Техника покадровой анимации как способ презентации данных
Секция: МЕТОДЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В материале обсуждается представление научных исследований с помощью анимационной техники стоп моушн.

Ключевые слова:
анимация, презентация научных исследований, видеопрезентация. приемы подачи информации, стоп моушн
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В данной статье мы рассмотрим анимацию как одно из средств презентации данных исследований или презентации архитектурного проекта. Анимация дает огромные возможности наглядно представить путь исследования (анализ, данные) как во время научной работы, так и в дальнейшей демонстрации ее результатов для широкой аудитории.

Процесс анимирования (оживления) свойств занимает человечество уже много лет. Древние художники, не обладающие возможностями, как теперь говорят, классической анимации, разрисовывали стены пещер рисунками животных, добавляли к фигурам сразу несколько конечностей, пытаясь таким образом создать впечатление движения. Другой пример–это серии отдельных кадров (раскадровка) охоты древних людей на животных. Это говорит о том, что уже тогда эти простые приемы совмещения фаз и раскадровки помогали людям передавать информацию.

Анимация прошла огромный путь эволюции вместе с развитием человечества и графических способов демонстрации данных (архитектурных проектов) до сегодняшних дней.Стоит упомянуть английского и американского художника и фотографа Эдварда Мейбриджа (1830–1904), который занимался изучением движения животных. Ему удалось в 1877году с помощью установки из 12 фотокамер сделать серию кадров движения лошади. После получения фотографий с фазами движения животных Мейбридж конструирует прибор, который позволяет демонстрировать «движущиеся картинки». Эти и другие эксперименты Мейбриджа стали в дальнейшем толчком к развитию анимации и кинематографа.

Фазы движения в анимации можно легко сравнить со стадиями (этапами) научного исследования. Оно начинается на определенном этапе, затем проходит стадии движения из точки А в точку Б, и эти стадии (фазы) очень важны и важна анимация для демонстрации движения этого исследования. Анимация – средство демонстрации этого пути!

В процессе развития анимации художники и аниматоры стремились максимально приблизить ее по выразительности и реалистичности к кинематографу: движения объектов становились максимально плавными, видимая стадийность и прерывистость в подходе к демонстрации анимации становилась неактуальной. Пока одни художники-аниматоры рассматривали анимацию только в прикладном значении, другие художники, напротив, считали, что анимация может дать новый подход к работе с искусством, с изображением, образом, и все это можно показывать в динамике в сопровождении звука. Такими экспериментами в середине XX века занимался канадский кинорежиссер-мультипликатор Норман Макларен (1914–1987). Ему очень важно было показать образ, фазы движения, свойства, которые оставляют след в памяти. В фильме «Соседи» (1952г.) Норман Макларен сочетает игровые съемки с актерами и технику pixilation, когда живые люди используются в качестве анимируемых предметов и снимаются покадрово. При таком подходе движение сохраняло стадийность, но при этом сохранялась и анимация. Этой техникой позднее будут пользоваться многие режиссеры для создания видеоряда к музыкальным клипам.

Видимые фазы движения в анимации и цикличность определенных фрагментов получили большое распространение при создании всевозможных световых рекламных вывесок и анимированной навигации в городах. Неоновые рекламные вывески 1950–80-х годов, зажигаясь в определенной последовательности своих элементов, давали эффект видимых фаз движения, анимированность свойств привлекала внимание и давала новые ощущения от восприятия информации. Анимированная неоновая реклама в городах своим примером демонстрировала постоянный рост информации, с которой сталкивался человек. Этот увеличивающийся поток данных рисовал образы городов будущего, в которых человека со всех сторон окружает информация, реклама, новости и т. д. Наверное, самым выразительным таким образом стал город будущего в фильме кинорежиссера Ридли Скота «Бегущий по лезвию» (1982г.) – город, в котором вместо стеклянных стен небоскребов на нас смотрят огромные видеоэкраны, демонстрирующие рекламу и информацию. И в этом образ города, предсказанный в фильме 1982 года, уже реализован. Огромный поток визуальной информации требует расшифровки и расстановки акцентов, без которых невозможно вычленять необходимые данные. Лучший подход к созданию таких акцентов – это создание зрительных образов, характера проявления или действия (выполнения какой-то функции). Примером такого подхода в анимации является заставка режиссера Владимира Самсонова с колыбельной песней «Спи, моя радость, усни…», сделанная в 1986 г. для детской программы «Спокойной ночи, малыши». В ней фазы движения рук героини показаны не плавно, а с наложением на предыдущую фазу, которая какое-то время остается видимой. Выявить фазы движения для получения образов можно помощью эффекта мерцания или стробоскопа. Этот прием использует режиссер Джеймс Кэмерон в нескольких сценах в фильме «Титаник».

На сегодняшний день увеличение источников и количество потребляемой информации приводит к формированию у человека «клипового мышления», при котором невозможно долго удерживать концентрацию внимания, занимаясь чтением книг, просмотром фильмов или длинных видеосюжетов. При этом доказано, что 95% информации человек воспринимает, используя зрительные образы, отдавая предпочтение компактным и наглядным мультимедийным форматам. То есть наша основная задача использовать методы передачи данных таким способом, чтобы восприятие этой информации было максимально наглядно и компактно.

Любая видеоинформация состоит из видеоряда – цепочки кадров, сменяющих друг друга за определенную единицу времени. И если частота кадров достаточно велика (от 24 до 30 кадр/с), то человеческий глаз воспринимает смену кадров как единое движущееся изображение, но, если ее уменьшить (12 кадр/с) – появляется эффект ломаного, фазового движения, который применяется в анимации.

Для отображения данных с помощью видеопрезентаций можно использовать разные способы анимации. Одним из ее инструментов является стоп моушн, техника покадровой анимации, при которой сначала объект фиксируют на каждом этапе движения, а в дальнейшем объединяют все полученные фазы в единый видеофайл. При этом такая анимация позволяет демонстрировать развитие линейной последовательности действий, а также процессов, предусматривающих выполнение пошаговых операций. Тот же принцип можно увидеть в любом исследовании, где важно прослеживание движения мысли из точки А в точку Б, то есть при помощи отдельных фаз информация выстраивается в цепочку, демонстрирующую переход одного этапа в другой.

Для наглядной демонстрации результатов своих исследований достаточно использовать лишь несколько анимационных техник. Среди них: коллажная, объектная перекладка и пиксиляция (покадровое движение человека). Создание такой анимации не требует особых навыков и профессионального оборудования – для заднего плана можно использовать любую рабочую поверхность с нейтральным фоном, а для съемки – смартфон и штатив. Подготовка и производство такого контента занимает намного меньше времени, чем при съемке материала для видеопрезентации, при этом видеоряд, созданный в технике стоп моушн будет намного информативнее. Но нужно учитывать, что даже самый динамичный анимационный ролик не должен превышать двух минут.

Сегодня даже при наличии разнообразного программного обеспечения и сложной 3D-анимации техника стоп моушн достаточно востребована в мультипликации, рекламе и презентации данных, которые не всегда удается визуализировать другим способом. Такие (на первый взгляд «рваные») ролики помогают донести идею и объяснить то или иное явление, а в сочетании с текстом, инфографикой и аудио сопровождением поможет расставить акценты и передать большее количество информации.

Войти или Создать
* Забыли пароль?