Зарубежные хрестоматии по теории архитектуры: аналитический обзор
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены хрестоматии по теории архитектуры, изданные на протяжении последних тридцати лет, с точки зрения их устройства и принципиального содержания, в том числе: периодизация новейшего этапа развития архитектурного знания; тематическая типология и рубрикация текстов; перечень авторов и источников, представляемых в хрестоматиях. Прослежен лексикон основных тематических рубрик как ориентир для преподавания и изучения теории архитектуры.

Ключевые слова:
история теории архитектуры, хрестоматии, зарубежный опыт, содержательный анализ
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Теория архитектуры развивается бурно. Многократно увеличилось количество публикуемых теоретических текстов, усложнилось содержание архитектурного знания, пополняемого со стороны философии, теории культуры, лингвистики и семиотики, теории информации, искусствознания, средовой психологии, антропологии. В архитектурном образовании становятся всё более востребованы хрестоматии первоисточников,появившиеся за рубежом более четверти века назад. С целью создания предпосылок для разработки отечественных хрестоматий автор обратился к хронологическому, структурно-тематическому и понятийно-терминологическому анализусеми наиболее употребительных англоязычных текстов [1-7]. Основные результаты исследования таковы.

Периодизация развития архитектурного знания. Все первые хрестоматии охватывали труды по теории архитектуры, начиная с 1960-х годов ХХ века [3, 4, 6]. Считается, что культура общества, а вслед за ней и архитектура, переживают три эпохи в своем историческом развитии: традиционных домодернистских представлений, модернизма и постмодернизма. Переход от модернизма к постмодернизму в архитектуре, особенно интересующий теорию, стал результатом глобального слома в системах производства и потребления, социального и культурного развития, технологических и экологических процессов постиндустриальной трансформации общества. Процессы эти имеют разные темпы и отнюдь не синхронны. В итоге, однисчитают, что установки по отношению к модернистской архитектуре радикально изменила книга Роберта Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре», изданная в 1966 году [6, p. 12], другие видят свидетельством постмодернистской трансформации теории экологические публикации Яна Макхарга (McHarg), появившиеся тремя годами позднее [4]. В целом, укоренившееся в текстах по истории архитектурных теорий некое усредненное «1960-е годы», как обозначение перехода от модернизма к постмодернизму, можно принять для рубрикации хрестоматийлишь условно, чтобы не упустить значимые тексты, остающиеся по «ту» сторону границы в пятидесятых годах и ранее.

Тематическая типология, рубрикация и авторы текстов хрестоматий. В архитектурном образовании за рубежом встречаются хрестоматии трех типов, отличающиеся дисциплинарной принадлежностью текстов, в том числе: по социально-гуманитарным наукам,теорииархитектуры, отдельным крупным фрагментам архитектурной теории.

Хрестоматии первого типапроиллюстрируемдвумя текстами.

Антология Нила Лича (Neil Leach) из университета Ноттингема (Великобритания) – «Переосмысливая архитектуру: хрестоматия по теории культуры» – охватывает труды ведущих мыслителей, сгруппированные в пять частей [5].

Первая часть – «Модернизм» – обращается к авторам начала ХХ века, осмысливающим феномен современности (modernity). Рассматривается культурный шок, вызванный индустриальной революцией, его влияние на общественные отношения, образование, сознание, политику развития городов, идею функционализма в архитектуре и др. (рис. 1).

Вторая часть «Феноменология» знакомит с текстами об архитектуре как о переживаемом субъективном феномене.

Третья часть «Структурализм» представляет авторов и работы, заложившие основы отношения к архитектуре как сообщениям, языку, средству коммуникации, системе знаков.

Часть четвертая «Постмодернизм» включает труды, трактующие с философских позиций отношения между модернизмом и постмодернизмом, – антагонистические, частично оппонирующие или преемственные.

Пятая часть «Постструктурализм» обращается к развитию и критике идей структурализма.

Антология Эндрю Бэллентайна из университета Ньюкасла (Великобритания)–«Архитектурная теория: хрестоматия по философии и культуре»–нацелена на то, чтобы «помочь читателю думать креативно об архитектуре». «Архитектура, – пишет Бэллентайн, – сложна и нуждается в теориях», поскольку идеи, а значит и теории – это «наши инструменты для взаимодействия с миром» [1, p. xi, 10].

В наименовании рубрик хрестоматии Бэллентайн использует поэтические метафоры, их буквальный перевод мало что даст. Более информативен список авторов, чьи работы представлены в сборнике. Это поэты и писатели (Перси Биши Шелли, Эдгар Аллан По, Ральф Уолдо Эмерсон, Сэмюэл Батлер, Генри Дэвид Торо), антрополог и социолог Грегори Бейтсон, теоретик науки Донна Харауэй, историк искусства Диана Фавро, градостроитель Пэтси Хили, философы Уильям Джеймс, Жорж Батай, Поль Рикёр,Гастон Башляр, Джон Дьюи, Зигмунд Фрейд, Уолтер Бенджамин, Жиль Делёз, Чарль Сандер Пирс, Мишель Серрез и другие.

Хрестоматии второго типа включаюттексты теоретиков архитектуры. Самая известная из их числасоставлена профессором архитектуры из Университета Вирджинии Кэйт Несбитт – «Теоретизируя новую повестку для архитектуры: антология архитектурной теории 1965–1995 гг.» [6], (рис. 2).

К. Несбитт группирует тексты в крупные гуманитарные тематические блоки (постмодернизм, семиотика, структурализм, феноменология), дополняя эту структуру темами, имеющими особое значение в архитектурном знании (историзм, типология, контекстуализм, «главная улица» (mainstreet), Школа Венеции, тектоническая выразительность, критический регионализм). Вводятся рубрики, расширяющие проблематику архитектуры, – политическая и этическая повестка, феминизм, гендер и проблема тела, современное определение возвышенного.

В 1997 году под редакцией Чарльза Дженкса и Карла Кропфа опубликована необычная по формату антология «Теории и манифесты современной архитектуры» [4]. Определяя современное английским contemporary, а не modern, редакторы и составители подчеркивают, что имеют в виду источники, современные читателю, в том числе относящиеся к концу ХХ века, а не принадлежащее эпохе модернизма (крайне важное уточнение).

Уникальность этого труда состоит в представлении первоисточников чрезвычайно краткими фрагментами. В итоге, на трехстах страницах разместились выдержки из ста двадцати двух работ и множество иллюстраций.Заметим, что К. Несбитт удалось вписать в шестьсот страниц только пятьдесят пять сокращенных текстов с несколькими иллюстрациями. Издание Дженкса и Кропфа включает и манифесты архитекторов разных периодов, которые, скорее, принадлежат жанру поэзии, чем теории архитектуры (табл. 1).

Таблица 1. Рубрикация и авторы текстов хрестоматии Ч. Дженкса и К. Кропфа

Главы / разделы

Авторы текстов

Гл. 1. Постмодернистский (1956-1996)

Дж. Стирлинг, К. Линч, Н.Дж. Хабракен, Дж. Джейкобс, А. Ван Эйк, К. Александер, Ч. Норберг-Шульц, А. Росси, Р. Сенчури, Ч. Дженкс, Ж. де Карло, Р. Крие, К. Роу и Ф. Кеттер, Р. Райкверт, К. Курокава, К.К. Блумер и Ч. У. Мур, Л. Крие, Э. Видлер, Д. Хейден, П. Портогези, М. Грейвс, О.М. Унгерс, К. Фрэмптон, Л. Кролл, Мемфис, С. Холл, Ф. Гери, И. Хасегава, Э.О. Мосс, Дж. Кипнис, Г. Линн, А. Исодзаки

Гл. 2. Постмодернистский экологический (1969-1996)

Я. Макхарг, С. ван дер Рин, А.В. Спирн, Н.Дж. Тодд и О. Тодд, Х. Фати, К. Янг, К. Дэй, Дж. Вайнс, TeamZooAtelier, Б. и Р. Вэйл, В. Макдоноу, П. Калторп, С. Коэн

Гл. 3. Традиционный (1969-1994)

Х. Фати, Р. Магуайер, Д. Ваткин, Брюссельская декларация, М. Кюло, Д. Порфирис, Л. Крие, Р.М. Стерн, Принц Уэльский, А.Тзонис, Л. Лефевр, Д. и П. Зиберк, К. Терри, Группа UrbanVillage, А. Гринберг, Р. Скрутон

Гл. 4. Поздний модернистский (1954-1994)

Ф. Джонсон, А. и П. Смитсоны, П. Рудольф, Р. Бенэм, С. Прайс, К. Александер, «Архигрэм», Дж. Хайдук, Ф. Маки, Superstudio, П. Кук, Л. Кан, П. Эйзенман, М. Тафури, Пиано + Роджерс, Л. Марч, Р. Роджерс, К. Фрэмптон, Т. Андо, П. Райс, Я. Ритчи

Гл. 5. Новый модернистский (1976-1994)

П. Эйзенман, Б. Чуми, CoopHimmelb(l)au, Р. Колхас, Д. Либескинд, З. Хадид, Дж. Хайдук, Дж. Кипнис, М. Уигли, У. Алсоп, Т. Мэйн, Л. Вудс

 

Третья из числа самых известных хрестоматий опубликована профессором архитектуры Майклом Хэйсом из Гарвардского университета [3]. Она структурирована по хронологическому принципу, хотя за отбором текстов явственно просматривается намерениередактора представить все важнейшие теоретические парадигмы – историзм, семиотику, структурализм, постструктурализм и деконструкцию (табл. 2). При объеме в 807 страниц, заполненных очень мелким шрифтом, хрестоматия М. Хэйса – самый большой текст подобного рода.

Таблица 2. Рубрикация и авторы текстов хрестоматии М. Хэйса

Даты

Авторы текстов

1969

М. Тафури, Дж. Бэрд

1970

Archizoom Association

1971

Д. С. Браун, А. Росси

1972

К. Роу

1968-74

Дж. Хайдук

1973

К. Роу и Ф. Кеттер, М. Гандельсонас, М. Сколари

1974

М. Тафури, А. Лефевр, Д. Олье (Hollier), Д. Агрест

1975

Б. Чуми, MoMA

1976

П. Эйзенман, Р. А. М. Стерн, М. Стейнман

1977

Б. Хьюэт (Huet), Ж. Силветти, Э. Видлер, Ж. Тессо (Teyssot), Ч. Дженкс

1977-82

Дж. Стирлинг

1977

Р. Колхас

1978

А. Колхаун, М. Кюло (Culot) и Л. Крие

1977-79

Л. Крие

1979

К. Фрэмптон, Ф. Гери

1980

Х. Кетглас (Quetglas), М. Каччари (Cacciari)

1981

Б. Чуми, Ю. Хабермас

1982

М. Фуко, Ф. Джеймисон

1983

А. Перес-Гомес, Д. Либескинд

1984

Р. Эванс, С. Андерсон, Ж.-Л. Коэн, П. Эйзенман, П. Вилирио, Р. Сегрест

1986

Ж. Деррида, П. Эйзенман, С. Квинтер

1987

И. де Сола-Моралес

1988

Б. Коломина, К. Ингрэхэм (Ingraham), М. Вигли, MoMA

1989

M. Маклеод (McLeod), Р. Колхас

1991

Дж. Кипнис

1992

А. Видлер, Дж. Блумер

1993

Р. Сомол

 

Хронологически последняя антология по теории архитектуры – «Конструируя новую повестку для архитектуры: архитектурная теория 1993–2009 гг.» – составлена американкой Кристой Сайкс [7]. Названием и содержанием работа преемственна по отношению к сборникуК. Несбитт. Но, в отличие от предшественницы, Сайкс приняла не тематическую, а хронологическую группировку материала. Признанные авторитеты предыдущих десятилетий соседствуют здесь с новыми именами: Г. Линн, «Конгресс за Новый урбанизм», Д. Берк, С. Квинтер, Дж. Райчман, С. Мокби, С. Аллен, Р. Колхас, Дж. Кипнис, Н. Фостер, Я. Каплицкий, Р. Роджерс, К. Янг, Т. Херцог, С. Сассен, Р. Сомол, С. Уайтинг, М. Спикс, В. Макдоноу, М. Браунгарт, В. Митчелл, Ф. Джеймисон, Э. Пикок, Р. ван Тоорн, Э. Видлер, К. М. Хэйс, Р. Мартин, С. А. Мур, Г. Мёркатт, А. Граафланд, К. С. Чу, Рейзер + Умэмото, С. Лавин, Дж. Макморроу (McMorrough).

Об эволюции теории архитектуры свидетельствует новый лексикон текстов, отобранных Сайкс. В нем появились концепты из области точных и естественных наук, например: искусственный интеллект, аксиоматические структуры, биотехнологии, теория катастроф, теория хаоса, киберпространство, цифровые технологии, молекулярная биология, сетевые общества, проективная геометрия, устойчивость, топологическая геометрия и другие. В словарь архитекторов возвращаются понятия политической теории и анализа, социологии города: капитализм, колониализм, коммерциализация, комьюнити, потребление, мультинациональные корпорации, демократия, капиталистическое развитие, диалектический материализм, фашизм, фордизм, джентрификация, геополитика, китч, марксизм, меньшинства, неолиберализм, ситуационизм и другие. После десятилетий аполитичных культурологических, эстетических дискуссий происходит не только «реполитизация» профессии, но и некоторое ееполевение в политическом спектре.

Событием в разработке хрестоматий стало издание в 2011 году собрания текстов, посвященного отдельному фрагменту междисциплинарного архитектурного знания – «исследованиям средового проектирования». Вышедшая под редакцией американцев ГэленКранц (университет Калифорнии в Беркли) и ЭлефтериосаПавлидеса (университет Роджера Уильямса в Род-Айленде) книга в переводе на русский называется «Исследования средового проектирования: тело, город и здания между ними» [2].

В предисловии сказано: «Эта хрестоматия обеспечивает учебные курсы, которые сфокусированы на значении физической среды для человеческой жизни <…> мы хотим помочь студентам архитекторам определить различные пути для рассмотрения архитектуры с социальной точки зрения» [2, p. xi]. В хрестоматии работы по архитектуре соседствуют с фрагментами книг и статей по средовой психологии, социологии, антропологии, ландшафтной архитектуре и городскому проектированию. Всё это должно способствовать «развитию у архитекторов понимания глубинных отношений между людьми и их окружением» [там же]. Продвинутому российскому читателю известны многие авторы текстов из данной хрестоматии, в том числе – Э. Т. Холл, О. Ньюман, В. Иттельсон, Л. Гроут, Д. Кантер, У. Уайт, Р. Бехтел, Дж. Зайсел, К. Купер Маркус и др.

Современные хрестоматии характеризуют глобальный социокультурный процесс, который можно описать как переход «классика – неклассика – постнеклассика» или близкой (но не равной) по смыслу формулой «традиционализм – модернизм – постмодернизм». Вращаясь, главным образом, вокруг упомянутого транзита и следующего за ним развития, работы разных авторов, дисциплин, школ, традиций мышления раскрывают и оценивают связанные с ним коллизии по-разному. Кроме того, теория архитектуры заимствуетпроблематику и понятия из сфер гуманитарного и точного знания для описания своих крупных фрагментов, используя зонтичные концепты «структурализм», «постструктурализм», «феноменология», «семиотика», «нелинейность» и другие.

В целом совокупность названных маркеров, – в сочетании с устоявшимися в архитектуре концептами «историзм», «типология», «контекстуализм», «регионализм», – стала общеупотребительным инструментарием для смыслового наполнения и структурирования хрестоматий. Есть основания говорить о них как об устойчивых, фундаментальных системах теоретического видения – «теоретических платформах архитектурного знания».

Жанр хрестоматий развивается. Второе их поколение обновляет хронологию первого на уровне глобальной теории архитектуры, а третье – углубляется в проблемно-тематические, дисциплинарные факультативы, чтосвидетельствует об эволюции теории архитектуры, методов и информационного обеспечения еt преподавания в зарубежных архитектурных школах.

Список литературы

1. Ballantyne, A. Architecture Theory. A Reader in Philosophy and Culture/ A. Ballantyne (ed.). - London; New York:Continuum, 2005.

2. Cranz, G. Environmental Design Research: The Body, the City, and the Buildings in Between/ G. Cranz, E. Pavlides (eds.). - San Diego, CA: Cognella, 2011.

3. Hays, M. Architectural Theory Since 1968/ K. M. Hays (ed.). - New York: A Columbia Book of Architecture, 1998.

4. Jencks, Ch. Theories and Manifestoes of Contemporary Architecture / Ch. Jencks, K. Kropf (eds.). - NY: Academy Edition, 1997.

5. Leach, N. Rethinking Architecture: a reader in cultural theory / N. Leach (ed.). - London and New York: Routledge, 2001.

6. Nesbitt, K. Theorizing a new Agenda for Architecture: an Anthology of Architectural theory 1965-1995/ K. Nesbitt (ed.). - New York: Princeton Architectural Press, 1996.

7. Sykes, K. A. Constructing a new agenda for architecture: architectural theory 1993-2009/ K. A. Sykes (ed.). - N.Y.: Princeton Architectural Press, 2010.

Войти или Создать
* Забыли пароль?