с 01.01.2007 по настоящее время Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
с 01.01.2023 по настоящее время Университет ИТМО (Институт дизайна и урбанистики, доцент)
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
ББК 85 Искусство. Искусствознание
В статье рассматривается проблема развития и совершенствования сложившихся подходов к формированию световой среды городских пространств и интерьеров для уточнения качественных и количественных критериев оценки естественного и искусственного освещения, с учетом их влияния на зрительное восприятие и поведение пользователей. Анализируется круг вопросов, связанных с необходимостью расширения нормативно-правовой базы РФ в области проектирования искусственного освещения на федеральном и региональном уровнях.
световая архитектура, световой дизайн, естественное освещение, искусственное освещение, комплексная организация световой среды, зрительное восприятие, влияние на поведение пользователей, критерии оценки, нормативно-правовая база
Искусственное освещение стало неотъемлемой частью урбанизированных территорий и природных ландшафтов. И чем активнее оно развивается, тем больше вопросов возникает к системе его регламентации и комплексной оценки: какое количество света является жизненно необходимым и достаточным, а какое эту достаточность не обеспечивает? какое оказывается избыточным, и по каким критериям (параметрам) – функциональным или эстетическим? Казалось бы, на эти вопросы должна отвечать система нормативных документов (в РФ это ГОСТ и СП), однако развитие мировой профессиональной практики, современные зарубежные и отечественные исследования, в том числе экологической направленности, свидетельствуют о необходимости постоянного совершенствования регламентации искусственного освещения как с позиций функции, так и с более проблемных позиций эстетики.
Многие из этих вопросов обсуждались на межсекционном круглом столе «Световая архитектура и световой дизайн» (председатель – проф., доктор арх. Щепетков Н. И., ученый секретарь – доц. Силкина М. А.) 6 апреля 2023 г. в МАРХИ в рамках Международной научно-практической конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование 2023».
В состоявшейся дискуссии был отмечен значимый вектор развития исследований, ориентированных, прежде всего, на повышение качества световой среды города и разработки рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы (Быстрянцева Н. В., Колгушкина С. В.). Рассматривались проблемы освещения набережных в жилой застройке и обеспечения безопасности движения и зрительного комфорта пешеходов (Канцерова Е. Р.), вопросы влияния цветовой температуры и интенсивности освещения архитектурных доминант и «фоновой застройки» на эффективность ориентирования в городской среде (Захарова Ю. Е.), возможности внедрения локальных световых акцентов на улицах без архитектурного освещения для привлечения внимания пользователей и перераспределения пешеходных потоков (Чагина И. Н.), потенциал медиа-технологий в современном городском освещении (Карпенко В. Е., Худолеева Е. О.), проблемы формирования освещения природных территорий, способствующего сохранению биоразнообразия и обеспечению безопасности пользователей (Голик А. О.), глобальные тенденции снижения «светового загрязнения» в городах и пути реализации подобных концепций (Паршина А. О.), особенности освещения торговых центров (Демченко К. В.). В докладах, раскрывающих проблемы освещения общественных интерьеров, отмечена актуальность обеспечения образности и функциональности в освещении интерьеров отелей и ресторанов как инструмента повышения комфорта и привлечения клиентов (Слугина Н. А., Матерова Л. Р.). Отдельное внимание в интерьерной проблематике уделено освещению в зданиях медицинских учреждений, в частности в кабинетах МРТ, где искусственный свет рассматривается как фактор снижения утомляемости персонала (Климова Д. А.) [5].
В работе круглого стола активно обсуждалась проблема развития и совершенствования нормативно-правовой базы РФ в области искусственного освещения. Федеральные нормы в части утилитарного наружного освещения сегодня определяют необходимый минимум, обеспечивающий безопасность движения на улицах, но не учитывают проблемы обеспечения комфорта пользователей и привлекательности территорий. Параметры архитектурного освещения определены дискретно и не предлагают комплексных подходов к формированию световой среды города. Актуальным направлением, способным повлиять на качество световой среды, обозначено изучение современных версий сохранения темноты и снижения «светового загрязнения» в поле зрения.
Одним из путей повышения качественных характеристик световой среды является внедрение региональных рекомендаций и регламентов, что возможно на базе проведения детальных научных исследований с учетом местных особенностей – лабораторных и натурных экспериментов, подтвержденных приборной фиксацией светотехнических параметров и социологическими опросами.
Архитектурная среда полноценно используется человеком в экстерьере и интерьере только при наличии света – дневного (естественного) или электрического (искусственного), а также в определенных ситуациях смешанного в разных пропорциях. И ее качество оценивается в первую очередь по зрительным впечатлениям, т. е. по количеству и качеству света, отражаемого (или пропускаемого) материальными объектами среды и попадающего в глаз. Если отражаемый ими дневной свет неба и солнца и создаваемые им зрительные образы генетически привычны мозгу человека (на чем, без комментариев, основана едва ли не вся теория архитектуры), то электрический свет очень молод, зато динамично развивается в пространстве и времени и завоевывает признание человечества. Но теоретически его еще не освоили (осмыслили) в рамках нашей профессии.
Эти две совершенно разные причины лежат в основе игнорирования фундаментальной, базовой, глобальной роли света в жизни человека и общества, в восприятии и развитии архитектуры, ее теоретической и методологической базы.
Отсюда можно выстроить конструктивную систему анализа качеств архитектурной среды и поисков правдоподобных и доказуемых критериев ее оценки (субъективной и объективной) на основе зрительного восприятия:
- в экстерьере и интерьере;
- при дневном (хотя и разном в ясный и пасмурный день) и электрическом освещении (это две «ипостаси» современной архитектурной среды, хотя есть и третья – гибридная – при смешанном освещении естественным и искусственным светом в разных пропорциях на улице и в помещениях).
Следует признать, что при дневном свете разнообразие зрительных архитектурных образов больше зависит от качеств материально-пространственной формы, а светом управлять труднее (хотя без него никаких зримых образов нет). Знать эти возможности необходимо, а всю архитектуру надо считать световой. При рукотворном и управляемом искусственном свете возможно создание любых зрительных образов (вспомним кино как световое искусство) в любой материально-пространственной среде. Это уже световой дизайн как современный вариант световой архитектуры в век электрического света в темном пространстве. Это принципиальная разница, материализующая в этой сфере метафоры, что человек – «венец творения», «мера всех вещей» и т. п.
Поэтому есть смысл искать критерии оценки любого освещения в архитектурной среде, а главные критерии выразительности светового-зрительного-архитектурного образа среды и ее объектов в трех ее «ипостасях» (при естественном, искусственном и гибридном освещении), имея ввиду, что все образы создаются мозгом и существуют только в нем как результат субъективного комплексного восприятия пятью перцептивными системами при доминировании зрения. Но для них существует объективная реальность, которая фиксируется приборами (фото, видео, кино, яркомеры, люксметры, колориметры и др.).
Кроме того, наше восприятие сознательно или подсознательно проводит аналитические сравнения, по существу, разных образов одних и тех же объектов, создаваемых разным освещением. Этот факт следует учитывать в научно-исследовательских работах при поиске критериев оценки архитектурной среды [11].
В настоящее время не только утилитарное искусственное освещение, но и световой дизайн архитектурных объектов как новый жанр выразительного, образного искусства стали неотъемлемыми компонентами городской среды и интерьерных пространств в темное время суток. Наличие освещения стало априорным и теперь, в большей степени чем когда-либо, нуждается в осмыслении своих качественных и количественных характеристик на новом эволюционном уровне. Аналогично тому как в 1960-х исследования К. Линча (в частности, его работа «Образ города» [6]) позволили изменить подходы к восприятию, оценке и формированию городской среды средствами архитектуры и дизайна, учитывающими прежде всего человека, так в 2020-х формирование нового взгляда на уже сложившуюся световую среду способно существенно повысить ее качество.
Городские пространства и интерьеры нередко перенасыщены искусственным светом, зачастую не соответствующим принятым нормам [10] и не обеспечивающим ни комфорт, ни безопасность, ни информативность, ни эстетику архитектурной среды.
Свет в интерьере удовлетворяет нормативные потребности видимости, но в большинстве случаев не учитываются проблемы концентрации внимания пользователей, длительность работы и утомляемость, возможности эмоционального расслабления и обеспечения разных состояний. В поле зрения проектировщиков оказывается в основном лишь такой параметр, как освещенность рабочих поверхностей, свет остается интересным только на уровне дизайна осветительных устройств, размещенных в пространстве интерьера, распределения пятен и акцентов. А одним из последних трендов, который используется в освещении интерьеров, является смешение в одном помещении приборов с разными спектральными характеристиками света, при этом для достижения «художественного эффекта» повышается контраст между цветовой температурой разных осветительных приборов, но не учитываются условия деятельности, возраст пользователей и особенности их зрительного аппарата.
Световая среда города в сегодняшней реальности многокомпонентна, а компоненты эти практически не увязаны между собой, – в первую очередь, по причине отсутствия комплексной, нормативно подкрепленной стратегии ее формирования. Ключевые группы осветительных установок (утилитарное, архитектурное, ландшафтное, информационное и т. п. освещение) проектируются дискретно, без учета различной актуальности для городской среды отдельных архитектурных пространств, без увязки параметров освещенности, яркости, цветовых характеристик, технологий диммирования и дифференциации для вечернего и ночного освещения, повседневного и праздничного, климатических сезонов (лето, весна, осень, зима). Из поля зрения выпадают проблемы формирования световой среды в разных климатических поясах. При реализации проектов освещения крупных российских городов практически не учитывается прочно вошедшая в мировую практику концепция «сохранения темноты» как ключевая для снижения светового загрязнения и обеспечения не только жизнедеятельности человека, но и всей экосистемы (перелетные птицы, ночные животные, насекомые). Во вторую очередь, даже при существовании стратегии качественного формирования световой среды города, в нормативно-правовой базе РФ нет документов [1, 2, 9, 10], позволяющих установить требования к комплексной организации световой среды и обеспечить световые решения, отвечающие восприятию и потребностям основной группы непосредственных ее пользователей – пешеходов. Использование же расширенных методических и практических рекомендаций [7], основанных на международном опыте и нормативно-правовой базе, такой как Национальные Европейские и Североамериканские стандарты CEN / TR 13201: 2015, ANSI / IES RP-8-14 и др., в РФ может носить только рекомендательный, а не обязательный характер, что заложено в самом наименовании таких документов.
В третью очередь, недостаточно разработаны критерии объективной оценки художественных качеств световой среды города и не сформулированы их ключевые показатели эффективности (KPI) относительно затрачиваемых ресурсов. Это позволило бы аргументировать необходимость вложения не в количественные, а в качественные решения освещения, которые напрямую влияют на качество жизни людей [4].
Бесспорным является факт, что искусственное освещение получило активное развитие во всем мире, города «засветились», и по этой причине одним из актуальных приоритетов современных научных исследований и экспериментов является изучение возможностей обеспечения качественных характеристик световой среды, основанных прежде всего на регулировании и пропорционировании количественных. Только подход, основанный на изучении человека, его восприятия и подведения, а также посильный учет потребностей мира флоры и фауны может дать качественно новый результат. Каково количество достаточного искусственного света для различных функциональных пространств, каковы его характеристики? Свет не формирует материальное предметно-пространственное окружение, но создает разнообразную визуальную среду, делает ее явью, оказавшись инструментом, обладающим почти неограниченной властью – материальным на уровне физики (параметры электромагнитного излучения), но нематериальным для наших органов чувственного восприятия одновременно (если речь идет о переносе света в пространстве), зависящим в первую очередь от работы первоисточника.
Воспринимая архитектурную среду в темное время суток, человек визуально оценивает не только комфорт и освещенность, но и композиционные характеристики – соотношения освещенных и затененных фрагментов светопространства, выразительность световых акцентов и доминант, воспринимает общую атмосферу средовой ситуации или интерьера, соотносит дневной и вечерний образ глобального и дискретного в экстерьере пространства. Порой наши впечатления носят неосязаемый и мимолетный характер, иногда особо удачные световые решения вызывают воодушевление и восхищение мастерством светодизайнера, но что точно не ускользает от внимания пользователя, это визуальный дискомфорт. Дискомфортным становятся несогласованные композиционные соотношения светлого и темного, т. е. светоцветовой хаос, визуальное уплощение пространства вплоть до отсутствия многоплановости, наличие переосвещенных и неосвещенных мест, слепимость источников света, раздражающая навязчивость «декоративной подсветки», лишающей архитектуру визуальной целостности. И здесь как субъективные, так и объективные критерии оценки световой среды выступают в неразрывном тандеме, складывающемся в ее образ, воспринимаемый человеком.
Несмотря на активное развитие светового дизайна в современной России, по-прежнему значимой проблемой, влияющей на качество реализуемых световых решений, является несформированность линейных (бакалавриат, магистратура, аспирантура) и комплексных (архитектура, дизайн, светотехника) образовательных программ в данной области.
Светодизайн как особый синтетический тип профессии базируется на целом ряде ключевых профессиональных навыков, среди которых, наряду с важностью технической подготовки, нужно отметить значимость художественной мастеровитости специалиста, куда входит формирование композиционных и светоцветовых навыков, получение знаний в области современной пластической культуры, в том числе искусства, дизайна, архитектуры, понимания законов построения архитектурного и светоцветового ансамбля, особенностей возникновения градостроительных решений разного времени, правил согласования разновременной застройки в средовой совокупности, методики считывания контекстуальных возможностей и ограничений при работе с архитектурной средой. Все вышеперечисленное можно объединить общим определением наличия визуальной культуры, необходимой специалисту, работающему над проявлением (визуальной материализацией) архитектурных пространств и средовых фрагментов, формированием (а если говорить точнее, то и созданием) новых световых сред. Ведь именно от их мастерства зависит то, как мы видим город и пространство интерьера в тот момент, когда они лишены дневного света.
Здесь важно отметить роль методик, так или иначе сталкивающих будущих профессионалов с различными формами объемно-пространственного светомоделирования с заданными параметрами источников освещения – с использованием макетной или натурной формы [8, 9]. Такие подходы позволяют не только создать световую среду или сформировать светопространство, но и произвести измерения световых и цветовых характеристик, и, самое главное, провести оценку эмоционального восприятия полученного результата пользователем. Конечно, любое моделирование содержит ряд условностей и допущений, однако немаловажным является тот факт, что именно непосредственное восприятие воздействия искусственного света позволяет дать ему как объективную, так и субъективную оценку.
Из вышесказанного следует, что сегодня проблемы световой архитектуры и светового дизайна многоаспектны, теоретически и методологически недоосмыслены. Поворот в сторону пользователя, на которого они должны быть ориентированы, представляется принципиальным условием повышения качества световой среды, на которое прежде всего должны быть нацелены современные научные исследования в данной области.
1. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : ФЗ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901820936 (дата обращения: 10.03.2023).
2. О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (с изменениями на 27 мая 2022 года) : Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: https://docs.cntd.ru/document/902087949 (дата обращения: 10.03.2023).
3. Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» : Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 марта 2019 г. № 162/пр // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: https://docs.cntd.ru/document/553938023 (дата обращения: 10.03.2023).
4. Быстрянцева, Н. В. Комплексный подход в создании световой среды вечернего города : специальность 05.23.20 : дисс. … канд. архитектуры / Быстрянцева Наталья Владимировна ; Московский архитектурный институт. - Москва, 2015.
5. Климова, Д. А. Светотехническое исследование в кабинетах томографии учетом круглосуточного графика работы / Д. А. Климова, С. В. Рослякова, Н. В. Быстрянцева // Наука, образование и экспериментальное проектирование: Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. - Т. 2. - Москва : МАРХИ, 2023.
6. Линч, К. Образ города / К. Линч; пер. с англ. В. И. Глазычева; сост. А. В. Иконников, под ред. А. В. Иконникова. - Москва : Стройиздат, 1982.
7. Методические материалы и рекомендации по архитектурно-художественному оформлению городской среды в части комплексного решения освещения и праздничного оформления территории Санкт-Петербурга : отчет о НИР / ИТМО; Н. В. Быстрянцева и др. - Санкт-Петербург, 2020.
8. Соколова, М. А. Опыт проектно-пластического моделирования световой среды. Часть 1. Пространство и свет. Городская среда / М. А. Соколова, Н. В. Быстрянцева, М. А. Силкина // Светотехника. - 2021. - № 5. - С. 14-20.
9. Соколова, М. А. Опыт проектно-пластического моделирования световой среды. Часть 2. Пространство и свет. Фрагмент городской среды / М. А. Соколова, Н. В. Быстрянцева, М. А. Силкина // Светотехника. - 2022. - № 5. - С. 85-91.
10. СП 52.13330.2016. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*/ Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. - Издание официальное. - Москва : Стандартинформ, 2018.
11. Щепетков, Н. И. Светодизайн города и интерьера: учебное пособие для высших учебных заведений / Н.И. Щепетков. - Москва, 2021.
Авторы: Шулика Татьяна Олеговна