Университетский музей в digital-пространстве*
Секция: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты исследования основных тенденций виртуализации университетских музеев как инструмента коммуникации с целевой аудиторией. Цель данной работы заключается в определении и сравнении наполненности виртуального образа российских и иностранных университетских музеев в digital-среде. В качестве метода исследования была выбрана матрица анализа сайтов, социальных сетей и публикаций в СМИ. В результате было выявлено, что музеи российских университетов, в отличие от зарубежных, меньше ориентированы на взаимодействие с целевой аудиторией посредством виртуальных каналов коммуникаций: музеи российских университетов по сравнению с иностранными размещают меньшее количество публикаций в социальных сетях, а также слабо представлены в СМИ и не имеют самостоятельных страниц в Интернете. Исследование было проведено авторами в период с июля по ноябрь 2022 года.

Ключевые слова:
Университетские музеи, онлайн, виртуальная среда
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Исследователь из Srinakharinwirot University (Таиланд) Учана Клентиен отмечает, что виртуальные музеи за время пандемии не только охватили более широкую аудиторию, использовав различные онлайн-каналы коммуникации, но и дали новую возможность студентам и школьникам самостоятельно изучить интересующий их материал в новом интерактивном виде с помощью технологий [8].

Говоря о тенденциях в целом, профессор департамента экономики и бизнеса Флорентийского университета (Италия) Лучиана Лаззеретти с соавторами отмечают, что в цифровую эпоху одними из основных источников информации выступают онлайн-ресурсы благодаря постоянно открытому доступу к интересующей информации. В целом наступление цифровой эры способствовало адаптации музеев к коммуникации с аудиторией в онлайн формате [9].

Тенденция к цифровизации может иметь позитивный эффект не только для музеев в целом, но и для университетских музеев в частности. Вице-канцлер Университета Маккуори (Австралия) Питер Стэнбери отмечает, что проведение виртуальных выставок в пространстве университета может быть ценным дополнением к основному продвижению [11].

В нашей работе университетский музей концептуализируется как особый вид музея, деятельность которого направлена на репрезентацию истории и текущего положения учебного заведения, согласно работе исследователя Южно-Уральского государственного университета (Россия) С. Д. Ворошина [2]. Директор музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета (Россия), кандидат культурологии Наталья Александровна Белоусова и сотрудник музея Кемеровского государственного университета (Россия) Людмила Захаровна Боголепова выделяют также направление деятельности университетских музеев, в рамках которого музейные институции хранят коллекции, впоследствии становящиеся источником для научных исследований, так как экспозиции связаны с профилем университета [1].

 

В настоящее время музейное экспозиционное пространство выступает в качестве площадки для взаимодействия представителей различных сообществ, при этом музеи наделяются ролью определенного «индикатора» развития цивилизации [4]. Музейные институции не могут игнорировать актуальные тенденции, позволяющие привлекать внимание аудитории, а напротив, должны ориентироваться на интересы и запросы посетителей, пытаясь определить потребности и мотивацию различных аудиторных сегментов.

Данную позицию разделяют основатель KulturAgenda (Института музеев, культурных индустрий и общественности) Кристиан Уолтл [13] и исследовательница из Стерлингского университета (Великобритания) Фиона Маклин, которая также отмечает такие барьеры у потенциальных посетителей, как отсутствие солидарности с публичным дискурсом музея, а также структурные ограничения, включающие в себя физический доступ и возраст [10]. При этом снижению географического, дистанционного барьера может способствовать создание виртуального музея [5], а ведение социальных сетей позволяет музею расширять временные и пространственные границы своего присутствия [12]. Музейный консультант, член Канадского художественного музея (бывший президент), Музея Ассоциации Содружества (бывший президент) Дункан Фергюсон Камерон отмечает необходимость освещения деятельности музейных институций в СМИ[1] для увеличения охвата заинтересованной аудитории [7].

Рассматривая университетские музеи как особую категорию, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой историко-культурного наследия и туризма Алтайского государственного педагогического университета (Россия) Ольга Николаевна Труевцева выделяет три группы задач: выявление и отбор предметов для коллекций, их изучение и систематизация; использование музейного потенциала для подготовки и воспитания будущих специалистов; формирование определенного позитивного имиджа учебного заведения [6]. В связи с третьей группой задач отмечается необходимость представления музея университета в интернет-пространстве для улучшения имиджевых характеристик учебного заведения и расширения аудитории [3].

 

Цель данного исследования заключается в определении и сравнении наполненности виртуального образа российских и иностранных университетских музеев в digital-среде.

Инструментарием исследования является матрица анализа сайтов, социальных сетей и публикаций в СМИ, посвященных университетским музеям. Исследование проводилось в несколько этапов: первый этап включал в себя поиск и отбор университетских музеев на основании наличия сайта или социальных сетей, а также различия статуса университета (государственный – 17 музеев, федеральный – 1 музей, частный – 1 музей). Второй этап включал в себя поиск информации посредством виртуализированных каналов коммуникации[2] о характеристиках музея. Поиск информации был распределен по следующим разделам: описание музея, нормативные документы, история создания музея, наличие здания музея и его особенности, коллекция, постоянные и временные экспозиции. Также второй этап включал в себя анализ сайта музея через оценку его структуры, представленности экспозиции на сайте, интуитивного удобства использования, наличия информации о мероприятиях, сувенирной продукции, ориентации на территории музея, зон отдыха, отзывов, доступности на нескольких языках, наличия онлайн-туров/VR, карты-схемы местоположения, информации о контактах, часах работы, ценах и тарифах. Третий этап включал в себя анализ публикаций СМИ посредством рассмотрения таких метаданных, как дата публикации (был рассмотрен период с 2017 года по сентябрь 2022 года, что позволило проанализировать активность университетских музеев в онлайн СМИ в периоды до, во время и после пандемии), сфера публикации, роль музея в публикации, а также обзор непосредственно сути новости. Аналитика социальных сетей музея основывалась на описании, контенте и активности пользователей на страницах университетских музеев в таких социальных сетях, как YouTube, Facebook[3], Instagram[4], Twitter, ВКонтакте, Telegram.

Эмпирическую базу работы составляют 9 российских университетских музеев и 10 иностранных университетских музеев стран Европы, Азии и Америки. Выборка российских университетских музеев: музей истории МГУ, музей истории университета (Волгоградский государственный университет), музей истории университета и экспозиции (Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова), музей истории СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет), музей истории МГИМО, музейный выставочный комплекс (УрФУ), музей МГТУ им. Баумана, музей истории МСХА, музей РГПУ им. А. И. Герцена. Для включения в матрицу анализа были отобраны наиболее популярные музеи российских университетов, представленные в виртуальном пространстве. Выборка иностранных музеев включает в себя MIT Museum (Музей Массачусетского технологического института), Academisch Historisch Museum, Archivio e Percorso storico d’Ateneo (Музей Сиенского университета), MUSA (Museum of the University of St Andrews), Vilnius University Museum (Музей Вильнюсского университета), Muzeum Uniwersytetu Warszawskiego (Университетский музей в Варшаве), Μουσείο Ιστορίας Πανεπιστημίου Αθηνών (Музей истории Университета Афин), Музей истории ТГУ, Национальный музей университета Ченг Кунг, UWI Museum (Музей Университета Вест-Индии).

Посредством проведения матрицы анализа были выявлены следующие тенденции, присущие музеям российских университетов: большинство музеев не имеют аккаунтов в социальных сетях, однако те, кто их использует, отдают предпочтение отечественным платформам, таким как ВКонтакте или Telegram. Примером таких музеев могут послужить Музей истории СПбГУ (ВКонтакте, Telegram) и Музей РГПУ им. А. И. Герцена (ВКонтакте).

Также подавляющее большинство сайтов музеев устаревшие, не рассчитанные на удобство потребителей, в них отсутствуют полные данные об учреждениях. Недостатки сайтов заключаются в нехватке четкой структуры, полном или частичном отсутствии информации о ценах на билеты, обустройстве помещений, правилах посещения и детального описания их деятельности. Стоит отметить, что 8 из 9 проанализированных музеев (исключение – музей истории МГУ) представлены только на сайтах соответствующих университетов на двух-трех страницах и не имеют собственного полноценного сайта.

Помимо этого, вследствие анализа полученных данных была выявлена тенденция, в рамках которой по сравнению с иностранными музеи российских университетов отличаются малочисленными публикациями (совокупно 5 публикаций в 5 различных СМИ) – в среднем 1-2 публикации в каждом из рассмотренных музеев в период с 2019 года по сентябрь 2022 года.

Иностранные музеи уделяют достаточно много внимания развитию социальных сетей, приоритетной из которых является Facebook[5]. Публикации чаще всего ведутся на национальном языке, например, музей Μουσείο Ιστορίας Πανεπιστημίου Αθηνών (Музей истории Университета Афин) публикует информацию на греческом языке, а национальный музей университета Ченг Кунг – на китайском. Проведенный анализ показал в большинстве случаев низкую вовлеченность на страницах музеев иностранных университетов в данной социальной сети, в среднем 1-20 реакций при 3-5 тысячах подписчиков. Стоит отметить, что страницы музеев в Instagram[6] обычно имеют отличный от страниц в других социальных сетях дизайн картинок для постов, как у MIT Museum, что демонстрирует значимость особенностей различных социальных сетей для коммуникации музеев университетов.

У 8 из 10 рассмотренных иностранных музеев есть собственный веб-сайт. Сайты музеев в основном достаточно удобны, наполнены информацией, визуально современны и просты в ориентации, часто для упрощения навигации можно увидеть карту сайта. Ярких культурных различий в организации сайтов музеев университетов не наблюдается. Обычно сайты представлены на английском и местном языках, при этом англоязычные версии менее наполнены информацией, обновляются менее регулярно. Примером является сайт Μουσείο Ιστορίας Πανεπιστημίου Αθηνών (Музей истории Университета Афин), в англоязычной версии которого последняя новость датируется 2009 годом, в то время как в греческой версии присутствует актуальная информация о предстоящих событиях. Можно предположить, что музеи отдают приоритет коммуникации с местной аудиторией. 7 из 10 проанализированных иностранных музеев предоставляют информацию о цене билета, которая также может содержать дополнительные сведения о возможности проведения и ценах на экскурсии. Стоит отметить особое положение музея итальянского университета (Archivio e Percorso storico d’Ateneo), у которого отсутствует собственный сайт. Тем не менее данный музей представлен в Интернете: он упомянут не на сайте университета, а на веб-странице ассоциации музеев Sistema Museale Universitario Senese SIMUS, что говорит о приоритетной ассоциации с музейным, а не университетским сообществом.

Количество публикаций в СМИ также существенно различается, однако в целом можно выделить увеличение количества публикаций после 2020 года. Стоит также отметить, что публикации чаще всего делаются в национальных, а не международных СМИ, что также может свидетельствовать об ориентации музея на местную аудиторию.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что российские музеи в отличие от иностранных уделяют меньше внимания репрезентации своей деятельности в виртуальном пространстве, а также не ведут активную коммуникацию с целевой аудиторией посредством таких онлайн-каналов, как СМИ, социальные сети и сайты. Отсутствие регулярного взаимодействия с потенциальными посетителями с применением различных инструментов снижает информированность и вовлеченность целевой аудитории в деятельность музеев, приводит к уменьшению посещаемости и популярности культурных учреждений.

Стоит отметить, что активные профили в социальных сетях наблюдаются только у тех российских музеев, которые освещают деятельность крупных университетов, таких как СПбГУ. Музеи иностранных университетов также чаще, чем российские, имеют отдельный сайт, наполненный сравнительно большим количеством различного контента.

Исследование подготовлено в рамках проекта «Университетский музей» – ярмарка проектов НИУ ВШЭ, 2022 г. Руководитель проекта – канд. исторических наук, доцент Л. А. Цыганова.

 

[1] В данной статье под средствами массовой информации (СМИ) понимаются общественные и вузовские издания, а также информационные агентства, представленные в сети Интернет.

[2] Виртуализированные каналы коммуникации – онлайн-каналы коммуникации, представленные в сети Интернет, такие как веб-сайты и социальные сети.

[3] Социальная сеть в Российской Федерации признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ.

[4] Социальная сеть в Российской Федерации признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ.

[5] Социальная сеть в Российской Федерации признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ.

[6] Социальная сеть в Российской Федерации признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ.

Список литературы

1. Белоусова, Н. А. Музеи высших учебных заведений Кемеровской области в культурно-образовательном пространстве вуза / Н. А. Белоусова, Л. З. Боголепова // Музеи евразийских университетов в поддержании и развитии общего образовательного пространства : Материалы Международной научно-методической конференции, Томск, 26-29 сентября 2012 г.. - Томск, 2013. - С. 13-25.

2. Ворошин, С. Д. Роль университетского музея в формировании культурной идентичности студенчества / С. Д. Ворошин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2017. - Т. 17, № 1. - С. 89-103.

3. Горбушина, Е. И. Музей в пространстве университета (на примере музея истории ВятГГУ) / Е. И. Горбушина // Вестник Пермского федерального исследовательского центра. - 2011. - № 1. - С. 45-46.

4. Мельникова, Г. Ф. Музеи университета как фактор поликультурного воспитания молодежи / Г. Ф. Мельникова, С. И. Гильманшина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - URL: http://www.science-education.ru/127-21133

5. Несговорова, Г. П. Обзор виртуальных музеев в сети Интернет / Г. П. Несговорова // Методы и инструменты конструирования и оптимизации программ: Сб. статей. - Новосибирск: Институт систем информатики им. А. П. Ершова СО РАН, 2005. - С. 161-172.

6. Труевцева, О. Н. Университетский музей: главный вектор развития / О. Н. Труевцева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - №. 38. - С. 56-60.

7. Cameron, D. F. What is a museum / D. F. Cameron // Reinventing the museum: Historical and contemporary perspectives on the paradigm shift. - 2004. - P. 72.

8. Klentien, U. Development of virtual museum model for youth / U. Klentien // International Journal of Information and Education Technology. - 2022. - Vol. 12 (4). - P. 313-317.

9. Lazzeretti, L. Museums and social media: the case of the Museum of Natural History of Florence / L. Lazzeretti, A. Sartori, N. Innocenti // International Review on Public and Nonprofit Marketing. - 2015. - Vol. 12. - P. 267-283.

10. McLean, F. Marketing the museum / F. McLean. - London ; New York : Routledge, 2012. - P. 75.

11. Stanbury, P. University museums and collections / P. Stanbury // Museum International. - 2000. - Vol. 52 (2). - P. 4-9.

12. Vassiliadis, C. Museums & cultural heritage via social media: an integrated literature review / C. Vassiliadis, Z. C. Belenioti // Tourismos. - 2017. - Vol. 12 (3). - P. 97-132.

13. Waltl, C. Museums for visitors: Audience development-A crucial role for successful museum management strategies / C. Waltl // Intercom. - 2006. - P. 1-7.

Рецензии
1. Университетский музей в digital-пространстве
Авторы: Евстратова Марианна Васильевна

Войти или Создать
* Забыли пароль?