Эволюция методики преподавания специальных дисциплин на кафедре «Реконструкция и реставрация в архитектуре» МАРХИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена развитию методики преподавания специализации «Реконструкция и реставрация», вопросам модернизации сложившихся типов ВКР и появлению новых.

Ключевые слова:
предпроектные исследования, охранное проектирование, границы и предмет охраны исторического поселения, консервация и реставрация памятников архитектуры
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В 1972 году в МАРХИ была создана кафедра «Реконструкция и реставрация в архитектуре». Однако по прошествии нескольких лет кафедра была реорганизована и открыта фактически заново. Поэтому сегодня мы отмечаем скорее 50-летний юбилей концепции создания в институте кафедры, готовящей специалистовв области реставрации и современного использования объектов культурного наследия, специалистов, способных проектироватьздания и комплексы в историческом окружении. Новый заведующий профессор Ю.В. Ранинский, профессора Л.В.Андреев и С.С. Подъяпольский сформировали оригинальную концепцию кафедры, в основе которой лежало понимание неразрывности двух видов архитектурной деятельности: реставрации и реконструкции. Ими же были написаны теоретические курсы, ставшие основой лекционных дисциплин, читаемых на кафедре и по сей день. Впоследствии курсы лекций профессора Ю.В. Ранинского «Основы сохранения памятников архитектуры в преемственном развитии ансамбля» [3] и «Основные принципы сохранения и использования памятников архитектуры в ансамбле города» [2] были расширены и дополнены профессором А.С. Щенковым, написавшим в 2008 году учебное пособие «Основы реконструкции исторических городов» [5]. В 2013 году Алексей Серафимович выпустил фундаментальный труд «Реконструкция исторических городов» [6]. Заметным событием в профессиональной архитектурной жизни страны стал выход в свет в 1988 году первого в истории России учебника «Реставрация памятников архитектуры» под общей редакцией С.С. Подъяпольского [4].

Надо сказать, что на протяжении всех прошедших десятилетий лекционные курсы постоянно модифицировались и обновлялись, следуя требованиям времени и изменениям в законодательстве. К настоящему времени на кафедре сложилось четыре базовых курса лекций для студентов 4–5 курсов и второго года обучения в магистратуре, это: «Основы охраны объектов культурного наследия» (проф. А.С. Щенков, проф. Г.В. Мудров, доц. И.В. Крымова) – вводный курс для студентов 4-го курса нашей кафедры; «Реставрация объектов культурного наследия» (проф. Г.В. Мудров); «Основы реконструкции исторических городов и преемственного развития ансамбля» (проф. А.С. Щенков); «Историко-культурные исследования и методика охраны объектов культурного наследия» (доц. И.В. Крымова).

Читаемые лекции дополняют семинары свыездами на реставрируемые объекты, где студенты имеют возможность увидеть то, о чем рассказывалось на теоретических занятиях. Особое значение имеют беседы с приглашенными специалистами. Значительная часть подобных выступлений запланирована в рамках вводного курса, в котором мы стремимся дать студентам максимальное представление о специфике их будущей профессиональной деятельности. Среди лекторов – сотрудники Департамента культурного наследия г. Москвы, ведущие специалисты Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, реставраторы памятников советской архитектуры ВДНХ, практикующие археологи. Хочется отдельно отметить лекции известных архитекторов-практиков, многие из которых являются профессорами и доцентами нашей кафедры. Сложно переоценить важность рассказа мастеров своего дела о тонкостях укрепления конструкций, подбора строительных материалов, прокладки инженерных коммуникаций, специфике определения нового функционального назначения памятника, стилистических и композиционных поисках при разработке новых объемов в исторических кварталах и центрах городов.

Также в начале 1980-х, при основании кафедры, были определены базовые подходы к преподаванию специализированных проектных дисциплин, сложились основные требования к разработке и подаче дипломных проектов. Одной из отличительных чертстали большие панорамы, включающие объект проектирования и его окружение. Панорамы эффектно выполнялись в технике акварельной отмывки при непосредственном участии ведущих профессоров. И сегодня мы стараемся поддерживать эту традицию, хотя вместо акварели и кисти используются различные компьютерные программы. Взятая еще при основании кафедры высокая планка профессиональной культуры и художественного вкуса обязывает профессорско-преподавательский коллектив выкладываться в полной мере на каждой студенческой работе.

Необходимо отметить, что за прошедшие 50 лет на нашей кафедре резко увеличилось количество студентов, с 6–8 человек на потоке в начале 1980-х до 40 – в настоящее время. За этот период сменилось несколько поколений педагогов. И если в первые годы на кафедре работало лишь 5 человек, то сегодня численность наставников равняется 22. Всё это свидетельствует об особом внимании руководства института к подготовке специалистов в области охраны культурного наследия.

Проблематика преподавания теории и практики реставрации сегодня рассматривается коллективом кафедры не только в соответствии с отечественным и международным правом, действующим в этой области, но и во взаимосвязи с общекультурными процессами, актуальными для общества в настоящий период времени. Мы исходим из того, что не существует единственно возможное понимание сути реставрации, и соответственно нет незыблемых правил проведения работ на памятниках. Весь этот сложный комплекс вопросов доводится до наших студентов на различных этапах освоения специализации.

В отличие от первых десятилетий существования кафедры, когда разрешалось внедрять специализацию только на старших курсах, сегодня мы активно вводим в задания проектов 3–4 курсов нашу проблематику, предлагая для проектов по тематике «Клуб», «Гараж», «Посёлок», «Дом средней этажности», «Школа», «Музей» участки в историческом окружении, полное или частичное размещение функции в стенах сохранившихся построек, с соответствующим поставленной задаче небольшим комплексом предпроектных исследований.

Конечно, предметом особых забот является поиск и выбор тем для дипломных проектов, особенно уровня «бакалавр». Очевидно стремление руководителей проекта ориентироваться на задания, которые позволили бы в полной мере выявить творческую индивидуальность студента, дать ему возможность продемонстрировать членам Государственной экзаменационной комиссии полученные за время обучения знания. Вместе с тем, мы рассматриваем каждый проект как потенциально важный вклад в дело сохранения многочисленных памятников архитектуры нашей страны. Поиску актуальных тем во многом способствуют сложившиеся хорошие рабочие связи кафедры с Союзом Архитекторов России, Департаментом культурного наследия г. Москвы, ИКОМОС (Россия), ВООПиК, Союзом малых городов России, региональными комитетами и инспекциями охраны объектов культурного наследия Владимирской, Вологодской, Псковской и Тамбовской областей, руководством ведущих музеев страны, музеев-усадеб и музеев-заповедников.Объектами для проектирования выбираются, как правило, памятники, имеющие серьезные утраты деталей декора или значительно перестроенные. Это позволяетв полной мере на конкретном материале показать будущим специалистам то, что мы называем «диалектикой реставрации»: здесь и проблема «подачи» времени, сохранение патины и поздних наслоений, а также действие наиболее важного принципа, принятого в реставрационной практике в соответствии с Венецианской хартией, – «реставрация должна прекращаться там, где начинается гипотеза».Именно поэтому в дипломных проектах, выполняемых на нашей кафедре, особое место уделяется циклу предпроектных исследований, в которые входят архивные изыскания, обмеры, натурные обследования, фотофиксация, функциональный и ландшафтно-визуальный анализы территории, социологический опрос. Подобная работа, проведенная дипломантом, является дополнительной гарантией, что все его проектные предложения будут подчинены прежде всего сохранению локальнойкультуры и конкретного памятника.

Всё большее количество дипломных проектов выполняется по реставрации и приспособлению памятников советской архитектуры.Кафедра уделяет значительное внимание вопросам охраны этой категории памятников. В качестве примера приведем комплексную работу из шести дипломных проектов по реставрации павильонов ВДНХ, защищенную в этом учебном году (общее руководство – проф. Е.В. Полянцев, руководители: проф. Л.В. Лазарева, проф. Г.В. Мудров, доц. И.В. Крымова).

В процессе разработки и уточнения находится модель выпускной квалификационной работы, в которой в равной степени уделяется внимание вопросам реставрации памятников архитектуры, их приспособлению и проектированию новых объектов в историческом окружении. Именно этот тип дипломного проекта мы считаем наиболее перспективным.

В последние годы методологически оформился совершенно новый тип дипломного проекта, который мы назвали «охранное проектирование» (разработка авторов статьи). Основной целью работ этого направления является выявление ценных элементов историко-градостроительной среды, научнообоснованные проекты границ исторических поселений, границ и требований к градостроительным регламентам зон охраны. Отметим, что учебные проекты по направлению «охранное проектирование» пока не имеют аналогов в практике профильных вузов страны. Особой частью этих дипломов является условие подготовки «Белой книги» (идеяпроф. Е.В. Полянцева) исследуемой территории, в которой должен быть представлен весь собранный обширный фактологический материал.Задача книги – выявить рядовые элементы исторической застройки, чаще всего не стоящие под государственной охраной. «Белая книга» разрабатывается студентом в соответствии с утвержденным положением и дизайн-кодом. Каждому сооружению посвящена отдельная страница с адресом, фотографиями, планами и фасадами (если имеются).Эти материалы дополняют панорамные снимки населенного пункта. Кроме научного и практического значения, книги несут в себе мощный эмоциональный заряд и имеют большой общественный резонанс, привлекая внимание местной администрации к проблемам охраны исторического наследия. К настоящему времени на кафедре уже разработано более 20 «Белых книг» исторических поселений в различных регионах РФ.

Подготовка специалистов в области охраны культурного наследия – сложный и многогранный процесс. Очевидно, чтомолодые люди должны обладать глубокими теоретическими знаниями, навыками практической деятельности архитектора-реставратора, умением работать в исторических центрах городов, разбираться в тонкостях проблематики приспособления зданий. Мы также понимаем, что в наибольшей степени это относится к студентам, обучающимся в магистратуре. Именно им важно привить умение решать неординарные задачи, отвечающие вызовам времени. Хорошим подспорьем в формировании подобных навыков является участие в конкурсах.Студенты приобретают практику учета результатовсовместных научных и натурных изысканий в проектных предложениях. В 2021 году,благодаря активной помощи руководства ИКОМОС (Россия), магистры кафедры приняли участие в конкурсе на концепцию развития территории музея-заповедника «Херсонес Таврический», где необходимо было решить проблему разрушения археологического слоя античного города, оказавшегося в настоящее время на линии прибоя. В 2022 году ИКОМОС (Россия) инициировал международный конкурс на концепцию посттравматической реновации исторического центра г.Алеппо (Сирия). Команда магистров нашей кафедры провела самостоятельное дополнительное исследование и уточнила для себя цели и задачи своей конкурсной работы, представив проект временных построек и малых архитектурных форм, обозначающих безопасные коридоры передвижения, фиксирующие места расположения смотровых площадок. В обоих конкурсах команды наших ребят заняли первое место.

Подводя итог, следует выразить надежду, что нашими общими усилиями будет выведена на новый, более высокий уровень система отечественного образования в области охраны культурного наследия, соответствующая требованиям современнойпрактики реставрации, приспособления памятников архитектуры и реконструкции центров исторических городов.

Список литературы

1. Андреев, Л. В. Основы исследования и реконструкции исторического города : Учеб. пособие / Л. В. Андреев. - Москва : МАРХИ, 1983.

2. Ранинский, Ю. В. Основные принципы сохранения и использования памятников архитектуры в ансамбле города : Курс лекций / Ю. В. Ранинский. - Москва : МАРХИ, 1980.

3. Ранинский, Ю. В. Основы сохранения памятников архитектуры в преемственном развитии ансамбля : Курс лекций / Ю. В. Ранинский. - Москва : МАРХИ, 1980.

4. Реставрация памятников архитектуры / С. С. Подъяпольский, Г. Б. Бессонов, Л. А. Беляев, Т. М. Постникова; под общ. ред. С. С. Подъяпольского. - Москва : Стройиздат, 1988.

5. Щенков, А. С. Основы реконструкции исторических городов: Учеб. пособие / А. С. Щенков. - Москва, 2008.

6. Щенков, А. С. Реконструкция исторических городов: учебное пособие. В 2 частях / А. С. Щенков ; Московский архитектурный ин-т (гос. акад.). - Москва : Памятники исторической мысли, 2013. - 419 с.: ил.

Войти или Создать
* Забыли пароль?