Методы архитектурных исследований в контексте темы идентичности общественных зданий и построение моделей
Секция: МЕТОДЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной работе рассматривается процесс проектирования архитектуры общественных зданий и пространств с учетом фактора идентичности, представляющий собой комплексный подход от первых поисков необходимой информации до этапа архитектурного проектирования.

Ключевые слова:
идентичность, наборы исследований, теоретические выкладки, методические выкладки, объемно-планировочное решение
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Идентичность – это важный механизм формирования целостного представления человека о себе и об окружающем его мире [6, c. 178]. Через соотнесение себя с малыми и большими группами по тем или иным признакам индивид приобретает и осваивает те правила поведения, которые привычны обществу, частью которого он является [3, c. 49]. Совокупность множества таких процессов определяет идентичность, которую он начинает транслировать вовне. Установив связь с окружающим миром, у человека появляется новая потребность – сохранять и преумножать свойства той среды, к которой он имеет отношение. Это определяет новый комплекс взаимодействий с миром – его восприятие, сохранение и развитие – идентичность.

Работа с темой идентичности начинается с ее исследования. Это помогает выявить характерные черты не только выбранного участка, но и постоянных пользователей – носителей габитуса изучаемой местности. Габитус представляет собой обобщенные признаки среды через наслоения культуры, истории. Принципы соучаствующего проектирования являются одним из важных источников в поиске информации о культуре и поведении людей, а также об их желаниях и потребностях. Такой подход позволяет выбирать масштаб – двигаться от крупных сообществ к более локальным и наоборот. Таким образом, поиск факторов идентичности начинается с методов партисипаторного проектирования.

Согласно книге «Архитектурные исследовательские методы» Л. Гроата и Д. Ванга, положенной в основание многих учебных курсов по методологии исследования в архитектуре, существует семь стратегий исследования [1, с. 173-415]:

  • историческое исследование;
  • качественное исследование;
  • корреляционное исследование;
  • экспериментальное и квазиэкспериментальное исследование;
  • имитационное исследование;
  • логическая аргументация;
  • тематические исследования и комбинированные стратегии.

С точки зрения поиска архитектурной идентичности наиболее интересным и полным типом является качественное исследование, состоящее из последовательных шагов: сбор данных (методы сбора данных), обработка данных (упрощение и структурирование большого объема данных без потери качества смысла), презентация данных (полевая презентация (рисунки, дневники и т. д.) и итоговая (диаграммы, графики, таблицы) и формулировка выводов (формирование паттернов, формулировка объяснений, оценка результатов).

В рассмотренном типе исследований выделяют несколько «качественных» подходов. “Обоснованная теория”, основанная на принципах социологии, представляет собой открытое, итеративное движение между фактами, анализом и обобщением. Такой подход позволяет теории “самой сложиться” по мере работы с темой. Этнографические исследования погружают исследователя в культурный контекст, формируя “взгляд изнутри”. Исток – антропология, позволяющая исследовать мир с точки зрения человеческого смысла. Мир с точки зрения носителей (феноменология) рассматривают интерпретативные, или феноменологические исследования, которые погружают исследователя в жизненный мир обитателя, формируя взгляд как бы “изнутри сознания”.

Методы сбора данных, к которым часто обращается Генри Санофф в своих практических работах, описанных в книге «Соучаствующее проектирование» [4], включает в себя опросы, наблюдения и анализ документов.

Методы исследований идентичности меняют свой набор в зависимости от поставленных задач. Каждый специалист (социолог, архитектор или градостроитель) может варьировать их количество и состав на каждом этапе, а также составлять и дополнять новыми. В основные, классические, входят включенные наблюдения, глубокие интервью, полевое исследование, метод “прогулки”, наброски, фотофиксация, картографирование, метод пережитков, анализ локальных СМИ, участвующее/включенное наблюдение и свободное интервью, анализ документов, публичные слушания, метод обширного описания, ментальное картографирование и мониторинг социальных сетей (рис. 2).

Каждый метод входит в один или несколько ключевых наборов исследований – облегченную, оптимальную, углубленную или “удаленную” модель (рис. 3). Каждый набор является базовой моделью начала работы с темой идентичности.

Облегченная модель состоит из пяти практик и позволяет специалисту с минимумом усилий и затрат выявить самые отличительные черты среды. В оптимальной модели больше на 5 практик, комплексное применение которых определяет оптимальное количество знаний об исследуемой территории. Для самого основательного изучения территории возможно использование углубленной модели, содержащей 15 типов исследований, что открывает доступ к максимальному количеству данных. Для тех случаев, когда присутствие на месте исследований невозможно по тем или иным причинам, была определена “удаленная” модель, которая на расстоянии позволяет приобрести необходимые данные для последующего процесса проектирования.

Исследовательский этап открывает доступ к данным о культуре места, что позволяет перейти к последующим шагам. Для проецирования данных в тело архитектуры существует еще 6 стадий, которые позволяют это сделать: выделение ключевых факторов, сортировка и отбор полученной информации, обработка данных, формирование концепции, определение инструментария и процесс проектирования. Проектирование с учетом фактора идентичности побуждает на каждом этапе задаваться вопросами, отсылающими к культуре места. Как определить эти вопросы?

Существует несколько основных характеристик, задающих параметры соотнесенности идентичности объекта с идентичностью среды: форма и очертания здания, общие принципы проектирования, строительные материалы, взаимосвязь с контекстом, темпоральность, смысловая (семантическая) структура, пространственная организация [5, с. 106-113]. Каждый параметр действует по принципу фильтра и заставляет задаваться соответствующими вопросами по мере продвижения создания концепции. Одновременное применение всех или нескольких элементов позволяет создавать архитектуру с фактором идентичности.

Форма и очертания здания создают первое впечатление об архитектуре. Образ здания превалирует над другими факторами в сознании человека, поэтому важно через его форму давать отсылку к наследию места.

Общие принципы проектирования представляют собой использование творческих идей, соответствующих потребностям среды. Архитектурный продукт, которому не хватает смыслов, лишен культурной ценности.

Строительные материалы являются одним из важнейших элементов пространства. Материалы, использованные в архитектуре разных исторических периодов, отражают веру, культуру и историю места. Через них можно связать архитектуру со временем.

Взаимосвязь с контекстом. Каждый объект приобретает значение вместе со своим окружением. Акцент на солидарности и визуальном единении может сыграть важную роль в создании архитектурной идентичности.

Темпоральность организации. Просто сохранять наследие места – это консервирование данных в пространстве. При работе с идентичностью важно учитывать современные смыслы, посылы и тенденции в строительстве, тогда среда будет соответствовать современным ментальным и физическим потребностям человека.

Смысловая (семантическая) структура. Чувства, восприятие и опыт сообщества создает общие идеи, которые ведут к определенным культурным символам. Понимание этих знаков важно для сохранения самобытности в архитектуре. Пространственная организация определяет порядок, последовательность и расположение воздуха в среде. Каждая культура обладает уникальной последовательностью пустот и материй.

Каждая из этих характеристик позволяет определять необходимый набор вопросов на всех этапах проектирования. Это позволяет специалисту создавать архитектуру с учетом фактора идентичности.

Предложенные в работе методические выкладки довольно адаптивны и позволяют выбирать уровень погружения в тему идентичности в зависимости от поставленных задач. Структура может исключать некоторые этапы и дополняться новыми. Взаимодействие с архитектурной идентичностью предполагает гибкую систему – от проектирования, основанного на личном восприятии автором территории, до довольно глубокого анализа и последовательного, поэтапного движения от исследований к анализу, формулировке выводов, выборке данных, проецированию данных в тело архитектуры. В работе большое внимание уделяется вариативности предлагаемых методических выкладок.

Таким образом, проектирование общественных зданий с учетом фактора идентичности представляет собой широкий вариативный спектр работы с исследованиями, формированием подходов обработки и проецирования полученных результатов, их внедрением в архитектурно-планировочное и объемно-пространственное решение. Этот процесс начинается со стандартных, выборочных и углубленных методов исследований, затем с выбора ключевого подхода – функционального, культурно-исторического или субъективного (видение архитектора), развивается продолжительным процессом формирования концепции, во время которого регулярно ставятся важные фильтр-вопросы [2]: отвечает ли проект потребностям жителей? принадлежит ли проект месту? в чем нуждаются жители? в чем особенность места? Эти вопросы позволяют приводить проект в соответствие с семью определяющими идентичность средовыми характеристиками. Это дает возможность специалисту выбирать ключевые факторы идентичности (которые могут выражаться через все возможные способы мыслительной деятельности) и внедрять их в свое проектное предложение. Такой подход позволяет архитектору учитывать не только факторы наследия и современные тенденции, но также и свое видение, что делает пространство “объемным”.

Список литературы

1. Гроат, Л. Методы архитектурных исследований / Л. Гроат, Д. Ванг. - John Wiley & Sons, 2013. - С. 173-415.

2. Как мы выиграли этот конкурс? Конкурс начальной школы Сенегала от Archstorming / Competitions.archi: сайт. - URL: https://competitions.archi/competition/how-we-won-that-competition-senegal-elementary-school-competition-by-archstorming/ (дата обращения: 22.04.2023).

3. Костеева, Д. Ю. Чувство принадлежности в построении идентичности / Д. Ю. Костеева // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции, 22-23 ноября 2016 г. - Москва : РУДН, 2016. - С. 49-51.

4. Санофф, Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов / Г. Санофф; пер. Н. Снигирева, Д. Смирнова. - Вологда : Проектная группа 8, 2015.

5. Тораби, З. Эффективные факторы в формировании архитектурной идентичности / З. Тораби, С. Брахман // Средневосточный журнал научных исследований. - 2013. - №. 1. - С. 106-113.

6. Тухватуллина, В. И. Формирование идентичности общественных зданий на примере международного архитектурного конкурса Re-imagining the Artefact / В. И. Тухватуллина // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции, 4-8 апреля 2022 г. - Москва : МАРХИ, 2022. - С. 178-180.

Войти или Создать
* Забыли пароль?