Зарубежный опыт комплексной застройки постпромышленных территорий: Зоннвендфиртель (Вена), Гранд Канал Док (Дублин), Ротерхит (Лондон)
Секция: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена апробации методики сравнительного анализа жилых районов с учетом типов и особенностей распределения квартальной застройки на основе использования матрицы пересечений Е. И. Петровской. Многофакторный анализ морфологии и структуры по группам градостроительных параметров позволяет выделить закономерности и особенности формирования районов комплексной застройки и их социокультурные эффекты, а также созависимость их локации в городе, структуры, функциональной организации и морфологии. Исследовались районы: Ротерхит (Лондон), Фаворитен и Зоннвендфиртель (Вена), Гранд Док (Дублин).

Ключевые слова:
устойчивое комплексное развитие, районы комплексной массовой застройки, многофакторный градостроительный анализ, градостроительные параметры, матрица структурирования общественных пространств Е.И. Петровской, иерархия улично-дорожной сети, морфология застройки
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Чтобы минимизировать негативные последствия стресса жителей городов, а также повысить качество жизни и успешно решить множество городских проблем, следует опираться на тактику устойчивого развития, применяемую в большинстве крупных городов Европы. В РФ сегодня в рамках курса на устойчивое развитие применяются правительственные программы и указы, рассчитанные на реализацию к 2030 году[1]

Об исследовании зарубежного опыта комплексной застройки постпромышленных территорий в МАРХИ

Группой студентов 4-го курса МАРХИ кафедры градостроительства под руководством Е. И. Петровской продолжено исследование зарубежной современной морфологии районов комплексной застройки, определены их градостроительные характеристики и пространственно-функциональные особенности для разных городских зон, выделены часто применяемые принципы формообразования и ТЭП кварталов, характерные типы общественных пространств и УДС. Данные исследования собраны в таблицы для удобства дальнейшего сравнения с новыми российскими районами КТР с целью совершенствования структур и застройки, с учетом их специфических особенностей, локации в мегаполисах и социальных стратегий.

При проведении данного исследования студенты опирались на методологию Е. И. Петровской и ранее предложенную типологию районов и составляющих их морфологии и структуры с учетом особенностей их пространственной организации и городской функции [2–4, 6, 7]. Использовались источники открытых данных: Q-GIS; OpenStreetMap; Google Maps, google.com, Google Street View, Parkopedia; Cadmapper; YouTube, Walk Score.

За основу исследования принята схема структуры района как пешеходного ареала[2], состоящего из средовых зон (формотипов). Ф-типы состоят из территорий местного –локального общественного пользования (минипарки, сады, местные общественные пространства) и кварталов-ячеек, обладающих разными объемно-пространственными характеристиками и ТЭП. На границах формотипов располагаются ОП и функциональные точки притяжения районного и общегородского уровня: прогулочно-видовые набережные, площади, торгово-развлекательные пространства, районные парки и скверы.

Для удобства сравнения были сформированы базовые паспорта с различными категориями градостроительных параметров: характеристики территории района и его удаленность от центра города с учетом доступности на общественном транспорте; состав и плотность УДС; количество, пешеходная доступность и типы общественных пространств; морфология застройки, количество и состав средовых зон (ф-типов), типы ТЭП кварталов и их составляющих; количество, тип и расположение объектов общегородского значения (университетские кампусы, стартап-кластеры, особенные деловые, исследовательские центры и пр. места приложения труда) и местного соцобеспечения (школы, колледжи, клиники, местные сервисы обслуживания, ретейл, рынки и т. д.).

В статье представлен разбор трех районов, реконструируемых по настоящий момент и развивающихся комплексно по “подвижному” мастер-плану, изменяемому во времени с применением технологий социального конструирования и современных статистических методов оценки качества создаваемой среды под постоянным мониторингом проектных партнерских комитетов-лабораторий.

 

Вена, район Зоннвендфиртель. Студентки 4-го курса 11 гр.: Лукова В., Казыева А., Самышева Е.

Район Зоннвендфиртель расположен на расстоянии 3,9 километров от центра Вены в промышленном поясе, что создает некоторые сложности при его планировании. Район протянут вдоль ж/д путей между двумя железнодорожными станциями-“воротами” (S-Bahn), связан пешеходным мостом длиной 72 м с телевизионным центром Вены и лабораториями TU Wein (место приложения труда). По оси микрорайона вдоль центрального районного парка расположены 4 остановки трамвайной линии.

Согласно информации с официального сайта Института городского планирования Вены, «локальная инфраструктура района позиционируется как связанная структура с приоритетом пешехода, район предлагает жителям множество возможностей досуга и бытовых функций. Инфраструктурная обеспеченность делает район Зоннвендфиртель одной из наиболее привлекательных частей города. На настоящий момент 10-й район считается самым плотным районом Вены и насчитывает более 5500 квартир, рассчитанных на 13 000 чел.» [3]

В центре района расположен Helmut-Zilk-Park (около 7 га) – крупнейший парк, созданный в Вене за последние 40 лет. Парк включает зону “двигательных навыков” (1400 м2) с 10 пространственными зонами активного досуга для молодых и пожилых пользователей.

Новым 10-м районом Вены территория к югу от сегодняшнего Видена стала в 1874 г. Строительство Южного и Восточного вокзалов в 1840-х годах за линией оборонительной стены, разделяющей районы Виден и Фаворитен до 1890-х годов, привело к тому, что железной дороге потребовалось расширение. С 1890 г. линия железной дороги расширилась до сегодняшних размеров. Преобразование перевозок в развитую логистическую сеть и перенос грузовых функций в другие венские железнодорожные узлы сделали этот район практически неиспользуемым уже с 1970-х годов. Лишь с 2000-х гг. Австрийские федеральные железные дороги начали рассматривать возможность освобождения этой территории для других целей.

Основные типы УДС района: жилые улицы, переулки, парковочные переулки, аллеи с автомобильным движением, аллеи пешеходные и вело-пешеходные. Общая протяженность улиц и дорог составляет 12 510 м, а плотность – 285 м/га.

На территории района низкая плотность УДС, что нетипично для европейского градостроительства. Это связано с большой площадью парковой территории в границах района. В границах района некоторые из улиц изменяют свой тип несколько раз, не меняя названия (парквей, пешеходная аллея и сервисный парковочный проезд), подстраиваясь под влияние контекста (парк, деловой центр, ТПУ, Университет) и соответствующие различные пользовательские сценарии.

На территории района Зоннвендфиртель расположены 22 квартала разного формата и площади (рис. 1). Застройка контрастирует с окружающим пространством, застроенным в прямоугольной градостроительной сетке. Жилая застройка квартала преимущественно среднеэтажная (от 3 этажей). При средней этажности плотность жилых кварталов варьируется от FAR=1,6 до FAR = 3,2, а общественно-деловой застройки – 5,3.

В районе расположены как общегородские инфраструктурные объекты, в т. ч. кампус университета, музеи и бизнес-кварталы, так и объекты районного значения – школа и досуговый центр, обслуживающие весь район Фаворитен.

В пределах каждого выделенного при исследовании формотипа размещено одно или более зданий районной инфраструктуры и внутренние точки притяжения, рассчитанные на проживающих в их пределах.

Район Докланд, г. Дублин. Студенты 4-го курса 11 гр.: Пахомова А., Крылов М.

Градостроительное развитие Дублина базируется на принципах создания комфортной и экологически устойчивой среды, для чего развивается система открытых общественных пространств с разнообразием функционального насыщения.

Докланд (520 га), расположенный на северном и южном берегах реки Лиффи на расстоянии 2,4 км от центра Дублина, – один из наиболее престижных из его новых районов. Здесь благодаря реализации программы развития собраны штаб-квартиры IT-компаний, стартапы передовых технологий, активно развивается бизнес. Расположение на границе акватории бывшего дока в качестве композиционного центра, при направленном формировании видовой составляющей всей застройки способствует созданию имиджа района как высококлассного места для жизни высококвалифицированных молодых специалистов и как культурного центра с театром и театральным училищем.

История места берет начало 300 лет назад с рыбацкой деревни Рингсенд. С XVIII века порт Дублина играет значимую роль в морских трансатлантических перевозках между Европой и Америкой. В конце ХХ и начале ХХI веков район доков был преобразован в расширение деловой части Дублинского международного центра финансовых услуг (IFSC). Экономический спад в Ирландии после 2008 года замедлил рост стоимости недвижимости в районе, но с 2014 г. рост и девелоперская деятельность возобновились, и сегодня развитие продолжается.

Территория района пересекается улицей районного значения, обеспечена общественным транспортом: имеет 10 автобусных остановок по периметру, через каждые 300 м; 2 речных причала; железнодорожную станцию пригородных поездов.

Неравномерно поквартально смешанный тип плотной застройки (деловая – 30%, жилая –37%, жилые апартаменты – 25%) при среднем FAR квартала 3.2. В прибрежной силуэтообразующей зоне преобладают высотные бизнес-кварталы. Основная часть жилых кварталов (2–8 эт.) отдалена от внешнего водного фронта. Этажность застройки района варьируется от 2 до 22 этажей.

Значимую роль в формировании образа-имиджа района играет набережная вдоль внутреннего дока с пирсами с приоритетом пешеходного движения, человеческий масштаб застройки которой является привлекательным для досуговой активности. Небольшие скверы располагаются внутри данных ф-типов и предназначены для тихого отдыха, рекреационная активность вынесена в парковую территорию с 12-минутной пешеходной доступностью из любой точки района.

Современная застройка гармонично сочетается с историческими бережно реконструированными объектами по правилам дизайн-кода фасадных решений – с учетом фиксированного процента поверхности темного и желтого кирпича и белокаменных элементов, мелкой ритмикой деталей, процента остекления и формой окон. То же и на уровне объемно-пространственного решения: сохранена модульность застройки и пешеходный ритм кварталов (рис. 2).

 

Район Ротерхит, Лондон. Студенты 4-го к. 11 гр.: Перунова С., Келлер А., Обиджанов А., Вековищева Е., Юдин А., Ермаков В.

Район Ротерхит (полуофициальное название Доклендс) расположен в 4,5 км к востоку от центра Лондона. Здесь веками располагались доки и верфи. Сейчас Ротерхит активно развивается как жилой район, особенно привлекательный для молодых семей и специалистов.

С трех сторон его огибает Темза, а на юго-западе он граничит с районом Бермондси. На данный момент в Ротерхите проживает 14,2 тысячи человек.

Район не пересекается общегородскими транзитами, для этого под ним проложен транспортный тоннель. Развитая УДС с приоритетом пешехода обеспечивает пешеходную 10 –20-минутную доступность в районе, 300 м до остановок общественного транспорта почти из любой точки Ротерхита (исключением является центральный парк Стейв Хилл, который не пересекается улицами районного значения). В юго-западной части района расположены три станции метро, на восточном берегу есть две пристани – одна позволяет сесть на курсирующие по Темзе речные трамваи и катера, вторая же обеспечивает переправу над Юбилейной веткой метро, ведущей в Кэнэри-Уорф.

Ширина улиц не превышает 25 м, а минимальная ширина проездов – 8 м. Количество полос не более двух – по одной в каждом направлении, при этом часто встречаются улицы с одной полосой движения транспорта.

Застройка конца XX в. малой плотности (FAR=1,2–2) включает только жилую функцию, имеет однообразные фасады, мелкую ритмику, этажность (2–6 этажей), парковки во дворах.

Современная застройка, относящаяся к последнему (незавершенному) этапу ревитализации, отличается высокой плотностью (FAR до 5,2) от 8 до 9 этажей, паркинги в стилобате или под землей. Первые этажи, выходящие на районные и частично на жилые улицы, отданы под коммерцию (смешанная функция). Центральная часть на расстоянии 250 м от метро имеет высотную застройку до 25 этажей.

Развитая структура ОП не дублируется проездами и включает: канал Альбион, парки, скверы, ООПТ[4] (Lavender Pond Nature Reserve), прогулочные набережные Темзы, площади. Все набережные не являются районными магистралями, а отданы пешеходам.

Для удобства анализа морфологии был выбран отдельный Ф-тип[5], расположенный по обе стороны от канала Альбион. В нем представлены примеры как относительно старой, так и новейшей застройки, и на его примере мы видим, как решается вопрос местных и локальных пешеходно-общественных пространств.

Общая площадь исследуемого средового фрагмента – 13,2 га, габариты – 566×324 м. Площадь общественных пространств – 0,28 га, всего 2% от общей площади. Они сконцентрированы около пересадочной станции метро. Там же находится главный ориентир станции Канада Уотер – 25-этажное жилое здание. Справа – библиотека «Канада Уотер», рыночная площадь с выходом к Канада Уотер (бывшему доку), каналу Альбион (некогда Альбион-док). Эти пространства имеют районное значение и притягивают жителей всего Ротерхита.

К локальным пешеходным пространствам относится парквей Дил-Портерс Уолк и аллею Нидлман Стрит. Местные общественные пространства представлены дворами внутри отдельных кварталов.

Плотность и этажность изменяются от центра к периферии от 5,2 до 1,2. Этажность, соответственно, – от 4 до 25 (преимущественно 8), к 3–4 этажам. Средняя площадь жилых кварталов – 0,68 га (от 0,3 до 1,14).

Высокое качество пешеходной среды обеспечено шаговой доступностью до всех необходимых точек притяжения районного значения и соцобъектов: 3 школы, больница, 2 банка, колледж, университет, арт-студия, музыкальный клуб, общественный центр, кинотеатр, салон красоты, Бизнес-центр, парк Стейв-хилл (рис. 3).

 

В результате исследования дополнен перечень особенностей пространственной организации и морфологии при комплексной современной застройке районов Лондона, Вены, Дублина [9, 10].

Выводы по результатам сравнения районов:

  1. Размеры районов имеют комфортные для пешеходов параметры и в основном не превышают 1,6–1,8 км, что позволяет обеспечить 15–25-минутную пешеходную доступность, снизить нагрузку на общественный транспорт и повысить интенсивность здорового пешеходного перемещения.
  2. Районы не пересекаются городскими магистралями, создаются как территории с приоритетным вело-пешеходным движением, где общественный транспорт имеет вспомогательное значение.
  3. Преобладает жилая среднеэтажная застройка (2 – 3 – 5 – 7 этажей) в периферийной и срединной части районов во всех зонах города, независимо от типа районов.
  4. Плотные многофункциональные центры с высотной застройкой, расположенные в центре района, не прилегают к транзитной городской магистрали.
  5. Во всех районах плотность УДС достаточно высокая – от 0,29 км/га до 0,9 км/га, относительно общероссийской и регламентируемой МГСН – около 0,25 км/га. При этом УДС изменяется в основном по типологии, а не по плотности км/га внутри района, и имеет более узкие сечения относительно принятых в РФ.
  6. Все районы состоят не менее чем из 4–8 формотипов, каждый ф-тип включает 3–8 видов кварталов-ячеек, что обеспечивает максимальное разнообразие застройки в пределах “кадра восприятия”, при этом большая часть типов кварталов повторяется.
  7.  Общественная функция и услуги размещаются в пределах от 1–2 этажа в соответствии с типом УДС.
  8. Относительно высоты застройки дворы небольшие и узкие – размерами около 18–21 м.
  9. Новые ф-типы и районы интегрируются в сложившуюся градостроительную структуру.
  10. Большое планировочное значение имеют сложившиеся и новые видовые оси.
  11. Для новых ф-типов характерна смена оформления фасадов в соответствии со сменой типа УДС.
  12. Для европейского опыта в целом характерно разнообразие типов малых общественных пространств в рамках района или ф-типа и разделение озеленения на приватное и общего пользования в пределах ф-типа.
 

[1] См. документы:

Распоряжение от 14 июля 2021 года №1912-р. Цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации.

ЦУР 11 «Устойчивые города и населенные пункты». Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда».

Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 №1184 «Об утверждении Правил принятия Правительством Российской Федерации решения о комплексном развитии территории и согласования такого решения с субъектом Российской Федерации, в границах которого расположена территория, подлежащая комплексному развитию, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации".

[2]  Прототип структуры ареала выделен на основании предыдущих исследований Е.И. Петровской и описан в ряде статей [2–4, 6, 7].

[3] Stadtplanung Wien - Sonnwendviertel. Vorhaben und Projekte. URL: https://www.wien.gv.at/stadtplanung/sonnwendviertel (дата обращения: 18.02.2023)

[4] Лавандовый пруд – Lavender Pond Nature Reserve – локальный природный заповедник площадью в 1 га (2.5 акров)

[5] Территория 5–7-минутной пешеходной доступности протяженностью не более 600 м с единым восприятием среды.

Список литературы

1. Петровская, Е. И. Апробация методики формирования локальных средовых и фасадных регламентов / Е. И. Петровская, Д. А. Ежикова, Е. А. Валенкова // Architecture and Modern Information Technologies. - 2021. - №2 (55). - С. 276-308. - URL: https://marhi.ru/AMIT/2021/2kvart21/PDF/20_petrovskaya.pdf - DOI:https://doi.org/10.24412/1998-4839-2021-2-276-308.

2. Петровская, Е. И. Методика выполнения графического градостроительного экспресс-анализа (в программе Photoshop): Приложение 1 / Е. И. Петровская; кафедра градостроительства. - Москва: МАРХИ, 2017. - 17 с. - URL: http://lib.marhi.ru/MegaPro/UserEntry?Action=Link_FindDoc&id=49705&idb=2. - Режим доступа: для авторизованных пользователей. - Текст: электронный.

3. Петровская, Е. И. Методика прототипирования для формирования пространственно комфортной застройки (на примере работ магистров МАРХИ) / Е. И. Петровская, А. Д. Агейкин, Л. М. Мананова // Architecture and Modern Information Technologies. - 2020. - №2(51). - С. 197-236. - URL: https://marhi.ru/AMIT/2020/2kvart20/PDF/12_petrovskaya.pdf DOI:https://doi.org/10.24411/1998-4839-2020-15112.

4. Петровская, Е. И. О методе кодирования «пешеходно-комфортной» городской среды и сочетании центричных и линейных городских пространств / Е. И. Петровская, А. Г. Подобулкин, И. А. Печенкин, А. И. Мавлёнкин // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - №3 (44). - С. 392 - 426. - URL: http://marhi.ru/AMIT/2018/3kvart18/24_petrovskaya/index.php (дата обращения: 12.11.2021).

5. Петровская, Е. И. Особенности морфологии застройки набережных на примере современной застройки районов Лондона, Хельсинки, Стокгольма, Мальмё / Е. И. Петровская, Д. А. Овсянникова, И. С. Кулешова // Город, пригодный для жизни : Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 10-11 ноября 2022 г./ отв. за вып. Д. Е. Лемытская. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2023. - 688 с. - С. 183-191. - URL: https://bik.sfu-kras.ru/elib/view?id=BOOK1-71/Г%20701-844287

6. Петровская, Е. И. Особенности структуры современных районов комплексной застройки городов Европы / Е. И. Петровская, Д. А. Овсянникова, И. С. Кулешова; Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции. - Москва: МАРХИ, 2022.- С. 149-160. - URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2FB6vYbc09UlgRIXFKE1A35z%2B9EUHPP3xzReR1CGEe%2BwIVkmAb%2F%2BarAExQ56EajHX6q%2FJ6bpmRyOJonT3VoXnDag%3D%3D&name=Труды%202022_%20с%20обл_%20(3).pdf&nosw=1

7. Петровская, Е. И. Триединый средовой код и моделирование городской среды / Е. И. Петровская // Architecture and Modern Information Technologies. - 2020. - №3 (52). - С. 205 - 227. - URL: https://marhi.ru/AMIT/2020/3kvart20/PDF/11_petrovskaya.pdf DOI:https://doi.org/10.24411/1998-4839-2020-15211 9

8. Титов, А. Л. Современная архитектурная среда и её влияние на поведение человека / А. Л. Титов // Geoflex: сайт. - URL: http://www.geoflex.ru/library/publications/spatial behaviour/architecture-s_influence (дата обращения: 01.11.2021).

9. Шемякина, В. А. Территории жилой застройки. Современная зарубежная западноевропейская концепция «здоровый город» / В. А. Шемякина, М. Д. Рогазинская // Architecture and Modern Information Technologies. - 2022. - №1 (58). - С. 195-211. - URL: https://marhi.ru/AMIT/2022/1kvart22/PDF/13_shemjakina.pdf DOI:https://doi.org/10.24412/1998-4839-2022-1-195-211.

10. Эллард, К. Среда обитания: как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие / К. Эллард; пер. с. англ. - Москва: Альпина Паблишер, 2018. - 288 с.

11. Barton, H. Healthy Urban Planning / H. Barton, C. Tsourou. - London; New York: Spon Press, 2000.

12. Foletta, N. Low Car(bon) Communities. Inspiring car-free and car-lite urban futures / N. Foletta, J. Henderson. - London, 2016. - 100 p.

13. Guidance Notes for Design Codes // Ministry of Housing, Communities and Local Government (UK). - URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment data/file/957207/Guidance_notes_for_Design_Codes.pdf (date of access: 01.11.2021).

14. Paddison, R. Urban studies. Society. Vol. 1: Cities as social spaces / R. Paddison, W. Ostendorf W. - Los Angeles, CA: Sage, 2010. - Pp. 357-372.

15. Pattacini, L. Urban Design and Rivers: A Critical Review of Theories Devising Planning and Design Concepts to Define Riverside Urbanity / L. Pattacini // Sustainability. - 2021. - Vol. 13(13). - URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/13/13/7039/htm (дата обращения: 01.11.2021)

16. The London plan. The Spatial Development Strategy for Greater London / Greater London Authority. - London, 2022. - URL: https://www.london.gov.uk/sites/default/ files/the_london_plan_2021.pdf (дата обращения: 01.11.2021).

Войти или Создать
* Забыли пароль?