Приемы экспозиции ранних строительных этапов при реставрации «многослойных» памятников архитектуры
Секция: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассматриваются и систематизируются методы экспонирования ранних строительных этапов при реставрации многослойных памятников архитектуры.

Ключевые слова:
экспозиционный зондаж, экспозиционное раскрытие, объекты культурного наследия, экспозиция
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Систематизация и актуализация методов экспонирования ранних строительных этапов при реставрации «многослойных» памятников архитектуры как никогда актуальна. В XX и XXI вв. появилось большое количество технических решений, позволяющих по-новому взглянуть на организацию экспозиционных раскрытий. Особенно это касается методик, позволяющих наглядно продемонстрировать недостающую структуру раскрытия, с минимальным вмешательством в первоначальные конструкции объекта наследия. Это позволяет широкому зрителю понять архитектурный замысел автора утраченного фрагмента памятника и соблюсти реставрационную этику [3].

«Многослойные» памятники – это недвижимые объекты культурного наследия (здания и сооружения), имеющие в своей основе несколько взаимоисключающих и одновременно ценных строительных периодов, не позволяющие осуществить целостную реставрацию, применив, например, метод «оптимальной даты». Опираясь на отечественные теоретические изыскания и практику, метод «оптимальной даты» был впервые закреплен в «Инструкции о порядке учета, регистрации, содержания и реставрации памятников архитектуры, состоящих под государственной охраной» в 1949 году и рекомендовался как основной метод целостной реставрации, зачастую применявшейся при реставрации «многослойных» памятников [5]. При этом вопрос о ценности утрачиваемых наслоений при целостной реставрации поднимался не раз, однако первые теоретические основы новых методов появились позже [6].

Впервые проблему экспозиционирования «многослойных» памятников поставил Григорий Михайлович Штендер, развивая свой метод – аналитическую реставрацию с «экспозицией» памятника. Данный метод стал альтернативой методу оптимальной даты и представлял собой сочетание исследований, раскрытий и незначительных реконструкций-дополнений с целью откровенной экспозиции разновременных дополнений, но отнюдь не для достижения стилевого единства и эстетических достоинств древней композиции. Характерный пример – реставрация церкви Параскевы Пятницы на Торгу 1207 года, г. Великий Новгород (арх. Г. М. Штендер, 1954–1962 гг.) [8].

Предлагается в первую очередь определить цели сохранения памятников архитектуры. Согласно гипотезе цели разделяются на эстетические и утилитарные, результат которых, обобщая, можно свести к понятиям «реставрация» и «приспособление» соответственно. Реставрация и приспособление, в свою очередь – взаимосвязанные этапы сохранения памятника и, согласно предлагаемой гипотезе, в результате являются средствами реализации нарративной функции объекта наследия. В контексте экспонирования ранних строительных этапов многослойного памятника, реставрация направлена на выявление сохраненных элементов, а приспособление – на их интерпретацию. Конечной целью является экспозиционирование как совокупность реставрационных и интерпретационных приемов, направленных на комплексное и осмысленное восприятие всех ценных строительных этапов многослойного памятника.

Составляя типологию сохраняемых фрагментов, выделено три основных признака для их систематизации:

1. ТИПОЛОГИЯ ПО ОБЪЕМУ:

а) плоскостные элементы, детали;

б) элементы объемно-пространственной композиции;

в) объемно-пространственная композиция.

2. ТИПОЛОГИЯ ПО СТЕПЕНИ СОХРАННОСТИ:

а) элементы с незначительными утратами;

б) элементы со значительными утратами;

в) элементы с фрагментарной сохранностью;

г) археологические раскопы и перенесенные находки.

3. ТИПОЛОГИЯ ПО МЕТОДАМ ИНТЕРПРЕТАЦИИ:

а) информационные методы:

- информационные стенды;

- оформление раскрытия, раскопа;

- изображение проекций сооружений на поверхности пола;

- световые, голографические проекции;

- создание дополненной и виртуальной реальности.

б) объемно-пространственные методы:

- интерпретация с помощью семантики;

- воссоздание фрагментов новыми, контрастными материалами;

- светопрозрачные археологические полы.

Один из первых появившихся приемов экспонирования – раскрытие фрагмента. Этот метод применим к плоскостным элементам, объемно-пространственной композиции и ее отдельным элементам. Как правило, геометрически правильный контур раскрытых наслоений демонстрирует элемент, вошедший в поздние слои конструкций или покрытий. Характерный пример эволюции данного метода – оформление раскопа вокруг арки Септимия Севера на Римском форуме (Рим, Италия). С 1800-х гг. форма раскопа развилась из геометрически правильной формы круга в сложную систему экспозиционных раскрытий с продуманными видовыми точками и маршрутами для осмотра [3].

Переходя к более поздним методам, следует обратиться к типологии по степени сохранности: элементы с незначительными утратами либо докомпановывают для целостности восприятия, либо выделяют цветом утраченные фрагменты. Например, здание Московской Межевой канцелярии XVII–XIX вв., г. Москва (арх. Т. С. Борисова, 2018–2019 гг.); Дом Ярошенко на Хитровской площади XVII–XIX вв., г. Москва (арх. В. С. Федотова, Г. М. Евдокимов, 2019 г.) [1].

В случае значительных утрат применяют реставрационное дополнение или воссоздание из контрастного материала. Реставрационные дополнения, как правило, выполняются из исторических материалов с повторением первоначальной отделки, либо со срубленной лицевой поверхностью, выпусками кладок, как например Музей Кастелло ди Риволи, IX-XIX вв., г. Турин, Италия (арх. Андреа Бруно, 1984-2000).

Воссоздание из контрастного материала в свою очередь позволяет употребить более «тактичные» методы, малоинвазивные по отношению к подлинному материалу, и не позволяет зрителю принять современные дополнения за оригинальные элементы, сохраняя при этом уровень наглядности и целостности восприятия объекта. Материалами для воссоздания могут служить как сплошные, так и светопрозрачные, сетчатые материалы. Светопрозрачные материалы позволяют нанести изображения, проекции и подписи, которые визуально накладываются на объект и помогают зрителю «прочитать» композицию объекта.

Двигаясь от традиционных к более современным методам, необходимо перейти к типологии по методам интерпретации и рассмотреть информационные методы. К ним относятся вышеупомянутые наложенные на стекло проекции в различных функциях: как отдельно стоящие «справочные» элементы, так и заменяющие первоначальные конструкции элементы – Базилика Сан-Проколо-Мартире, X–XI, XVII–XIX вв., г. Поццуоли, Италия (арх. Марко Децци Бардески, 2003 г.) [11, 14]. К этой же категории можно отнести уже ставший традиционным метод проецирования планов сооружений на поверхность пола посредством мощения, примененный на площади перед раннее рассмотренным Музеем Кастелло ди Риволи.

В отдельную категорию информационных методов интерпретации стоит отнести световые проекции на экспонируемые участки. С помощью проецирования изображений можно визуально преобразовать имеющееся пространство в пространство другой формы и цвета без вмешательства в конструкции и материал памятника. Световые проекции помогают «прочесть» сложные системы экспозиционных раскрытий, связывая отдельные фрагменты в единую композицию, позволяя понять замысел автора. В этой же категории нужно рассмотреть VR (технология виртуальной реальности) и AR (технология дополненной реальности) моделирование, позволяющее использовать результаты научных изысканий, проведенных в результате исследования памятника, для моделирования графических реконструкций и взаимодействия зрителя с ними [10].

К современным объемно-пространственным методам можно отнести воссоздание утраченных фрагментов контрастными материалами, такими как сетки, пространственные каркасы, ткани – см. здание Базилики Санта-Мария-Маджоре в Сипонто, XI в., г. Сипонто, Италия (арх. Эдоардо Трисольди, 2016 г.) [12]. Также заслуживает отдельного внимания прием устройства светопрозрачных «археологических» полов, позволяющий включить результаты археологических раскопок в систему экспозиционирования памятника – см. Палаццо Мадама, I в. до н. э. – XIX в., г. Турин, Италия (арх. Карло Виано, Диего Джачелло, 1997–2006 гг.) [13].

С развитием современных материалов, технологий и способов интерпретации, экспозиционирование сложилось в комплексную науку, поддающуюся систематизации и типизации, с целью обеспечить максимально полное «прочтение» сложившегося памятника архитектуры. С помощью систематизации приемов экспозиции ранних строительных этапов многослойных памятников представляется возможным облегчить экспозиционирование подобных объектов, что всегда является трудной задачей.

Список литературы

1. Благотворительный фонд обеспечения правовой сохранности, восстановления, содержания, изучения и развития историко-культурного наследия и градостроительной среды Достопримечательного места «Хитровка» : официальный сайт. - URL: http://hitrovka-fond.ru/objects/dom-yaroshenko.html (дата обращения: 09.05.2023).

2. Гладенко, Т. Архитектура Новгорода в свете последних исследований / Т. Гладенко, Л. Красноречьев, Г. Штендер, Л. Шуляк // Новгород. К 1100-летию города: сб. статей / под ред. акад. М. Н. Тихомирова. - Москва: Наука, 1964. - С. 201-214.

3. Глинтерник, Э. Композиционные подходы в организации экспозиционных раскрытий памятников архитектуры / Э. Глинтерник, Д. Шатилов // Архитектон: известия вузов. - 2015 - №1(49). - URL: http://archvuz.ru/2015_1/18 (дата обращения: 27.11.2022).

4. Душкина, Н. Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест / Н. Душкина // Реставрация музейных ценностей. - 1998. - № 1.

5. Инструкция о порядке учета, регистрации, содержания и реставрации памятников архитектуры, состоящих под государственной охраной / Глав. упр. охраны памятников архитектуры Ком. по делам архитектуры при Совете министров СССР. - Москва : изд. и тип. Гос. архитектурного изд-ва, 1949.

6. Методика и практика сохранения памятников архитектуры / Центральный научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры. - Москва : Стройиздат, 1974.

7. Моати, К. Античный Рим / К. Моати. - Москва : Астрель, 2003.

8. Штендер, Г. Архитектура средневекового Новгорода. Избранные статьи / Г. М. Штендер; сост. В. А. Ядрышников. - Москва : Крига, 2020.

9. Штендер, Г. Восстановление Нередицы / Г. Штендер // Новгородский исторический сборник. - Новгород: Книжная редакция газеты «Новгородская правда», 1961. - Вып. 10. - С. 169-205.

10. Benjamin, S. The Gone Garden VR Experience - An Impressionistic Representation as Virtual Heritage Reconstruction / S. Benjamin, E. Reinhuber, R. Williams. - Gwangjiu, Korea: Conferense ISEA 2019, 25th International Symposium on Electronic Art, August 2019. - URL: https://www.researchgate.net/publication/339687167_The_Gone_Garden_VR_Experience_-_An_Impressionistic_Representation_as_Virtual_Heritage_Reconstruction (дата обращения 27.11.2022).

11. Dezzi Bardeschi M. Elogio del palinsesto // AR - Bimestrale dell‘ordine degli architetti di Roma e province. - 2005. - № 60/05. - P. 14-15.

12. La Repubblica. Arte e cultura : Интернет-портал. - URL: https://www.repubblica.it/cultura/2017/05/15/news/edoardo_tresoldi-162340465/ (дата обращения 10.05.2023).

13. Pagella, E. Palazzo Madama a Torino. Dal restauro al nuovo museo / E. Pagella, C. Viano. - Cinisello Balsamo, Milano : Silvana, 2010.

14. Pergoli Campanelli, A. Tempio-cattedrale a Pozzuoli. Il concorso internazionale di restauro del duomo / Alessandro Pergoli Campanelli // AR. - 2005. - XL, 60. - P. 8-37.

Войти или Создать
* Забыли пароль?