Методология творчества Леббеуса Вудса: к вопросу о контекстуальности
Секция: МЕТОДЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассмотрены проекты Леббеуса Вудса и их связь с контекстом через создание пространственных структур нового типа. Выведены абстрактные схемы, отображающие механизм их встраивания во временной контекст.

Ключевые слова:
контекстуальность, свободное пространство, война, бумажная архитектура, радикальная реконструкция
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Приемлема мысль об архитектуре как о производстве товаров,

подверженных только превратностям моды и вкуса.

Но будет катастрофой мысль о ней как об области знаний,

применяемых только на практике. Проектирование зданий

включает в себя случайные вспышки вдохновения, но между ними

медленное и устойчивое критическое размышление.

И они всегда существуют в одном ряду.

 

Л. Вудс

 

Художник призван отражать Дух Времени,— так видел Георг Вильгельм Гегель роль творца в отображении характеристик культуры определенной эпохи. По мнению же Леббеуса Вудса, художника конца ХХ века, архитектуру отличает выход за пределы описательной функции искусства через предложение решений противоречивых вопросов времени [5]. Он проектировал сооружения, которые не возводились в реальности, они являлись воплощением идей в образах, призывами к действию. Концепции Леббеуса Вудса, меняющие социальный порядок и существующие в тесной связи со временем их появления, являются его главным наследием и предметом рассмотрения данной статьи.

 

Леббеус Вудс, как художник в контексте эпохи, находился под влиянием постмодернистского течения в мировой культуре. Характерный для этого времени отказ от старых догматов, попытки адаптироваться под меняющееся устройство мира стали основой для понимания Вудсом понятия актуальной архитектуры. «Неустойчивость» мира провозгласили знаком времени и философы. Согласно Жилю Делезу, бесконечная множественность событий заменяет общность бытийного содержания: «…только события – идеальны. Пересмотр платонизма означает замену сущностей на события…» [1, c. 82]. Непостижимая скорость изменений также стала теоретическим импульсом для идеи следа Жака Деррида. След, в противоположность наличию (присутствию), есть отпечаток о событии в памяти, «отсутствующий» в физическом мире, но действующий на сознание человека [2, c. 122]. В постмодернистском восприятии прослеживается тенденция к распаду иерархической организации бытия на автономные равноправные единицы.

В годы обучения в Иллинойском университете архитектор познакомился с Хайнцем фон Фёрстером, одним из основоположников кибернетики. Вудс начинает интегрировать кибернетические концепции в экспериментальные городские планы. Эти города представлены как «гетерархические» структуры (впоследствии понятие «гетерархия» снова возникнет в его зрелых работах). Интерес к технологиям распространяется и на смежные области — математику и физику. Законы теории относительности Альберта Эйнштейна Вудс интерпретирует вне рамок физики как науки:«Влияние Относительности, когда придет время… будет заключаться в высвобождении социального уклада и его архитектуры от строгих рамок и форм в пользу свободы мысли и действия от обманчивых прогнозов и законов истории…» [4].

Также оказали влияние на его творчество архитекторы-постмодернисты.В частности, работы Питера Кука, лидера движения «Аркигрэм», стали источником вдохновения для будущих образов архитектурных проектов Леббеуса Вудса. Концепция Instant City была вдохновлена повышением мобильности и адаптивности общества. Архитектура в такой трактовке становится «катализатором» событий, а затем исчезает: ей не обязательно быть монументальным построением, она – бурный изменяющийся процесс или само событие.

 

Детство архитектора прошло в годы после Второй мировой войны: послевоенный фон сформировал пацифистскую систему взглядов Вудса, в которой, тем не менее, война воспринималась как часть повседневности. В эссе Warand Architectureпочти как манифест звучат слова: «Архитектура это война. Война это архитектура. Я воюю со своим временем, с историей, со всей властью, которая обитает в зафиксированных… формах» [11]. Для Леббеуса Вудса значительной стала поездка в бразильские фавелы: он осознал, что архитектура способна стать инструментом общественных изменений. Вудс утверждает, что смене мирового порядка должны соответствовать новые архитектурные принципы: пространства, «свободные от смысла, свободны от цели» [12], эти пространства адаптируются пользователем для себя. Несмотря на визуальную антиконтекстуальность его работ, они согласуются с интенциями общества в настоящем. Контекстуальность архитектуры формируется реакцией на текущие события (в его творчестве – чаще всего на события военные). Архитектура становится инструментом конструирования общественного устройства, пытается изменить восприятие человеком действительности.

 

В личном блоге Леббеус Вудс перечисляет изобретенные им типы структур для конструирования нового общественного порядка [8]. Все они стремятся переосмыслить существующие пространства для новой системы социальных отношений. Задача следующего исследования – соотнести типы новых структур с методами их встраивания в событийный контекст.

Выделены пять общих типов событий, или характерных периодов эпохи (далее – графа «событие/время»), которые требуют решения некой проблемы (графа «потребность»). Принципы, отраженные в проектах Леббеуса Вудса, которые по-новому выполняют эти запросы, выделены в графу «реакция на событие/время». Методы (технология) работы принципов описаны авторами статьи иприведены к абстрактным схемам. Это упростит применение данных принципов для решения схожих проблем современного мира.

 

I. Событие/время: разъединение, потеря связей

Потребность: соединение, восстановление целого

Реакция на событие/время: Building Landscape

 

В конце 1980-х Вудс начинает исследовать феномен «сплавления здания и ландшафта» [3]. Результатом поиска является мегаструктура, устанавливающая взаимодействие между человеком и природной средой пространственными способами, что Вудс называет «экологической утопией».

DMZ, 1988

Событие: Корейская война

 

Рассматривая войну на Корейском полуострове как политическую и экономическую поляризацию, проект призывает к использованию архитектурных стратегий, а не военной силы, для поиска путей к воссоединению Корейского полуострова и его народа. Мегаструктура покрывает опустошенную демилитаризованную зону между Северной и Южной Кореей, «сращивая» разделенные территории и части ранее единого общества.

 

II. Событие/время: столкновение с последствиями катастрофы

Потребность: возвращение “нормальности”

Реакция на событие/время: Radical Reconstruction

 

Леббеус Вудс анализирует два существующих подхода к обустройству разрушенных городов:

1) Восстановление разрушенного до довоенного состояния, «возвращение нормальности»: «Война – это лишь прерывание непрерывного хода “нормальности”» [11].

2) Снос разрушенных и поврежденных зданий и строительство «с чистого листа».

 

Оба принципа, по мнению архитектора, игнорируют последствия войны, а именно те, которые заставляют менять политические отношения в обществе. Послевоенное стремление восстановить прошлое, стереть следы трагедии, считает Леббеус Вудс, наносит такой же культурный ущерб, как и само бедствие. Поэтому он выдвигает третий принцип: послевоенный город должен создать новое из поврежденного старого. Поскольку «новая нормальность» не будет такой же, как довоенная, реконструкция старых зданий должна дать возможность новым образом развиваться идеям и общественной жизни. Привычное старое должно быть сознательно преобразовано в незнакомое новое.

 

Sarajevoproject, 1993

Событие: война в Боснии и Герцеговине

 

«Принцип заключается в том, что реконструкция перенаправляет опыт людей от разрушений войны на необходимые социальные изменения, в том числе архитектурные»[11].

 

Осада Сараева, столицы Боснии и Герцеговины, изменила восприятие жителями города и самих себя. Довоенная повседневность как основа общественной жизни перестала существовать. Для продолжения функционирования обществу необходимы новые основы, которые преобразуют или замещают утраченные. Они воплощаются в новых пространственных структурах.

 

Havanaproject, 1994-1995

Событие: революция на Кубе

 

Смена политического устройства и необходимость борьбы с пустотами в городе, разрезающими город стенами подталкивают к созданию пространств для новых социальных отношений.

 

San Francisco: Inhabiting the Quake, 1995

Событие: землетрясение в Сан-Франциско

 

III. Событие/время: неопределенность, турбулентное время

Потребность: убежище

Реакция на событие/время: Aerial Structures

 

Первичная задача архитектуры – защита человека от непостоянных условий среды – диктует ее основные свойства: фиксированность в пространстве и непроницаемость. Леббеус Вудс обращает свое внимание на другую категорию архитектурных объектов – палаточные конструкции и дома-транспортные средства. Исходное свойство – стабильность здания, контрастирующая с изменчивостью среды, – было поставлено под сомнение.

 

Вудс воспринял постмодернистские идеи о быстро меняющейся природе современного общества, и потому, по его мнению, необходимо было найти конфигурации зданий, неиерархические системы порядка, отвечающие духу времени. Одним из вариантов стали AerialStructures, которые, как тип, являются единым целым, но автономно и свободно перемещаются в пространстве (будь оно водным или воздушным).

 

Aerial paris, 1989

Icebergs, the San Diego harbour, 1993

 

IV. Событие/время: необходимость конденсировать интенции общества

Потребность: «инъекция свободы»

Реакция на событие/время: Free Space

 

«…Свободная Зона – это не что иное, как ряд смещающихся центров, которые возмущают огромный резерв электромагнитных энергий, составляющих глобальное поле человеческих и природных взаимодействий. Каждая структура Свободного Пространства является элементом сети Свободной Зоны, точкой глобальной матрицы общения и обмена личным опытом» [10, c. 3].

 

Свободные пространства или, как называет их Вудс, «зерна свободного хаоса», создаются архитекторомв ситуациях закрепощения потенциала свободного самовыражения. Новый порядок общественной жизни должен найти проявление в пространственной структуре города. Свободные зоны – это своего рода места узаконенной неопределенности в городе, стремящиеся выявить культурные возможности социума, высвобожденный альтернативный пласт культуры.

 

Underground Berlin, 1988

Событие: разделение Берлина

 

Проект, созданный до падения Берлинской стены, стремится восстановить нехватку свободы в политическом и социальном пространстве Германии. Из-за невозможности реализовать свободу передвижения и взаимодействия жителей Берлина «на земле», свободная зона в проекте Вудса вытесняется «под землю»: она подрывает существующую систему контроля архитектурными средствами. Сообщество внутри пространств автономно и гетерархично, что значит организовано не сверху вниз (иерархия), а горизонтально. Гетерархия Подземного Берлина действует как сила сопротивления иерархическому городу и выходит на поверхность в виде башен-маяков. Они служат местами разрушения физического и идеологического барьера между двумя городами: подземный отражает свободную и изменяющуюся культуру, а надземный консервирует историю и уничтожает противоречащие ей проявления свободы.

 

Berlin Freezone, 1990

Событие: падение Берлинской стены

 

Свободная зона Берлина – это перенос подземной системы свободной культуры (проект Underground Berlin) с подземного уровня на освобожденные пространства города. Как пишет Вудс в своем эссе «Стены», «зоны кризиса являются единственными местами, где сталкиваются реальности доминирующих культур, из которых могут возникнуть новые идеи, необходимые для роста новой культуры» [9]. Динамические архитектурные структуры врезаются в неподвижную сетку серых зданий – символов закостеневшего старого порядка. Проект предлагает альтернативы городскому планированию после холодной войны с сохранением следов, которые исчезли бы под гегемонией старого режима.

 

Zagreb Free zone, 1991

Событие: война в Хорватии

 

Военные столкновения в столице Хорватии подорвали привычный ход жизни общества. Желая зафиксировать изменившуюся парадигму восприятия государственных и социальных институтов, Вудс создает проект подвижных структур, которые своей простотой ставят под сомнение устоявшиеся принципы довоенной жизни. Они воплощают в себе «горизонтальность» и гибкость новой системы мировосприятия в сравнении с обрушившимся старым порядком.

 

The Solohouse, 1988

 

V. Событие/время: коренной слом общественного строя

Потребность: новый путь

Реакция на событие/время: Meta-Institute

 

«Здание, которое ломает знакомые модели или типы, может стать экспериментальным инструментом в процессе, по крайней мере, примером нового мышления и стимулом к инновациям. Само пространство, в котором предлагаются и обсуждаются новые формы правления, должно быть таким же вызовом старому мышлению, как и новые законы и принципы, тем самым связываютсяреальность интеллектуальная и физическая» [6].

 

Ретроспективно Леббеус Вудс часто обращался к опыту советских революционеров начала ХХ века и авангардному движению, последовавшему вслед за событиями 1917 года. Художникам и архитекторам удалось изобрести абсолютно новый образный язык, соответствующий дерзости молодого социального строя. Причем в поиске нового курса художники занимали не последнюю роль: часто не события подталкивали развитие искусства, а прорывные произведения помогали уточнять курс и решать идеологические проблемы. Такие здания-размышления Вудс предлагает задействовать в периоды, когда возникает шанс радикальных общественных перемен.

 

Parliament Building reconstruction, 1994

Событие: война в Боснии и Герцеговине

 

После выхода войск из Сараево стало очевидным, что город, вместе с тысячами жизней людей, потерял основы государственной и общественной организации. Разрушенный символ политической системы – здание Парламента республики – нес в себе след военных потрясений. Проект восстановления, предложенный Леббеусом Вудсом, сохраняет тень событий 1992–1996 годов в изломанной конструкции фасада и предлагает строить общественное сознание на базе общей исторической памяти о войне и ее причинах.

 

Meta-Institute project, 1996

Событие: революция на Кубе

 

***

Леббеус Вудс создавал проекты – универсальные модели, которые, при разборе до уровня схемы, могут быть применены местными архитекторами с опорой на локальный событийный контекст. Из «универсальных моделей» Вудса авторами статьи выделены пять методов (технологий) встраивания в событийный контекст или восстановления физического контекста местности:

1. Сращивание – соединение частей разъединенного целого и/или природного контекста исозданной структуры (из принципа BuildingLandscape)

2. Встраивание– механизм интеграции «нового» в физический и исторический контекст «старого» без разрушения последнего (из принципа RadicalReconstruction)

3. Эмансипация– высвобождение пространства из правовых рамок системы и его передача обществу без предписанной функции (из принципа FreeSpace)

4. Автономизация– создание системы элементов с горизонтальной, гетерархичной связью между ними (из принципа AerialStructures)

5. Надстройка–построение принципиально новой структуры из событийного контекста без отсылок к прошлому (из принципа Meta-Institute).

Методы выявленных принципов встраивания в событийный контекст приведены к абстрактным схемам и расположены в качестве иллюстративного материала после описания принципов.

Список литературы

1. Делез, Ж. Логика смысла / Ж. Делез; пер. с франц. Я. Свирского. - Москва: Деловая книга; Екатеринбург: Раритет, 1998.

2. Деррида, Ж. О грамматологии / Жак Деррида; пер. с фр. Н. Автономовой. -Москва : Ad Marginem, 2000. - 511 с. - (Коллекция "Философия по краям". Серия "1/16") (Философия : Унив. б-ка).

3. Building Landscapes // Lebbeus Woods : official website. - URL: https://lebbeuswoods.wordpress.com/2010/09/13/building-landscapes/ (date of access: 29.04.2023)

4. Centricity: The Unified Urban Field: [Exhibition catalogue, Storefront of Art and Architecture, 18.02-19.03.1987] / L. Woods, N. Denari. - New York : Storefront of Art and Architecture, 1987.

5. Criticism // Lebbeus Woods : official website. - URL: https://lebbeuswoods.wordpress.com/2007/10/10/criticism/ (date of access: 29.04.2023)

6. Meta-Institutes // Lebbeus Woods : official website. URL: https://lebbeuswoods.wordpress.com/2009/08/01/meta-institutes/ (date of access: 29.04.2023)

7. Myers, T. Lebbeus Woods: Experimental Architecture / T. Myers. - Pittsburgh : Carnegie Museum of Art Press, 2004.

8. Type Casting // Lebbeus Woods : official website. URL: https://lebbeuswoods.wordpress.com/2009/01/16/type-casting/ (date of access: 29.04.2023)

9. Walls of change // Lebbeus Woods : official website. URL: https://lebbeuswoods.wordpress.com/2010/05/28/walls-of-change/ (date of access: 29.04.2023)

10. Woods, L. Free-zone-berlin Entwurf Fur Das Zentrum Der Metropole / L. Woods. - Aedes, 1991.

11. Woods, L. War and architecture / L. Woods. - New York : Princeton Architecture Press, 1993.

12. Underground Berlin // Lebbeus Woods : official website. URL: https://lebbeuswoods.wordpress.com/2009/09/15/underground-berlin-the-film-treatment/ (date of access: 29.04.2023).

Войти или Создать
* Забыли пароль?