аспирант с 01.01.2023 по настоящее время
Пенза, Пензенская область, Россия
сотрудник
ББК 85 Искусство. Искусствознание
Статья посвящена проблеме развития городов и систем расселения, которая связана с формированием городских общественных пространств. Анализируются социальные закономерности формирования и принципы организации общественных пространств в контексте исторического развития городов. Для корректного определения приоритетных направлений в формировании и трансформации общественных пространств на современном этапе особое значение имеет возрастная дифференциация населения.
система общественных пространств, городское поселение, окружающая среда, возрастная дифференциация
Тема настоящего исследования посвящена проблемеразвития крупных городов, принципам формирования и трансформации общественных пространств в системе городских субцентров.
Пространство является основой окружающего мира для человека. Состояние этого пространства играет важную роль в формировании качествасреды жизни на различных уровнях – геоурбанистическом, градостроительном и архитектурном. Особенно важно влияние пространства на формирование градостроительной среды общественных зон.
Архитектурно-градостроительные аспекты общественных пространств охватывают разнообразные объекты и явления, природные и техногенные, которые непрерывно взаимодействуют с людьми, находящимися на улицах города. Эти взаимодействия могут быть как физическими, так и эмоциональными, создавая условия для различных видов активности человека.
Формирование систем общественных пространств происходит под влиянием множества факторов. В первую очередь, это социальные факторы, одним из которых является возрастная дифференциация населения [1, 9]. Данный фактор необходимо учитывать для корректногоопределения приоритетных направлений формирования и трансформации общественных пространств на современном этапе.
Для исследования данной проблемы следует уточнить некоторые понятия и определения.
Под общественным пространством городов будем понимать пространственную систему, предназначенную для общественной жизни, создающую условия для различных форм общения населения [3, 10]. Обозначим сепарацию и дифференциацию как отделение одного от другого, разделение. Она может быть добровольной и вынужденной. Примером добровольной дифференциации населения на территории города может служить ВИП-комьюнити (Америка). Примерами вынужденной дифференциациинаселения на разных уровнях являются следующие виды:
- уровень макродифференциации представляют гетто, резервация;
- уровень мезодифференциации представляют обособленные, закрытые места города;
- уровень микродифференциации представляют раздельные общественные места городских районов и пространственная среда для передвижения.
Далее следует рассмотреть структуру населения по возрастным группам. Обычно выделяют три основные категории: дети (в возрасте от 0 до 14 лет), взрослые (в возрасте от 15 до 64 лет) и пожилые люди (в возрасте 65 лет и старше).В основной группе «взрослые» можно выделить особую подгруппу – молодежь (14–30 лет). В структуре населения мирана сегоднядоля детей составляет 26%, взрослых – 65%, пожилых – 9%. В структуре населения России на начало 2023 года картина несколько иная: детей – 17,7%, взрослых – 66,5 %, пожилых – 15,8 % (рис. 1).
Город – это огромная самоорганизующаяся система.Различным возрастным группам часто бывает сложно находить общий язык и взаимопонимание, ведь для этого необходима взаимная ответственность. Динамика разделения или дифференциации усиливается, однако города заинтересованы в формировании единого городского сообщества. Существует множество проблем, связанных с городской жизнью, которые требуют взаимодействия граждан как между собой, так и между гражданами и властью. Например, каждый человек заинтересован в нормальном функционировании транспортной системы, социальных услугах и благоприятной городской экологии. В современных городах можно наблюдать как дифференциацию, обеспечивающую личный комфорт людей, так и публичное пространство, способствующее социализации, совместной жизни и принятию совместных решений.
Один из способов преодоления последствий дифференциации – развитие общественных пространств в городах, где различные группы населения могли бы встречаться, взаимодействовать и добровольно отделяться.
В рамках возрастной дифференциации необходимо учитывать потребности каждой возрастной группы, разрабатывать соответствующие программы и мероприятия для улучшения условий пространственного взаимодействия как внутри каждой возрастной группы, так и для стимулирования их взаимного общения.
Рассмотрим группу «пожилые люди» и подгруппу «молодежь», обе они являются пограничными для группы «взрослые», их сегрегация сегодня наиболее выражена.
Пожилые люди
Как сообщает Минздрав России, в стране в 2023 году насчитывалось 34,5 миллиона человек (23,5 % от общего количества населения) старше 60 лет. С увеличением доли пожилых людей в городах становится все более актуальной задача обустройства городских общественных пространств с учетом потребностей и комфорта старшего поколения. Очень важно создавать среды, которые будут удобны, безопасны и доступны для него [2].
В документе ВОЗ 2007 года под названием "Глобальные города, благоприятные для пожилых людей — Руководство", было выделено восемь основных направлений, которые требуют изменения в городской среде. Назовем эти направления:
- Развитие общественных пространств и зданий, доступных для всех.
- Развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры.
- Адаптация жилых зданий с учетом потребностей и комфорта жильцов.
- Поддержка активного участия пожилых людей в общественной жизни.
- Создание условий для уважения и социальной интеграции граждан.
- Способствование гражданскому участию и занятости.
- Создание условий для доступности коммуникаций и информации.
- Обеспечение доступа к общественной поддержке и медицинским услугам.
Городская среда должна поощрять физическую активность пожилых людей. С учетом потребностей пожилых граждан была разработана концепция «Активный город». Этот подход предполагает создание окружения, инфраструктуры и услуг, которые будут доступны и удобны для всех горожан, включая пожилых людей. Такой подход позволит предоставить пожилым людям возможность участвовать в различных социальных, культурных, религиозных, политических и общественных мероприятиях [8].
Основные аспекты «Города, дружественного к пожилым людям» следующие:
1) физическая обстановка (конкретные характеристики дизайна, способствующие улучшению уровня комфорта и безопасности на улицах, в зданиях и других элементах окружающей среды);
2) социальные аспекты физической окружающей среды (пешеходная доступность, безопасность, инклюзивность, борьба с преступностью и экологические аспекты).
В результате исследования были выявлены предпочтения горожан старше 65 лет относительно организации пешеходных пространств (рис. 2):
- При планировании городской среды необходимо учитывать не только создание удобных и безопасных для пешеходов маршрутов, но и учесть различные перепады высот.
- Особенно важно обеспечить достаточную ширину тротуаров впериоды пиковой нагрузки, когда скорость передвижения пожилых людей может не соответствовать общей скорости движения пешеходов. Необходимо избегать скоплений людей с позиции как физического, так и психологического комфорта.
- Одной из основных проблем является отсутствие разделительных элементов между тротуаром и велодорожкой, что может привести к опасным ситуациям, когда электросамокаты, велосипеды и мопеды движутся в зоне для пешеходов.
Развитие городских общественных пространств, адаптированных к потребностям пожилых людей, не только повысит качество жизни старшего поколения, но и способствует формированию более инклюзивной и дружественной городской среды для всех горожан. Создание таких пространств – это инвестиции в будущее города, которые сделают его более удобным и пригодным для жизни различных возрастных категорий.
Молодежь
Молодые люди – это ключевая часть городской общественности, и обустройство городских пространств с учетом их потребностей имеет большое значение. Создание привлекательных и функциональных общественных мест способствует развитию молодежной культуры, активной жизни и социальной интеграции.
Для обустройства городских общественных пространств для молодежи важно создать места, где они могут встречаться, общаться, проводить свободное время и заниматься спортом. Развитие уличной культуры, установка скейт-парков, спортивных площадок, зон для уличных выступлений и музыкальных событий – это все способы привлечь молодежь и сделать городскую среду более дружественной и привлекательной [7].
Поддержка молодежных инициатив, проведение культурных мероприятий и фестивалей, создание мест для креативных и творческих проектов стимулирует активную жизнь молодежи и способствуетее развитию. Городские пространства должны быть не только функциональными, но и вдохновляющими, чтобы молодежь могла выразить свои идеи, таланты и стремления через участие в городской культуре и жизни.
Особая проблема – выделение и организацияобщественного пространства для молодежи. Молодежные пространства выделяются в городах как точки роста. Молодежные пространства, коворкинги и другие активности появляются во многих городах. Существуют молодежные пространства открытого и закрытого типа (рис. 3); примеры таких пространств можно увидеть в Воронеже, Нижнем Новгороде, Пензе [4-6].
Таким образом, нами были выявлены следующие принципы формирования и трансформации общественных пространств.
- Человек не приобретает статус горожанина автоматически, этот статус обретается через определенные действия и процессы. Он начинает как потребитель, а должен стать участником трансформационных процессов. Необходимо соучастие, формирование активного и зрелого гражданского общества.
- Пространственные решения должны предусматривать запросы каждой возрастной группы в отношении комфортной среды городов. Учитывать следует как требования отдельной дифференцированной группы, так и общие.
- Необходим баланс авторитарных и демократических методов управления развитием территории города. В России власть пока не научилась понимать мнение общества, однако она уже способна прислушиваться к советам профессионалов в области градостроительства и социологии, которые внимательно слушают и изучают настроения в обществе.
1. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. – Москва : Знание, 1995.
2. Курбатов, Ю. И. Архитектурные формы и природный ландшафт: композиционные связи / Ю. И. Курбатов. – Ленинград : Изд-во Ленинградского ун-та, 1988.
3. Масталерж, Н. А. Формирование концепции общественного пространства как структурного элемента городской среды / Н. А. Масталерж // Архитектон: известия вузов. – 2013. – № 43. – URL: http://archvuz.ru/2013_3/6(дата обращения 29.12.2014).
4. Молодежное пространство «Молодой Нижний» // Точки притяжения: проект. – URL: https://точки-притяжения.рф/spaces/e19295f8-441d-433e-951f-63452a9b2583 (дата обращения 08.03.2024)
5. Молодежное пространство «ПРОСТО» // Администрация Санкт-Петербурга: официальный сайт. – URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/kpmp/molodyozhnoe-prostranstvo-prosto/ (дата обращения 08.03.2024)
6. Молодежный парк «НЕ УЧЕБА» // ВКонтакте: социальная сеть. – URL: https://vk.com/ne_ucheba (дата обращения 08.03.2024)
7. Полякова, Н. В. Общественные пространства города глазами молодежи (на примере г. Иркутска) / Н. В. Полякова, В. В. Поляков, Т. В. Ча-Ин-Дай, Я. К. Белоброва // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VIII Международной научно-практической конференции. В 2 т. Т. 1. – Изд-во Уральского университета, 2022. – С. 432-436. – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/116611/1/978-5-7996-3498-8_2022_097.pdf (дата обращения 07.03.2024).
8. Садвокасова, Г. К. Предпосылки формирования всевозрастной среды современных городов, ориентированных на пожилых людей / Г. К. Садвокксова, А. А. Кенжегалиева // Молодой ученый. – 2021. – № 50 (392). – С. 62-66.
9. Социальное пространство современного города / под. ред. Г. Б. Кораблевой, А. В. Меренкова. — Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун-та, 2015.
10. Филимонова, О. Ф. Жизненное пространство города: концептуальные основания и ментальные структуры: автореф. дис. … доктора филос. наук: 09.00.11 / Филимонова Ольга Федоровна; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. – Саратов, 2004.