Процессы, влияющие на организацию гибридных общественных пространств многофункциональных зданий
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рост плотности застройки стимулирует строительство зданий смешанной функции. В статье рассматриваются факторы устойчивого развития и адаптации здания к социальным и климатическим изменениям на временной шкале. Даны наиболее яркие примеры гибридного использования многофункциональных зданий. На основе примеров выделены процессы, влияющие на организацию общественных пространств зданий смешанной функции.

Ключевые слова:
многофункциональное здание, устойчивое развитие, общественное пространство, здание-гибрид, функция, смешанное использование.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

В настоящее время на территории Москвы и других мировых агломераций наблюдаются высокие темпы строительства и растущий спрос на городскую недвижимость. Стоимость городской территории вызывает интерес инвесторов и приводит к увеличению высотности зданий и плотности застройки.

В феврале 2024 года в столице отменено правило предельной высоты и этажности застройки, кроме зон охраны объектов культурного наследия и территорий достопримечательных мест[1], что возможно, приведет к стремлению повсеместно увеличивать высоту проектируемых зданий. Независимо от этого важно сохранять качество обеспечиваемых условий жизни, работы и функционирования города как организма. Рациональное размещение зданий в увязке с транспортным каркасом и формирование общественных центров способствуют дальнейшему развитию района и влияют на рост потенциала использования территории, что является важным критерием устойчивого развития. Высокая плотность городской среды стимулирует строительство общественных зданий и многофункциональных комплексов, приводит к разнообразию функциональной насыщенности. Программная насыщенность здания ускоряет процессы внутри здания, короткие программные связи в здании интенсифицируют взаимодействие; возможность смены функционального назначения позволяет совмещать разные процессы в одном месте.

 

Для более цельной картины устойчивого развития важно рассматривать архитектуру в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Три фактора устойчивого развития предлагают в своей статье [10] архитекторы Софи Пелсмакерс, Йенни Поутанен и Сини Сааримаа:

  1. Экологическая адаптация — это проектирование новых и адаптация существующих зданий к новым климатическим условиям, учет их прочности и приспосабливаемость к изменяющимся условиям климата сейчас и в будущем. Например, защита домов от наводнений или перегрева. Ключом к этому может послужить трансформируемость внутренних и внешних частей здания и инженерная оснащенность.
  2. Пространственная адаптация – физическое изменение или преобразование пространства здания для удовлетворения социальных и общественных нужд, размещения пользователей в течение всего срока службы здания. Наиболее широкое распространение пространственная адаптация приобрела в школах и офисах, но пока мало распространена в проектировании жилых комплексов. Со временем может потребоваться изменение пространства под современные нужды. Пространство может физически трансформироваться в среднесрочной или краткосрочной цикличности, например пристройка к дому. Пространственная адаптивность может также относиться к потенциалу здания для разностороннего или многоцелевого использования, что часто означает многофункциональность или поливалентность.
  3. Адаптивность смешанного использования, или гибридное использование, многофункциональность здания. Разные части здания могут менять свою функцию в зависимости от времени суток, дня недели или сезона года для более экономного использования. Например, в таком гибридном здании жильцы могут использовать по вечерам или в выходные дни помещения, которые в будние дни эксплуатируются как офисы или учебные заведения. Концепция «гибридных» зданий заключается в смешении жилых, рабочих, рекреационных и культурных пространств, подтверждая игру между интимностью частной жизни и открытым характером общественной, а также их обычно различные временные циклы (рис. 1).

Скорость изменений, которые происходят в социокультурной, экономической и экологической сферах, вынуждает проектировать здания с возможностью их трансформации и приспособления к разным условиям в разные временные периоды. Высокие темпы развития современных технологий открывают новые возможности для работы, жизни и отдыха. Возможность вести деятельность на расстоянии, в любом доступном месте, влияет на образ жизни и взаимодействие с жилым и общественным пространством. Все три фактора могут быть объединены в гибридных формах многофункциональных зданий, которые совмещают в одном здании несколько функций и могут использоваться в разное время суток по-разному. Этому должна поспособствовать возможность трансформации пространств с помощью раздвижных, раскладывающихся или расширяющихся перегородок.

 

Определение многофункционального здания мы можем найти в работах А. А. Магая, Н. В. Дубынина, В. С. Беляева [6]. Данный тип здания включает два и более функционально-планировочных компонента, взаимосвязанные друг с другом через помещения общего пользования.

Примеры гибридных форм многофункциональных зданий описываются в каталоге Дж. Фентона [7]. Приводя в пример наиболее удачные здания Америки, Фентон отделяет гибридные здания начала XX века от зданий «смешанного использования» и других многофункциональных структур периода 1950–1980-х годов. Высокая плотность, ограниченная территория, высокий спрос, развитые строительные технологии и невозможность заполнения объема одной функцией или необходимость разместить на участке нескольких функций приводит к возникновению типа здания, где разные программные комбинации могут иметь различные формы.

Стивен Холл в предисловии к данному каталогу задается вопросом о влиянии комбинированной программы на архитектурную форму и указывает, что сооружения, собранные в каталоге, являются «гибридными зданиями» с точки зрения их использования. Термин «гибридный» здесь имеет четкое отличие от термина «смешанное использование», который часто употребляется для описания разросшихся мегаструктур Америки середины XX века [7].

 

Ряд архитектурных проектов дает возможность внимательно присмотреться к сути гибридных решений, позволяющих организовать среду обитания более гибкую, с возможностью адаптации к грядущим изменениям.

Примером, сочетающим в себе разнообразные функциональные зоны, является тип жилья SOHO (small office, home office). Два реализованных проекта типа SOHO: Shinonome Canal Court Codan[2] (Токио) и Jian Wai Soho[3] (Пекин) архитектора Riken Yamamoto. Главное преимущество данного типа – гибкая модель поведения человека в гибридном пространстве. Общественное пространство Shinonome Canal Court Codan в виде открытых общедоступных террас распределено по всему зданию. На каждую террасу выходят помещения, которые могут использовать жители в качестве домашнего офиса, детской комнаты или для развлекательно-досуговой деятельности.

Проекты Solid 11 и Solids Ijburg[4] (Амстердам, арх. Baumschlager Eberle Architekten) представляют собой универсальную типологию дома со свободной планировкой и возможностью при необходимости максимально обеспечить функциональную и планировочную гибкость. Помещения могут изменять свое назначение в зависимости от экономических условий, все помещения объединены одним общественным двором, который может быть открытым или закрытым.

Строительство офисно-жилой башни St. Jakob[5] (Базель, арх. Herzog & de Meuron) в комплексе футбольного стадиона было начато с целью более активного использования комплекса и повышения его окупаемости. Длинная застекленная галерея объединяет такие функции, как рестораны, кафе, тренажерные залы и магазин спортивной одежды. К зданию стадиона был также пристроен дом для престарелых.

Небоскреб Sky Village in Rødovre [6] (Копенгаген, арх. MVRDV и ADEPT) – 116-метровая башня, в которой, согласно проекту, обеспечивается смена функционального назначения каждой ячейки в зависимости от требований рынка. Здание развивается вверх, максимально высвобождая место скромного участка территории в уровне земли для организации общественного пространства и коммуникаций с городом.

Комплекс Linked Hybrid (Пекин, арх. Steven Holl Architects) объединяет восемь жилых башен и башню гостиницы между собой горизонтальными связями – мостами, с которых открывается захватывающий вид на город. Пространство мостов наполнено разнообразными функциями (бассейн, фитнес-зал, кафе, галерея, зрительный зал, мини-салон). Все общественные пространства на первом этаже связаны благоустроенной территорией. Весь комплекс представляет собой трехмерное городское пространство: здания соединены в трех уровнях – на земле, под землей и над землей; магазины активизируют городское пространство; сады на общественных крышах выполняют роль частных дворов, в верхней части башен имеются частные террасы. Проект предлагает ряд открытых проходов для всех людей (резидентов и посетителей) и делает проект Linked Hybrid "открытым городом в городе", что способствует интерактивным отношениям и поощряет встречи в общественных местах, которые варьируются от коммерческих, жилых и образовательных, до развлекательных. «Мы надеемся, – отмечают авторы проекта, – что публичные горизонтальные связи в уровне верхних этажей будут постоянно генерировать случайные отношения. Они будут функционировать как социальные конденсаторы, что приведет к особенному опыту городской жизни как для жителей, так и для гостей»[7].

В здании Timmerhuis[8] (Роттердам, арх. ОМА) предлагается связывающее общественное пространство – проходной вестибюль, который соединяет две улицы и служит крытой площадью в дневное время, с зоной отдыха, музеем и кафе.

 

Процессы, влияющие на организацию общественных пространств зданий-гибридов:

  • Общественные пространства зданий-гибридов играют важное значение в структуре здания. Отличительная черта здания-гибрида – взаимодействие с человеческим капиталом, от которого во многом зависит его эффективность. Открытость пространства для города и посетителей демонстрируется в постройках Linked Hybrid, Sliced Porosity Block, Horizontal Skyscraper архитектора Стивена Холла. Главным общественным пространством всех этих построек является открытый для всех двор-площадь – место для организации взаимодействия программных сценариев с посетителями и жителями. Взаимодействие может осуществляться на нескольких уровнях всего здания и комплекса: под землей, в уровне земли, стилобата, в теле здания, на верхних этажах, на кровле разноуровневых частей здания, регулярно по всему зданию или объединять несколько уровней.
  • Расположение общественных пространств во многом зависит от организации внутренней функции здания и его технологии. Общественное пространство является, как правило, связующим элементом этих функций и старается занять наиболее эффективное положение с экономической, социокультурной и архитектурной стороны.
  • Здание-гибрид часто выполняет роль знакового объекта, уникального и статусного. В таких случаях общественное пространство становится местом привлечения внимания и может иметь более неожиданную форму и положение в объеме здания, которое должно удивлять и создавать своеобразный «аттракцион» для привлечения посетителей.
  • Масштаб здания определяет количество и объем общественных пространств, которые может содержать в себе такой тип здания, представляющий собой «город в городе». По словам Рема Колхаса, разрез гибридного здания представляет собой кусок городской ткани, только вертикально расположенный.
  • Интенсивность использования. При высокой интенсивности увеличивается ценность общественного пространства, а также качество его организации.
  • Разнообразие. Отличительная особенность гибридных форм многофункциональных зданий – большой набор разнообразных функций. Высокая концентрация деятельности внутри здания и тесная связь с транспортной инфраструктурой рождает общественные центры притяжения. Внутренние общественные пространства играют важную роль в создании человеческих потоков и их взаимодействии, обретая оригинальные архитектурные решения. Различные программные сценарии влияют на общественное пространство.

 

Список литературы

1. Бокова, А. Новое жилье: глобальные тенденции и российский контекст / А. Бокова // Проект Россия. – 2010. – № 55: Жильё/Housing. – С. 151-164.

2. Гельфонд, А. Л. Архитектурное проектирование общественных пространств: [монография] / А. Л. Гельфонд. – Москва : ИНФРА-М, 2022. — 412 с. — (Научная мысль). — DOIhttps://doi.org/10.12737/monography_5b7a73a7d8a082.42460125.

3. Кияненко, К. В. Конгломераты, комплексы, гибриды: паттерны многофункциональности в жилище / К. В. Кияненко // Жилищные стратегии. – 2018. – Т. 5. – №. 2. – С. 119-136.

4. Колгашкина, В. А. Общественно-жилые комплексы с интегрированной деловой составляющей : специальность 05.23.21 : дис. … кандидата архитектуры / Колгашкина Вера Алексеевна ; Московский архитектурный институт. – Москва, 2014.

5. Птичникова, Г. А. Архитектурное пространство города в эпоху глобализации: урбанистические гибриды и анклавы / Г. А. Птичникова // Теория и история архитектуры. Выпуск I: XI Иконниковские чтения. Кризисные состояния архитектурного мышления: энергетический потенциал новизны: материалы научной конференции. — Москва; Санкт-Петербург : Коло, 2020. – С. 176-195.

6. СП 160.1325800.2014. Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования / Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий // Кодекс : электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://62.213.115.197:812/docs/ (дата обращения: 20.04.2024).

7. Fenton, J. Hybrid Buildings (Pamphlet Architecture) / J. Fenton. – New York .: Princeton Architectural Press, 1985.

8. Grant, J. Mixed Use in Theory and Practice: Canadian Experience with Implementing a Planning Principle / J. Grant // Journal of the American Planning Association. – 2002. – Vol. 68 (1). – P. 71–84. – URL: https://doi.org/10.1080/01944360208977192 (дата обращения: 20.04.2024).

9. Luna, R. Seoul's infra-architectural hybrid urban model of typological islands and megastructures / Luna Rafael ; Università della Svizzera italiana, Accademia di architettura, Mendrisio, 2022 // FOLIA. Fribourg Open Library and Archive. – URL: https://n2t.net/ark:/12658/srd1320801 (data of access: 05.02.2023).

10. Pelsmakers, S. (Hybrid) architecture in and over time / S. Pelsmakers, J. Poutanen, S. Saarimaa // Ecologies Design. – Routledge, 2020. – С. 268-275. DOIhttps://doi.org/10.4324/9780429279904-35

11. This is Hybrid. An analysis of mixed-use buildings / a+t research group (Aurora Fernandez Per, Javier Mozas, Javier Arpa) : official website. – URL: https://aplust.net/full/This-is-Hybrid (date of access: 16.03.2023). – Доступ : для зарегистрированных пользователей.

Войти или Создать
* Забыли пароль?