практической реставрации, которые в дальнейшем станут основой последующего методаRestaurostorico.
Какие это приемы? Отметим следующие из них:
1. Бельтрами осуществил подробнейшие натурные исследования и фотофиксацию объекта, включая обмеры, раскрытия (зондажи) и их подробнейший анализ.
2. Им были выполнены историко-архивные и библиографические исследования, в том числе – поиск иконографических источников, оценка их достоверности и т. д. Параллельно им были изучены теоретические труды одного из главных создателей ансамбля – архитектора Антонио ди Пьетро Аверулино (Аверлино), прозванного Филарете (около 1400 — около 1469), автора «Трактата об архитектуре» (1465).
3. Работая над воссозданием главной доминанты замка Сфорца – башней Филарете – архитектор обратился к ближайшим аналогам, в т. ч. Башне замка Виджевано (ит. CastelloVisconteo-SforzescoDiVigevano, провинция Павия, регион Ломбардия, Италия, арх. Донато Браманте), которую он обмерил и исследовал в натуре. Вторым источником-аналогом стала башня Замка Висконти в Кусаго (ит. Castello Visconteo Di Cusago), построенная, вероятно, позже миланской (после 1525 г.), но вполне соответствующая понятию «реплика».
4. Проверка параметров восстановления и воссоздания сооружений замка осуществлялась методом макетирования: масштабного и в натуральную величину, на месте утраченных объемов. Сохранилось несколько фотографий рабочих макетов в мастерской Бельтрами: как общего вида северо-западной части замка, так и отдельно Башни Филарете(рис. 2).
Однако самой интересной идеей архитектора стала попытка выполнить макет башни в натуре. Для этого в 1893 году на месте утраченной башни был выполнен макет в натуральную величину, где она была нарисована на холсте, смонтированном на деревянный каркас. Макет служил реализации сразу двух задач: с одной стороны – самопроверке идеи воссоздания башни, с другой – формированию положительного общественного мнения в отношении данной идеи. Положительные оценки прессы и общественности не заставили себя ждать: миланцы были в восторге от перспективы увидеть свой замок в «завершенном» виде.
5. Реставрация осуществлялась на основании авторских чертежей, часть из которых впоследствии была опубликована. Графика Бельтрами – свидетельство его выдающегося мастерства, она вполне может восприниматься в качестве самостоятельных произведений изобразительного искусства.
6. В процессе реставрации был осуществлен целый ряд открытий, в т. ч. – роспись свода в «Зале досок»[3] (ит. SaladelleAsse), приписываемая Леонардо да Винчи. Исследование, атрибуция, результаты натурных исследований стали поводом для отдельного труда, опубликованного в 1902 году. Мультидисциплинарность – один из основополагающих принципов научной реставрации.
7. Публичность процесса исследований и реставрации стала едва ли главной отличительной чертой проведенной Бельтрами реставрации. За время работ им было опубликовано несколько фундаментальных трудов, включая два отчета о выполненных работах. И, конечно же, весь процесс сопровождался публикациями в периодических изданиях, прессе, что сыграло не последнюю роль в положительной оценке результатов проекта в различных кругах общества.
8. Несомненно, одним из главных итогов реставрации Бельтрами стало приспособление памятника – его музеефикация. Памятник стал идеальной «оправой» для сокровищ коллекции артефактов искусства от античных времен до эпохи Возрождения.
Частью реализованной музейной функции стала задуманная Бультрами, вероятно, в начале 1900-х годов экспозиция археологических фрагментов, частей утраченных зданий, расположенная в северо-западной части главного двора («Корте ди Арми») – куртине «Карминето» (рис. 3). Все это вполне в духе «заветов» Бойто.
9. Понимая, что памятник, ансамбль не существует в «пустом» пространстве, а нуждается в адекватном окружении, Бельтрами задумал генеральный план Замка и концепцию реконструкции окружающей застройки. В градостроительных идеях Бельтрами не слишком щепетилен: замок, по его мнению, должна окружать совершенно новая застройка в «национальном стиле». Фактически главная северо-западная ось Милана: Piazzadel Duomo – Via Dante – Foro Buonaparte – Piazza Castello – Parco Sempione,– это замысел Бельтрами(рис. 4).
Почему же идеи и творческие приемы Бельтрами, в отличие от наследия его современников – теоретиков и критиков, было достаточно быстро забыто? Особенно это явление стало прогрессировать после повторной реставрации и музеефикации, осуществленной в 1954–1956 и 1963 годах. с участием мастерской BBPR и ее лидера – Эрнесто Натана Роджерса (1909–1969), при которой часть нововведений Бельтрами была, по сути, дезавуирована.
Причина этого явления понятна. На идеи и решения Бельтрами, несомненно,продолжали оказывать внимание методы «стилистической», «романтической» реставрации: он еще далек от того, чтобы быть свободным от «привлекательности» результатов деятельности Э. Виолле-ле-Дюка и его последователей. Сегодня за воссоздание Башни Филарете никто бы не взялся: со времен Венецианской хартии 1964 года это считается едва ли не «реставрационным волюнтаризмом». «Наследие» привычных методов, увы, проявляет себя и во многих других частях восстановленного Бельтрами ансамбляЗамка Сфорца.
Зачем понадобилось Бельтрами идти на такой риск, как воссоздание Башни Филарете? Казалось бы, все факты против этой идеи: построенная, как чаще всего указывают, в период 1451–1454 годов башня была уничтожена взрывом пороха в 1521 году, то естьпросуществовала крайне недолго. Оригинальная мысль пришла в голову одного из современных исследователей зодчества итальянского ренессанса Карло Перогалли (Carlo Perogalli), который предположил, что эта и другие подобные башни играли туже роль, что и триумфальные арки в императорском Риме: они символизировали незыблемость и силу власти, указывали всем прибывающим в город (а замок располагался у внешних стен Милана) на то, что здесь пребывают «истинные хозяева»земли и вершители судеб подданых герцогства[4]. Несомненно, вдохновленный идеями и «духом оптимизма» эпохи Рисорджименто в Италии, Бельтрами не мог отказаться от реализациив своей работе патриотических символов, включая тему главной башни. На присутствие идеологического подтекста при реставрации замка указывает, например, и то, что над воротами башни автор разместил символический горельеф с изображением короля Умберто I, которому он посвятил весь свой проект в целом. Для Италии это время было la BelleÉpoque…
Чем же нам сегодня интересен пример, метод Луки Бельтрами и его casestudy (англ. – конкретный образец) – реставрация Замка Сфорца на рубеже XIX–XX веков?.. Прежде всего –поиском новых приемов, ставших впоследствии компонентами общепринятой практики научной реставрации.Будущий метод чаще всего формируется «изнутри», конкретной деятельностью тех мастеров, которые внутренне уже не разделяют принципов предшествующей практики, но не ставят перед собой задачу сформулировать новые теоретические, «политические» установки.
Сегодня мы живем и работаем в реальности, которая многими специалистами осознается как «переломная ситуация»: поток критики в адрес Венецианской хартии 1964 года и ее, казалось бы, «незыблемых» установок растет как снежнаялавина. Кто возьмет на себя роль новых Камилло Бойто и Луки Бельтрами?
[1]См:Napoleone L. Luca Beltrami: Restauro storico.– URL: https://architettura.unige.it/did/l2/architettura/terzo0809/teostoriaresta/pdf/14b.pdf (датаобращения 02.04.2024)
LucinaNapoleone – доцент факультета Архитектуры и Дизайна, Университет Генуи, UNIGE..
[2]На то же указывает Maria AntonellaChiazza, преподаватель архитектурного факультета Университета Палермо, в своем курсе лекций по теории и истории реставрации за 2012 г.
[3] «Зал досок» – так чаще всего переводят итальянское название помещения замка. Один из источников объясняет перевод названия тем, что «…основание стен было обшито вертикальными деревянными панелями – asse, скорее всего для утепления и защиты от сырости – потому что он, находясь почти на уровне земли, двумя внешними стенами был развернут на север и был самым холодным во всем замке». (Источник: URL https://projectfromitaly.blogspot.com/2019/11/sala-delle-asse.html). При этом не стоит исключать и другие варианты: «Проходной зал», «Зал с крестовым сводом» и даже «Зал с секирами [топорами? – Г. М.]». В англоязычной традиции название помещения чаще переводится как «RoomofWoodenBoards», что примерно соответствует варианту «Зал деревянных досок» (или «панелей»).
[4]Perogalli Carlo.Origini e fortuna delle torri cosiddette «filaretiane» // Arte Lombarda. 1973. Vol. 18, No. 38/39, IL FILARETE.P.48-52.
1. Beltrami, L.Il Castello di Milano sotto il dominio degli Sforza, 1450-1535 / Luca Beltrami. – Milano: Editrice Colombo & Cordani, 1885.
2. Beltrami, L.Indagini e documenti riguardanti la Torre principale del Castello di Milano / Luca Beltrami. – Milano: Tip. U. Allegretti, 1905.
3. Beltrami, L. La conservazione dei monumenti nell'ultimo ventennio / Luca Beltrami. – Roma: Tipografia della Camera dei deputati, 1892.
4. Beltrami, L. Leonardo da Vinci e la sala delle "Asse" nel Castello di Milano / Luca Beltrami. – Milano: Tip. U. Allegretti, 1902.
5. Beltrami, L.Resoconto dei lavori di restauro eseguiti al Castello di Milano / Luca Beltrami. – Milano: Tip. Umberto Allegretti, 1898.
6. Beltrami, L.The castle of Milan. Sixty-four views, with text / Luca Beltrami. – Milano: Editrice E. Bonomi, 1912.
7. Bertelli, S.Luca Beltrami. Bibliografia 1881–1934 / Simone Bertelli. – Milano : Silvana, 2014.
8. Luca Beltrami 1854–1933. Storia, arte e architettura a Milano / a cura di Silvia Paoli. – Milano: Silvana, 2014.
9. Moretti, G.Il Castello di Milano e i suoi Musei / Gaetano Moretti. – Milano: Tip. Umberto Allegretti, 1903.
10. Napoleone, L.Teoria e Storia del Restauro Architettonico / Lucina Napoleone. – URL: https://architettura.unige.it/did/l1/restauro/primo0405/storiarestauro/matdid/?C=D;O=D, файл для скачивания: 14b.pdf (дата обращения 13.11.2023).