Потенциал развития музеев высших учебных заведений
Секция: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье подведены итоги круглого стола, посвященного современному состоянию вузовских музеев. Отмечены векторы развития, прозвучавшие в выступлениях представителей вузовских музеев. Представлены результаты анкетирования участников, включавшего вопросы об основных направлениях деятельности современного университетского музея.

Ключевые слова:
музеи высших учебных заведений, вузовский музей, Госкаталог РФ, развитие вузовских музеев, Музей МАРХИ
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В рамках научной конференции МАРХИ «Наука, образование и экспериментальное проектирование» состоялся круглый стол «Актуальные проблемы формирования и развития музеев высших учебных заведений». Целью круглого стола стал обмен мнениями среди сотрудников вузовских музеев о месте и задачах этих структурных подразделений в современном образовании, определение статуса вузовского музея по отношению к вузу как учредителю, выявление отличий и аналогий с традиционным музеем, а также поиск путей решения общих задач вне зависимости от профиля деятельности университетского музея. Среди участников – представители Минкультуры, Алтайского государственного университета, Южно-Уральского государственного университета, Новосибирского государственного университета, Казанского государственного университета, мемориального музея Е. Гнесиной, РГХПУ им. Строганова, НИУ ВШЭ, Горного университета, Нижегородского университета, Тимирязевской академии, Института океанологии им. Ширшова, Томского политехнического университета, Музея землеведения МГУ, СПбГУ, Санкт-Петербургского политехнического университета, Национального фонда подготовки кадров, Нижегородского государственного университета, Южно-Уральского государственного университета и Музейно-библиотечного комплекса МАРХИ.

Программа круглого стола состояла из нескольких секций, сформированных с учетом статуса вузовского музея по отношению к ключевым целевым аудиториям и социокультурной среде. На основании тем докладов, предложенных участниками, в программе мероприятия были сформированы блоки “Музей и вуз”, “Музей и среда”, “Музей и студенты”, “Цифровизация и технологии”. Сбор мнений по итогам круглого стола был осуществлен методом анкетирования, в котором приняли участие 19 респондентов, руководителей и сотрудников вузовских музеев.

Работу круглого стола открыло приветственное слово директора Музейно-библиотечного комплекса МАРХИ М. В. Евстратовой, обозначившее основные направления работы научного мероприятия.

Выступление начальника отдела Музейного фонда РФ Министерства культуры РФ Д. Ю. Марковой представило особенности правового положения вузовских музеев. Тема взаимоотношений вузовских музеев с Министерством культуры очень важна для их продвижения и текущей работы. Соподчинение двум федеральным органам – Министерству культуры и Министерству науки и высшего образования вызывают у многих вузовских музеев сложности. Учредителем вузовского музея в большинстве случаев является высшее учебное заведение, что связывает деятельность музея с законодательным полем Министерства образования. В то же время необходимость работать с системой учета культурных ценностей Госкаталога РФ (регистрация, учет, передача информации о предметах) выводит задачи вузовских музеев за рамки регулирования Министерства науки и высшего образования. Как показали выступления участников круглого стола, сейчас многие вузовские музеи проходят внутренние процедуры для регистрации в системе Госкаталог РФ и сталкиваются с серьезными препятствиями: от ранее допущенных ошибок в ведении учета до отсутствия необходимой поддержки внутри вуза. Следует признать, что пока законодательная база слабо регулирует деятельность вузовского музея как субъекта подчинения обоих министерств.

Регистрация в системе Госкаталог РФ – необходимая процедура, обусловленная Федеральным законодательством, которая, помимо прочего, наделяет коллекцию музея официальным статусом, позволяет беспрепятственно вести выставочную деятельность, связанную с обменом предметами с другими музеями. Подготовка к регистрации в Госкаталоге включает в себя сбор пакета документов и максимально полных данных о коллекции музея. Трудности в прохождении этапов регистрации вузовского музея в Госкаталоге для многих участников этого процесса связаны с отсутствием полноценной юридической поддержки, необходимой для работы по регламенту музейного законодательства. На этом в своем выступлении сделала акцент Д. Ю. Маркова.

Результаты анкетирования выявили следующую картину процентного соотношения количества зарегистрированных в Госкаталоге вузовских музеев: 47,4 % вузовских музеев зарегистрированы, 21,1% - нет, 21,1 – в процессе регистрации, 10, 5 – не определились (рис. 1).

Тематический блок “Музей и вуз” был посвящен вопросам интеграции вузовского музея в процессы студенческой и преподавательской жизни. По данным анкетирования, большинство музеев участвуют в жизни вуза в форме проведения экскурсий, предоставления материалов для учебного процесса, проведения занятий и мастер-классов на своих площадках. И в этой деятельности музеи ориентируются в основном на запрос руководства вуза. Многие спикеры делали акцент на том, что потенциал современных вузовских музеев превышает устаревшее представление о нем как о мемориальном кабинете или галерее славы. Вузовские музеи осознанно принимают за стандарт профессиональной деятельности успешные практики больших музеев, адаптируя их под свои финансовые возможности и компетенции штата. Для 50% участников анкетирования задача расширения штата находится в приоритете. Необходимость решения кадровых вопросов в вузовских музеях напрямую связана с возросшими требованиями к квалификации музейных специалистов, которая теперь включает более универсальные навыки, чем сложившееся представление о компетенциях музейщика. Например, работа в системе Госкаталог РФ требует высокой цифровой грамотности и уверенного владения не только пакетом базовых программ. Стоит отметить, что сотрудники вузовских музеев активно участвуют в мероприятиях по обучению и развитию музейных специалистов разного профиля. Очевидно, что у руководителей есть запрос на развитие внутри музея различных методов современного музейного дела. Не менее остро стоит вопрос о развитии финансовых инструментов для формирования доходной части музея. В этой сфере большим спросом пользуется опыт коллег, которые ведут коммерческую деятельность, но таких примеров немного. Также в нашей среде не так уж много успешных примеров участия в грантовых программах. Пока у вузовских музеев отсутствует опыт краудфандинга, хотя этот инструмент показывает высокую эффективность при грамотном использовании.

Итоги анкетирования представили анализ основных источников финансирования вузовских музеев (рис. 2).

В большинстве музеев есть постоянная экспозиция и в некоторых случаях – даже не одна[1]. Зачастую такая экспозиция преследует цель показать историю вуза. Также самые частые варианты, предложенные респондентами анкетирования: рассказать об отдельных выдающихся личностях, связанных с вузом, и повысить интерес студентов к процессу обучения в вузе. В некоторых случаях постоянные экспозиции охватывают темы истории города или региона, представленные на материалах музея.

В интересах развития своих выставочных площадок музеям необходимо выходить за привычные рамки и создавать проекты с профессиональной научной концепцией. Чем больше музей обращает внимание на изучение широкого социокультурного контекста, тем скорее он привлекает внимание внешней аудитории и становится заметным участником городской жизни. Исключительным примером работы с объектами культурного наследия, в которых располагаются помещения вуза, послужил проект НИУ ВШЭ, представленный проректором института И. А. Мартусевич. В целях создания методологии работы с объектами культурного наследия в Высшей школе экономики инициировали студенческие проекты с привлечением компетенций преподавателей института. Исторический дом Дурасова (Москва, Покровский б-р, д. 11), в котором сейчас находятся аудитории НИУ ВШЭ, получил современное осмысление в рамках этого проекта. На основе изучения архивных материалов и воспоминаний современников, фотографий, истории района и других источников студенты с помощью преподавателей воплотили идеи для развития этого пространства. Сейчас проект включает в себя гид по дому Дурасова с элементами дополненной реальности, квест по корпусу на Покровском бульваре, короткометражный фильм, книгу в стиле Виммельбух, экскурсии для разных возрастных групп, в том числе для людей с ментальными особенностями, и многое другое.

Сбор мнений среди музейщиков выявил практически единодушное желание участвовать в межвузовских музейных коллаборациях, развивать совместные проекты, делать коллективные экспозиции.

Вузовский музей – это не только выставочные проекты и тематические экспозиции, это большое поле для развития студенческих проектов и формирования молодых ученых, что наглядно продемонстрировало применение именно студенческих идей в проекте Высшей школы экономики. В других случаях материалы вузовского музея могут составлять базу для студенческих исследований.

Для 90 % участников анкетирования научная составляющая – неотъемлемая часть работы вузовского музея (рис. 3).

В большей степени мнения участников разделились по вопросу о заинтересованности руководства вуза в работе музея. В анкете было предложено оценить этот показатель по 10-балльной шкале (рис. 4).

Среди законодательных инициатив, предложенных участниками анкетирования в качестве необходимых для развития вузовских музеев, можно выделить следующие:

  • Разработка отдельного регламента деятельности вузовских музеев, а также специализированных нормативных документов, определяющих штат музея, его официальный статус в структуре вуза и системное финансирование.
  • Четкое определение функций музея в отношении подчиненности курирующим министерствам, коллаборация Министерства науки и высшего образования и Министерства культуры в вопросах управления деятельностью вузовских музеев.
  • Устранение несоответствия оплаты труда в сравнении научно-педагогическими работниками.
  • Выделение дополнительного субсидирования вузовских музеев в целях обеспечения сохранности фондов и закупки экспозиционного оборудования в случае необходимости.

Результаты анкетирования показали, что для большей части музеев наиболее актуальными задачами считаются оцифровка музейных предметов и работа со студентами. Для 50% – задача расширения штата также находится в приоритете. Необходимость решения кадровых вопросов в вузовских музеях напрямую связана с возросшими требованиями к квалификации музейных специалистов. 36% опрошенных указали среди первоочередных задач регистрацию в Госкаталоге РФ, такой же процент респондентов считает приоритетом создание постоянной экспозиции.

 

Таким образом, по итогам проведенного круглого стола можно выделить несколько главных положений:

  1. Как показали выступления, прозвучавшие на круглом столе, вузовский музей объединяет все три направления, заявленных в названии конференции МАРХИ: науку, образование и экспериментальное проектирование.
  2. Одной из наиболее актуальных проблем в работе вузовских музеев на сегодняшний день является законодательное урегулирование их деятельности. Сложности, возникающие в результате пересечения сферы административного управления со стороны различных министерств, таких как Министерство науки и высшего образования и Министерство культуры, говорят о необходимости совместной работы курирующих организаций для формирования нормативных документов, регулирующих правовое положение музеев высших учебных заведений.
  3. По итогам исследования роли музея в жизни вуза на примере современных культурных институций можно выделить несколько вариантов развития. Зачастую музей внутри вуза аккумулирует архив материалов и данных по истории учебного заведения и профильному направлению его научной деятельности. Эти материалы могут выступать как фундаментальная база образовательного процесса. Включение музейных предметов в учебный процесс сопряжено с определенными трудностями в части соблюдения норм хранения экспонатов и ограничения возможности активного взаимодействия с ними со стороны студентов.
  4. Современные технологии по оцифровке музейных предметов позволяют выйти на новый уровень взаимодействия с ними. Трехмерные копии и цифровые изображения позволяют более активно включать музейные предметы в образовательные программы вуза и выстраивать новые пути коммуникации между архивной базой исторических данных и новыми методиками преподавания.
  5. Цифровые технологии на сегодняшний день являются важным инструментом формирования доступной и понятной современному пользователю базы данных музейных коллекций как источника необходимых сведений для научных исследований студентов вуза и специалистов высокого уровня.
  6. Перспективным направлением стало объединение в научные комплексы различных культурных институций внутри вуза, таких как музеи, библиотеки, архивы, студенческие научные сообщества и др. Такие объединения позволяют сформировать единый центр по изучению, сохранению и популяризации исторических данных различного характера.
  7. Очевидным стал запрос сотрудников вузовских музеев на проведение отдельных мероприятий по более узким темам, связанным с различными направлениями работы.

Потенциал развития вузовских музеев в современных реалиях культурного процесса включает в себя широкую вариативность возможностей взаимодействия с учебным и научным процессом в интеграции с социокультурными задачами. Успех деятельности вузовских музеев во многом обусловлен работоспособностью внутренних коммуникаций в структуре вуза, степенью его заинтересованности в подобном векторе развития. При условии активного включения музея в общую работу вуза как важного инструмента формирования новых связей в культурной среде, он способен стать важным центром интеграции различных сфер науки, культуры и общества.

 

[1] 6 респондентов анкетирования.

Войти или Создать
* Забыли пароль?