Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 725 Общественные и промышленные здания. Гражданская архитектура и гражданское строительство в целом
ГРНТИ 67.00 СТРОИТЕЛЬСТВО. АРХИТЕКТУРА
ББК 851 Изобразительное искусство и архитектура
BISAC COM011000 Systems Architecture / General
BISAC ARC ARCHITECTURE
Центральной темой архитектуры, по Освальду Унгерсу, является она сама, а именно ее форма. Всецело присоединяясь к классической традиции, он считал: Красота — это Числа, Закон и Абстрация. Обращение к «вечным идеалам» формообразования делало концепцию архитектора вневременной.
Освальд Унгерс, европейский неорационализм, сосредоточение на форме
Унгерс родился в Германии, в местечке Кайзерзеш. Учился в высшей технической школе Карлсруэ у Эгона Айермана. Его учитель, тоже классик немецкой архитектуры XX века, был единственным, кто во время нацисткой идеологии сумел уберечь традиции высокого рационализма. Влияние Айермана окрасило практически все ранние работы Унгерса. В 1950 году он открывает собственное бюро в Кёльне, а затем в Берлине, где в 1960-е становится деканом архитектурного факультета Технического университета.Начинает преподавать в Корнеллском университете в Итаке (Нью-Йорк) и в 1970 году получает лицензию на архитектурную практику в США, в 1970–1980-е проектирует и преподает в нескольких престижных учебных заведениях и открывает еще 2 бюро — во Франкфурте и Карлсруэ.
После проектирования жилых комплексов в Кёльне и строительстве собственного дома, а также отдельных высотных зданий в Берлине (1950–60-е) Унгерс неожиданно для всех на время прекращает строительную практику и погружается в теоретические изыскания. Архитектор начинает компоновать разнородные ансамбли, группируя «простейшие» исходные формы, которые представляют собой подобие платоновых тел. Особую роль среди планиметрических фигур он отводит квадрату. Занимаясь анализом урбанистической среды, Унгерс разрабатывает тему «Город в городе», а также посвящает себя изучению универсальных проблем: формированию ансамбля, взаимодействию отдельного здания с контекстом, трансформации архитектурных образов.
К концу 1970-х на родине и за рубежом мастер закрепляет за собой реноме не только первоклассного практика, но и выдающегося теоретика. Начинается новый этап творчества, ознаменовавшийся появлением шедевра. Речь о Музее немецкой архитектуры во Франкфурте-на-Майне (1979–84), который можно назвать иллюстрацией идеи «дом в доме». Жилой комплекс на Лютцовплац в Берлине стал в эти же годы воплощением концепции «город в городе».
В 1980–90-е годы Унгерс реализовал ряд крупных проектов, в числе которых: Институт полярных и морских исследований имени Альфреда Вегнера в Броменхафене в форме корабля, выставочный павильон Галереи и офисная башня на торговой улице во Франкфурте-на-Майне, Баденская региональная библиотека, а также жилая застройка Форелленвег в Зальцбурге (в соавторстве с Росси).
Два порубежных десятилетия были отмечены реализацией масштабных проектов, среди которых — новое здание Музея Вальрафа-Рихарца в Кёльне, застройка квартала между Фридрих-штрассе и Жандарменмаркт в Берлине, а также Кунстхалле (Галерея современного искусства в Гамбурге). Реконструкция Пергамского музея (Pergamonmuseum) в Берлине стала последней работой зодчего.
Уже в 1960-е годы Унгерс предпринимает фундаментальные исследования архитектурной типологии и разрабатывает урбанистические схемы упорядоченного развития городов. Свои теоретические воззрения он с завидной последовательностью изложил в ряде капитальных трудов.
Очередным манифестом воззрения Унгерса стала его собственная вилла, также построенная в предместье Кёльна (1994–96). Названная «Домом без свойств», она декларировала чистоту формы, очищенной от каких бы то ни было стилевых напластований, и была воплощением представлений зодчего об архетипе жилища в ландшафте.
Одним из самых знаменательных творений Унгерса можно назвать офисную башню ярмарки во Франкфурте-на-Майне – Торхаус, или Дом-Ворота (1989–97). Этот знаковый объект служил ориентиром в контексте огромного торгово-экспозиционного комплекса. Здание – метафора «диалектического единства»: прозрачные его части со сложным остеклением противопоставлены глухому облицованному камнем вертикальному объему в форме гигантского портала.
С немецкой последовательностью Унгерс воплотил свои идеалы в здании посольства в Германии в Вашингтоне. Это призматический объем, оформленный геометризированной колоннадой. Как и во франкфуртском музее, в реальную архитектуру включена ее «идеальная модель».
Тема куба и квадрата становится центральной в творчестве зрелого мастера. Особенно ярко приверженность Унгерса геометрической форме проявилась во Фридрих-штадт-пассаже и в здании Суда по семейным делам на Ландвер-канале в Берлине, в Кунстхалле в Гамбурге, а также в сооружениях Берлинской и Франкфуртской ярмарок.
Подытоживая сказанное, отметим неприятие Унгерсом общеупотребительной аксиомы «форма следует функции». Для Унгерса «форма следовала форме» [1, 3‒5]. Неуступчивый «хранитель» идеи «автономной архитектуры», он чтил традицию, связавшую его с Ле-Корбюзье и восходившую к зодчим Великой французской революции — Э.-Л. Булле, К.-Н. Леду, Ж.-Ж. Лекё.
Наследник великой традиции, находивший обоснование в геометрии и математике, Унгерс верил, что архитектурная форма живет и развивается только из самой себя. Зодчий не столько изобретатель форм, сколько мудрый советчик по их применению и интерпретации, считал он.
1. Рябушин, А. В. Архитекторы рубежа тысячелетий. Кн. вторая / А.В. Рябушин. Москва: Искусство-XXI век, 2014.
2. Feldmeyer, G. The New German Architecture / Gerhard G. Feldmeyer. - New York: Rizzoli, 1993.
3. Papadakis, A. Architecture of Today / A. Papadakis, J. Steele. -1st edition. - London: Academy Editions, 1991.
4. Ungers, O. M.Architektur 1951-1990 / Oswald Mathias Ungers, Fritz Neumeyer. Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt DVA, 1991.
5. Ungers, O. M.Bauten und Projekte 1991-1997 / Oswald Mathias Ungers. - Stuttgart, 1998.