Принципы организации туристской дестинации
Секция: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена моделям организации туристкой дестинации. В статье выделены основные этапы развития науки о дестинации. Рассмотрены модели и элементы туристской дестинации, а также представлены методы оценки и характеристики успешных дестинации.

Ключевые слова:
туристская территория, туристские маршруты, аттракции, смарт-оценка, экспозиционный каркас
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Современная экономика, развивающая отрасль туризма, оказывает влияние на социально-культурный прогресс территории. Современная туристическая индустрия является ключевым элементом экономики, успешно объединяющим и вовлекающим разнообразные отрасли в общественно значимых целях. Туризм как влиятельная сфера хозяйства представляет собой необходимое направление для обеспечения устойчивого развития. Прогнозируемость и эффективное формирование модели туристической деятельности требует учета географического расположения туристических аттракций, рассматриваемых как комплекс дополнительных компонентов. Установление такой системы способствует не только улучшению окружающей среды, но и экономически является поводом для сниженияоттока населения, формирования новых рабочих мест, повышения покупательной способности горожан, развития малого бизнеса, увеличения привлекательности земли и недвижимости территории для будущего развития. Современное формирование туристической территории основывается на создании системы взаимосвязи экономических, социальных и экологических отраслей, с учетом ее участников (туристов) и местных жителей и объекта (туристической дестинации) [1, с.209].

Понятие «дестинация» происходит от латинского “destino” и переводится как место назначения. В отечественной практике этим термином обозначается территориально-рекреационная система. Впервые термин был введен Н.Лейпером в 1979 году, он включает в себя 5 связанных элементов: туристы, туристская индустрия, генерирующий регион, транзитный путь и туристская дестинация [1, с. 209]. По определению Т. Бигера, туристическая дестинация — это географическое пространство, составляющее цель путешествия, обладающее необходимой инфраструктурой для размещения, питания, развлечений, познавательной и оздоровительной деятельности, которое является субъектом конкуренции на рынке туризма и стратегическим объектом предпринимательства. 

Для систематизации в работе Павленко И.Г. было выделено три направления исследования: территориально-географическое, производственное и социокультурное. Первое характеризует туристические дестинации с точки зрения физического пространства и инфраструктуры для удовлетворения нужд туристов. Второе рассматривает продукт туристической дестинации как совокупность элементов, удовлетворяющих потребности всех заинтересованных сторон. Третье предлагает рассматривать туристические дестинации с точки зрения социально-культурных и материальных отношений, влияющих на будущее территории.

На основе работы Д. Бухалиса был сформулирован основной принцип работы туристских дестинации в концепции 6 «А», которая рассматривается как комбинация всех продуктов, услуг и, в конечном итоге, опыта, получаемых туристом на местном уровне. Подход позволяет оценить влияние туризма на региональном уровне, а также управлять спросом и предложением туристского продукта дестинации с целью получения максимальных выгод для всех заинтересованных сторон.

Путешествия между различными территориями интересовали людей с момента открытия новых земель и создания торговых путей. Однако о туризме в современном понимании корректно было бы размышлять с появления в XVI веке Grand tour – образовательного маршрута от Лондона до Рима, доступного элитарной части населения. С развитием транспорта начали развиваться маршруты и путеводители по городам, как в Европе и Америке, так и в дореволюционной России.  Наука о дестинации неотрывно связана с наукой об освоении территории, развитии транспортно-дорожной системы и объектов размещения. Теорией, которая легла в основу науки о дестинации, стала модель П. Хаггета о географическом поэтапном развитии, которая показывает развитие дестинации от сети дорог к системе иерархии объектов аттракций и туристских регионов [5].

Наряду с пространственными определениями существуют и линейные формы организации туристической дестинации – линейная, кольцевая, радиальная, комбинированная. Например, «Золотое кольцо» – это синтетически созданный в 1960-х годах маршрут кольцевого движения по 8 городам. Его преимуществом была его прогнозируемость, так как движение туристов в основном осуществлялось автобусными группами. С переходом к индивидуальному туризму маршрут приобрел комбинированный тип, так как туристы зачастую выбирают самостоятельное передвижение и к прилегающим к маршруту городам.

На современном этапе развития туризма в регионах все большее значение приобретает создание научно обоснованного и практически применимоготуристско-рекреационного каркаса. Модель каркаса позволяет учитывать туристское районирование территории, выделять основные и второстепенные узлы развития туризма в регионе, наглядно представлять различные связи между узлами, в том числе транспортные, выделять природные, этнографические зоны и их взаимосвязи и т. д. [2, с.7]. Транспортными осями туристского каркаса являются все дороги и гидрография. Туристские маршруты проектируемой территории – это основные линейные элементы ее туристского каркаса. По исследованию Лукьянова Л. Г. и Цыбуха В. И., схемы планировочной организации туристских местностей представляют собой пространственное сочетание населенных пунктов и туристско-рекреационных комплексов [3].

Однако, стоит заметить, что данные схемы характеризуют размещение туристских комплексов в основном в отдалении от населенного пункта, тогда как современный тип построения туристического каркаса может является основой для регенерации и самого города. Особенно эта стратегия применима для малых городов России с глубинной исторической основой и слабой промышленностью, где уже существует база для построения схемы туристских аттракций. Современные многофункциональные туристские объектыс задействованием связанного между собой комплексного благоустройства на основе общего экспозиционного каркаса города могут являться как элементами удовлетворения потребностей туристов, так и служить объектами обеспечения нужд местных жителей. Расширение потенциальных пользователей объекта поможет избежать сезонности и будет более экономически выгодным решением.

Существует несколько методик оценки качества туристских дестинаций. В отличие от отдельных объектов, туристская дестинация проявляет себя как арена рекреационной деятельности людей, которым важен как образ, так и качество системы. Смарт-оценка европейского стандарта туристической территории разделяется на 4 основные категории: доступность, устойчивость развития, цифровизация, культурное наследие и креативность, и является основным фактором стремления к развитию новых объектов.Для определения этапа развития территории или объекта необходимо использовать модель жизненного цикла туристских дестинаций Р. Батлера, где территория проходит 5 стадий: разведки, вовлечения, развития, укрепления и стагнации. Важным аспектом развития туристской дестинации является ее гибкость и содействие динамичным изменениям потребностей туристов. С одной стороны, имидж дестинации формируется в течение длительного времени. Ее символом зачастую выступают общеизвестные аттракции (памятники архитектуры, идентичные бренды), что требует постоянного целенаправленного поддержания общепризнанных продуктов. С другой стороны, для поддержания постоянного интереса туристов необходимо реализовывать новые объекты, отвечающие новым интересам целевых потребителей, разнообразные по видам деятельности и не противоречащие брендам региона. В связи с этим заинтересованные стороны туристской дестинации выполняют роль не только потребителя продукта дестинации, но и ее создателя, ведь именно на их интересы ориентированы все изменения.

Современные лидеры развития туристических дестинаций отходят от массового туризма к понятию медленного туризма, который относится к устойчивой группе. Устойчивый туризм охватывает весь туристический опыт, включая решение экономических, социальных и экологических проблем, а также внимание к улучшению опыта туристов. Концепция устойчивого туризма направлена на снижение негативных последствий туристической деятельности. Такой подход к развитию туризма признан желательным и выгодным. Массовый туризм предполагает массовое передвижение по объектам, что оставляет экологический след. Медленный туризм предполагает отказ от строгого расписания группового передвижения по коммерческим объектам, медленное культурное погружение, минимизацию транспортировки, общение с местными жителями, внимание окружающей среде и аутентичности местности. 

К принципам формирования современной туристической дестинации можно отнести следующие критерии:

  1. Уникальность и разнообразие (важно создавать уникальные объекты и разнообразие предложений в рамках дестинации, чтобы привлечь и удовлетворить интересы современных туристов);
  2. Инфраструктура (высокий уровень комфорта, удобств и доступности);
  3. Экологическая устойчивость. Современные технологии позволяют создавать объекты, не нарушающие вред окружающей среде, а использование возобновляемых источников энергии позволит придерживаться ресурсоемкости;
  4. Интерактивность и цифровизация как в маркетинговой составляющей, так и в обустройстве пространств;
  5. Культурный контекст (современные туристы интересуются не только развлечениями и комфортом, но и культурной составляющей поездки). Важно также учитывать местные традиции и привлекать местных жителей к созданию туристических объектов;
  6. Стратегическое планирование–создание многофакторной влиятельной системы на долгосрочную перспективу. Важно учитывать потребности и ожидания как туристов, так и местных жителей, анализировать тренды и конкурентную среду, чтобы создать востребованную и устойчивую туристическую инфраструктуру, стимулирующую экономический рост региона, предоставляя местным жителям новые возможности для трудоустройства и развития малого бизнеса.
  7. Развитие международного сотрудничества (формирование в условиях глобализации нацеливает также развивать объекты туристических дестинаций, которые будут интересны туристам из разных стран) [4].

В результате, влияние туристических дестинаций на реабилитацию территорий малых исторических городов немаловажно, так как может являться ресурсом для поддержания их исторического наследия и комплексной регенерации. Развитие туристских объектов, интегрированных, взаимодействующих с городом, осуществляет многоуровневый вклад в жизнь горожан и поддержание исторического наследия. Важно рассматривать туристические объекты как комплексную систему, которая может существовать не только за счет приезжающих, но и всецело взаимодействовать с жизнью города. Только в этом случае туризм не будет отдельной структурой города, сезонно вымирающей и возрождающейся, а станет ответом на повышение экономической, социальной и культурной составляющей городской жизни, толчком для процветания и возрождения малых городов.

Список литературы

1. Павленко, И. Г. Сущность и содержание туристской дестинации / И. Г. Павленко, Э.У. Османова // Проблемы современной экономики : Социальная и экономическая география. - 2016. - Вып.4 (60). - С. 209-212 - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-turistskoy-destinatsii (дата обращения: 28.09.2022).

2. Шенеса, Х. Организация зоны активной туристической деятельности в структуре крупнейшего города Ирана/ Х. Шенеса // Architecture and Modern Information Technologies. - 2010. - № 2 (11). - С. 3-9. - URL: https://marhi.ru/AMIT/2010/2kvart10/shenasa/abstract1.php (дата обращения:20.10.2022).

3. Яковлева, С. И. Основы территориального проектирования туристских местностей: учебное пособие / С. И. Яковлева, - 1 электрон. опт. диск. - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2015.

4. Managing Tourism at World Heritage Sites: a Practical Manual for World Heritage Site Managers/ edited by A. Pedersen. - UNESCO World Heritage Centre, 2002. - 1 file pdf. - Text : electronic.

5. Thor, F.Thetouristroutesystem - modelsoftravellingpatterns / F. Thor // Belgeo. - 2005. - № 1-2. - Р. 35-58.

Войти или Создать
* Забыли пароль?