ББК 85 Искусство. Искусствознание
В статье рассматриваются особенности принципиально новой типологической единицы современной сельской среды – усадьбы с малым бизнесом. Анализируется ее место в современной усадебной типологии, социально-экономические предпосылки формирования типа, функциональная программа, особенности градостроительного размещения и влияние на развитие территории.
типология, усадьба, функциональная программа, социально-экономические условия
В последние тридцать лет на фоне изменения земельно-правовых отношений в современной России мы стали свидетелями стремительного развертывания типологии усадьбы. До последнего времени в сельской местности больших изменений не наблюдалось. На фоне эрозии социалистических методов хозяйствования и связанной с ними среды к традиционной сельской усадьбе добавился тип усадьбы фермера. Долгие годы других положительных сдвигов на селе не наблюдалось. В основном развитие было сконцентрировано в зоне пригородов и связано с развертыванием типологии загородного жилья горожанина (этот процесс подробно описан и проанализирован в докторской диссертации и монографии С.Б. Поморова [7]). В результате уже к 2005г. мы могли наблюдать картину разнообразных типов загородной усадьбы, связанных с различной градостроительной тканью, и с названиями, отражающими множество оттенков и нюансов восприятия: к традиционным для советского времени «дачам» и «садовым домикам» добавились «коттедж», «блокированный дом», «таунхаус», «вилла», «скит», «особняк», «загородная резиденция». Завершающим элементом в этом ряду стало «загородное имение», которое можно считать предельной стадией развертывания программы загородной усадьбы.
Территория загородного имения в потенциале простирается довольно широко и в полноценном варианте должна содержать в себе зоны загородной, природной и сельской среды с характерными для них элементами застройки. Модель загородного имения складывается в транстерриториальный тип, который вмещает в себя всю ранее раскрывшуюся типологию новой русской усадьбы, включая не только типы загородного жилья для разных групп пользователей, но и сельские типы усадьбы – фермы, работающие не только для внутреннего потребления, но и на продажу.
Впервые в профессиональной литературе этот тип современной усадьбы был описан автором настоящей статьи в 2006 г. [4]. Уже на этом этапе развития представлялось возможным проследить сложение условий для формирования еще одного типа усадьбы, связанного с предоставлением городским гостямуслуг на базе усадьбы: знакомства с усадебной жизнью, комфортного размещения в сельской местности в гостевых домиках, ограниченным пользованием территорией усадьбы, гастрономическим питанием с частной фермы, возможностью ознакомления с жизнью фермы и органическим производством, конными прогулками, а также возможностью поставить своих коней на постой в частной конюшне и т. д. Такая дополнительная опция открывала возможности для частичной компенсации расходов на содержание имения и многими владельцами закладывалась в программу проекта. Внутри проекта имения появлялись элементы сервисного характера, не только жилые или производственные сельскохозяйственные единицы, но и гостевые, показательные, приспособленные для посетителей.
Но реальные условия для развития гостевой усадьбы сложились позднее, уже в наши дни [3] (рис. 2) – из дополнительной опции в усадебном проекте усадьба с сервисной функцией выделилась в самостоятельный тип и, значительно расширив свою типологию, стала «усадьбой с малым бизнесом» (рис. 1). Основным назначением усадебного объекта этого типа является предоставление услуг в формате усадебной жизни. В таком типе усадьбы жилая функция дополнительносочетается с производственной или общественной. Сегодняшнее развитие общества, экономики, коммуникаций культурного контекста сильно меняет градостроительный контекст. Для усадьбы с малым бизнесом открывается все больше возможностей развития не только на селе, но и в пригородах, на природе и даже в городе (но данная тема шире границ настоящего исследования, посвященного особенностям развертывания этого типа в сельской среде).
Важным фактором, повлиявшим на появление названного типа, является актуальность экологии: сельская среда в данном контексте видится как источник экологических продуктов и чистого воздуха, современные экологические агротехнологии и традиционные методы хозяйствования становятся предметом живого интереса. В современном урбанизированном мире традиционный сельский образ жизни, связанная с ним национальная культура, искусства и ремесла, так же, как и живописный сельский ландшафт, воспринимаются как ценность. На сегодня в России сформировался малый, но уже заявивший о себе круг мотивированных инициативных инвесторов. Зачастую это люди, достигшие успеха в бизнесе и осознавшие эту карьеру как прожитую, в то время, как хотелось бы еще попробовать себя и в других сферах. Очень часто это идеи и технологии, увиденные в других странах в путешествиях. Из них вырастают национальные мини-проекты, связанные с высоким, практически артизанальным качеством производства сельских и гастрономических продуктов, предметов быта; художественные промыслы; мастер-классы; туристические фермы; высококлассные конюшни, предоставляющие наряду с постоемуслуги обучения и реабилитации и т. д. Курс на развитие внутреннего туризма создает благоприятные условия для развертывания этого направления. В помощь инвесторам – государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса, внутреннего туризма, специализированная поддержка различных направлений и тематических проектов, а также территориальные проекты развития. Разумеется, важнейшим условием для успеха такого рода проектов является высокий уровень развития транспорта и коммуникаций. Общий культурно-экономический контекст современной стремительно меняющейся реальности с постоянно нарождающимися новыми технологиями (не только производственными, но и социально-экономическими, медицинскими, реабилитационными и культурными) порождает развитие смешанных типологий, меняющих наши представления о нерушимости функциональной программы внутри одного типа, что мы переживаем как один из признаков кризиса модернистской культуры. Неудивительно, что функциональная программа усадьбы с малым бизнесом может быть как производственной, так и культурной или социальной, оставаясь при этом в рамках одного архитектурного типа (рис. 2).
В первую очередь стоит привести примеры туристических усадеб экологического агротуризма [5], предоставляющих возможность знакомства с сельским производством и образом жизни. Посетители могут приехать с однодневным визитом или прожить несколько дней на ферме с садом, скотным двором, контактным зоопарком, мини-производством – сыроварней или пекарней и т.д. Возможна и культурная функция, связанная с темой сохранения и развития традиционных искусств и ремесел [6], национальной музыкальной культуры. Посетители усадьбы могут попробовать свои силы в каком-либо ремесле, приобщить к национальной культуре детей.Такой миникультурный центр на базе усадьбы может оказывать услуги как гостям, так и местнымжителям. Другим важным направлениемсегодня является социальная и психологическая реабилитация. Усадебный образ жизни является одним из наиболее удачных форматов реализации программ перехода страдающих людей от тяжелого состояния к нормальномуобразу жизни. Как вариант можно привести модели усадьбы с иппотерапией и петтерапией [2], модели семейного опекунства, арт терапии, социальной адаптации с трудотерапией на земле или с животными и т. д.
Объемно-пространственная организация такого объекта вырастает из соединения жилой функции, представленной жильем хозяев и, возможно, гостей, и дополнительной функции – производственной или общественно-культурной, которая в значительной степени является определяющей. Продолжительность визитов гостей усадьбы – с постоем или без, на пару часов или на весь день, также влияет на структуру объекта. Важным моментом является направленность объекта на обслуживание гостей. Соответственно вся объемно-пространственная организация выстраивается исходя из принципа комфорта гостей и репрезентации малого бизнеса в усадьбе.
Типологические черты усадьбы с малым бизнесом – ее функциональная и объемно-пространственная пластичность, и, как следствие, высокая адаптивность практически для любого типа градостроительного размещения.
Такая усадьба может быть расположена населе или за его пределами, в полях или в природной среде, одиночно или в группе с другими подобными усадьбами; может формировать функционально и планировочно более развитый кластер. Возможно также размещение усадьбы какдополнительного объекта в качестве расширения и дополнительного бизнеса к существующим объектам (например, реабилитационная усадьба с функцией пет и иппотерапии при медицинском центре или санатории). Усадьбы с малым бизнесом могут быть частью специального маршрута – образовательного, развлекательного, оздоровительного и т.д.
Основные типологические черты усадьбы с малым бизнесом, ее функциональная и объемно-планировочная пластичность являются залогом ее жизнеспособности как единицы местной экономики и важного элемента развития сельской среды (рис. 3).
В структуре архитектурно-градостроительного развития территории усадебная застройка является традиционной, а усадьба – главным и наиболее устойчивым элементом сельской среды. Благодаря распространению данного типа усадьбы появляются возможности сохранения исторически устойчивой морфологии застройки и структуры градостроительной ткани, сохраняется дорогой сердцу каждого сельский пейзаж, открываются возможности новаторства и развития новых видов объектов в традиционной архитектурно-планировочной структуре, происходит переосмысление и приспособление старых программ и объектов. Социокультурная сторона этого процесса связана с возрождением и укреплением местного сообщества, развитием социальной ткани, что приводит к снятию социального напряжения, появлению дополнительных социальных связей и усилению интеграции, способствует популяризации места, его товаров и услуг, культуры, сохранению искусств и ремесел, а также образа места, росту общего уровня образованности, распространению идей экологии и устойчивого развития. С точки зрения экономического развития территорий усадьба с малым бизнесом может рассматриваться как один из быстродействующих и высокоэффективных методов развития и ревитализации среды. Точечные внедрения эффективных бизнесов, которые могут быть реализованы силами одного инвестора с привлечением относительно небольших средств, могут способствовать общему оздоровлению экономики места, повышению эффективности уже существующих предприятий, ожиданию новых рабочих мест, общему росту благосостояния местности и появлению новых перспектив развития. В зависимости от особенностей экономического запроса более развитые программы могут быть реализованы путем создания моно- или полифункционального кластера специализированных усадеб. Подобный инструмент развития позволяет избежать рисков итрудностей, связанных с работой большим капиталом в макропроектах.
Важной стороной сегодняшней жизни являются вопросы безопасности. С точки зрения защиты от рисков техногенных катастроф, способных парализовать жизнь современного города, усадебная урбанизация является одним из средств защиты экономики и общества от коллапса. С точки зрения демографии и расселения сельская среда всегда демонстрирует более высокие показатели рождаемости по сравнению с городской, поэтому расширение усадебной типологии и вовлечение новых слоев российского общества к усадебной жизни можно считать перспективными с точки зрения поддержания рождаемости и идеи больших дружных семей.
Изучение усадьбы с малым бизнесом ведется в МАРХИ на кафедре архитектуры сельских населенных мест. Наряду с академическими исследованиями эта тема внедряется в учебный процесс на курсе бакалавриата и магистратуры в группе творческой мастерской под руководством проф.А.А. Шадрина [1]. Проекты студентов МАРХИ, выполненные под руководством коллектива педагогов: проф. А. А. Шадрина, доц. Е.Ю. Лопаткиной, проф. А.И. Макарова, арх. Т.В. Кучинской неоднократно были отмечены наградами международных конкурсов дипломных проектов.
1. Лопаткина, Е. Ю. О расширении тематики курсового проектирования на кафедре Архитектуры Сельских Населенных мест МАРХИ / Е. Ю. Лопаткина //Наука, образование и экспериментальное проектирование: Материалы международной научно-практической конференции. -Москва : МАРХИ, 2015. - С. 381-382.
2. Лопаткина, Е. Ю. Роль загородной усадьбы в развитии пет-терапии в России / Е. Ю. Лопаткина //Наука, образование и экспериментальное проектирование. Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов 8-12 апреля 2019 г. - Т.2. -Москва : МАРХИ, 2019. - С. 46.
3. Лопаткина, Е. Ю. Социально-экономические аспекты формирования современной типологии загородной усадьбы / Е. Ю. Лопаткина // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции2-6 апреля 2018 г. - Москва : МАРХИ, 2018. - С. 391-394.
4. Лопаткина, Е. Ю. Социально-экономические предпосылки формирования современной усадьбы / Е. Ю. Лопаткина // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции. - Москва, 2006.
5. Лопаткина, Е. Ю. Туристическая эко-агро-усадьба в структуре развития сельских территорий России / Е. Ю. Лопаткина // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Тезисы докладов научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. - Москва : МАРХИ, 2020. - С. 573.
6. Лопаткина, Е. Ю. Усадьба с центром искусств и ремесел. Типологические особенности объекта и потенциал включения в тематику учебного проектирования / Е. Ю. Лопаткина // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. -Т. 2.- Москва : МАРХИ, 2017. - С. 63.
7. Поморов, С. Б. Второе жилище горожан, или Дом на природе / С. Б. Поморов. - Новосибирск : Издательство НГАХА, 2004.
Авторы: Демидова Маргарита Александровна