Профессиограмма современного преподавателя высшей школы
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается роль преподавателя высшей школы как профессионала, соответствующего современным требованиям. От преподавателя высшего учебного заведения зависит качество образовательного процесса и эффективность обучения. Статья описывает наиболее важные аспекты совершенствования мастерства преподавателя высшего учебного заведения.

Ключевые слова:
педагогическая деятельность, педагогическое общение,педагогическое мастерство, личность
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Профессиональная деятельность и личность современного преподавателя высшего учебного заведения в наши дни активно обсуждается. Одни методисты считают, что преподаватель должен учить студентов мыслить творчески и формировать интеллектуальную базу, другие определяют, что преподаватель должен формировать у студентов определенные умения и навыки, необходимые им в будущей профессии.

Составной частью обязанностей преподавателя высшей школы является научно-исследовательская деятельность.

Преподаватель должен обладать педагогическими способностями – организационными, дидактическими, перцептивными, коммуникативными, суггестивными и научно-познавательными.

Универсальные и специальные знания, профессиональный и жизненный опыт, ораторское и актерское мастерство, любовь и уважение к студентам, призвание также являются главными компонентами педагогической профессии.

Качества личности являются важным фактором и выражаются (в зависимости от интересов и идеалов преподавателя, побуждающих его к деятельности) в отношения к ней.

Доброжелательность к студентам и поощрение их творческих исканий, умение находить общий язык с каждым студентом, мудрость и открытость в общении способствуют созданию «ситуации успеха», развитию творческой самостоятельности и формированию успешной личности. Преподаватель должен уметь прощать студентам их ошибки, ведь именно на ошибках и учатся.

Главный смысл деятельности преподавателя заключается в том, чтобы дать студенту возможность пережить радость достижения, познать свои способности, поверить в себя. А чтобы студент поверил в себя, преподаватель сам должен верить в успех своих студентов и вселять в них эту веру.

Задача преподавателя – вырабатывать у студентов положительные эмоции в процессе учения. Разнообразие методов работы, эмоциональность и активность преподавателя и студентов способствуют росту симпатии к преподавателю и вырабатывают устойчивый интерес к предмету, что обеспечивает успешность обучения. Преподаватель должен быть заинтересован в достижениях каждого студента, поощрять высказанные студентами идеи, привлекать их личный опыт при изучении нового материала.

Современная высшая школа требует от преподавателя уверенности в правильности выбора преподавательской профессии. Только преподаватель, любящий и увлеченный своей профессией может привить любовь и увлеченность выбранной профессией своим студентам.

Преподаватель должен владеть современными педагогическими технологиями. Среди них важную роль играют технологии успеха (здоровьесберегающие, коммуникативные, интерактивные технологии и другие).

В современных условиях глобальной медиатизации преподаватель становится участником массовой коммуникации. Выделяют четыре основных типа преподавателей высшей школы: преподаватель – «ученый», преподаватель – «просветитель», преподаватель – «представитель корпорации», преподаватель – «творческая личность».

Преподаватель – «ученый» на своем сайте размещает собственные научные публикации и публикации других исследователей. Сайты такого формата представляют собой специально подготовленную библиотеку, где можно быстро найти необходимую информацию при подготовке к экзаменам, написании статьи или выпускной квалификационной работы.

Преподаватель – «просветитель» делает акцент на просветительской деятельности. Преподаватель социально активен, оперативно реагирует на события в стране и мире. При этом акцент смещен в сторону профессиональных интересов.

Преподаватель – «представитель корпорации» является лицом вуза и его аккаунт в социальных сетях превращается в площадку для презентации и позиционирования высшего учебного заведения. Аккаунты и сайты такого типа бывают персональные и коллективные. Такие медиаплощадки преподавателей и педагогических объединений являются источником информации о форумах, конференциях и профессиональных конкурсах.

Преподаватель – «творческая личность» предполагает наиболее персонализированный формат общения с аудиторией. В этом случае передается не только профессиональная информация, но и раскрывается творческий потенциал преподавателя.

Часто особенности всех четырех типов совмещаются.

Позиционируя преподавателя в качестве участника массовой коммуникации, решается просветительская задача и реализуется информативная функция в профессии. У студента формируются навыки самопрезентации – сайт и аккаунты авторитетного профессионала становятся актуальным и убедительным примером. Посещая сайт и аккаунты преподавателя, студенты обретают новые связи, социализируются и моделируют социальный статус личности.

От уровня профессионализма преподавателя зависит качество образовательного процесса и эффективность обучения будущих специалистов. Повышению уровня профессионального мастерства преподавателя способствуют различные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, мастер-классы и т. д.

Для достижения высокого уровня профессионализма, для оценки своей деятельности и повышения ее эффективности преподаватель должен применять различные методы самоанализа, самооценки и самоконтроля.

Немаловажную роль в повышении уровня профессионализма играет процесс самообразования. Самообразование подразумевает процесс сознательной самостоятельной деятельности с целью совершенствования профессиональных качеств и навыков. Процесс самообразования должен быть неотъемлемой частью деятельности преподавателя и осуществляться систематически и эффективно. Кроме того, преподаватель должен организовать его правильно и продуманно. Для этого необходимо составить свою собственную программу самообразования и самовоспитания. Преподаватель может вести дневник самообразования, в котором отображать цели, задачи, пути и способы развития своих способностей. В самообразовании и самовоспитании немаловажным является чтение художественной литературы, периодических изданий, посещение музеев и театров. Это тоже можно отображать в дневник самообразования и самовоспитания. Благодаря ведению такого дневника преподаватель может прослеживать динамику своего развития и совершенствования своего профессионализма.

Преподаватель высшей школы должен постоянно работать над собой, над своим развитием в плане профессионального уровня и компетенции. Он может совершенствовать свое мастерство не только в профессиональной сфере, но и в области психологии и методики преподавания.

Каждый преподаватель сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

Преподаватель призван содействовать развитию успешных специалистов, поэтому он должен совершенствоваться и личностно расти в первую очередь сам.

Главным приоритетом для современного преподавателя высшей школы должны быть личность студента и его успех в становлении высококвалифицированным специалистом. Здесь важную роль играет личностно-ориентированный подход в обучении.

Основная задача преподавателя вуза – научить студента учиться для постижения будущей профессии и для достижения им успеха в будущем. В данном случае преподаватель должен давать полезные рекомендации студентам, как правильно организовать свою учебную деятельность, чтобы она была успешной, приносила удовлетворение и желаемый результат.

Главная цель преподавателя – мотивировать студента на успех и указать ему правильный путь к успеху. Для этого необходимо вырабатывать у студентов положительные эмоции в процессе учения. Важную роль в процессе обучения играет рефлексия, которая позволяет преподавателю понять, как он воспринимается партнерами но общению, т. е. студентами. В процессе общения студента с преподавателем у них должна возникать потребность в совместной деятельности.

От преподавателя высшей школы зависит не только успех будущего специалиста и учебного заведения, но и развитие государства. Преподаватель создает нацию.

Список литературы

1. Бернс, Р. Развитие Я–концепции и воспитание / Р. Бернс. – Москва : Прогресс, 1986.

2. Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. – Москва; Воронеж : Институт практической психологии; НПО « МОДЭК», 1996.

3. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжников. – Москва : Академия, 2023.

4. Рогов, Е. И. Личность в педагогической деятельности / Е. И. Рогов. – Ростов-на-Дону : Издательство Ростовского государственного педагогического университета, 1994.

Войти или Создать
* Забыли пароль?