Проблемы и перспективы расселения Нижегородской области
Секция: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В Нижегородском регионе наблюдается неравномерное расселение. При отсутствии актуальной программы пространственного развития, в перспективе более 90% поселений «угаснут». Необходимо переосмысление существующей стратегии пространственного развития региона, чтобы избежать данной проблемы в будущем.

Ключевые слова:
стратегия развития Нижегородской области, кластеры малых поселений, полюса роста, система локальных кластеров
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Сохранение поселений, их развитие в современном ключе позволит решить проблемы экономического, социального, градостроительного и демографического характера. Отсутствие стратегической социально-градостроительной программы может привести к «угасанию» более 90% поселений Нижегородской области – исчезновению историко-культурной, национальной идентичности и других ценностей, связанных с людьми и местами. Поэтому необходимо формировать актуальную программу развития Нижегородской области, при которой будут задействованы все перспективные и имеющие историко-культурную значимость поселения. Одновременно с этим развиваться должны не только городские поселения, где сконцентрирована большая часть населения, но также и сельские, которые примыкают к агропромышленным предприятиям и территориям, поскольку, как подчеркивается в Государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» [1], «сельские территории Российской Федерации являются ключевым ресурсом страны».

 

Исследование демографической ситуации в Нижегородской области

Численность населения Нижегородской области – 3 139,2 тыс. чел. Городское население составляет около 80% от общей численности населения региона, сельское – 20% [8, с. 28]. С 1990 года численность населения стабильно уменьшается [8, с. 28]. Опираясь на статистические данные прошлых лет, при общей численности сельского населения 619 тыс. чел. (20% от общей численности по области), внутрирегиональная миграция населения из сельской местности в городскую составила 14 951 (2,4%) человек, в сельскую местность – 13 312 человек (0,5 % от городского населения) [7]. Людей, решивших сменить городской образ жизни на сельский, меньше 1 процента. Гипотеза о том, что городское население отдает предпочтение проживанию в сельской местности, несостоятельна. В большинстве своем горожане «остаются на местах» и незначительная часть сельчан переезжает в город или поселки городского типа. Преобладает жизнь в городе (урбанизация) [7].

Прогнозируя перспективы расселения, необходимо учитывать тенденции демографического развития. Научно-проектная организация «Южный градостроительный центр» представила демографический прогноз, который описывает три сценария: инерционный, стабилизационный, оптимистический [8, с. 31].

При консервации негативных демографических и социально-экономических показателей будет наблюдаться систематическое сокращение численности женщин детородного возраста и число рожденных детей; естественный прирост составит -26,6% (инерционный сценарий) [8, с. 33-34].

При реализации государственной политики, направленной на изменение моделей репродуктивного поведения, поддержке населения, снижении смертности, повышении качества медицинского обслуживания, пропаганде культуры здорового образа жизни, ежегодного стабильного миграционного прироста демографические показатели стабилизационного сценария по сравнению с инерционным сценарием незначительно улучшатся, но преодоление убыли населения останется невозможным [8, с. 35].

Маловероятным является оптимистический прогноз развития населения. Он возможен при быстром преодолении социальных и производственных проблем, стимулировании рождаемости, проведении системы мероприятий по изменению образа жизни, крупномасштабном притоке мигрантов. С учетом всех этих составляющих естественный прирост составит -12,9% [8, с. 36]. При всех сценариях наблюдается устойчивая убыль населения Нижегородской области. Прогноз возрастной структуры выглядит примерно одинаково во всех сценариях: 15% (до 14 лет), -60% (15-59 лет), -25% (60 лет и старше) [8, с. 39].

Данные показатели были смоделированы без учета потерь при выполнении СВО. Поэтому, вероятно, единственный возможный сценарий, который ожидает Нижегородскую область, – инерционный, когда через 9 лет (к 2036 году) население Нижегородской области уменьшится на 1/3.

 

Исследование особенностей постиндустриального расселения в Нижегородской области

Расселение на территории Нижегородской области происходит неравномерно: большая часть населения региона (около 3,2 млн чел.) размещена в крупнейшем городе – Нижнем Новгороде (около 1,3 млн чел.) и в двух больших городах – Дзержинске (около 0,2 млн чел.), Арзамасе (около 0,1 млн чел.); остальные 50% населения неравномерно размещены в административных границах области в малых городах, пгт, поселках, селах и деревнях. Неравномерное расселение объясняется историческими, географическими, природно-климатическими, социально-экономическими и др. особенностями.

Разделяя регион на две зоны – Заволжье (за Волгой, севернее Нижнего Новгорода), Правобережье (правый берег Волги, противоположная сторона Заволжья), – можно выделить характерные природно-климатические особенности, повлиявшие на расселение в регионе. Согласно наблюдениям Вознесенской А. Г. и Валяева И. А., в границах южной тайги лесного Заволжья преобладает мелкоселенная структура системы сельского расселения, а в лесостепи Правобережья – средне- и крупноселенная структура [3].

Близкое расположение мелко- и крупноочаговых поселений Заволжья, размещенных в основном по опольям вдоль рек, обусловлено высокой степенью лесистости, пригодностью для проживания и историей хозяйственного освоения территории. В каждом из таких поселений проживает в среднем 5–50 человек (около 20% поселений с численностью до 5 человек, 76% – 6–50 человек). Преобладающая планировка – приречного и придорожного типа. Большинство поселений не имеют социального сервиса. Люди проживают сезонно, используют дома как дачу, а участки – для личного подсобного хозяйства. Удаленность поселений от крупных транспортных магистралей не позволяет развивать рекреационный потенциал. Наблюдается процесс «угасания» поселений [3].

На исторически ранее освоенных и возвышенных местах Правобережья наблюдается противоположная картина: здесь преимущественно размещены сельские территории с численностью населения свыше 500 человек на большем удалении друг от друга, чем в Заволжье. Территория между поселениями некогда отводилась и частично отводится сейчас под сельскохозяйственную деятельность. Привязка к рекам при размещении поселений не наблюдается нигде, кроме юго-западных районов. Ввиду более благоприятных природно-климатических и географических условий, поселения Правобережья развивались более интенсивно по сравнению с поселениями Заволжья. Преобладают поселения с численностью свыше 100 человек. Основные типы планировки – долинно-балочная, бессистемная, притрактовая. Агроклиматические условия подходят для ведения сельского хозяйства [3].

Текущая ситуация в аспекте пространственного развития региона заключается в следующем: концентрация человеческих и инвестиционных ресурсов происходит в границах Нижегородской агломерации (рис. 1), формирующейся на базе Нижнего Новгорода и Дзержинска, Кстовского и Богородского муниципальных и др. районов, здесь же сосредоточено 85% экономики региона, в других 9 экономических центрах – 13%, а в остальных – 2%, при этом на долю последних приходится 21% численности населения. Плотность населения в северных районах составляет 5 чел./ кв. км, в региональном центре – до 3903 чел./ кв. км. Наблюдается недостаточный уровень сбалансированности системы внутриобластного расселения и размещения производительных сил, высокий уровень внутрирегиональной социально-экономической дифференциации, в частности доступности качественных услуг, недостаточная обеспеченность современной инфраструктурой и низкая связанность территорий [2, с. 106-107].

Выделяя пояса транспортной доступности агломерационных ядер по Моисееву Ю. М.[1], изохроны доступности Нижегородской агломерации не покрывают весь регион. Значительная часть поселений остается вне зоны влияния Нижегородской агломерации. До крайних поселений от границ Нижегородской агломерации расстояние составляет около 200 км.

Требования к Программе пространственного развития территорий Нижегородской области

Для решения проблем расселения необходимо учитывать ограничения социально-экономического развития региона, такие как недостаток кооперации и кластеризации в экономике, миграция населения в крупные города, трудности с регистрацией предприятий и разрешениями на строительство, несовпадение логистических систем, невостребованность потенциала водного транспорта, проблемы развития районов, низкая активность малого бизнеса и высокое административное давление на предпринимателей [2, с. 13-14]. Кроме того, крайне острыми являются такие проблемы, как неблагоприятный инвестиционный климат, доступность жилья, низкий уровень ВРП, низкий уровень экспорта, зависимость от импорта и низкий доход на душу населения [2, с. 6-8].

Решение проблем расселения должно опираться на сильные стороны экономики Нижегородской области: высокий уровень государственно-частного партнерства (ГЧП), представление региона среди других регионов в качестве крупного индустриального центра России с концентрацией обрабатывающих производств и развитым ОПК; развитый сектор НИОКР и инноваций; экспортоориентированный ИТ-сектор; уникальные компетенции нижегородских предприятий ГК "Росатом", потенциал трансфера технологий ОПК; развитое сельское хозяйство [2, с. 12-13]. Нижегородская область является регионом-середняком, тяготеющим к более развитым регионам за счет относительно развитой сферы инноваций, рынка труда и достаточно хорошего качества жизни [2, с. 8]. Нижегородская область имеет ряд преимуществ, таких как высокий уровень бизнес-активности, удачное расположение на пересечении международных транспортных маршрутов, богатое историческое наследие, разнообразные центры притяжения для разных категорий туристов и относительно большая плотность автомобильных и железных дорог [2, с. 13].

Помимо экономического аспекта, решение проблем расселения должно учитывать долгосрочные глобальные тренды развития: стремление к информатизации и цифровизации в технологических и социальных процессах, привлечение и сохранение человеческого капитала, экологические и уберизационные изменения в экономике, улучшение показателей рождаемости и продолжительности жизни, выравнивание уровня жизни в городе и на периферии, изменение ценностей и поведения людей под влиянием "интернета вещей" и "умных" инфраструктур, увеличение числа представителей среднего класса – наиболее экономически активной части населения, а также нехватки ресурсов и т. д. [2, с. 5–6]. 

Программа пространственного развития региона в целом и малых поселений в частности должна учитывать основные цели Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области, касающихся экономико-географического развития. Главной задачей является обеспечение населения жилой площадью, коммунальными и социальными услугами на высоком уровне, обеспечение доступности и качества транспортных услуг. Для достижения этой цели необходим переход от отраслевого к проектно-целевому планированию, основанному на наукоемких, высокотехнологичных проектах и программах. Кроме того, необходимо совершенствовать систему расселения и размещения производительных сил, развивать формы пространственной организации экономики и использовать их согласованно и взаимодополняюще (например, основные зоны и коридоры развития, территориальные кластеры, территории опережающего развития, особые экономические зоны, мегапроекты инфраструктурного обустройства, новые промышленные районы и др.) [2, с. 15–16].

Что касается градостроительного аспекта, то программа пространственного развития, должна быть основана на использовании перспективных градостроительных моделей, образующих сложную градостроительную систему. Система градостроительных моделей должна обеспечивать связность территорий близлежащих поселений, формировать иерархию «центров» и «субцентров» (зоны социального сервиса), каркаса «осей» и «капилляров» (транспортных путей), градостроительную ткань (зоны сплошной застройки), образуя тем самым взаимосвязанные локальные градостроительные кластеры.

Стратегической целью пространственного развития территорий Нижегородской области является создание эффективно управляемого полицентрического пространства, основанного на управлении агломерационными процессами территорий, для концентрации инвестиций, важных инфраструктурных решений и высококачественного человеческого капитала, с оптимальным использованием ресурсов, с целью улучшения жизни всех жителей региона [2].

 

Перспективы расселения Нижегородской области при реализации государственной градостроительной концепции «полюсов роста»

Для достижения стратегической цели пространственного развития территорий Правительством Нижегородской области предлагается организовать «полюса роста»[2] со скоростными дорожно-транспортными путями между ними, развить зоны их влияния, создать условия для стабильного развития сельских и неурбанизированных территорий, сформировать жилые и рекреационные центры вблизи уникальных природных ландшафтов, установить специализацию территорий для развития перспективных отраслевых направлений, привлечь население, построить малые аэропорты для межрегионального сообщения и мультимодальные транспортные хабы [2, с. 107-108]. «Полюса роста» разделяют на три специализации (рис. 3): 1) ключевые центры компетенций и человеческого капитала; 2) специализированные центры компетенций; 3) территориальный и туристический ресурс, базовые центры компетенций [2, с. 110-111].

Согласно стратегии социально-экономического развития Нижегородской области, выделяют 8 перспективных «полюсов роста» (рис. 2): Нижегородский, Выксунско-Кулебакский, Арзамасско-Саровский, Городецкий, Семеновско-Ковернинский, Шахунско-Уренский, Лысковско-Сергачский, Починковско-Лукояновский. Центральные поселения «полюсов роста» и их специализации: Нижний Новгород, Дзержинск, Бор, Арзамас, Кстово, Саров – полюса первого порядка; Выкса – полюс второго порядка; Шахунья, Семенов, Лысково, Сергач, Починки, Лукояново – полюса третьего порядка.

При реализации концепции «полюсов роста» в том виде, как она есть, расселение в Нижегородской области останется неравномерным, точечным, приводящим к «вымиранию» многих микропоселений.

Недостатками концепции «полюсов роста» являются:

– несвязанность с примыкающими (прилегающими)[3] территориями поселений вне зон влияния «центров»;

– необоснованно одинаковый радиус зон влияния полюсов различных порядков;

– отсутствие развитых и связных локальных субцентров – опорных населенных пунктов[4], поддерживающих «центр»;

– невключение всех поселений региона в концепцию общего развития;

– отсутствие градостроительных моделей как для «центров» «полюсов роста», так и для формирующихся агломераций в целом;

– игнорирование градостроительной тенденции и социального запроса на формирование пешеходной связности внутри и за пределами поселений;

– отсутствие зеленого пояса, связывающего «полюса роста»;

– неучет комфортной транспортной доступности при определении зон влияния «полюсов роста»;

– игнорирование метода построения изохрон при формировании поясов доступности;

– отсутствие взаимно-проникающего влияния поселений.

Если не будет разработано и реализовано иных программ пространственного развития, то при реализации концепции «полюсов роста» расселение на территории Нижегородской области будет меняться следующим образом:

– тенденция к урбанизации приобретет устойчивый характер – молодое и взрослое население (76,8%) будет стремиться к проживанию в городах и поселках городского типа «полюсов роста» в связи с желанием получить более качественный социальный сервис, образование, возможность заниматься трудовой деятельностью с заработной платой среднего и выше среднего уровня;

– пожилые и долгожители (23,2%), часть которых уже проживает в городах и поселках городского типа, будут «включаться» в примыкающие деревни, небольшие поселки, садовые некоммерческие товарищества (СНТ) как временные (сезонные) жители;

– условная треть (7,3%) возрастного населения останется проживать в бывших деревнях, СНТ и небольших поселках, и ввиду того, что средний возраст дожития составляет около 79 лет, через 15-20 лет они перестанут быть постоянными жителями и (если они были единственными проживающими) такие поселения «вымрут» вместе с ними.

В итоге, люди будут концентрироваться в поселениях, в которых у них будет возможность получать социальные услуги и работать. Такие поселения, как правило размещены вдоль крупных транспортных путей и/или в зоне комфортной транспортной доступности от более крупных поселений. На фоне стремительной убыли населения из (примерно) 4990 поселений Нижегородской области через 15–35 лет останется около 100–150 действующих и развивающихся поселений.

 

Перспективы расселения и пространственного развития при реализации авторской градостроительной концепции «системы локальных кластеров»

Градостроительная концепция «полюса роста» и стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года описывают приемы и пути развития, характерные для индустриального и постиндустриального периодов развития общества, когда экономика была основана на промышленности и услугах. В перспективе 20–30 лет, когда многие существующие социально-экономические проблемы будут исчерпаны, структура расселения станет менее зависима от размещения крупных транспортных магистралей и поселений, природно-климатических ограничений.

Перспективные модели организации поселений с горизонтом планирования свыше 25 лет позволят не только корректировать действующую схему территориального планирования, но уже сейчас формировать экспериментальные поселения перспективного типа, рассчитанные на «креативную экономику» и «здоровый образ жизни». Концепция «полюса роста» должна быть дополнена «системой локальных кластеров», привязанных к наиболее ценным участкам природного ландшафта и создающих благоприятные условия для работы и проживания. Градостроительная концепция «система локальных кластеров» основана на создании взаимосвязанных пространственных структур в виде «поясов», «гнезд» и других форм микропоселений и малых поселений в пешеходной доступности, а также на дисперсном их размещении относительно русел рек, транспортных магистралей, более крупных поселений. В перспективе увеличение удаленности между поселениями и транспортными артериями не будет проблемой, ввиду наличия авиасообщения, массового использования скоростного транспорта и летательных аппаратов, радиус действия которых уже сейчас составляет 100–150 км с подлетным временем до 30 минут.

В градостроительной концепции «систем локальных кластеров» заложена пространственная структура, при которой зоны влияния поселений «покрывают» другие поселения, создавая равномерно-распределенную область «взаимного воздействия». Субцентрами «полюсов роста» станут опорные точки в виде микропоселений и малых поселений, сформированных и/или развитых в местах концентрации пешеходной доступности. В таких опорных населенных пунктах должен быть сосредоточен социальный сервис, благодаря которому люди смогут поддерживать высокий уровень жизни и не чувствовать своей изолированности от других поселений.

Для дальнейшей разработки градостроительной концепции «системы локальных кластеров» необходимо решить следующие задачи:

– выявить перспективные территории развития;

– определить оптимальную численность людей в соотношении с пространственной структурой планировочных единиц градостроительной «ткани» [4];

– сформировать градостроительные модели «локальных кластеров» микропоселений;

– разработать примерные правила землепользования и застройки для данных поселений, соответствующих перспективному образу жизни и ориентированных на использование современных и инновационных технологий.

Реализация градостроительной концепции «системы локальных кластеров» вкупе с государственной политикой, ориентированной на кратное повышение уровня и качества жизни населения, позволит создать развитые поселения вне зон влияния крупных поселений и сформировать предпосылки для реализации позитивного демографического прогноза Нижегородской области.

 

[1]Согласно выводам исследования, выделяют четыре пояса доступности: 1-й пояс – в пределах 15 минут от центра ядра (заселяемые участки располагаются в основном на территориях вдоль межселенных транспортных магистралей и относятся к реальному городу); 2-й пояс – 15–30 минут; 3-й пояс – 30–45; 4-й пояс – 45–60 минут. На всех поясах, кроме 1-го, в своем исследовании Моисеев Ю. М., Зиятдинов Т. З. зафиксировали депопуляцию населения. Границами поясов авторы предлагают использовать изохроны доступности, а границами населенного пункта – пятно, образуемое административными границами, границами по световым пятнам, границами по зонам покрытия сотовой связи, границами по застройке [6].

[2]Полюс роста – сформировавшаяся агломерация или сеть городов (зона, имеющая несколько ядер развития), развитие которых уже происходит или возможно ускоренными темпами за счет концентрации ресурсов (инвестиционных, человеческих, энергетических) и развития перспективных и расширяющихся отраслей; "полюс роста" способен вызвать дальнейшее развитие во всей зоне своего влияния. Определение "Полюсов роста" производится путем наложения аналитических слоев текущего и перспективного развития ключевых каркасов региона: экономического, расселенческого, инфраструктурного, дорожно-транспортного, природно-экологического [2, с.108].

[3]Прилегающая территория – территория населенных пунктов, население которых имеет возможность получения медицинской помощи, образования, услуг в сфере культуры и реализации иных потребностей на базе инфраструктуры опорного населенного пункта, и межселенная территория [1].

[4]Опорный населенный пункт – населенный пункт, расположенный вне границ городских агломераций, на базе которого осуществляется ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований [5].

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (с изменениями на 22 июня 2022 года) : утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696 // Кодекс : электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL : https://docs.cntd.ru/document/554801411 (дата обращения: 23.04.2023).

2. Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года : утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 года № 889 // Стратегия развития Нижегородской области : официальный сайт. - URL : https://strategy.government-nnov.ru/static/new_design/files/Proyekt_Strategii_Nizhegorodskoy_oblasti_2035.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

3. Вознесенская, А. Г. Особенности сельского расселения Нижегородской области на локальном уровне исследования (на примере Ковернинского и Лукояновского районов) / А. Г. Вознесенская, И. А. Валяев // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 2(2). - URL : https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/viewFile/385/361/ (дата обращения: 21.04.2023).

4. Крашенинников, А. В. Перспективные модели поселений / А. В. Крашенинников // Архитектура и строительство России. - 2022. - №4 (244). - URL : https://asrmag.ru/ (дата обращения: 28.04.2023).

5. Методические рекомендации по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий : утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 4132-р // Гарант.ру : информационно-правовой портал. - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405920097/ (дата обращения: 23.04.2023)

6. Моисеев, Ю. М. Агломерации крупных городов: динамика периферии / Ю. М. Моисеев, Т. З. Зиятдинов // Проблемы современной урбанизации: преемственность и новации : материалы международной научно-практической конференции, 22-23 марта 2022 г. / Географический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. - Москва : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2022. - С. 78-85. - URL : https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49342177_61450021.pdf (дата обращения: 07.03.2022).

7. Население Нижегородской области / Росстат : официальный сайт. - URL : https://52.rosstat.gov.ru/folder/33271 (дата обращения: 23.04.2023)

8. Проект актуализации (внесения изменений) в схему территориального планирования Нижегородской области / Нижний Новгород : ООО «Научно-проектная организация «Южный градостроительный центр», 2020. - Т. 7. - URL : http://mingrad-no.ru/materialy-po-obosnovaniyu/ (дата обращения: 25.04.2023).

Рецензии
1. Проблемы и перспективы расселения Нижегородской области
Авторы: Крашенинников Алексей Валентинович

2. Проблемы и перспективы расселения Нижегородской области
Авторы: Крашенинников Алексей Валентинович

Войти или Создать
* Забыли пароль?