Воинские храмы как центры духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи
Секция: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе обосновывается необходимость возведения и восстановления воинских храмов, для возрождения и поддержания патриотического духа военнослужащих Российской армии. Приводятся примеры утраченных, восстановленных и современных архитектурных сооружений.

Ключевые слова:
патриотизм, исторические памятники, воинские храмы, православие, воссоздание храмов
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Связь русских воинов с православием является неотъемлемой частью историко-культурного развития России. Под влиянием православия формировался не только воинский этический кодекс, но и система ценностей, основанная на вере в Бога, патриотизме и национальных культурных принципах.

Русский воин, в походах или в мирное время, всегда был тесно связан с верой и храмом. Воинские храмы стали символами великих побед и памяти о павших героях. Сегодня они играют важную роль, являясь местами, где военнослужащие могут получить и духовное окормление и поддержку.

Создание и восстановление воинских храмов в России и странах СНГ стало важной задачей с начала XXI века. Это позволяет обеспечить духовные потребности военнослужащих. Однако в период богоборческих гонений было утрачено множество храмов, включая воинские святыни. Но с началом XXI века начался процесс их воссоздания. Это стало символом возрождения духовности и памяти о славных традициях русского воинства.

Один из примеров такой потери ценного культурного наследия — история церкви, посвященной святому мученику Миронию, в Санкт-Петербурге (рис. 1). Эта церковь была построена в честь подвига лейб-гвардии Егерского полка в битве под Кульмом в 1813 году. Император Николай I приказал отмечать этот день как полковой праздник и построить церковь на месте расположения полка. Зодчий К. А. Тон разработал проект храма в неорусском стиле. Строительство началось в 1849 году и завершилось в 1855 году. Однако марте 1930 года церковь была закрыта. В 1934 году храм был уничтожен. Эта история является примером того, как идеологические изменения и разрушение национальных ценностей, связанных с верой и историческими наследием, могут привести к потере ценного культурного кода.

Храм лейб-гвардии Конного полка в Санкт-Петербурге был построен по проекту К. А. Тона в 1844–1849 годах в русско-византийском стиле. Его архитектурное решение с пятью шатрами было революционным для своего времени и послужило примером для многих последующих храмов. После возведения этого храма началась мода на многошатровые сооружения, которые можно было увидеть в различных городах и поселках империи. В 1929 году церковь была разрушена из-за развития сети общественного транспорта. Это прискорбный пример утраты ценного культурного наследия из-за коммерческих или инфраструктурных интересов, игнорирующих историческую ценность и культурное значение таких памятников.

В период с 1837 по 1842 год архитектор Константин Тон возвел великолепный пятиглавый храм в стиле византийской архитектуры, который принадлежал лейб-гвардии Семеновскому полку. Этот каменный храм, расположенный напротив Царскосельского вокзала, заменил старую деревянную церковь полка, построенную еще при императрице Елизавете Петровне. Однако в 1933 году храм был разрушен. В настоящее время на месте этого исторического храма стоит памятный знак. Эта трагическая утрата представляет собой еще один пример разрушения ценного культурного наследия в угоду другим интересам, игнорирующим историческую и культурную ценность таких зданий.

Храм Захарии и Елизаветы, построенный в 1753 году, стал полковой церковью для воинов Кавалергардского полка (рис. 2). В конце XIX века архитектор Л. Н. Бенуа разработал проект церкви в стиле барокко, изменяя даже план здания, который приобрел форму греческого креста. С начала 1920-х годов церковь стала центром обновленчества, но в 1935 году она была закрыта по решению Ленсовета. Позже здание было переделано под спортзал и в 1948 году полностью снесено, уступив место корпусу Военного инженерно-технического университета.

Сергиевский всей артиллерии собор был построен в 1796–1800 годах по проекту архитектора Ф. И. Демерцова на месте более раннего храма, построенного И. Я. Шумахером в 1746 году. Храм был закрыт и разобран в 1932 году. Несущие стены здания были использованы при возведении административного здания ОГПУ-НКВД. Как мы видим, такие примеры разрушения храмовых зданий, имеющих историческое и духовное наследие, являются частью сложной истории изменений в градостроительстве Петербурга.

Среди действующих храмов можно выделить Спасо-Преображенский всей гвардии собор. Исходный Преображенский храм был основан в 1743 году по проекту архитектора М. Г. Земцова, но из-за его смерти строительство было завершено под руководством П. А. Трезини, который внес изменения в первоначальный проект. В 1754 году храм был освящен. В 1825 году произошел пожар во время ремонта кровли, который уничтожил собор, оставив лишь стены. Итоговый проект разработал архитектор В. П. Стасов и к 1829 году возвел новое здание в стиле позднего классицизма. Этот храм является символом истории и традиций гвардейских частей, сохраняя свое духовное значение до сегодняшних дней.

Свято-Покровский собор, построенный в период с 1905 по 1915 год по проекту архитектора Н. Прозорова, был задуман как памятник воинам Гродненского гарнизона, погибшим в русско-японской войне 1904-1905 годов. Прообразом храма является церковь Каспийского пехотного полка. Проект разрабатывался архитектором Н. Прозоровым. Несмотря на трудные времена, богослужения в храме продолжались даже в период фашистской оккупации и антирелигиозного террора.

В настоящее время в нескольких городах России началась реконструкция и восстановление воинских храмов, построенных до 1917 года. Один из таких храмов — Вознесенский собор в Новочеркасске. Строительство деревянного храма началось 18 мая 1805 года. В 1811 году рядом с временным храмом начали строительство каменного собора по проекту архитектора Русско. Из-за возникших проблем с конструкциями процесс строительства постоянно приостанавливался. После ухода А. И. Русско, разработкой проекта занимался К. А. Тон. Однако итоговая стоимость строительства не устроила Государя Императора, из-за чего проект так и не был реализован. В течение многих лет собор проходил различные ремонты и модернизации, включая строительство колокольни и замену опорных столбов. В 1891 году началось возведение третьего варианта собора по проекту архитектора А. А. Ященко (рис. 3). Завершилось же оно в 1900 году, а с 1902 года начались работы по украшению и декорированию здания. Храм был освящен и открыт 6 мая 1905 года, но уже в 1934 году он был закрыт и использовался как склад. Во время немецкой оккупации в 1942 году он был открыт снова для церковных служб. После войны в соборе размещался продуктовый склад, а с 1986 года архимандрит Модест начал процесс реставрации и восстановления собора. К 2005 году успешно работы успешно завершились.

В Санкт-Петербурге находится Троицкий собор лейб-гвардии Измайловского полка, построенный по проекту архитектора В. П. Стасова. Этот собор имеет богатую историю, начиная с деревянного храма, заложенного в Измайловской слободе во времена правления Елизаветы Петровны. В 1756 году строительство было завершено. После наводнения 1824 года здание собора было серьезно повреждено. Восстановление заняло одиннадцать лет. В 1938 году собор закрылся. Собор вернули верующим лишь в 1990 году. В 2006 году в ходе ремонтных работ произошел пожар, который уничтожил главный купол и причинил значительный ущерб боковым барабанам. Несмотря на это, к настоящему времени собор восстановлен.

В различных регионах России активно ведется строительство новых храмов, что подчеркивает важность религиозных сооружений в обществе. Примером таких усилий является возведение храма Ильи Пророка в поселке Неверково Борисоглебского района Ярославской области при учебном центре Пограничных войск ФСБ России. В парке «Патриот» Одинцовского района был возведен Собор Воскресения Христова — главный храм Вооруженных Сил России. Также в Сокольниках воссоздан воинский храм Благовещения Пресвятой Богородицы, который ныне является главным храмом ВДВ РФ. Помимо этого, были восстановлены типовые воинские храмы в различных городах, таких как Воронеж, Тверь, Псков и даже за пределами России — в Узбекистане (город Самарканд), где был восстановлен собор Алексия, митрополита Московского. Эти новые и восстановленные храмы не только служат местами поклонения и духовного общения, но также являются символами истории, культуры и единства для верующих и граждан страны.

Воинские храмы играют важную роль в жизни общества. Они являются не только местами поклонения, но и символами памяти о героях, отдавших свои жизни за Родину. В храмах люди находят духовную поддержку и утешение в трудные моменты. Религиозные обряды и службы помогают укрепить моральные основы военной службы и сплачивают людей вокруг общих ценностей патриотизма и веры. Эти святыни также служат местом единства и солидарности. Они объединяют верующих в общность, основанную на уважении к героизму и самопожертвованию. Воинские храмы напоминают нам о высоких ценностях мужества, долга перед Отечеством и готовности жертвовать ради других. Таким образом, воинские храмы несут в себе глубокий смысл. Они отражают важные аспекты патриотизма, духовности и единства. Воинские храмы являются неотъемлемой частью культурного наследия, напоминая нам о важности бережного отношения к истории, духовным ценностям и традициям.

Список литературы

1. Антонов, В. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга-Ленинграда. Каталог выставки / В. В. Антонов, А. В. Кобак. — Ленинград: Художник РСФСР, 1988.

2. Лапин, В. В. Военная столица Российской империи. Фотография конца XIX — начала XX в. / В. В. Лапин. — Санкт-Петербург : Лики России, 2008.

3. Шавельский, Г. И. Русская Церковь перед Революцией / протопресвитер Георгий (Шавельский). — Москва : Артос-медиа, 2005.

4. Шульц, С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность / С. Шульц. — Санкт-Петербург : Глаголъ, 1994.

Войти или Создать
* Забыли пароль?