Принципы градостроительного планирования терминальных комплексов
Секция: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Комплексное развитие терминальных комплексов играет важную роль в долгосрочном планировании и закладывает долгосрочные перспективы развития их инфраструктуры. Инфраструктура современного аэропорта должна соответствовать современным технологиям авиаперевозок. В статье рассматривается система принципов устойчивого градостроительного планирования модели современных терминальных комплексов.

Ключевые слова:
терминальный комплекс для пассажиров, развитие аэрокомплекса, ячеистая структура терминального комплекса
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Быстрое развитие технологий авиаперевозок, модернизация парка воздушных судов влияет на структуру аэрокомплексов. Соответственно стоит задача их модернизации в зависимости от новых условий и потребностей. Один из вариантов решения — это формирование градостроительных моделей системного развития терминальных аэрокомплексов. Терминальные комплексы для пассажиров — это сложный производственный объект, в котором обслуживаются пассажиры. Пассажиры проходят досмотр, регистрацию, паспортный контроль и затемпереходят в зал ожидания посадки на рейс [3]. Комплексное зонирование позволяет проектировать терминальный комплекс и привокзальную площадь одновременно, а также аэродромную территорию совместно с терминальным комплексом [4].

Основная функция привокзальной площади терминального комплекса – это подъезд общественного транспорта (железнодорожного, такси и автобусов). Основная функция перрона аэродромной территории — это обслуживание, стоянка воздушных судов и посадка пассажиров. Количество парковочных карманов для общественного транспорта и количество стоянок воздушных судов напрямую зависит от формы терминального комплекса и его общих габаритов [1]. Также прослеживается связь движения основных потоков пассажиров, прилетающих и улетающих и разделения этих потоков [5]. Входные и выходные группы должны быть отдалены друг друга с целью разделения этих потоков пассажиров.

Контроль разделения потока с помощью навигации и дорожных знаков на привокзальной площади возможно реализовать [6]. Незнакомое пространство терминального комплекса для пассажиров дополняют навигационными указателями (чаще всего яркого цвета) для быстрого ориентирования в пространстве терминального комплекса [7]. Данные работы по реконструкции терминальных комплексов дорогостоящие, поэтому привлекается финансирование из государственного бюджета – регионального и федерального.

Аэропорт является визитной карточкой страны, региона или города, по этой причине в аэропорту необходимо организовать оптимальное зонирование и сбалансированное градостроительное планирование [2]. Терминальные комплексы бывают различные: непрерывные, изолирующие и разъединенные.

Непрерывный терминальный комплекс (тип 1) — это комплекс, в котором терминалы соединенымежду собой галереями и переходами, благодаря чему возможно беспрепятственно перемещаться внутри.

Изолирующий терминальный комплекс (тип 2) – это терминальные комплексы, которые находятся друг от друга на значительном расстоянии, которое невозможно преодолеть пассажиру.

Разъединённый терминальный комплекс (тип 3) – это терминальные комплексы, которые находятся друг от друга в пешеходной доступности, но не соединены галереями и переходами.

Ячеистая структура терминального комплекса – это структура разделения терминального комплекса на отдельные его части. Отдельные части ячеистой структуры – модули ячеистой структуры. Модули ячеистой структуры – ячейки с одинаковыми функциями. Структура терминального комплекса трех типов необходима для организации пространства каждой из ячеек терминального комплекса сбалансированно. Ячеистый каркас терминального комплекса – это каркас, состоящий из множества модулей.

Также необходимо определить основной каркас ячеистой структуры терминального комплекса, состоящей из основных функций. Прямая взаимная зависимость непрерывного, изолирующего и разъединённоготерминального комплекса от основных функций, траекторий движений и основного ячеистого каркаса терминального комплекса прослеживается [2]. Разделение на ячеистую структуру позволяет определить каркастерминального комплексаи комбинироватьего в случае реконструкции, модернизации или строительства.

Впоследствии с помощью разделения ячеистого каркаса терминального комплекса на модульные ячейки возможно создать комбинаторную градостроительную модель, которую возможно модернизировать в зависимости от потребностей с помощью цифровой комбинаторной модели терминального комплекса.

Прямолинейная ячеистая структура терминального комплекса позволяет не запутаться в терминальном комплексе, прямые траектории движения позволяют быстро ориентироваться в пространстве и не терять время.

Криволинейная ячеистая структура терминального комплекса требует дополнительной навигации и информирования пассажиров с целью ориентирования в пространстве комплекса, что в свою очередь приводит к дополнительному стрессу пассажиров.

Ячеистая структура дает возможность определить недостающие ячейки основного ячеистого каркасатерминального комплекса, что в свою очередь позволит модернизировать терминальный комплекс для пассажиров. Это позволит цифровизировать терминальный комплекс и оперативно модернизировать каркас по основным параметрам (ячейкам). Модернизация терминальных комплексов подразумевает усовершенствование зон ожидания пассажиров, бесплатной инфраструктуры аэропорта, зон для отдыха с детьми, использование роботизированных электронных помощников, развитиесовременной экологически чистой среды и использование современных технологий [8].

Ячеистая структура терминального комплекса представляет собой ячеистый каркас, состоящий из модульных ячеек. Модульные ячейки в свою очередь состоят из временных, постоянных и трансформируемых.Временные модульные ячейки терминального комплекса — это ячейки с ограниченным сроком 3–6 месяцев.Постоянные модульные ячейкитерминального комплекса – это ячейки с длительным сроком действия от 3 до 7 лет. Трансформируемые модульные ячейки – это ячейки терминального комплекса, которые необходимо модернизировать с течением времени. Модульная культурная ячейка — это ячейка терминального комплекса, которая состоит из культурных функций, таких каквыставка, музей, кинотеатр, концерт.

В результате выявлены следующие три принципа ячеистойструктуры устойчивого развития:

  1. Сбалансированная ячеистая структура основного ячеистого каркаса терминального комплекса.
  2. Сбалансированное соотношение постоянных и временных модульных ячеек.
  3. Транспортная и пешеходная доступность основного ячеистого каркаса ячеистой структуры терминального аэрокомплекса

Также выявлены три модуля развитиятерминальных комплексов:

Первый модуль развития — реконструируемый, в котором терминальный комплекснаходится в стадии частичной реконструкции и выполняет свою основную функцию.

Второй модуль реконструкции – строительный, в котором терминальный комплекспребывает в стадии строительстваи не выполняет свою функцию.

Третий модуль модернизации – статичный, в котором терминальный комплексработает, выполняет свою функцию.

В результате предложенная автором ячеистая структура формирования градостроительного планирования терминального комплекса позволит реализовать сбалансированную модель его развития, атакже выбрать оптимальный вариант развития.

Список литературы

1. Веретенникова, К. В. Учет влияния аэропорта в процессе градостроительного планирования приаэропортовых территорий крупнейших городов / К. В. Веретенникова // Урбанистика. - 2018. - №1. - С. 66-73. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=25894 (дата обращения: 12.11.2021).

2. Комский, М. В. Аэровокзалы / М. В. Комский, М. Г. Писков. - Москва :Стройиздат, 1987.

3. Bridger, R. Rise of the aerotropolis / Rose Bridger. - ISSN 0128-357X // Resurgence. - 2013. - № 301-302. - С. 19-21.

4. Güller, M. From airport-to-airport city / Michael Guller, Mathis Guller. - Barcelona : Editorial Gustavo Gili SA, 2003.

5. Hirsh, M. Airport Urbanism: Infrastructure and Mobility in Asia / Max Hirsh. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 2016.

6. Kasarda, J. D. The Evolution of Airport Cities and the Aerotropolis / J. D. Kasarda. - London : Insight Media, 2008.

7. Keast, R. L.Balancing infrastructure for the airport metropolis / R. L. Keast, D. Baker, K.A. Brown // Infrastructure Systems and Services: Building Networks for a Brighter Future (INFRA): International conference. - Rotterdam, 2008. - DOIhttps://doi.org/10.1109/INFRA.2008.5439666.

8. McKinley Conway, H. The Airport City and the Future Intermodal Transportation System / Hobart McKinley Conway. - Atlanta: Conway Publications, 1977.

Войти или Создать
* Забыли пароль?