с 01.01.2022 по настоящее время Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 76.00 МЕДИЦИНА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
ББК 85 Искусство. Искусствознание
Статья посвящена проблеме грамотного внедрения детских игровых пространств в состав объектов медицинского профиля, как новый подход в проектировании. Рассмотрены существующие и предложены новые подходы организации игровых сред.
детские больницы, игровые пространства, архитектура здоровья, оздоровительная среда
Игровые пространства в составе медицинского учреждения для детей – это лечебно-развивающая среда, способная улучшить состояние здоровья и обеспечить психоэмоциональный комфорт маленького пациента. Вопрос об организации таких пространств для медицинских центров становится важнее с каждым днем. Интерес к рассмотрению вопроса внедрения игровых зон обусловлен тем, что медицина как социальное пространство подвергается трансформациям, предъявляет новый уровень требований к строительству новых объектов и реконструкции уже существующих. Под определением игровых зон в медицинских учреждениях понимаются внутренние игровые зоны – закрытые, организованные в интерьере здания, и внешние, построенные на территории объекта, открытые площадки на свежем воздухе. Одни и другие имеют свои функции, особенности, подходы, требования к проектированию (табл. 1).
Цель статьи – выявить принципы создания оптимального пространства для детей и предложить новые подходы организации игровых сред с помощью исследований мировой архитектурной деятельности, осмысления теоретических и практических разработок, анализа существующих подходов организации детских зон в рамках медицинских учреждений,
О важности улучшения "климата" в организации медицинского пространства писал английский скульптор и художник Саймон Хепворт Николсон. По его мнению, все дети, и особенно многие из наиболее нуждающихся, например, находящиеся в неблагоприятном положении, проводят большую часть самого важного времени в своей жизни в детских больницах, в той среде, которая нуждается в немедленной трансформации. И правда, к сожалению, некоторым детям приходится проводить слишком много времени в больничных палатах, что плохо влияет на эмоциональное состояние, интеллектуальное развитие и социализацию ребенка [1, с. 360]. Медицинское учреждение становится частью жизненного пространства маленького человека, выступает местом не только лечения, но и реализации разнообразных видов деятельности, является источником социального и эмоционального опыта [3, с. 68]. Современная архитектура, предназначенная для лечения детей, требует новых оригинальных решений, влияющих на самочувствие и комфорт ребенка. Исследования, проведенные в 2019 году детским фондом «Звездный свет»[1], доказали, что игра – ценный ресурс, оказывающий положительное влияние на заболевших детей. Игра необходима для улучшения самочувствия детей и уменьшения беспокойства, страха и стресса, она может уменьшить чувство боли у ребенка. Когда игра включена в стационарное лечение, она может уменьшить необходимость седации, помогает вернуть детям чувство контроля и автономии, которые часто утрачиваются через болезнь и госпитализацию, а также стать помощью в улучшении взаимопонимания между врачом, ребенком и семьей [6].
В Детской больнице Мейнарда в Северной Каролине, США, была спроектирована лечебная среда с элементами игры. Экстерьер и интерьер представлены в едином морском стиле: снаружи больница по форме напоминает корабль, дополненный корабельными парусами, а оказавшись внутри, в вестибюле, пациенты видят стойку администрации в форме морской раковины, крупные морские существа свисают с потолка. В состав больницы входят множество социальных пространств для детей и их родителей: театр, кафе, библиотека, площадки на открытом воздухе, которые обеспечивают комфортное пребывание [5].
Научно-практический центр детской психоневрологии в Москве – положительный отечественный пример организации игрового досуга для детей [4]. На территории больницы размещены интересные малые архитектурные формы слуховых систем: параболические отражатели, танцевальная панель, музыкальные трубы из дерева. Экспериментируя со звуком на таких инструментах, ребенок тренирует связь между слухом и голосом, которая является необходимым условием речевого развития. Музыкальная площадка также обеспечивает проприоцептивную стимуляцию, отвечающую за восприятие частей тела в пространстве. Вместе с тем для игры на таких инструментах необходимо прикладывать мышечные усилия, что решает вопрос неврологии – острого недостатка разнообразной физической активности.
В организации зарубежных проектов применяется направление «Чувствительная архитектура». Это подход в архитектуре и дизайне разработан архитектором, исследователем в области влияния окружающего пространства на психическое здоровье людей Марией Леман. Цель – сократить разрыв между архитекторами и психологами, социологами, философами, объединить достижения архитектурного проектирования и науки для комфортного пребывания человека в общественных местах. В России похожий подход был предложен как систематическое описание данного направления Смоловой Л. В. в ее работе «Психология взаимодействия с окружающей средой». Данный метод направлен на изучение человеческих переживаний и поведение в неразрывной связи с окружающей средой. Автор работы утверждает, что место пребывания имеет психологический фактор, проявляющийся в чувствах человека, и доказывает, что длительное нахождение в неблагоприятной среде приводит к возникновению изменений в психике. Общие психологические принципы и методы взаимодействия с окружающей средой, включающие теорию, исследования, практику, необходимы для создания пространства, отвечающего потребностям человека.
На основании изученного опыта выявлены существующие и предложены новые подходы организации игровых сред:
- Междисциплинарный подход. Совместная работа архитекторов, врачей, социологов, психологов и других специалистов должна быть направлена на создание грамотного пространства для пациентов.
- Климатический подход. Необходимо учитывать климатические особенности территории и применять соответствующие решения.
- Возрастной подход. Игровая среда должна создаваться в соответствии с возрастными требованиями пациента: преддошкольный возраст (до 3 лет), дошкольный (до 7 лет), младший и средний школьный (до 12 лет), подростковый возраст (до 16 лет).
- Методы гибкого дизайна. Кроме создания специальных игровых комнат, важно дополнить коридоры и холлы медицинского здания игровыми элементами. Детские комнаты, зоны вестибюлей, коридоров, палаты, открытые детские площадки – часть игрового пространства.
- Социальный и образовательный подходы. Внедрение социальных функций в состав лечебного центра – театра, библиотеки, приватных пространств, мест для проведения времени с родителями и т. д. Для детей, которые длительное время находятся в стационаре, создание психологически комфортной среды возможно при условии обеспечения нормальной жизнедеятельности ребенка. Кроме лечебной функции должны быть удовлетворены потребности в игровой и образовательной деятельностях, в социализации.
- Природный подход в организации детских площадок. Открытые зоны с природным рельефом погружают ребенка в природу с разновысотной растительность, водоемами, пнями, корягами, развивающие детскую фантазию. Такую концепцию доказывают экспериментальные исследования в области детской психологии и нейрофизиологии. Дети, которые играют в природных ландшафтах, получают более высокие результаты при оценке способностей к концентрации, дисциплины и организованности.
- Оздоровительный подход. Новый подход выражается в индивидуальности – для каждого лечебного учреждения разработка характерных решений в зависимости от профиля лечения. Терапевтический эффект необходимо включить в игровые пространства, развивающие тренажеры, которые будут направлены на конкретные заболевания.
Вышеперечисленные подходы легли в основу создания собственных архитектурных проектов. Местом апробации стали Научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии имени академика Ю. Е. Вельтищева (рис. 1) и Научно-практический центр детской психоневрологии в городе Москве (рис. 2).
Таким образом, для успеха лечения очень важна организация различных детских пространств в рамках медицинского объекта. Результаты исследования помогли сформулировать архитектурные решения игровых зон, которые могут положительно сказываться на состоянии пациента детского возраста во время его пребывания в больничных условиях.
Таблица 1. Общие критерии оценки игровых пространств для детей в объектах медицинского профиля
Критерии оценки |
Открытые игровые площадки на свежем воздухе |
Закрытые игровые зоны в интерьере |
Время |
Сезонное пользование |
Постоянное пользование |
Объект игры |
Ландшафт |
Стены, пол, потолок, предметы мебели |
Ограничения по месту |
Ограничены площадью территории |
Ограничены площадью, конструкциями здания |
Зонирование |
По возрасту |
По функции |
Благоустройство |
Осветительные приборы, МАФы, скамейки, озеленение, ограждение |
Игровое оборудование, озеленение |
Материалы |
Покрытие из резиновой или каучуковой крошки, использование травяного, уплотненного песчаного и др. в соответствии с ГОСТ Р 59010-2020. |
Обоснование выбора материала: 1) экологичность; 2) нетоксичность; 3) пожаробезопасность; 4) невосприимчивость к воздействию воды; простота уборки и обеззараживания; 3) антистатические свойства; 4) беспыльность; 5) высокие звуко- и теплоизоляционные показатели |
Природно-климатический фактор |
Решения при низких температурах: 1) площадка с экранирующими элементами для защиты от снега, дождя и ветра; 2) площадку, предназначенную для теплого времени года, адаптировать в территорию для зимних видов отдыха. Решения при высоких температурах: 1) элементы благоустройства, защищающие от солнца: озеленение, навесы и др.; 2) водные устройства |
Решения при низких температурах: 1) открытые площадки на свежем воздухе интегрировать в интерьер здания (зимние сады); Решения при высоких температурах: 1) использовать солнцезащиту помещений, защищая здание от возможного перегрева |
Обслуживание |
Нуждается в постоянном обслуживании: 1) регулярный визуальный осмотр; 2) функциональный осмотр (один раз в 1-3 месяца); 3) ежегодный основной осмотр (наличие гниения деревянных элементов, наличие коррозии металлических элементов) |
Нуждается в постоянном обслуживании: 1) влажная уборка – не реже 2 раз в сутки с применением моющих средств с обязательным мытьем пола, протиранием мебели и игрового оборудования; 3) мытье игрушек со снимающимися пластиковыми конструкциями и наполнителями (осуществлять в месте для мытья и дезинфекции); 4) генеральную уборку помещений проводить не реже 1 раза в месяц с применением моющих и дезинфицирующих средств [2] |
[1] Детский фонд Starlight Children's Foundation — некоммерческая организация, основанная в 1982 году. Программы Starlight предусматривают предоставление больничной одежды, игр и доставку их непосредственно госпитализированным детям. Программы осуществляются через сеть Starlight, включающую более 700 детских больниц, и других партнеров в области здравоохранения по всему миру.
1. Васильева, Н. С. Подходы к проектированию психологически комфортной среды в детских больницах / Н. С. Васильева // Актуальные проблемы архитектуры и дизайна: Материалы всероссийской научной конференции, 16 апреля 2019 г., Уральский государственный архитектурно-художественный университет. - Екатеринбург: УрГАХУ, 2019. - С. 359-362.
2. МР 2.4.0130-18. Оборудование и организация работы детских игровых комнат, размещаемых в торговых и культурно-досуговых центрах, павильонах и прочих объектах нежилого назначения. - Москва : Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2019.
3. Назарова, М. П. Социокультурные аспекты организации архитектурного пространства для медицинской деятельности / М. П. Назарова, А. Ю. Барковская, К. Д. Янин // Вестник Волгоградского Государственного Университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2015. - № 2 (28). - С. 68-74.
4. Научно-практический центр детской психоневрологии: официальный сайт. - URL: https://www.npcdp.ru/ (дата обращения: 10.11.2022).
5. ECU Health : official website. - URL: https://www.ecuhealth.org/services/maynard-childrens-hospital/our-facility-2/common-areas/ (date of access: 10.11.2022).
6. Starlight Children’s Foundation : official website. - URL: https://www.starlight.org.au/ (date of access: 10.11.2022).
Авторы: Карелин Дмитрий Алексеевич
2. Подходы к созданию детских игровых пространств в медицинских учреждениях
Авторы: Кочергин Виталий Викторович