student from 01.01.2020 until now
Moscow Architectural Institute (State Academy)
from 01.01.2020 until now Moscow, Moscow, Russian Federation
85
The process of forming Arbat Square in Moscow has been going on for more than a century and has not yet been completed. The report presents the results of the analysis of the structure of the square and it’s environment and shows the chaotic nature of its transformations in the XX century. Based on the three-dimensional reconstruction model, the significance of the lost church of St. Boris and Gleb as an urban planning dominant has been revealed, the historical role of which should be taken into account when developing projects aimed at returning Arbat Square to the role of an important public space in Moscow.
Arbat Square, the Church of St. Boris and Gleb, historical buildings, community center, urban planning role
Арбатская площадь – одна из наиболее подверженных изменениям в XX столетии площадей Москвы. Многочисленные преобразования радикально меняли ее пространство и ближайшее окружение, которые сложились в основном в период второй половины XVIII – начала XX века. В результате сносов и расчистки места для нового строительства, начатых еще в 1920–1930-х годах, менялись очертания границ площади, а ее фронт стали формировать постройки разных исторических эпох, которые не воспринимаются как единое целое и не организуют внятного пространства. Данный участок перестал соответствовать понятию площадь и был превращен в транспортную развязку из-за проложенного здесь туннеля.
Попытки преодоления тенденции «расползания» площади наблюдаются на протяжении почти всего XX века, они связаны с разработкой крупных градостроительных идей, предполагавших существенное разрушение исторической ткани (проект К. С. Мельникова 1920-х годов, генеральный план Москвы 1935 года, проекты реконструкции площади 1960–1970-х годов). Эти предложения затрагивали преимущественно северную часть нынешней площади, представлявшую собой целый квартал со сложившейся сетью переулков и церковью Бориса и Глеба, построенной по проекту К. И. Бланка в 1764–1768 годах. Благодаря своему масштабу и объемно-пространственной композиции храм с момента строительства занимал доминирующее положение, оказывая определяющее влияние на организацию пространства не только квартала, в котором он стоял, но и Арбатской площади в целом, что является продолжением традиции формирования пространства в средневековом русском городе [1, с. 14-23, 47]. Роль доминанты сохранялась за ним вплоть до начала преобразований в XX веке.
В докладе представлены результаты анализа объемно-пространственной композиции церкви, охарактеризованы ее стилистические особенности как памятника позднего барокко. Построена объемная модель, на основе которой выявлена градостроительная роль храма, реконструированы утраченные видовые точки, показывающие характер взаимодействия сооружения с окружающей застройкой. В связи с чем сделан вывод о важности анализа истории преобразований Арбатской площади и акцентирования внимания на роли церкви Бориса и Глеба как доминанты при разработке проектов, направленных на возвращение площади роли общественного пространства.
1. Bekker, A. Yu. Sovremennaya gorodskaya sreda i arhitekturnoe nasledie / A. Yu. Bekker, A. S. Schenkov. – Moskva : Stroyizdat, 1986.
2. Grabar', I. E. Russkaya arhitektura pervoy poloviny XVIII veka / I. E. Grabar'. – Moskva : Izdatel'stvo akademii nauk SSSR, 1954.
3. Gradostroitel'stvo Moskvy. 90-e gody XX veka / [O. A. Baevskiy i dr.]; pod red. A. V. Kuz'mina. – Moskva : Moskovskie uchebniki i Kartolitografiya, 2001.
4. Kazhdan, T. P. Reminiscencii barokko v tvorchestve K. I. Blanka vtoroy poloviny XVIII veka / T. P. Kazhdan // Barokko v Rossii. – Moskva, 1994. – S. 209–217.
5. Krasheninnikov, A. F. Zodchie Moskvy vremeni klassicizma (1700–1820-e gody) / A. F. Krasheninnikov. – Moskva : Progress-Tradiciya. 2004.
6. Pamyatniki arhitektury Moskvy: Belyy gorod / pod red. G. V. Makarevicha. – Moskva : Iskusstvo, 1989.
7. Revzin, V. A. Vokrug Arbatskoy ploschadi / V. A. Revzina // Arhitektura i stroitel'stvo Moskvy. – Moskva, 2007. – S. 29-34.
8. Sedov, Vl. V. Ekaterininskoe barokko, ili Barochetto v Moskve / Vl. V. Sedov // Proekt Klassika. – 2003. – № VI. – S. 145–151.
9. Sytin, P. V. Iz istorii moskovskih ulic / P. V. Sytin. – Moskva : Moskovskiy rabochiy, 1948.
10. Hasieva, S. A. Arhitektura gorodskoy sredy / S. A. Hasieva. – Moskva : Stroyizdat, 2001.