employee
Mytischi, Moscow, Russian Federation
The article reveals the role of a higher school teacher as a professional who meets modern requirements. The quality of the educational process and the effectiveness of training depend on the teacher of a higher educational institution. The article describes the most important aspects of improving the skills of a teacher at a higher educational institution.
pedagogical activity, pedagogical communication, pedagogical mastership, personality.
Профессиональная деятельность и личность современного преподавателя высшего учебного заведения в наши дни активно обсуждается. Одни методисты считают, что преподаватель должен учить студентов мыслить творчески и формировать интеллектуальную базу, другие определяют, что преподаватель должен формировать у студентов определенные умения и навыки, необходимые им в будущей профессии.
Составной частью обязанностей преподавателя высшей школы является научно-исследовательская деятельность.
Преподаватель должен обладать педагогическими способностями – организационными, дидактическими, перцептивными, коммуникативными, суггестивными и научно-познавательными.
Универсальные и специальные знания, профессиональный и жизненный опыт, ораторское и актерское мастерство, любовь и уважение к студентам, призвание также являются главными компонентами педагогической профессии.
Качества личности являются важным фактором и выражаются (в зависимости от интересов и идеалов преподавателя, побуждающих его к деятельности) в отношения к ней.
Доброжелательность к студентам и поощрение их творческих исканий, умение находить общий язык с каждым студентом, мудрость и открытость в общении способствуют созданию «ситуации успеха», развитию творческой самостоятельности и формированию успешной личности. Преподаватель должен уметь прощать студентам их ошибки, ведь именно на ошибках и учатся.
Главный смысл деятельности преподавателя заключается в том, чтобы дать студенту возможность пережить радость достижения, познать свои способности, поверить в себя. А чтобы студент поверил в себя, преподаватель сам должен верить в успех своих студентов и вселять в них эту веру.
Задача преподавателя – вырабатывать у студентов положительные эмоции в процессе учения. Разнообразие методов работы, эмоциональность и активность преподавателя и студентов способствуют росту симпатии к преподавателю и вырабатывают устойчивый интерес к предмету, что обеспечивает успешность обучения. Преподаватель должен быть заинтересован в достижениях каждого студента, поощрять высказанные студентами идеи, привлекать их личный опыт при изучении нового материала.
Современная высшая школа требует от преподавателя уверенности в правильности выбора преподавательской профессии. Только преподаватель, любящий и увлеченный своей профессией может привить любовь и увлеченность выбранной профессией своим студентам.
Преподаватель должен владеть современными педагогическими технологиями. Среди них важную роль играют технологии успеха (здоровьесберегающие, коммуникативные, интерактивные технологии и другие).
В современных условиях глобальной медиатизации преподаватель становится участником массовой коммуникации. Выделяют четыре основных типа преподавателей высшей школы: преподаватель – «ученый», преподаватель – «просветитель», преподаватель – «представитель корпорации», преподаватель – «творческая личность».
Преподаватель – «ученый» на своем сайте размещает собственные научные публикации и публикации других исследователей. Сайты такого формата представляют собой специально подготовленную библиотеку, где можно быстро найти необходимую информацию при подготовке к экзаменам, написании статьи или выпускной квалификационной работы.
Преподаватель – «просветитель» делает акцент на просветительской деятельности. Преподаватель социально активен, оперативно реагирует на события в стране и мире. При этом акцент смещен в сторону профессиональных интересов.
Преподаватель – «представитель корпорации» является лицом вуза и его аккаунт в социальных сетях превращается в площадку для презентации и позиционирования высшего учебного заведения. Аккаунты и сайты такого типа бывают персональные и коллективные. Такие медиаплощадки преподавателей и педагогических объединений являются источником информации о форумах, конференциях и профессиональных конкурсах.
Преподаватель – «творческая личность» предполагает наиболее персонализированный формат общения с аудиторией. В этом случае передается не только профессиональная информация, но и раскрывается творческий потенциал преподавателя.
Часто особенности всех четырех типов совмещаются.
Позиционируя преподавателя в качестве участника массовой коммуникации, решается просветительская задача и реализуется информативная функция в профессии. У студента формируются навыки самопрезентации – сайт и аккаунты авторитетного профессионала становятся актуальным и убедительным примером. Посещая сайт и аккаунты преподавателя, студенты обретают новые связи, социализируются и моделируют социальный статус личности.
От уровня профессионализма преподавателя зависит качество образовательного процесса и эффективность обучения будущих специалистов. Повышению уровня профессионального мастерства преподавателя способствуют различные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, мастер-классы и т. д.
Для достижения высокого уровня профессионализма, для оценки своей деятельности и повышения ее эффективности преподаватель должен применять различные методы самоанализа, самооценки и самоконтроля.
Немаловажную роль в повышении уровня профессионализма играет процесс самообразования. Самообразование подразумевает процесс сознательной самостоятельной деятельности с целью совершенствования профессиональных качеств и навыков. Процесс самообразования должен быть неотъемлемой частью деятельности преподавателя и осуществляться систематически и эффективно. Кроме того, преподаватель должен организовать его правильно и продуманно. Для этого необходимо составить свою собственную программу самообразования и самовоспитания. Преподаватель может вести дневник самообразования, в котором отображать цели, задачи, пути и способы развития своих способностей. В самообразовании и самовоспитании немаловажным является чтение художественной литературы, периодических изданий, посещение музеев и театров. Это тоже можно отображать в дневник самообразования и самовоспитания. Благодаря ведению такого дневника преподаватель может прослеживать динамику своего развития и совершенствования своего профессионализма.
Преподаватель высшей школы должен постоянно работать над собой, над своим развитием в плане профессионального уровня и компетенции. Он может совершенствовать свое мастерство не только в профессиональной сфере, но и в области психологии и методики преподавания.
Каждый преподаватель сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.
Преподаватель призван содействовать развитию успешных специалистов, поэтому он должен совершенствоваться и личностно расти в первую очередь сам.
Главным приоритетом для современного преподавателя высшей школы должны быть личность студента и его успех в становлении высококвалифицированным специалистом. Здесь важную роль играет личностно-ориентированный подход в обучении.
Основная задача преподавателя вуза – научить студента учиться для постижения будущей профессии и для достижения им успеха в будущем. В данном случае преподаватель должен давать полезные рекомендации студентам, как правильно организовать свою учебную деятельность, чтобы она была успешной, приносила удовлетворение и желаемый результат.
Главная цель преподавателя – мотивировать студента на успех и указать ему правильный путь к успеху. Для этого необходимо вырабатывать у студентов положительные эмоции в процессе учения. Важную роль в процессе обучения играет рефлексия, которая позволяет преподавателю понять, как он воспринимается партнерами но общению, т. е. студентами. В процессе общения студента с преподавателем у них должна возникать потребность в совместной деятельности.
От преподавателя высшей школы зависит не только успех будущего специалиста и учебного заведения, но и развитие государства. Преподаватель создает нацию.
1. Berns, R. Razvitie Ya–koncepcii i vospitanie / R. Berns. – Moskva : Progress, 1986.
2. Klimov, E. A. Psihologiya professionala / E. A. Klimov. – Moskva; Voronezh : Institut prakticheskoy psihologii; NPO « MODEK», 1996.
3. Pryazhnikov, N. S. Psihologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva / N. S. Pryazhnikov, E. Yu. Pryazhnikov. – Moskva : Akademiya, 2023.
4. Rogov, E. I. Lichnost' v pedagogicheskoy deyatel'nosti / E. I. Rogov. – Rostov-na-Donu : Izdatel'stvo Rostovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 1994.