Вопрос реновации исторического архитектурного наследия в концепции пространственно-временного фактора
Секция: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема сохранения и реновации исторического архитектурного наследия в контексте пространственно-временного фактора. Реновация заброшенных архитектурных памятников в современном мире обусловлена переосмыслением в контексте памяти, социально-культурного значения: скоротечность времени и смена ценностей порождают новые подходы в отношении к памятникам – поэтому реновация исторического архитектурного наследия должна учитывать не только его историко-культурную ценность, но и социально-экономические факторы, технико-технологические аспекты. По этой причине важно адаптировать новые потенциальные подходы к реновации с учетом современных запросов и потребностей.

Ключевые слова:
реновация, пространственно–временной фактор, историческое архитектурное наследие, переосмысление, память, адаптация.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Архитектурные памятники являются достоянием как отдельного этноса, так и всего человечества. Руины (или их часть) здания свидетельствуют о самых разнообразных причинах разрушения, будь то природные катаклизмы или деятельность человека. Состояние 5070% объектов культурного наследия в России (т. е. порядка 40 тысяч объектов)[1] оценивается в настоящее время как критическое. Из-за их простаивания, неграмотной «консервации», отсутствия инициатив, недостаточности ресурсов для реставрации за последние 10 лет погибло более 2,5 тысяч памятников, что составляет 150–200 памятников в год.

Реновация заброшенных архитектурных памятников, несомненно, актуальна в современных условиях развития отечественной архитектурно-строительной индустрии и пространственно-временных характеристик территорий. Закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» был дополнен Главой 10, распространив реновацию на все субъекты Российской Федерации.

Однако не всегда нормативно-правовые меры способны достаточно полно выявить настоящуюмеру разрушений и ценность восстановления руинированных территорий и объектов. Уникальность таких объектов связана с их способностью репрезентации утраченного прошлого в культурном пространстве современности и с возможностью заново повлиять на ткань города в наши дни.

В подходе к реновации важно выявить основные принципы, которые влияют на материализацию памяти и отождествляют пространственно-временной фактор в современных условиях существования исторического архитектурного наследия. Определение и формирование базовых принципов реновации архитектурных объектов обусловлено самыми разнообразными критериями: историко-культурными, экономическими, политическими, технологическими, техническими.

Определенный интерес для исследования имеет вопрос расположения объектов, их контекст и социальная значимость, – именно эти критерии наиболее важны для воздействия на общество посредством выявления стратегии реновации и сохранения определенного культурного статуса. Это, по-видимому, и определяет память неосязаемую и неизмеримую величину, которая способна продлевать жизнь разрушенным объектам или, наоборот, разрушать их далее с течением времени.

Для понимания того, как влиять на судьбу памятников архитектурного наследия и популяризировать реновацию, следует верифицировать внутрисистемные связи архитектуры и истории в связке с пространственно-временным фактором.

«Время это фундаментальное свойство бытия, выраженное в форме движения, изменения и развития сущего из прошлого, через настоящее в будущее»,отмечалВ.Л.Бернштейн. Это одна из базисных категорий философского, научного знания, котораянашла свое применение и в архитектуре. Восприятие времени имеет адаптивное значение является основным условием ориентировки человека в действительности пространства, это сложный и противоречивый процесс[2]. Условиями, которые помогают индивиду ориентироваться в пространствевремени, могут быть расписания, графики работы, распорядки, ритуалы и т.д. Внутри каждого отрезка времени в свою очередь выделяются определенные этапы начальный, кульминация и завершение. Такие категории обозначают процессуальность, событийность существования и отражают понимание прошлого, настоящего и будущего.

Таким образом, и история проектирования есть в определенном смысле история уроков пространственно-временной организации среды, где сама архитектура и архитектурные объекты – будь то территория или здание – имеют понятие такой же адаптации и ориентира как во времени, так и в пространстве. Даже само определение «памятника»(или же «местапамяти»)заключает в себе единство материального и духовного, ставшее со временем символическим элементом наследия социума, своеобразной значимой точкой во времени. Данное понятие вначале 80-х годов прошлого века ввел в научный оборот французский исследователь Пьер Нора, обозначив им определенные «места памяти», соотносящиеся между собой и объединяющиеся в осмысленное историческое прошлое посредством разнообразных социальных практик, включающих топографические места (архивы, библиотеки, музеи), монументальные места (кладбища и архитектурные сооружения), символические места (коммеморативные церемонии, паломничества, юбилеи) и функциональные места (учебники, автобиографии и мемуары)[3].

Проблему изучения особенностей существования исторической памяти, относящейся к архитектурным объектам, в свое время успешно разрабатывали представители различных отраслей социально-гуманитарного знания: философы, историки, культурологи, филологи, историки, социологи. Это духовная субстанция и первооснова всех вещей и процессов природы (например, в работах А. Бергсона, Ф. Ницше, Н. Бердяева и др.) Так, в исследовании И. Ю. Соломиной память города рассматривается как «механизм по сохранению, трансляции и воспроизводств у прошлого социокультурного опыта городской жизни для конституирования бытия в настоящем».

Пространственно-временной фактор в контексте реновации – это тот социально-эксплуатационный опыт, который пережил объект с момента своего зарождения. Изменения, связанные с перестройкой, ре-функциональными особенностями, разрушениями в контексте исторических событий и другими подобными воздействиями, и являются тем самым пространством, или, если быть точнее, пространством объекта. Это есть то поле, в котором происходили изменения с течением времени. Реновация также требует учета и прогнозирования изменений пространственно-временного контекста, связанных с градостроительным развитием и экологическими проблемами. В этом контексте важна работа с градостроительным планом и историко-культурным, социально-экономическим развитием, чтобы сохранение и реновация архитектурного наследия стали частью общей стратегии развития города или, возможно, страны.

Неотъемлемая связь памяти с фактором времени обусловлена причинами трансформации системы ценностей и изменениями в социуме: проблема выбора социально-значимого, экономически выгодного, политически верных критериев, которые предопределяют важность данного феномена и возможность применения его на практике. Ценность в контексте времени для каждого объекта складывается благодаря отождествлению его смысла на данный момент времени.

По поводу проблемы памяти во времени Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране». Коллективная и индивидуальная память со временем стирается, и поэтому вследствие этого задача и смысл реновации встает особенно остро, ведь что это за общество, которое лишает себя и ценностей, и культуры, и идентичности?

Как следствие, понятие пространственно-временного фактора и понятие памяти в архитектуре вытекают из особенностей исторического развития мировой цивилизации. Память обладает особой значимостью для самоидентификации и человека, и общества, и нации; она активно участвует в формировании отношения субъекта к прошлому и настоящему, тем самым затрагивая фактор времени.

Сейчас, в эпоху цифровизации, ускорения темпа жизни и исторического развития, памятование, к сожалению, используется как способ справиться с бременем исторических «останков». Выросла культура «забвения» – когда архитектурный объект либо саморазрушается, либо умышленно уничтожается из-за своей неспособности быть актуальным и полезным.

Возрастающий дефицит пространственных ресурсов, уплотнение информационного поля, кризис культурной парадигмы есть движущие силы, которые могут помочь переосмыслить значение реновации в наши дни. В этих условиях естественным становится желание выявить новую идею существования архитектуры и верифицировать само понятие пространственно-временного фактора, котораяповлияет на осознание проблемы утраты и восстановления культурного наследия.

Рефлексия в отношении меняющихся реалий способствует обновлению отношения к бытию: это может стать важным фактором для редевелопмента разрушенных памятников. Понимание угроз, ведущих к обесцениванию наследия, анализ основных причин гибели и разрушений даст толчок к созданию базовых ограничительных мер и возможную свободу в проектных предложениях, которые будут любыми инновационными методами способствовать продолжительной жизни охранного объекта. База подходов, приемов и принципов будет способствовать материализации памяти в современном временном ключе. Такой подход к переосмыслению пространственно-временного фактора в архитектуре поможет не просто освежить данные понятия, но и поспособствует развитию и систематизации теоретических концепций по реновации, а также выявит ключевые исторические предпосылки для дальнейшего развития отношения к «исчезающей» архитектуре. Нововведенная база, которая будет включать в себя и юридические аспекты (уровни вмешательства в структуру объекта), и политико-экономические (денежную и моральную выгоду), и эстетические (архитектурно-рациональные решения), способна оптимизировать, упростить процесс реновации исторически важных памятников культуры.

В современных реалиях от исторической памяти требуется не только соответствие официальным версиям прошлого, воссоздание достоверной «картинки», которая зафиксировалась документально историческим событием, –сейчас важно принимать во внимание ее способность развлекать потребителя, так или иначе приносить комфортную прибыль в этом материальном мире капиталистических устоев. Игнорирование потребностей и интересов новых поколений, бездействие по отношению ко времени и памяти способно привести цивилизацию к нравственному разложению и деградации,– поэтому требуется адаптация нового в старое. Тем не менее, быстротечность времени, смена векторов развития, смена ценностей обстоятельства, которые можно учесть в процессе сохранения и памяти, и исторического наследия.

 

[1]Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. – URL:

https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn (дата обращения: 17.04.2023).

[2]Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. М., 1969.

[3]Проблематика мест памяти / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок // Франция-память. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 17-50.

Список литературы

1. Бакшутова, Д.В. Архитектурное воплощение феномена памяти в новейшее время : специальность 2.1.11 : автореф. дисс.… кандидата архитектуры / Бакшутова, Дарья Владимировна; Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. - Нижний Новгород, 2022.

2. Буш, П.Д. Интеграция руинированных объектов исторического наследия в современный архитектурный контекст : специальность 05.23.20 : автореф. дисс.… кандидата архитектуры / Буш Полина Дмитриевна; Московский архитектурный институт. - Москва, 2017.

3. Быстрова, Т. Ю. Реабилитация промышленных территорий городов: теоретические предпосылки, проектные направления / Т. Ю. Быстрова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2013. - № 3. - С. 21-25.

4. Грюнбаум, А. Философские проблемы пространства и времени / Адольф Грюгбаум; пер. с англ. Ю. Б. Молчанова. - Москва : Прогресс, 1969.

5. Лихачев, Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачев ; сост. и общ. ред. Г. А. Дубровской. - Изд. 2-е, доп. - Москва : Дет. лит., 1988.

6. Лотман, Ю.М. Память в культурологическом освещении // Избранные статьи. В 3 т. T 1. - Таллинн: Александра, 1992. -С. 200-202.

7. Нора, П. Проблематика мест памяти / П. Нора // Франция-память: сб. статей. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - С. 17-50. - (Новая петербургская библиотека: Коллекция "Память века").

8. Соломина, И. Ю. Влияние социальной памяти города на формирование туристского пространства Самары / И. Ю. Соломина // Аспирантский вестник Поволжья. - 2013. - № 3-4. - С. 61-67.

9. Macek, D. Building renovation and maintenance in the public sector / Daniel Macek, Jiri Dobias // Procedia Engineering. - 2014. - Vol. 85. - P. 368-376.

Войти или Создать
* Забыли пароль?