студент с 01.01.2020 по настоящее время
Московский Архитектурный Институт (Государственная академия)
с 01.01.2020 по настоящее время Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ББК 85 Искусство. Искусствознание
Процесс формирования Арбатской площади в Москве длится не одно столетие и до сих пор не завершен. В докладе представлены результаты анализа структуры площади и ее ближайшего окружения, показан хаотичный характер ее преобразований в XX в. На основе объемно-пространственной модели-реконструкции выявлено значение утраченной церкви Бориса и Глеба как градостроительной доминанты, историческая роль которой должна учитываться при разработке проектов, направленных на возвращение Арбатской площади роли важного общественного пространства Москвы.
Арбатская площадь, церковь св. Бориса и Глеба, Карл Бланк, историческая застройка, общественный центр, градостроительная роль
Арбатская площадь – одна из наиболее подверженных изменениям в XX столетии площадей Москвы. Многочисленные преобразования радикально меняли ее пространство и ближайшее окружение, которые сложились в основном в период второй половины XVIII – начала XX века. В результате сносов и расчистки места для нового строительства, начатых еще в 1920–1930-х годах, менялись очертания границ площади, а ее фронт стали формировать постройки разных исторических эпох, которые не воспринимаются как единое целое и не организуют внятного пространства. Данный участок перестал соответствовать понятию площадь и был превращен в транспортную развязку из-за проложенного здесь туннеля.
Попытки преодоления тенденции «расползания» площади наблюдаются на протяжении почти всего XX века, они связаны с разработкой крупных градостроительных идей, предполагавших существенное разрушение исторической ткани (проект К. С. Мельникова 1920-х годов, генеральный план Москвы 1935 года, проекты реконструкции площади 1960–1970-х годов). Эти предложения затрагивали преимущественно северную часть нынешней площади, представлявшую собой целый квартал со сложившейся сетью переулков и церковью Бориса и Глеба, построенной по проекту К. И. Бланка в 1764–1768 годах. Благодаря своему масштабу и объемно-пространственной композиции храм с момента строительства занимал доминирующее положение, оказывая определяющее влияние на организацию пространства не только квартала, в котором он стоял, но и Арбатской площади в целом, что является продолжением традиции формирования пространства в средневековом русском городе [1, с. 14-23, 47]. Роль доминанты сохранялась за ним вплоть до начала преобразований в XX веке.
В докладе представлены результаты анализа объемно-пространственной композиции церкви, охарактеризованы ее стилистические особенности как памятника позднего барокко. Построена объемная модель, на основе которой выявлена градостроительная роль храма, реконструированы утраченные видовые точки, показывающие характер взаимодействия сооружения с окружающей застройкой. В связи с чем сделан вывод о важности анализа истории преобразований Арбатской площади и акцентирования внимания на роли церкви Бориса и Глеба как доминанты при разработке проектов, направленных на возвращение площади роли общественного пространства.
1. Беккер, А. Ю. Современная городская среда и архитектурное наследие / А. Ю. Беккер, А. С. Щенков. – Москва : Стройиздат, 1986.
2. Грабарь, И. Э. Русская архитектура первой половины XVIII века / И. Э. Грабарь. – Москва : Издательство академии наук СССР, 1954.
3. Градостроительство Москвы. 90-е годы XX века / [О. А. Баевский и др.]; под ред. А. В. Кузьмина. – Москва : Московские учебники и Картолитография, 2001.
4. Каждан, Т. П. Реминисценции барокко в творчестве К. И. Бланка второй половины XVIII века / Т. П. Каждан // Барокко в России. – Москва, 1994. – С. 209–217.
5. Крашенинников, А. Ф. Зодчие Москвы времени классицизма (1700–1820-е годы) / А. Ф. Крашенинников. – Москва : Прогресс-Традиция. 2004.
6. Памятники архитектуры Москвы: Белый город / под ред. Г. В. Макаревича. – Москва : Искусство, 1989.
7. Ревзин, В. А. Вокруг Арбатской площади / В. А. Ревзина // Архитектура и строительство Москвы. – Москва, 2007. – С. 29-34.
8. Седов, Вл. В. Екатерининское барокко, или Барочетто в Москве / Вл. В. Седов // Проект Классика. – 2003. – № VI. – С. 145–151.
9. Сытин, П. В. Из истории московских улиц / П. В. Сытин. – Москва : Московский рабочий, 1948.
10. Хасиева, С. А. Архитектура городской среды / С. А. Хасиева. – Москва : Стройиздат, 2001.