Виртуальный музей ДОСААФ и перспективы его развития
Секция: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается актуализация роли виртуальных объектов культуры, в частности виртуальных музеев в жизни общества. Приводится опыт проектирования виртуального музея ДОСААФ, предыстория его создания и перспективы дальнейшего развития. Особое внимание уделено технологиям и инструментам визуализации и навигации, благодаря развитию которых виртуальные объекты культуры приобретают всё большую популярность в жизни общества.

Ключевые слова:
виртуальный музей, навигация и экспозиция музея, инструменты визуализации
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В последнее время тема цифровизации музейных архивов и экспозиций заметно актуализировалась. Появился ряд зарубежных и отечественных научных исследований, рассматривающих виртуальный музей как феномен культуры [1, с.54–58]. Так, в работе Н.Г.Повзорник «Виртуальный музей: сохранение и репрезентация историко-культурного наследия» дается фундаментальное определение понятия «виртуальный музей», приводятся его основные типы в зависимости от назначения и технологического сопровождения, а также обсуждается вопрос о необходимости расширении доступа к экспозициям музеев путем сохранения их в информационном пространстве. «Развитие информационной среды историко-культурного наследия в XXI веке привело к появлению понятия «Digital (virtual) heritage (“цифровое или виртуальное наследие”), которое включает не только созданные компьютерные произведения искусства, но и все информационные ресурсы, содержащие электронные копии предметов ИКН» [4, с. 213]. В равной степени это касается и военно-патриотических музеев, важнейшими функциями которых являются просвещение и воспитание молодого поколения[2, 5].

 

Предыстория

До начала освоения технологий виртуализации музейных экспозиций членами секции проектирования Московского Союза художников было осуществлено проектирование и визуализация интерьеров ряда музеев: Тюменский краеведческий музей (2002 г.), музей истории ГУЛАГа (2003 г.), Музей немецких Антифашистов г. Красногорске (2005 г.), а также тематические выставочные проекты в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе (2009–2012 гг.).

С развитием интернета и веб-технологий появилась возможность привлечения в выставочные проекты большого объема информационного и визуального контента, а также его хранения на удаленных серверах.

Эти новации были успешно применены в музейных и выставочных проектах Российского Военно-исторического общества:

  1. Передвижная выставка к 70-летию Победы «Помни. Мир спас Советский солдат» (2014 г.).Были отсняты 3D-панорамы, которые сопровождались аннотациями и сюжетами хроники.
  2. Выставка «#МЫСТАЛИНГРАД» (2017 г.). Создан виртуальный тур, который дополнен видео и снабжен аудиогидом.
  3. Музей И.Д.Черняховского в Старой Руссе (2017 г.). Сделана 3D-визуализация, отсняты панорамы 360⁰, инсталлирован виртуальный тачскрин и интерактивная карта.
  4. Передвижная выставка «Война и Мифы» для стран Европы (2018 г.). Создан проект в 3dsMax,в локации инсталлированы видеоролики и аннотации.

Подобный инновационный подход к проектированию и дальнейшему размещению виртуальных экспозиций в веб-пространстве вызвал интерес у заказчиков, в т.ч.у Министерства Культуры РФ.И в 2019 году был заказан виртуальный тур для масштабной экспозиции в ЦВЗ «Манеж»,приуроченной к празднованию Дня народного единства, ‒ «Сокровища музеев России».Уникальность этой выставки в том, что на ней были представлены картины из 50 музеев страны: от Калининграда до Камчатки шедевры великих живописцев XVIXX веков и мастеров иконописиXIIXVвеков.Именно здесь потребовалось соединить талант группы фотографов, программистов и визуализаторов для создания 3D-панорам в 300 локациях тура, программирования удобного интерфейса,инсталлирования информационного контента, виртуальных тачскринов, видеороликов и аудиогида. Для удобной навигации по 9 залам выставки был смоделирован объемный план залов Манежа. Виртуальный тур по выставке имел большой успех, был размещен на портале «Культура. РФ», и выполнил свою главную функцию: коллекция шедевров разъехалась по своим музеем, а в виртуальном пространстве навсегда сохранилась как единая экспозиция в ЦВЗ «Манеж», символизируя преемственность и историческое развитие Русской художественной культуры, показывая духовное единство народа, ее создавшего.

Новые «вызовы» времени‒ повторяющиеся периоды пандемии, обострившееся политическое противостояние в мире и давление на Россию‒отразились и на сфере музейного проектирования. Особое значение стало уделяться безопасности посещения реальных экспозиций, многие выставочные залы и музеи закрывались. Это потребовало оцифровки выставочных экспозиций и их размещения в сети Интернет, на сайтах музеев и различных организаций-партнеров проектов. Активное участие в создании этого направлении приняла группа художников-проектировщиков,архитекторов и программистов, в состав которой входят авторы данной статьи.

 

Методы виртуализации музеев

Опыт виртуализации музейной экспозиции получил дальнейшееразвитиев 2019–2020 гг. По заказу правительства Московской области был создан музей Военного Космоса в г. Краснознаменске. Основная идея экспозиции ‒ показать подвиг ученых, конструкторов, космонавтов,простых работников отрасли,военных, выковавших надежный космический щит России.

На этапе проектирования были созданы виртуальные 3D-локации,связанные в музейный маршрут,построенный по хронологическому принципу, в основу которого легли этапы освоения космического пространства, развития закрытого городского поселения и Главного испытательного центра ВКС. По реализации проекта были отсняты 3D-панорамы с тех точек, куда ставилась камера для рендера. А в навигационной схеме по залу экспозиции появилась возможность переключения между панорамами, снятыми в реальном музее и 3D сферическими визуализациями.

Привлекательность подобных виртуальных музеев в том, что все локации, витрины и экспонаты были снабжены информационным и визуальным контентом, видеороликами, исторической хроникой, а в виртуальные тачскрины и экраны загружены видеопрезентации.

Был проведен тщательный отбор информации и согласование ее с заказчиком и кураторами проекта от военных. Именно гриф секретности не позволяет осуществлять свободные экскурсии в подобные выставочные пространства реальных музеев (территориальная недоступность закрытых городов). В виртуальном туре посетитель имеет полный доступ к информационному и визуальному контенту, получает большой объем тематически связанных данных в одном виртуальном зале, а не отыскивает ее, пользуясь поисковыми системами. А пространствореально существующего музея, отснятого в серии панорам и презентованного в музыкальном сопровождении,усиливает эмоциональное восприятие экспонатов.

Идею объединения реального и виртуального экспозиционного пространства‒использование технологии сферических панорам и презентацией результатов в виртуальной среде, ‒ можно считать инновационным вкладом авторов в создание виртуального музея.

Метод панорамной съемки часто использовался в архитектурном проектировании и строительстве в рекламных целях и для демонстрации удачных дизайнерских и строительных решений в маркетинговых целях. На этапе создания архитектурных решений интерьеров, с появлением новых визуализационных программ предоставилась возможность создания 3D сцен с подбором реалистичных текстур, разнообразных источников освещения, подробным моделированием сложных объемов.

Расширение библиотек программ визуализации (3dsMax,V-Ray, Twinmotion) позволило создавать полноценные детализированные объемы с мебелью, источниками освещения, бытовыми приборами. В зависимости от презентационных задачможно былополучать 3D-панорамы и с помощью различных «движков»создавать виртуальные «бродилки» по объектам, либо записывать видео «пролёта» камеры по интерьерам.

Оценив по достоинству преимущества такого подхода, архитекторы и дизайнеры начали активно применять их не только в визуализации архитектурных проектов, но и в целях презентации и создания новых музейных и выставочных экспозиций.

 

Виртуальный музей ДОСААФ

В 2021 году началась работа над созданием выставочного проекта,посвященного75-летию Победы, носившего название «Осоавиахим в Великой Отечественной войне». Архитектура экспозиции была выполнена из модулей, соединенных в форме звезды 25х25 м. Внутри располагалась центральная панорамная витрина с ростовыми манекенами в амуниции с макетами оружия, по периметру пентакля шли тематические разделы, мультимедийное оборудование  проекционные кинотеатры и тачскрины.

Из-за пандемии коронавируса выставку, которую намеривались разместить в одном из павильонов Парка «Патриот», пришлось отменить, так как в павильонах был организован госпиталь. Руководство ДОСААФ приняло решение перенести выставку в виртуальное пространство и разместить ее на веб-ресурсе оборонной организации.

Была построена 3D-модель в форме пентакля с внутренними стендами, созданы различные текстуры, соответствующие тематике разделов, загружены трехмерные модели боевой и учебной техники. В каждом разделе присутствовал виртуальный кинотеатр с тематическим видеоконтентом.

Перспективной идеей виртуализации музеев является создание всеобъемлющей музейно-информационной платформы ДОСААФ, своеобразной «метавселенной».С этой целью были созданы переходы из смоделированного музейного пространства в панорамные локации,отснятые в региональных учебных центрах ДОСААФ и музеях сходной тематики.

Это позволило получить информационный и обучающий контент в антуражных интерьерах виртуального музея, привлечь посетителя к участию в виртуальных викторинах и совершенствовать свое военно-техническое мастерство в виртуальных обучающих соревнованиях, таких как:

- стрелковая подготовка ‒ сборка-разборка автоматического оружия (с начислением баллов участникам);

- автомотоспорт ‒ прохождение спортивных трасс с присвоением призовых мест;

- поединки в силовых единоборствах ‒ схватки с начислением призовых баллов;

- парашютный спорт ‒ выполнение прыжковых нормативов –с подсчетом баллов.

Для закрепления информации, полученной в ходе виртуальной экскурсии, были разработаны интерактивные виртуальные зонына тачскринах с тематическими викторинами. Они могут быть расположены как внутри каждого раздела, так и в финальной части виртуальной экскурсии, участвовать в них могут как индивидуальные посетители, так и группы.

Примером может служить: 3D-модель бомбардировщика «Илья Муромец» в разделе зарождения авиации в России. Модель в подробном, стилизованном ретро графическом исполнении снабжена всплывающими информационными окнами.

Модели самолетов, танков, кораблей, машин и другой техники с приоритетом обучающих образцов для специальностей ДОСААФ являются отличными учебно-игровыми пособиями для разновозрастной аудитории.

В подробной 3D-модели заложен информационный контент, усвоив который, юный посетитель получает определенное количество баллов, если правильно отвечает на размещенные здесь же вопросы виртуальной викторины. В дальнейшем эти баллы позволят подростку участвовать в интерактивных играх этого раздела, например в «Воздушном бое».

 

Выводы

1. Виртуальный музей, расположенный на платформе (сайте) ДОСААФ, позволит объединить сведения по истории оборонной организации в наглядной и близкой детской и подростковой аудитории форме, показать героические подвиги воспитанников ДОСААФ и ее вклад в укрепление обороноспособности страны.

2. Создается уникальная веб-площадка, на которой объединяются виртуальные 3D смоделированные пространства,где размещены фото, видео и информационный контент, а также панорамы реальных помещений, отснятых в формате круговых панорам ‒ музеев, связанных тематически с экспозицией предприятий и учебных центров. Это дает возможность посетителям виртуального музея расширить свои знания по интересующей теме.

3. Одним из важнейших преимуществ музейно-информационной платформы ДОСААФявляютсяее региональныесоставляющие.Ведь, по сути дела, именно то уникальное, что происходит в региональных организациях на местах, ‒ праздники, патриотические мероприятия, создание тематических экспозиций и музеев, – и есть реклама и пропаганда всей деятельности ДОСААФ. Особо важна здесь виртуальная «лента новостей», расположенная в региональном разделе виртуального музея. Через нее и будет осуществляться обмен информацией между регионами, а посетители смогут узнавать интересные новости с мест событий. Этой задаче будет служить и интерактивная карта с ссылками на сайты региональных организаций.

4. Особо важно в дальнейшем развивать игровую основу виртуального музея для привлечения школьной и подростковой аудитории, котораяв игровой форме наилучшим образом усваивает знания и навыки. Для достижения этой целинеобходимо привлекать к сотрудничеству разработчиков игровых платформ.

Например, чтобы получить дополнительную защиту в игре, участник должен правильно ответить на вопросы викторины об устройстве бронежилета и защитного шлема, а также об истории его создания. Чтобы пользоваться различным оружием, правильно и быстро собрать и разобрать его и назвать имя его конструктора, или завести танк, самолёт либо машину, нужно назвать имя создателя и год выпуска.

Но это вопрос глубокой и обширной дальнейшей проработки,требующей работы команды и достаточного финансирования. Такое совершенствование виртуальной музейной платформы в создавшихся современных условиях оказывается весьма актуально (на фоне ухода западных «кровавых» игрушек и «стрелялок» с наших интернет-ресурсов) и показывает необходимость создания отечественных игровых платформ с патриотическим, историческим и обучающим контентом.

Список литературы

1. Вяткина, Ю.Д. Виртуальный музей как PR-средство / Ю. Д. Вяткина // Человек в мире культуры. - 2012. - № 4.

2. Дронова, Н. А. Виртуальный музей как метод обучения школьников и средство патриотического воспитания / Н. А. Дронова// Педагогическое образование в России. - 2020. - № 4. - С. 53-58. - DOI:https://doi.org/10.26170/po20-04-06.

3. Каулен, М.Е. Музеефикация объектов наследия: от предмета до традиции / М. Е. Каулен // Культура российской провинции: век XX-XXI веку. - Калуга, 2000. - С. 200.

4. Поврозник, Н. Г. Виртуальный музей: сохранение и репрезентация историко-культурного наследия / Н. Г. Поврозник // Вестник Пермского университета. Серия: История. - 2015. - Выпуск 4 (31). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnyy-muzey-sohranenie-i-reprezentatsiya-istoriko-kulturnogo-naslediya

5. Суркова К.В. Образование в контексте виртуализации музея / К. В. Суркова // Музейная эпистема. - Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. - С. 300-317.

6. Prado, F. «Archaeologizing» Heritage?:Transcultural Entanglements between Local Social Practices and Global Virtual Realities / Francisco Prado, Monica Juneja.- Heidelberg, New York, 2013. - DOIhttps://doi.org/10.1007/978-3-642-35870-8.

7. VirtualMuseum // Британника. -URL: http://global.britannica.com/topic/virtual-museum (дата обращения: 10.05.2023).

8. Музей Военного Космоса в г. Краснознаменске. URL:https://spaces360.space/krasnoznamensk/

9. Музей ДОСААФ. URL: https://spaces360.space/dosaaf-expo/

Войти или Создать
* Забыли пароль?