Концепция системы территориальных центров жизнеобеспечения в контексте истории систем расселения в РФ
Секция: МЕТОДЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье содержится перечисление основных концепций расселения на территории Российской Федерации, выделены их сильные и слабые стороны. Проводится исследование характерных сложившихся систем расселения на территории Российской Федерации и рассмотрение проблем малонаселённых регионов, в контексте сложившихся там систем расселения. Автором выдвигается предложение по созданию системы территориальных центров жизнеобеспечения как продолжения концепций линейного города и единой системы расселения.

Ключевые слова:
системы расселения, малонаселённые территории, территориальный центр жизнеобеспечения, линейный город, агломерационный подход
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Площадь Российской Федерации составляет более 17 миллионов квадратных километров. Россия обладает самой большой и одной из самых неравномерно заселенных территорий среди всех стран. Наибольшее число людей, а именно 93 процента населения, проживают в главной полосе расселения, составляющей только 22,3 процента территории страны. В пределах этой зоны плотность населения выше, чем средняя плотность населения по стране. В главной полосе расселения сосредоточено большинство крупных городов, сельскохозяйственных зон и объектов инфраструктуры. Наибольшее влияние на формирование такой системы расселения оказал климатический фактор, однако важную роль сыграло и наличие Транссибирской магистрали, проходящей через всю полосу и являющейся первой транспортной артерией с востока на запад, вдоль которой сформировалось большое количество населенных пунктов.

В границах основной полосы расселения происходит наиболее активноеразвитие промышленности, сельского хозяйства, сохраняется прирост населения. Вне этих территорий ситуация отличается коренным образом. В Азиатской части России (вне полосы) средняя плотность населения составляет 2 человека на квадратный километр, что ниже средней плотности населения по стране. На данных территориях население распространено не равномерно, а очаговым образом: на многие десятки километров нет ни одного поселения, а люди собираются в относительно крупных городах и вокруг них [7].

Сложившиеся тенденции в расселении обусловлены в том числе и историческими факторами. До 1991 г. система расселения России формировалась как подсистема более сложной и организованной системы расселения Российской империи, а впоследствии – СССР.

В первой половине XX века постепенное освоение удаленных территорий было искусственно ускоренно. Проведенные накануне войны индустриализация и коллективизация увеличили отток людей из малых поселений. В послевоенное время освоение новых территорий велось исходя из необходимости разведки новых месторождений, поэтому многие населенные пункты на этих территориях оказались крайне неудобными для жизни.

Геополитическое положение Советского Союза, а также централизованная плановая экономика системы привели к нехватке внешних торговых и социально-культурных связей. В то же время, внутри страны не сформировались рынки, которые могли бы обеспечить формирование хозяйственных связей. Вследствие чего, в Советском Союзе население не было мобильным, что в свою очередь затормозило создание разветвленной сети транспортной инфраструктуры [1].

Наиболее ярко проблемы такого подхода выражены в Азиатской части России, вне основной полосы расселения, где низкая плотность населения, помимо климатического фактора, может быть объяснена отсутствием или недостатком социальных, административных, культурных и инфраструктурных объектов вне территорий больших населенных пунктов. Помимо нехватки базовых удобств, в малых поселениях не удовлетворяется базовая человеческая потребность в защищенности: высоки риски пожаров и затоплений. Этот комплекс проблем, характерных для малонаселенных территорий нашей страны, снижает их привлекательность для жизни в сознании простых людей, а в масштабах России неравномерная система расселения снижает безопасность страны и сдерживает темпы ее развития. Следовательно, сложившаяся ситуация требует решения, и существует несколько разных подходов, предлагающих создать разные типы систем расселения [6].

Прежде чем рассматривать советские и современные подходы к системам расселения, нужно исследовать, как происходило освоение малонаселенных территорий на раннем этапе. Русские цари стали интересоваться западными территориями, на которых находилось Сибирское ханство, в XVI веке, и ключевой датой начала освоения можно считать 1581 год – начало похода Ермака. Важен сам метод продвижения казаков вглубь неизвестных территорий. На тот момент единственными транспортными артериями в Сибири были реки, поэтому отряд Ермака сплавлялся по ним, делая остановки на зиму, возводя зимовья на местах своих стоянок. Удачно расположенные зимовья впоследствии перестраивались, увеличивались в размерах, становясь острогами. Наиболее выгодно стоящие остроги прирастали новыми деревнями вокруг, постепенно становясь городами. Удачное местоположение определялось климатическим фактором и наличием двух рек, рядом с местом слияния которых ставился острог.

Такой метод освоения Сибири, характерный для казачьих походовXVI–XVII веков (а впоследствии и для экспедиций первопроходцевна Дальний Восток, в XVIII–XIX веке), показал свою высокую жизнеспособность. Большая часть основанных в те времена поселений на базе острогов дошла до наших дней, многие крупные сибирские города – Омск, Томск, Иркутск, Красноярск – были основаны на базе крепостей. Таким образом, можно отметить, что система поселений, связанных единой транспортной артерией (в данном случае рекой), является характерной для нашей страны.

Стоит отметить, что на момент присоединения новых территорий Сибири и Дальнего Востока к России на этих землях уже существовала своя сложившаяся система расселения, сформированная кочевыми племенами. Ее можно назвать мобильным каркасом расселения. В современном мире страной, обладающей такой системой расселения, является Монголия. Для такого каркаса характерно отсутствие линейных транспортных связей в привычном понимании: каркас образуется за счет скотопригонных коридоров и стойбищ, в узловых точках их пересечения. В современной России такая модель расселения реализуется на территории субъектов РФ с преобладающим населением малых этносов, примером может служить республика Тыва [2].

Еще одним фактором, оказавшим влияние на формирование структуры поселений в России, являлась необходимость защиты приграничных рубежей и формирование на них засечных черт. Наибольшее распространение данная система получила на юге и востоке России, в местах, где чаще всего случались набеги кочевников. Однако на территории Сибири тоже формировались засечные черты, наиболее известными из которых являлись Иртышская и Тоболо-Ишимская линии. Такие укрепленные линии встречались не только на территории России. По схожему принципу, задолго до засечных черт, была сформирована система лимесов на границах Римской империи. Основу укрепленного рубежа формировал вал, стена или засека, а узловыми точками, оборонительными сооружениями, нанизанными на линейную структуру, являлись каструмы (военные лагеря римлян) или остроги. Важно отметить, что в момент, когда засечные черты уже утратили свое военно-оборонительное предназначение, многие поселения, сформированные на базе крепостных острогов, сохранились и продолжают существовать в наши дни. Таким образом, в системе расселения России есть много населенных пунктов, сформированных изначально по линейному принципу.

Концепция линейного расселения является одной из наиболее значимых стратегий территориального развития, созданных в советское время. Автором этой концепции является И. Г. Лежава и группа архитекторов, работавших над идеей НЭР. Идея линейного расселения предполагает создание населенных пунктов вдоль основных транспортных артерий, в первую очередь вдоль Транссибирской магистрали и вдоль трех поперечных направлений с Севера на Юг, где авторами концепции предполагается создание новых железнодорожных маршрутов. Таким образом, на территории страны создается каркас из четырех основных линий расселения. Город, сформированный вдоль Транссибирской магистрали, получил название Сибстрим [3].

Концепция линейного города впервые появилась в Испании и была предложена инженером Артуро Сориа-и-Мата. Он предлагал выстроить весь город вдоль трамвайного маршрута и впоследствии соединить Мадрид с близлежащими населенными пунктами. Однако идея потерпела крах при реализации.

Данная неудача и дальнейшие проводимые исследования выявили основные проблемы линейных городов:

  • увеличение нагрузки на основную транспортную артерию;
  • труднодоступность центрального района для жителей окраин;
  • отсутствие четко выраженного центра, что пагубно сказывается на психологическом восприятии города жителями.

Ограничения собственной концепции понимал и сам И. Лежава, однако ставка делалась на то, что в будущем транспорт сможет развить гораздо большую скорость, а проблемы труднодоступности центра меркнут по сравнению с текущим отсутствием базовой инфраструктуры в малых поселениях.

Еще одной концепцией советского времени является «Концепция групповых систем населенных мест». Она представляет собой связную систему город-центр и города-спутники. Все населенные пункты этой системы развиваются именно как ее части, с предписанным набором функций, а роль экономического обеспечения спутников отводится центральному городу.

Эта система во многом реализована в России на данный момент, и с ее слабыми сторонами многие жители встречаются ежедневно:

  •  суточная миграция людей в центр на работу и обратно;
  •  деградация уровня жизни в периферийных районах;
  •  перегруженность и перенаселенность системы.

Близкой по смыслу является концепция агломерационного подходак расселению. Основная его идея заключается в развитии городов-миллионников, что поможет создать больше центров опережающего развития на территории России, сдержит рост Москвы, а также уменьшит миграционный поток из азиатской части России в европейскую [5].

Основными проблемами данного подхода являются:

  • увеличение разрыва между уровнем развития крупных городов и маленьких населенных пунктов;
  • увеличение миграции из сельской местности и с удаленных территорий в центры агломераций;
  • нарушение территориальной связности. Население будет сконцентрировано в 10-15 основных точках притяжения, в то время как остальные территории опустеют.

Противоположность агломерационному подходу составляет идея единой системы расселения. Согласно этой концепции, большие и малые населенные пункты не должны существенно отличаться по уровню жизни и развития. Предлагается ограничивать рост крупных городов при одновременном развитии малых поселений. Такой подход позволяет создать разветвленный каркас расселения на всей территории страны, который будет представлен поселениями различного уровня иерархии. Основным недостатком этой системы является сложность и дороговизна ее реализации, однако ее преимущества в долгосрочной перспективе окупают затраты на реализацию.

Положительные эффекты от единой системы расселенияэто:

  • создание разветвленной сети, в которой существуют горизонтальные связи между поселениями одного иерархического уровня и вертикальные связи между разными иерархическими уровнями;
  • типологическое многообразие населенных пунктов и пространственных форм расселения;
  • пропорциональность и сбалансированность системы расселения;
  • общая устойчивость системы и жизнеспособность даже самых малых населенных пунктов;
  • возможность сохранения культурного разнообразия и более вдумчивого взаимодействия с культурой малых этносов [4].

Принимая во внимание сильные и слабые стороны перечисленных систем расселения, к созданию предлагается система, состоящая из сетевых территориальных центров жизнеобеспечения. Центр жизнеобеспечения – это объект, обладающий административными, социально-культурными и бытовыми функциями. Данные центры могут различаться по размеру (S, M, L, XL) и вариативности наполнения. Их задача – обеспечить малонаселенные территории необходимыми для комфортной жизни объектами инфраструктуры. Благодаря вариативности размеров, система центров может работать на нескольких иерархических уровнях, однако основной ее задачей является обеспечение связности на нижней ступени иерархии – среди малых населенных пунктов. Основным принципом расположения центра жизнеобеспечения является его размещение вдоль водных артерий. В России существует чрезвычайно разветвленная сеть рек, которая может послужить транспортным каркасом, обеспечивающим доступность центров жизнеобеспечения. Формирование системы расселения на основе водного каркаса обусловлено успешностью данной модели в исторической ретроспективе, а также схожими идеями, предложенными в концепции линейного города, с той разницей, что в качестве основной транспортной артерии используется не железная дорога, а река, что увеличивает экологическую устойчивость данного предложения.

Таким образом, создание системы территориальных центров жизнеобеспечения опирается на концепции линейного города, единой системы расселения, а также на исторический опыт освоения Сибири.

Список литературы

1. Бикитеева, Л. В. Система расселения населения: сущность понятия и его структура / Л. В. Бикитеева //Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург :Оренбургский государственный университет, 2018. - С. 908-911.

2. Гончиков, Ц. Д. Концепция мобильного каркаса расселения населения (на примере Республики Тыва) / Ц. Д. Гончиков, Б. О. Гомбоев, М. К. Мандыт // Вестник Бурятского государственного университета. Биология, география. - 2020. - No 2. - С. 49-57.

3. Гутнов, А.Некоторые предпосылки формирования перспективной системы расселения / А. Гутнов, И. Лежава // Город и время / Научно-исследовательский институт теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры (Москва); Институт основных проблем пространственной планировки (Варшава). - Москва :Стройиздат, 1973. - 302 с., ил. - С. 273-287.

4. Ключевые тенденции и перспективы устойчивого развития системы городского расселения в Российской Федерации / Р. В. Фаттахова,М. М. Низамутдинов, Ю. С.Аитоваc, В. В. Орешников // Финансы: теория и практика. - 2021. - № 25(4). - С. 152-172.

5. Мазаев, А. Г. Основные характеристики оптимизированной национальной системы расселения Российской Федерации / А. Г. Мазаева // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2018. - № (4). - С. 16-21.

6. Смирнягин, Л. Система расселения России: тенденции к переменам / Л. Смирнягин // Городской альманах. Вып. 4. - Москва : Институт экономики города, 2009. - С. 200-209.

7. Ткаченко, А. А. Ключевые понятия теории расселения: попытка переосмысления / А. А. Ткаченко // Вестник Московского университета. Серия 5: География. - 2018. - № 2. - С. 10-15.

8. Silverman, E. Methodological investigations in agent-based modelling: With applications for the social sciences / E. Silverman. - Cham: Springer International Publishing, 2018. - 235 p. - (Methodos Series. Vol. 13). - DOI:https://doi.org/10.1007/978-3-319-72408-9/.

9. Streamlining simulation experiments with agent-based models in demography / O. Reinhardt [et al.] // Journal of Artificial Societies and Social Simulation. - 2018. - No 21(3). - P. 9. - DOI:https://doi.org/10.18564/jasss.3784.

Войти или Создать
* Забыли пароль?