Адаптация практических заданий для студентов-архитекторов под актуальные запросы общества
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья о важности выбора нестандартных, актуальных тем для проектов учебных практик студентов-архитекторов, которые могут существенно повлиять на профессиональный рост студента. О необходимости актуализации современных тенденций инклюзивности в проектах студентов.

Ключевые слова:
инклюзивная среда, толерантность, практика студентов-архитекторов, нестандартные задачи, дестигматизации, актуальность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Мы живем в то время, когда тема толерантности актуальна во всем мире. Если посмотреть на определение этого слова, то толерантность – это социологический термин, который обозначает терпимость к иному образу жизни, поведению или мировоззрению («терпимость» не приравнивается к безразличию и не означает принятие иного образа жизни). На фоне популярности идеи толерантности всё чаще поднимается тема инклюзивности. Инклюзия – это принцип организации общественной жизни таким образом, чтобы участвовать в ее аспектах могли все люди вне зависимости от внешности, происхождения, возраста или состояния здоровья. Очевидно, что оба эти направления чрезвычайно важны для гармоничного существования общества будущего. Однако если вопрос толерантности – это в большей степени вопрос личностной зрелости и уровня восприимчивости индивида к информации, а также к работе “внутри себя”, то вопрос инклюзии в большей степени зависит от законодательной базы, административного ресурса и политической воли. Мировая тенденция такова, что для социального равенства и духовного роста общества необходимо создание инклюзивного пространства. Однако не так просто ответить на вопрос, как это осуществить.

13 декабря 2006 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Конвенция о правах инвалидов». Спустя 2 года, после того как ее подписали 20 государств (в том числе и Россия), она вступила в силу. В 2012 году конвенция была ратифицирована в России и в соответствии со статьей 15 Конституции РФ стала частью российского законодательства. Как написано в статье №1 «Конвенции о правах инвалидов», основной целью Конвенции является: «защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства» [1].

Помимо прочего, в статье №9 Конвенции сформулированы физические потребности инвалидов для того, чтобы они могли самостоятельно существовать и вести полноценный образ жизни. Государствам-участникам Конвенции необходимо обеспечить граждан с особенностями развития «доступом наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения как в городских, так и в сельских районах» [1].

Также Конвенция ООН о правах инвалидов определила основные принципиальные подходы к созданию доступной среды.

Первый принцип – принцип "универсального дизайна", который определяет дизайн объектов, мебели, программ и услуг, разработанных так, чтобы быть наиболее удобными для всех граждан.

Второй принцип – принцип "разумного приспособления". То есть внедрение необходимых изменений и использование подходящих модификаций и приспособлений, которые обеспечивают инвалидам равный с остальными людьми свободный доступ ко всему, при этом не создавая неоправданного бремени для всех окружающих.

Для реализации Конвенции ООН о правах инвалидов в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 1 декабря 2014 года. Надо отметить, что в законах с большим вниманием подошли к вопросам обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных лиц к городским объектам, услугам и процедурам, позволяющим им реализовывать свои права.

Для достижение максимально эффективных результатов в переосмыслении и изменении окружающей городской среды была запущена государственная программа «Доступная среда», утвержденная постановлением Правительства РФ. Использование программного подхода для реализации задуманного обусловлено безусловной социальной значимостью, межотраслевым характером и короткими сроками, необходимыми для реализации программы.

На сегодняшний день в нашей стране заметны изменения в формировании окружающей среды. Для повышения качества жизни инвалидов и других маломобильных групп населения: вводятся новые административные и технические регламенты, развиваются социальные службы, проводится работа с населением и т. п. Однако существует большое количество объективных трудностей, с которыми приходится сталкиваться в процессе реализации программы. Специалисты государственных и муниципальных учреждений не всегда знакомы с особенностями различных групп инвалидности, недостаточно компетентны в вопросах организации безбарьерной среды, и им катастрофически не хватает практического опыта в решении социально значимых вопросов, связанных с качеством жизни инвалидов.

Из-за такого положения дел часто можно встретиться с формальным подходом к обеспечению доступности среды со стороны как частных, так и официальных лиц, госучреждений, предприятий. Часто инициативы органов власти остаются в рамках «бумажного закона», не находя грамотного отражения в реальной жизни. Большие средства, выделяемые государством, расходуются неэффективно. Зачастую, уже «адаптированные» объекты остаются недоступными для инвалидов и других маломобильных групп населения, выглядят неэстетично и создают неудобства для населения.

Несмотря на недостатки и перекосы при реализации программы «Доступная среда», вопрос организации доступности для маломобильных граждан и слабовидящих достаточно ярко выделяется на общем фоне инклюзии.

Однако на данный момент выделено 4 группы инвалидности по особенностям взаимодействия с окружающей средой:

  • с повреждениями опорно-двигательного аппарата и приравненные к ним пожилые люди, маленькие дети, люди с детьми в колясках, люди, которые имеют временные расстройства здоровья (те, кто используют при перемещении кресла-коляски, костыли и т. д.);
  • с проблемами органов зрения (те, кто используют для ориентации в пространстве трости и собак-проводников);
  •  с проблемами органов слуха и речи;
  •  люди с ментальными нарушениями.

В последние десятилетия значительное количество материалов ВОЗ посвящены охране и улучшению психического здоровья людей, качеству медицинской помощи категории пациентов с ментальными нарушениями и интеграции их в общество. Одной из наибольших проблем в мировой психиатрии выявлена проблема стигматизации психиатрических больных. Стигматизация – это формирование негативного отношения к человеку или к группе в связи с какими бы то ни было особенностями (психологическими, физическими, интеллектуальными и т. д.).

Стигматизация психиатрических больных на государственном уровне часто приводит к тому, что люди с этими заболеваниями и их семьи наблюдаются/живут в неблагоприятных условиях, в плохо оборудованных помещениях, в неудобно расположенных учреждениях. Стигматизация людей с ментальными особенностями на уровне общества определяется страхами, мифами и отношением государства к этим людям. Невозможно решать вопросы инклюзии отдельно от вопросов дестигматизации. К решению этого вопроса необходимо двигаться с двух сторон: со стороны государственного аппарата и со стороны граждан.

Студенты Московского архитектурного института, уже не один год проходя производственную практику на кафедре «Комплексная профессиональная подготовка», разрабатывают проекты благоустройства территории «Научно-Практического Центра Психического Здоровья Детей и Подростков имени Г. Е. Сухаревой ДЗМ». Отсчет своей истории Центр ведет с 1895 года, когда на современной территории (Донской район г. Москвы, 5-й Донской пр-д, 21А) были построены первые корпуса для специализированного детского приюта. В настоящее время ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г. Е. Сухаревой ДЗМ» представляет собой основное детское специализированное учреждение психиатрического профиля в городе Москве.

На данный момент на территории ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г. Е. Сухаревой ДЗМ» располагается большое количество лечебных корпусов и хозяйственных построек (разных годов), их соединяет хаотичным образом сформированная дорожно-тропиночная сеть. Уличное пространство Центра является мало благоустроенным и, как следствие, плохо выполняющим свою функциональную задачу.

На первый взгляд, внешний вид больницы и благоустройство ее территории не является фактором, определяющим успешность лечения, однако если подойти к этому вопросу глубже, то:

  •  Состояние территории и зданий существенным образом влияет на восприятие посетителями службы психиатрической помощи и определяет уровень сотрудничества родителей и пациентов со специалистами Центра.
  •  Окружающая среда создает переживание психологического комфорта/дискомфорта и влияет на формирование доверия детей и родителей к Центру.
  •  Среда, созданная с учетом особенностей и потребностей пациентов и посетителей Центра, уменьшает время адаптации, что в свою очередь способствует повышению эффективности лечения.
  •  Функционально спланированная территория является дополнительным коррекционным фактором психического состояния и самостоятельным видом реабилитации.

Одним из направлений развития, определенным руководством Центра, является изменение отношения в обществе к лечебным учреждениям психиатрического профиля, к людям с нарушениями ментального здоровья и их семьям. Вопрос дестигматизации – это многофакторный вопрос, который может быть решен только при командном сотрудничестве специалистов разных областей, в том числе и архитекторов, которые, с одной стороны, в своей работе будут открыты и восприимчивы к общественному мнению и мнению специалистов, а с другой – будут влиять на формирование этого мнения.

Для студентов-архитекторов привлечение к разработке территории Центра им. Г. Е. Сухаревой важно по нескольким причинам:

  •  это реально существующий объект, благоустройство территории которого не соответствует ни мировым стандартам, ни современным возможностям города Москвы, ни потребностям Центра;
  •  тема создания среды для детей с ментальными нарушениями очень многогранна, гуманна и перспективна, т. к. благоустроенная среда повышает качество оказания детям медицинской и психологической помощи, что в свою очередь повышает вероятность их адаптации и социализации в обществе;
  •  эта тема не лежит в плоскости стандартных задач студента-архитектора и требует творческого подхода на основе изучения проблемы, так как при организации окружающей среды для людей и тем более для детей с ментальными нарушениями необходимо одновременно решать несколько разноплановых задач (она должна быть безопасной, способствующей развитию и улучшению состояния, интуитивно понятной и интегрированной в существующую окружающую среду);
  •  работа над подобными проектами повышает уровень толерантности студентов, способствует развитию их творческого потенциала и креативного мышления, расширяет их профессиональный кругозор, учит работе в команде со специалистами, далекими от архитектуры и строительства.

Для прохождения практики студентам было предложено задание: благоустроить уличное пространство Центра им. Г. Е. Сухаревой. План работы практики выглядел следующим образом:

  •  ознакомление с материалом по территории Центра: история, состояние территории на данный момент, документы по стратегии развития;
  •  анализ участка;
  •  изучение подобранного кафедрой и самостоятельно найденного материала по теме проекта (мировые аналоги, зарубежные тенденции, нормативные акты и т. д.);
  •  разработка концепции и написание ее обоснования;
  •  выполнение графической работы (разработка эскизного проекта выбранной территории).

На первом этапе практики (ознакомление с материалами по территории) студенты совместно с сотрудниками Центра выделили 4 тематические уличные зоны для повышения функциональности территории: прогулочная зона для родителей с детьми, зона отдыха и сенсорного развития, зона для активного отдыха и занятий спортом (вынесенная за пределы закрытых детских игровых площадок) и зона отдыха для персонала.

Эти четыре тематические зоны были распределены по существующим подходящим участкам территории НЦП. Студенты детально обсудили с сотрудниками Центра предназначение каждой зоны, ее основные элементы и особенности посетителей.

Для разработки своего проекта было предложено выбрать одну из зон (если студент работает индивидуально) или взять несколько участков и объединить их в одну концепцию (если студенты объединились в группы). Необходимость выбрать одну из зон, а не работать над всей территорией, была обусловлена сжатыми сроками практики.

Помимо стандартных условий, которые необходимо учитывать (соляризация участков, присутствующие деревья, возможность использования зон в разное время года, простота обслуживания, специфические пожелания заказчика), перед студентами встала задача по выполнению проекта с соблюдением принципов универсального дизайна.

К основным принципам универсального дизайна относятся:

  •  одинаковая доступность для людей с разными физическими возможностями;
  •  многофункциональность, обеспечивающая гибкое использование в зависимости от возможностей и предпочтений;
  •  простой, интуитивно понятный для каждого дизайн, независимо от пола, знаний, возраста, опыта или владения языком;
  •  четкая и эффективная информация для любого пользователя, независимо от пола, знаний, опыта или владения языком;
  •  минимизация допуска возможных ошибок при использовании объектов дизайна;
  •  обеспечение комфорта и простоты использования с минимальной нагрузкой на организм;
  •  размер и пространство для доступа и простоты использования, что позволяет разместить все группы людей без необходимости адаптации.

К концу практики студентам нужно было подготовить и защитить презентацию (8-10 слайдов) с определенным перечнем обязательных слайдов (генеральный план с указанием выбранного участка, обоснование выбранной концепции с визуальным сопровождением, план с зонированием участка, план с расположением объектов, пояснительная записка).

Зона отдыха и сенсорного развития оказалась наиболее интересной. Для своих проектов ее выбрали 70% студентов. На этом участке, помимо обязательных элементов (беседка/павильон, арт-объекты, освещение, сидячие места для отдыха и т. д.), широкое распространение получили тактильные дорожки и вертикальные поверхности, светящаяся интерактивная плитка, мини фонтаны/ручьи, сад запахов и звуков.

Необходимо отметить, что большинство студентов отнеслись к заданию с особой ответственностью. На примере этой работы они ощутили многофакторность поставленной перед ними задачи, поняли, что изменение облика медицинского учреждения в сторону функциональности, повышения уровня комфорта пациентов и персонала, создания условий, отвечающих требованиям эстетики и эргономичности, является одним из факторов, который влияет на успешный ход лечения людей. Администрацией Центра были изучены все проекты и отмечены лучшие как перспективные для частичной реализации.

В заключение хочется сказать, что влияние человека на среду и среды на человека безусловно взаимно. Можно сказать, что архитектура является фундаментом окружающей среды, создаваемой человеком. Поэтому специалистов в этой области нужно растить, воспитывать и учить быть чуткими к перспективным тенденциям и запросам общества. Созданное архитекторами, в идеальном варианте, должно опережать эти запросы или хотя бы идти в ногу с ними.

Список литературы

1. Резолюция 61/106. Конвенция о правах инвалидов. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 // Организация Объединенных Наций : официальный сайт. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml

2. Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы. Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 // Правительство России : официальный сайт. - URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 12.03.2023).

3. Профессиональный стандарт. Архитектор / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.04.2022 № 202н. (действует с 01.09.2022 по 01.09.2028) / - URL: https://classinform.ru/profstandarty/10.008-arhitektor.html (дата обращения: 08.04.2023).

4. Айрес, Э. Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Д. Айрес. - Москва : Теревинф, 2017. - 272 с.

5. ГОСТ Р 59811-2021 Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов. Термины и определения / Национальный стандарт Российской Федерации от 2022-06-01: сайт. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200181442 (дата обращения: 06.04.2023).

6. Давыдова, Е. М. Социальные темы в дизайн-проектировании как средство формирования активной жизненной позиции учащихся / Е. М. Давыдова, В. Ю. Радченко // Приволжский научный вестник. - 2015. - № 11 (51). - С. 107-111.

7. Замула, О. Э. Методические рекомендации по созданию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения / О. Э. Замула; Министерство социального развития Республики Марий Эл; ООО «Винтаж». - 2017. - URL: https://mari-el.gov.ru/upload/mecon/419/Методические%20рекомендации%20для%20РМЭ.pdf

8. Корень, Е. В. К разработке концептуальной модели психосоциальной реабилитации детей и подростков с психическими расстройствами. Социальная и клиническая психиатрия / Е. В. Корень // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2011. - № 3 (21). - С. 5-9.

9. Кравченко, А. И. Непрерывное образование: гибкость и рост / А. И. Кравченко // Элитариум: сайт. - Опубликовано 16 октября 2010 г. - URL: https://www.elitarium.ru/nepreryvnoe-obrazovanie-obuchenie-razvitie-chelovek-programma-navyki-kultura/ (дата обращения: 06.04.2023).

10. Терскова, С. Г. Механизм формирования доступной среды для инвалидов / С. Г. Трескова. Ч. 2 // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 7. - URL: https://human.snauka.ru/2015/07/12062 (дата обращения: 06.04.2023).

Войти или Создать
* Забыли пароль?