Military churches as centres of spiritual, moral and patriotic education of youth
Section: PRACTICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper argues for the need to construct and restore military churches, in order to revive and maintain the patriotic spirit among servicemen in the Russian army. It provides examples of lost, restored, and modern architectural structures.

Keywords:
patriotism, historical monuments, military churches, orthodoxy, restoration of churches
Text
Text (PDF): Read Download

Связь русских воинов с православием является неотъемлемой частью историко-культурного развития России. Под влиянием православия формировался не только воинский этический кодекс, но и система ценностей, основанная на вере в Бога, патриотизме и национальных культурных принципах.

Русский воин, в походах или в мирное время, всегда был тесно связан с верой и храмом. Воинские храмы стали символами великих побед и памяти о павших героях. Сегодня они играют важную роль, являясь местами, где военнослужащие могут получить и духовное окормление и поддержку.

Создание и восстановление воинских храмов в России и странах СНГ стало важной задачей с начала XXI века. Это позволяет обеспечить духовные потребности военнослужащих. Однако в период богоборческих гонений было утрачено множество храмов, включая воинские святыни. Но с началом XXI века начался процесс их воссоздания. Это стало символом возрождения духовности и памяти о славных традициях русского воинства.

Один из примеров такой потери ценного культурного наследия — история церкви, посвященной святому мученику Миронию, в Санкт-Петербурге (рис. 1). Эта церковь была построена в честь подвига лейб-гвардии Егерского полка в битве под Кульмом в 1813 году. Император Николай I приказал отмечать этот день как полковой праздник и построить церковь на месте расположения полка. Зодчий К. А. Тон разработал проект храма в неорусском стиле. Строительство началось в 1849 году и завершилось в 1855 году. Однако марте 1930 года церковь была закрыта. В 1934 году храм был уничтожен. Эта история является примером того, как идеологические изменения и разрушение национальных ценностей, связанных с верой и историческими наследием, могут привести к потере ценного культурного кода.

Храм лейб-гвардии Конного полка в Санкт-Петербурге был построен по проекту К. А. Тона в 1844–1849 годах в русско-византийском стиле. Его архитектурное решение с пятью шатрами было революционным для своего времени и послужило примером для многих последующих храмов. После возведения этого храма началась мода на многошатровые сооружения, которые можно было увидеть в различных городах и поселках империи. В 1929 году церковь была разрушена из-за развития сети общественного транспорта. Это прискорбный пример утраты ценного культурного наследия из-за коммерческих или инфраструктурных интересов, игнорирующих историческую ценность и культурное значение таких памятников.

В период с 1837 по 1842 год архитектор Константин Тон возвел великолепный пятиглавый храм в стиле византийской архитектуры, который принадлежал лейб-гвардии Семеновскому полку. Этот каменный храм, расположенный напротив Царскосельского вокзала, заменил старую деревянную церковь полка, построенную еще при императрице Елизавете Петровне. Однако в 1933 году храм был разрушен. В настоящее время на месте этого исторического храма стоит памятный знак. Эта трагическая утрата представляет собой еще один пример разрушения ценного культурного наследия в угоду другим интересам, игнорирующим историческую и культурную ценность таких зданий.

Храм Захарии и Елизаветы, построенный в 1753 году, стал полковой церковью для воинов Кавалергардского полка (рис. 2). В конце XIX века архитектор Л. Н. Бенуа разработал проект церкви в стиле барокко, изменяя даже план здания, который приобрел форму греческого креста. С начала 1920-х годов церковь стала центром обновленчества, но в 1935 году она была закрыта по решению Ленсовета. Позже здание было переделано под спортзал и в 1948 году полностью снесено, уступив место корпусу Военного инженерно-технического университета.

Сергиевский всей артиллерии собор был построен в 1796–1800 годах по проекту архитектора Ф. И. Демерцова на месте более раннего храма, построенного И. Я. Шумахером в 1746 году. Храм был закрыт и разобран в 1932 году. Несущие стены здания были использованы при возведении административного здания ОГПУ-НКВД. Как мы видим, такие примеры разрушения храмовых зданий, имеющих историческое и духовное наследие, являются частью сложной истории изменений в градостроительстве Петербурга.

Среди действующих храмов можно выделить Спасо-Преображенский всей гвардии собор. Исходный Преображенский храм был основан в 1743 году по проекту архитектора М. Г. Земцова, но из-за его смерти строительство было завершено под руководством П. А. Трезини, который внес изменения в первоначальный проект. В 1754 году храм был освящен. В 1825 году произошел пожар во время ремонта кровли, который уничтожил собор, оставив лишь стены. Итоговый проект разработал архитектор В. П. Стасов и к 1829 году возвел новое здание в стиле позднего классицизма. Этот храм является символом истории и традиций гвардейских частей, сохраняя свое духовное значение до сегодняшних дней.

Свято-Покровский собор, построенный в период с 1905 по 1915 год по проекту архитектора Н. Прозорова, был задуман как памятник воинам Гродненского гарнизона, погибшим в русско-японской войне 1904-1905 годов. Прообразом храма является церковь Каспийского пехотного полка. Проект разрабатывался архитектором Н. Прозоровым. Несмотря на трудные времена, богослужения в храме продолжались даже в период фашистской оккупации и антирелигиозного террора.

В настоящее время в нескольких городах России началась реконструкция и восстановление воинских храмов, построенных до 1917 года. Один из таких храмов — Вознесенский собор в Новочеркасске. Строительство деревянного храма началось 18 мая 1805 года. В 1811 году рядом с временным храмом начали строительство каменного собора по проекту архитектора Русско. Из-за возникших проблем с конструкциями процесс строительства постоянно приостанавливался. После ухода А. И. Русско, разработкой проекта занимался К. А. Тон. Однако итоговая стоимость строительства не устроила Государя Императора, из-за чего проект так и не был реализован. В течение многих лет собор проходил различные ремонты и модернизации, включая строительство колокольни и замену опорных столбов. В 1891 году началось возведение третьего варианта собора по проекту архитектора А. А. Ященко (рис. 3). Завершилось же оно в 1900 году, а с 1902 года начались работы по украшению и декорированию здания. Храм был освящен и открыт 6 мая 1905 года, но уже в 1934 году он был закрыт и использовался как склад. Во время немецкой оккупации в 1942 году он был открыт снова для церковных служб. После войны в соборе размещался продуктовый склад, а с 1986 года архимандрит Модест начал процесс реставрации и восстановления собора. К 2005 году успешно работы успешно завершились.

В Санкт-Петербурге находится Троицкий собор лейб-гвардии Измайловского полка, построенный по проекту архитектора В. П. Стасова. Этот собор имеет богатую историю, начиная с деревянного храма, заложенного в Измайловской слободе во времена правления Елизаветы Петровны. В 1756 году строительство было завершено. После наводнения 1824 года здание собора было серьезно повреждено. Восстановление заняло одиннадцать лет. В 1938 году собор закрылся. Собор вернули верующим лишь в 1990 году. В 2006 году в ходе ремонтных работ произошел пожар, который уничтожил главный купол и причинил значительный ущерб боковым барабанам. Несмотря на это, к настоящему времени собор восстановлен.

В различных регионах России активно ведется строительство новых храмов, что подчеркивает важность религиозных сооружений в обществе. Примером таких усилий является возведение храма Ильи Пророка в поселке Неверково Борисоглебского района Ярославской области при учебном центре Пограничных войск ФСБ России. В парке «Патриот» Одинцовского района был возведен Собор Воскресения Христова — главный храм Вооруженных Сил России. Также в Сокольниках воссоздан воинский храм Благовещения Пресвятой Богородицы, который ныне является главным храмом ВДВ РФ. Помимо этого, были восстановлены типовые воинские храмы в различных городах, таких как Воронеж, Тверь, Псков и даже за пределами России — в Узбекистане (город Самарканд), где был восстановлен собор Алексия, митрополита Московского. Эти новые и восстановленные храмы не только служат местами поклонения и духовного общения, но также являются символами истории, культуры и единства для верующих и граждан страны.

Воинские храмы играют важную роль в жизни общества. Они являются не только местами поклонения, но и символами памяти о героях, отдавших свои жизни за Родину. В храмах люди находят духовную поддержку и утешение в трудные моменты. Религиозные обряды и службы помогают укрепить моральные основы военной службы и сплачивают людей вокруг общих ценностей патриотизма и веры. Эти святыни также служат местом единства и солидарности. Они объединяют верующих в общность, основанную на уважении к героизму и самопожертвованию. Воинские храмы напоминают нам о высоких ценностях мужества, долга перед Отечеством и готовности жертвовать ради других. Таким образом, воинские храмы несут в себе глубокий смысл. Они отражают важные аспекты патриотизма, духовности и единства. Воинские храмы являются неотъемлемой частью культурного наследия, напоминая нам о важности бережного отношения к истории, духовным ценностям и традициям.

References

1. Antonov, V. V. Utrachennye pamyatniki arhitektury Peterburga-Leningrada. Katalog vystavki / V. V. Antonov, A. V. Kobak. — Leningrad: Hudozhnik RSFSR, 1988.

2. Lapin, V. V. Voennaya stolica Rossiyskoy imperii. Fotografiya konca XIX — nachala XX v. / V. V. Lapin. — Sankt-Peterburg : Liki Rossii, 2008.

3. Shavel'skiy, G. I. Russkaya Cerkov' pered Revolyuciey / protopresviter Georgiy (Shavel'skiy). — Moskva : Artos-media, 2005.

4. Shul'c, S. Hramy Sankt-Peterburga. Istoriya i sovremennost' / S. Shul'c. — Sankt-Peterburg : Glagol', 1994.

Login or Create
* Forgot password?