Проект «Параллельного Парижа»: трансформация критической концепции в часть теории градостроительства
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Концепция параллельных городов, в частности Параллельного Парижа, в 1960-е годы была представлена в журнале «Современная архитектура» как реформаторская идея и критический отклик на официальные проекты планировки. Практически сразу основные принципы стали применяться в проектировании концептуальных городов-дублеров по всему миру, в том числе в СССР. В статье раскрывается переход концепции параллельных городов из единичной идеи в теоретическую основу для последующих проектов.

Ключевые слова:
параллельный город, Параллельный Париж, журнал «Современная архитектура», теория градостроительства
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Параллельные города, согласно «Истории градостроительного искусства», входят в число градостроительных концепций XX века, сформировавших категорию «урбанистических исканий в период нарастающего кризиса капиталистических городов» [1, с. 392]. Однако в момент своего появления эти идеи являлись в большей степени реакцией архитекторов на общественные события периода 1950–1960-х годов и их критической оценкой. Коллектив журнала «Современная Архитектура» (L'Architecture d'Aujourd'hui), возглавляемый его основателем Андре Блоком, в 1960-е годы использовал издание как площадку для подобных архитектурных высказываний и манифестов. Наиболее наглядно это прослеживается в последовательном развитии идей параллельных городов, в частности в проекте Параллельного Парижа.

К середине ХХ века исторически сложившиеся крупные города все меньше вмещали в себя прибывавшее население. Помимо этого, новые возводимые сооружения не соответствовали масштабу городских ансамблей, нуждавшихся в реконструкции. Системы скоростного транспорта, внедряемые в существовавшую планировочную структуру, также способствовали ее нарушению. Эти особенности развития крупных городов сформировали запрос общества на новые подходы к построению пространства урбанизированных территорий.

Комитет журнала «Современная архитектура» в числе других архитекторов ХХ века формулировал ответ на этот запрос, – и первые тезисы, изложенные в журнале в 1960 году, в дальнейшем стали основой построения концепции параллельных городов. Одновременно с этим авторы концепции отмечали, что первые проектные экспериментыпо созданию таких городов уже проводились, – «План Токио-1960» японского архитектора Кензо Танге стал подтверждением необходимости линейного развития крупных городов, таких как Нью-Йорк, Париж, Лондон и др. [2, с. 119].

Процесс формирования основных положений концепции параллельных городов наблюдается на протяжении всех шести выпусков журнала «Современная архитектура» за 1961 год. В этот же период можно отметить и первые отклики на новую градостроительную идею. Французский писатель Жорж Пильман в выпуске № 2 за 1961 годдает следующую оценку проекту: «Идея эта очень увлекательна и заслуживает серьезного внимания. Только создание параллельного Парижа позволит… обеспечить его дальнейшее гармоническое развитие»[1]. Подобные мнения в следующем номере высказывают член городского совета Парижа Бернар Лафей, архитекторы Поль Марме, Жан Балладюр, а также участники ряда конференций, посвященных параллельным городам и организованных комитетом журнала «Современная архитектура»[2].

Одновременно с этим в 1960 году в Большом Дворце (Гран-Пале) экспонировалась архитектурная выставка «Париж… завтра», организованная Управлением Министерства строительства[3]. На этой выставке официальные проекты планировки Парижа и Парижского района были представлены как новый подход к формированию урбанизированной среды. Они основывались на внедрении проектируемой застройки в структуру сложившихся городских ансамблей и подключении к существующей инфраструктуре, что отличало эти проекты от параллельных городов (рис. 1). Архитектурное сообщество (например, архитектор Клод Паран, подготовивший письмо от имени группы молодых архитекторов) практически сразу выразило критическую оценку продемонстрированных решений: «Париж ближайшего будущего… будет чудовищным городом, порожденным одновременно недостатками радиально-кольцевой системы планировки и анархией предпринятого строительства. Развитие городов-спален... разрушает территорию Иль-де-Франс, сети обслуживания в этих городках более чем недостаточны…»[4] и т.д.

Подобные отзывы об официальных проектах Управления Министерства строительства уже в следующем году трансформировались в ряд ответных проектных предложений от комитета журнала «Современная архитектура» и других архитекторов. Эти идеи, впоследствии составившие теоретическую основу концепции параллельных городов, были изложены выпуске № 3 журнала за 1962 год.

«Параллельный Париж», один из наиболеереформаторских проектов параллельных городов, был показан в виде принципиальных схем, иллюстрировавших принципы концепции в целом. Остальные представленные проекты (например, «суперансамбль» Тулуз-ле-Мирай, параллельные города Кан, Бордо, Гамбург, а также «План Токио-1960» К. Танге) зачастую рассматривались как конкретныепроектные решения для обозначенных территорий, основанные на идее параллельных городов[5]. Таким образом, именно на основе «Параллельного Парижа» были раскрыты три основных принципа концепции:

1. Расположение нового города на расстоянии 30–40 километров от старого. Такое расстояниепозволяло создавать крупные градостроительные ансамбли с использованием расширенных возможностей современной техники. «Город-двойник» получал возможность развиваться без опоры на радиально-кольцевую структуру, характерную для старых городов. Одновременно с этим, расстояниебыло установлено не слишком большим, чтобы сохранять культурные и социальные связи между новым и старым городами.

2. Наличие устойчивых транспортных связей нового и старого городов. Усовершенствованная система скоростного сообщения включала в себя автомагистрали для индивидуального и общественного транспорта, сети железных дорог, метрополитен на эстакадах и т.д. и также способствовала сохранению культурных и социальных связей.

3. Многообразие функций, которые позволяли параллельному городу обрести собственную значимость. Новый градостроительный ансамбль включал в себя, помимо жилой функции, административные учреждения, производственные здания, коммерческие и социальные объекты. Таким образом, параллельный город становился проекцией старого – «городом-двойником», а не «городом-спальней».

Принципы параллельного города – достаточная удаленность, транспортные связи и многофункциональность – позволяют рассматривать город как трехмерную, объемно-пространственную систему, сообщение внутри которой осуществляется по вертикали, горизонтали и диагонали на нескольких уровнях (рис. 2). Это рассуждение поддерживалось намечавшейся в послевоенное время тенденцией перехода от «плоскостного» к «пространственному» градостроительству [3, с. 8].

Предпосылки этого перехода прослеживаются в проектах пространственных городов участников Международной группы архитектуры будущего GIAP (Groupe international d’architecture prospective), в числе которых были Мишель Рагон (ее основатель), Йона Фридман, Вальтер Йонас, Поль Мэймон и др. Концепция параллельных городов, подхватывая эту тенденцию, в своих примерах демонстрирует попытку внедрения принципов изначально утопических городов в реальное градостроительное проектирование на конкретных территориях (Тулуз-ле-Мирай и т.д.).

Концепция параллельного города, раскрытая в журнале «Современная архитектура» в 1961–1962 годах на примере Парижа, изначально была представлена как манифест и критический отклик на официальные проекты планировки Управления Министерства строительства. Основанные на теоретической базе этой концепции проекты других подобныхгородовполучили более законченную форму архитектурно-градостроительного решения. Сохранив фрагментарно утопический характер, эти проектыстали обоснованием новой идеи. В советской теории градостроительства эта концепция также имела продолжение: проект НЭР (Новый элемент расселения) создавался под влиянием «Плана Токио-1960» К. Танге и имел характерные признаки, позволяющие включить его в категорию параллельных городов. В дальнейшем НЭР был также опубликован в журнале «Современная архитектура» в 1970 году в специальном номере, посвященном архитектуре СССР[6], обозначив еще один этап перехода концепции параллельных городов из единичной идеи в часть мировой теории градостроительства.

 

[1] Современная архитектура [перевод французского журнала L'Architecture d'Aujourd'hui].1961, № 2. С. 123.

[2] Там же. 1961, № 3. С. 107.

[3] Там же. С. 108.

[4] Там же. С. 107.

[5] Там же. 1962, № 3. С. 29-67. См. также: Соловьев, Н. К. Современная архитектура Франции. М.: Стройиздат, 1981. С. 156-165.

[6]Современная архитектура. 1970, № 1. С. 78.

Список литературы

1. Бунин, А. В.История градостроительного искусства : в 2 томах. Т. 2 Градостроительство XX века в странах капиталистического мира / А. В. Бунин, Т. Ф. Саваренская. - Москва : Стройиздат, 1971. - 412 с.

2. Культерман, У. Кензо Танге. 1949-1969. Архитектура и градостроительство / У. Культерман ; пер. с нем. Т. А. Трояновской. -Москва : Стройиздат, 1978. - 252 с. - URL: https://books.totalarch.com/kenzo_tange_1949_1969_architektur_und_stadtebau

3. Рагон, М. Города будущего / М. Рагон ; пер. с франц. В. Г. Калиша и Ж. С. Розенбаума ; под ред. канд. архитектуры Д. Б. Хазанова. - Москва : Мир, 1969. - 296 с. : ил. - URL: http://tehne.com/library/ragon-m-goroda-budushchego-moskva-1969

Войти или Создать
* Забыли пароль?