Архитектурно-градостроительный проект. Оптимизация методики проектирования и исследования
Секция: МЕТОДЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены основные мотивации совершенствования методики стержневой дисциплины «архитектурное (градостроительное) проектирование» (АП), определяющие этап повышения качества профессии градостроителя. Предлагается плавный переход оптимизации преподавания на стадиях курсового и дипломного проектирования. Формулируются основные принципы развития программы предмета как комплекса взаимодействия участников процесса – кафедры, руководителя, студента.

Ключевые слова:
архитектурный (градостроительный) проект, мотивации совершенствования, оптимизация методики преподавания, курсовой, дипломный проект, принципы развития программы дисциплины
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Как сегодня функционирует и развивается основная дисциплина градостроительного направления – «архитектурное (градостроительное) проектирование» (АП) в режимах стремительного изменения наблюдаемых процессов современного мира? В контексте судьбоносных событий последних лет в ведении этой сквозной дисциплины проявился ряд тенденций, мотивирующих ее методику к оптимизации и совершенствованию, как по алгоритму выполнения заданий, подходам, методам, инструментарию, так и по форме и срокам его исполнения [2].

Особую мотивацию и актуальность этого направления обретает работа в контексте предложений президента РФ, озвученных в обращении к Федеральному собранию 21 февраля 2023 г. Главным акцентом здесь является всестороннее рациональное использование накопленного опыта последних лет – плавный переход и формирование программы образования нового качества [1].

В этой связи необходимо продолжение дискуссии по оптимизации методики дисциплины «архитектурное (градостроительное) проектирование», начатой в 2020–21 гг. Однако за последнее короткое время известные обстоятельства дополнительно скорректировали процессы преподавания дисциплины по всем аспектам, которые необходимо осмыслить и выстроить в логический алгоритм преподавания. В этом уже приобретен некоторый опыт.

Совершенствование обозначенного процесса затрагивает все уровни и формы, что особенно важно для профессии архитектурного направления градостроительной специализации, формирующей средовые модели жизнедеятельности, обеспечивающей качество пространственной организации расселения на обширных пространствах [9].

Как известно, дисциплина представлена курсовым и дипломным проектированием. Конечно, устойчивые тенденции изменений процесса ее ведения наблюдаются на обеих стадиях. Это выражается как в методическом аспекте (увеличился объем информативного блока, расширился инструментарий проведения занятий – интерактивные и электронные приемы), так и в организации и менеджменте (добавились формы проведения групповых и индивидуальных консультаций) преподавания. Изменились некоторые приоритеты в части приближения к реальному проектированию, комплексности оценки исходного материала, использования современных методов картографии и т. д., однако наблюдаемые процессы пока дискуссионные и требуют более тщательного апробирования для окончательного принятия в пакет рабочих программ.

В целом наблюдаемый результат качества проектов имеет положительную динамику как по уровню креативности, так и по исполнительскому мастерству. Тем не менее, для полного понимания процесса необходимо обозначить проблемы (они непременно имеют место), тенденции и цели дисциплины «архитектурное (градостроительное) проектирование» (АП), сложившиеся в результате ее проведения в последние годы, 2020–2023.

Можно согласиться, что главные стратегические цели те же, однако алгоритмы их достижения существенно обновились в части гармоничности использования форм обучения, применения и обработки исходной информации, приемов и инструментария анализа в выполнении заданий и т. д.

Одной из главных стратегий обучения преподавания АП является создание механизма оптимизации и адаптации процесса к реалиям и технологическим возможностям прогнозирования, моделирования, функционирования и развития пространства среды.

В этом контексте следует формировать парадигму образовательного процесса АП на двух качественных уровнях: проектно-ремесленном (исполнительском) 3–5 курсов, когда формируется компетенция бакалавра (специалиста), и проектно-исследовательском (научно-педагогическом), условно 6–7 курс – подготовка магистра.

Своеобразие дипломной работы по градостроительному направлению связано преимущественно не с объектным, а со средовым уровнем территориальной организации расселения, характеризуемого стремительным перманентным изменением приоритетов ее качества.

Следует отметить, что в результате наблюдений и участия в процессе проведения занятий по архитектурному (градостроительному) проектированию обозначились основные принципы для всех уровней подготовки ведения дисциплины:

1. Стремительные изменения процессов среды жизнедеятельности требуют акцентировать внимание на изменение приоритетов функционирования (как например, в период пандемии Covid-19 – информационно-технологические ориентиры пространственного развития среды будущего). Проектные задания должны непременно сопровождаться комментариями современных тенденций по теме вплоть до предложений редакции нормативных позиций, что в настоящий момент упускается – в основном преподносится формально – методички не корректируются в соответствии с действующими процессами функционирования среды, не раскрываются новые разработки и научные достижения, отслеженные в практике и теории, в процессах реального проектирования и нормативах.

2. Проект должен содержать два уровня моделирования – стратегический и тактический:

 – первым раскрывается его актуальность – социально-экономическая, пространственная, коммуникационная целесообразность в целом и для конкретной территории;

– вторым – функциональная, коммуникационная, экологическая и эстетическая гармоничность объекта в привязке к выбранному участку для проектирования.

3. Перманентное совершенствование грамотности представления проектного решения – читабельность проекта «при отсутствии автора». Представленные материалы должны быть понятны и раскрывать все предложенные заданием разделы – от формирования идеи, ее пространственного раскрытия и логического алгоритма ее разработки при грамотном выполнении основных чертежей.

4. Обеспечение функциональности проектируемого объекта: проектируемый объект как модель среды должен работать – обеспечивать функционирование планировочной концепции – социальных, экономических, пространственных, коммуникационных, экологических, историко-культурных процессов в режиме рациональных параметров связности и доступности.

5. Обеспечение масштабности и гармоничности взаимодействия с окружающей средой – сложившейся застройкой и окружающим природным ландшафтом.

6. Обеспечивать художественно-эстетическую ценность – вызывать положительные визуальные, функциональные, колористические, звуковые эмоции.

7. Содержать ресурс потенциала пространственного и функционального развития.

Наиболее значимые изменения в дисциплине прослеживаются с третьего курса, когда архитектурное проектирование начинает выходить на специализацию и всё более приближаться к реальному проектированию. В это время студент должен более глубоко погружаться в изучение процессов пространственного формирования среды по главным аспектам профессии – теории, практике проектного дела и нормативно-законодательной базе. Следует заметить, что какие-то объективно положительные компоненты имели место в предыдущем, но утрачены, и их необходимо восстановить в новой редакции и адаптировать к механизмам проектирования в реалиях современного мира. 

Настоящее время определяется как рубежный этап развития профессиональной подготовки архитектора-градостроителя, что подтверждается объективностью обретения новых форм обучения – дистанционной, гибридной (очно-заочной) через опыт преподавания периода пандемии, новых дисциплин, например, когнитивного моделирования, видов инструментария – электронных картограмм и структурно-факторного мониторинга и другими обстоятельствами. Однако целесообразность и эффективность таковых пока остается дискуссионной по отношению к традиционно очной форме проведения АП, по крайней мере, на первичных этапах разработки проекта [7] (рис. 1).

Особое место в дискуссии занимает дипломное проектирование на степень бакалавра и ВКР магистра – завершающие этапы первого и второго уровней профессии градостроителя. Здесь необходимо восстановить в новой редакции важность программы-задания дипломного проекта (формирующей алгоритм его выполнения, формы, состав чертежей и объем графического материала), которая обеспечивается руководителем с непременным утверждением кафедрой с представлением дипломнику в начале работы.

Если дипломная работа на степень бакалавра, по большому счету, вписывается в ранее действующую модель диплома специалиста с определенными поправками и может оставаться в основном в таком формате (тем более, что сегодня активизируется процесс преобразования дисциплины в свете предложений Правительства РФ и специалистов Высшей школы), то ВКР магистра, связанная со значительным изменением качества подготовки, требует более подробного рассмотрения.

Магистерская диссертация по градостроительству (ВКР) – особый вид научной и проектно-исследовательской работы, перманентно реагирующей на изменение происходящих процессов в среде жизнедеятельности, что стимулирует ее развитие с целью формирования прогнозных пространственных моделей. Более высокий уровень овладения профессией позволяет расширить креативную компетентность в философской, научной, педагогической сферах, уверенней ориентироваться в мировоззренческих вопросах и практической работе. Это крайне необходимо сегодня, поскольку современный мир представляется нам в галопирующей динамике пространственных сетевых структур, определяющих жизнеспособность главных взаимодействующих субстанций Природа–Социум–Среда, каждая из которых способна кардинально изменить планету [10], – паритетного численного, энергетического, информационно-технологического ресурса.

Работа ставит своей целью через потенциал креативности студента создать варианты эффективных и рациональных моделей качественной среды социума различного территориального уровня, синтезируя в условиях динамики глобальных процессов весь ресурс приобретенных знаний и проектного опыта предыдущих лет обучения профессии градостроителя.

Студенту, принимающему решение повысить профессиональный статус, необходимо осмысление происходящих процессов, поскольку его главная компетентность на этом уровне должна адекватно и критически осмысливать происходящее в режимах пульсирующей динамики реальности. Исследователь погружается в атмосферу новой парадигмы образования, связанной не только с расширением полноты избирательного знания, – он осознает объективную необходимость критического осмысления, научных подходов и приемов познания окружающего мира с выстраиванием алгоритма исследования, имеющего главную цель реализации через предложенную проектную концепцию, созданную в результате проведенных исследований по выбранной теме (рис. 2).

В этой связи вначале целесообразно оценить метафизическую и философскую основу современного мировоззрения относительно качества среды, обеспечивающей добротную реализацию возможностей индивидуума как личности, с одной стороны, и с другой – как креативной части социума. Студент в этот период находится в авангарде процессов научного мониторинга развития среды, формирует прогнозные модели и концепции ее нового качества на основе понимания стратегии – пространственной организации социума, его целей на различных территориальных уровнях расселения.

Прежде всего студенту необходимо сделать выбор темы, ее актуальности на стратегическом уровне. Далее следует формирование структуры исследования с выстраиванием алгоритма разработки с формулированием цели, задач ее достижения и созданием рабочей гипотезы.

В этом аспекте целесообразно акцентировать внимание на тезисе «Что будем защищать в результате?». Предлагается логика выстраивания процесса исследования – с… «конца диссертации». Чем обоснована такая неординарная позиция? Это не лишено смысла, поскольку магистрант, прежде всего, должен сформулировать рабочую гипотезу исследования – теоретический предполагаемый результат работы, который представит перед аттестационной комиссией. И это должно замышляться, рассматриваться, обдумываться перманентно при каждом обращении к ее разработке. И далее, раскручивая в «обратном» порядке, рассматривается вопрос «А что для этого необходимо, чтобы это защитить с позиции выбранной темы»? Это помогает оттачивать структуру исследования и сохранить целостность работы (рис. 3).

Далее, что может быть сегодня прорывным в разработке ВКР в этой связи?

В обозначенном контексте затрагиваются позиции трех сторон, ведущих подготовку ВКР:

кафедры – организация процесса и обеспечение регламента, мониторинг, предложение и выбор компиляционной модели из различных форм преподавания АП и его менеджмент, с одной стороны, и всестороннее содействие подготовке теоретической базы выполнения ВКР – с другой;

руководителя – разработка программы-задания с утверждением кафедрой (см. сказанное выше) обеспечение менеджмента в регламенте всего процесса через консультации, содействие в выборе сценариев обработки и систематизации материала, формулировании выводов и подаче графики;

студента – выстраивание личного алгоритма исследования, формирование структуры, подходов, инструментария исследования и его исполнение, подготовка графических материалов и доклад выполнения этапов работы.

Все обозначенные составляющие взаимосвязаны и должны формировать комплекс целей, задач и решений выполнения ВКР. Есть некоторые результаты, апробированные экспериментом, которые составляют основные принципы новой парадигмы дисциплины – Архитектурный (градостроительный) проект в рамках ВКР на степень магистра:

1. Выстраивание разработки проектной составляющей ВКР с основой компромиссного детерминированного алгоритма по стадиям и разделам использования различных форм обучения – очная, очно-заочная, дистанционная, гибридная, с использованием компиляционных приемов.

2. При проведении исследования необходимо иллюстрировать преимущество выбранного метода со сравнительной оценкой результатов, с убедительностью графического языка, избирательно подходить к выбору инструментария исследования [8].

3. Методы, процессы, инструментарий исследования должны иметь подтверждение проектным результатом с графической иллюстрацией, не оставаясь «вещью в себе», что умаляет ценность процесса, превращая его в анализ ради анализа [4].

4. Повышать уровень креативности – включение в программу предметов мировоззренческой направленности и стратегии развития профессиональной науки – философии, педагогики, психологии, работы с информационными программами.

5. Применять инновационные алгоритмы исследования, обеспечивая стройность логики с четким формулированием результата (например, многофакторный, оценочно-матричный методы) [5].

6. Обеспечить профессиональную грамотность научно-исследовательского и проектного результата, использовать принятые действующие нормативно-законодательные формы подачи материала [11].

7. Обеспечивать чистоту глоссария профессии и обоснованность применяемой терминологии, корректно использовать заимствования терминов и определений [6].

8. Расширить тематику – проводить исследования по теории и методике подготовки магистерской диссертации. Разработка тем по совершенствованию методики проектного процесса градостроительного проектирования.

Следует заметить, что настоящее время, в силу пульсирующей изменчивости процессов действительности, определяет изложенные принципы как экспериментальный посылпролегомены оптимизации методики в режиме дискуссии, – направленный на адаптацию к настоящему моменту с целью не навредить студенту, основному созидателю будущего профессии [3].

Список литературы

1. Послание Президента Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года // www.kremlin.ru: официальный сайт Президента РФ. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/70565

2. Бархин, Б. Г. Методика архитектурного проектирования / Б. Г. Бархин. - Москва: Стройиздат, 1982.

3. Гутнов, А. Э. Эволюция градостроительства / А. Э. Гутнов. - Москва : Стройиздат, 1984.

4. Кострикин, Н. Д. План города как основа формирования его художественного образа : специальность 18.00.01: дисс. … канд. архитектуры / Кострикин Никита Дмитриевич. - Москва, 1977. - 154 с.+Прил.

5. Мерлен, П. Город. Количественные методы исследования / П. Мерлен; пер. с франц. - Москва : Прогресс, 1977.

6. Смоляр, И. М. Терминологический словарь по градостроительству / И. М. Смоляр. - Москва : РОХОС, 2004.

7. Тонкой, И. В. Архитектурно-градостроительное проектирование. Магистр. Пролегомены новой методики / И. В. Тонкой // Наука, образование и экспериментальное проектирование: Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов, 3-7 апреля 2023 г. В 2 томах. Т. 1. - Москва : МАРХИ, 2023. - С. 241-242.

8. Тонкой, И. В. К вопросу динамики принципов и критериев эволюции концепции нового города / И. В. Тонкой // Наука, образование и экспериментальное проектирование: Тезисы докладов международной научно-практической конференции, 4-8 апреля 2016 г. В 2 томах. Т. 1. - Москва : МАРХИ, 2016. - С. 261 - 263.

9. Тонкой, И. В. Осмысление качества пространства городской среды в условиях глобальных вызовов / И. В. Тонкой, О. Ю. Иншакова // Architecture and Modern Information Technologies. - 2021. - №4 (57). - С. 313-323. - URL: https://marhi.ru/ AMIT/2021/4 tonkoy.pdf.

10. Тонкой, И. В. Трансформации качественных характеристик пространства в контексте тенденций развития городской среды в условиях глобальных процессов / И. В. Тонкой // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: материалы международной научно-практической конференции, 2-6 апреля 2018 г. - Москва : МАРХИ, 2018. - С. 139-143.

11. Яргина, З. Н. Градостроительный анализ / З. Н. Яргина. - Москва: Стройиздат, 1984.

Войти или Создать
* Забыли пароль?