А. Г. Климухин - архитектор-практик, педагог МАИ-МАРХИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В публикации впервые освещается проектно-строительная практика профессора МАИ-МАРХИ А.Г. Климухина. Анализируются его постройки 1930-х годов. Рассматривается его педагогическая деятельность от ассистента до заведующего кафедрой «Начертательная геометрия» в МАИ, на основе материалов архива МАРХИ.

Ключевые слова:
А. Г. Климухин, начертательная геометрия, крупноблочное строительство, МАИ, МАРХИ
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Александр Георгиевич Климухин родился 27 мая 1902 года в Тамбове, в 1922 году поступил в Московский институт гражданских инженеров (МИГИ) [4], продолжил обучение в МВТУ[1] и окончил в 1930 году Архитектурно-строительный институт (АСИ) по специальности инженер-архитектор. В 1929 году А. Г. Климухин сотрудничал с А. К. Буровым при проектировании и выполнении рабочих чертежей опытного завода удобрений в Москве. После окончания института, в 1934 году он начал преподавательскую деятельность на кафедре МАИ «Основы архитектурной композиции – Введение в архитектуру» (зав. каф. В. Ф. Кринский). Одновременно А. Г. Климухин занимается проектной практикой. Он работал помощником у таких известных архитекторов, как: А. В. Щусев, А. К. Буров, П. А. Голосов. Однако его опыт архитектора-практика малоизвестен.

В 1930-е годы по проекту Климухина и В. Максимова был построен клуб Тепловозного ремонтного завода в Уфе. Архитектура клуба выдержана в стиле лаконичного конструктивизма. В настоящее время здание имеет статус объекта культурного наследия. В 1930-е годы Климухин проектирует и строит клубы в разных городах и поселках СССР. Так, спроектированный им в 1931 году клуб на станции Абдулино Самарской железной дороги был признан успешным, проект стал применяться в других местах. В 1932 году Климухин разрабатывает типовые проекты клубов [4]. Он был одним из первых авторов типовых проектов в СССР (рис. 1 а–в).

В 1930-годы Климухин участвует в проектировании Дворца культуры для работников завода НКПС (МПС) в Калуге. По замыслу авторов, комплекс дворца должен был состоять из 3 зданий: клуба, спортзала и зрительного зала, соединенных переходами. Клуб должен был стать центром культурного и политического просвещения жителей поселка. Зрительный зал не был построен, на его месте расположился сквер. По стилю дворец близок к клубу в Уфе – такой же лаконичный конструктивизм, но здесь Климухин добавил легкий декор, который придает фасадам некоторую праздничность. Здания сохранились, но претерпели множественные изменения в процессе эксплуатации: в погоне за дополнительными площадями вместо аттика были возведены небольшие объемы на четвертом этаже, застеклены лоджии [7].

Климухин стал одним из первых архитекторов, осваивающих сборное (на то время крупноблочное) строительство. Первые блочные дома имели мелкую разрезку блоков – требования технологичности, ускорения процесса строительства заставили проектировщиков укрупнять сборные элементы. В 1935 году на улице Ольховской в Москве по проекту А. Г. Климухина и А. И. Кучерова был построен шестиэтажный жилой дом для работников газеты «Гудок». Блочная наружная стена дома имеет крупную разрезку, подоконный и перемычечный блоки одинаковые по размерам, в простенках между окнами – два блока, доборный блок соединяет две соседние перемычки и подоконные блоки. Разрезка стены на блоки зависела от возможностей строительной техники на тот период, вероятно, поэтому простеночных блока два и между перемычечными и подоконными блоками вставлен доборный блок. На первом этаже блоки декорированы рустом – такое решение вызывало критику коллег, они считали нетектоничным выстраивать крупные блоки на мелко рустованную стену. Возможно, авторы стремились создать на первом этаже большую сомасштабность улице, человеку. Выше пятого этажа в доме устроен карниз, вынесенный гораздо сильнее, чем венчающий на шестом этаже. Чем вызвано такое решение? Возможно, первоначально дом планировался пятиэтажным, в процессе строительства решили добавить этаж. Другая причина могла быть в том, что здание вписывалось в какие-то общие отметки улицы. Балконы и лоджии имеют кессонированные плиты перекрытий, защемленные в наружной стене. Замечательный прием применен авторами в решении нижней поверхности плит лоджий – они декорированы медальонами так, что прохожие могут любоваться этой частью фасада (рис. 2).

Архитектура дома стала примером для следующих крупноблочных построек. Сочетание руста и открытых на фасаде блоков было применено в крупноблочном жилом доме на Велозаводской улице в Москве архитекторами А. К. Буровым и Б. Н. Блохиным. Климухин и Кучеров заложили основы подходов к архитектуре крупноблочных зданий с определенной эстетикой, масштабностью и в то же время нескрытой технологичностью внешнего вида. Можно сказать, что это был первый образец здания, не скрывающего технологию возведения.

С 1931 по 1937 год А. Г. Климухин в соавторстве с Н. В. Гофман и А. З. Гринбергом проектирует и строит комплекс зданий Окружной больницы в Новосибирске. Были возведены шесть корпусов больницы. В этих постройках можно обнаружить стиль лаконичного, немного аскетичного конструктивизма. Особенно интересен трехэтажный 5-й корпус, строительство которого закончилось в 1937 году. При всей строгости фасадов в некоторых акцентных местах присутствует легкая динамика. На крыше устроен невесомый тонкий навес солярия, придающий зданию воздушность. На втором этаже, на пересечении торцевого и главного фасадов, корпус имеет угловое окно, характерное для многих построек конструктивизма. Акцентом выполнен вход в здание – на первом этаже «выбрана» угловая часть корпуса, вход осуществляется под нависающий второй этаж. Крыша корпуса частично эксплуатируемая. Можно охарактеризовать стиль А. Г. Климухина, как утонченный конструктивизм (рис. 3 а, б).

Интересен и третий корпус, он имеет длинную двухэтажную часть и процедурный блок с тремя этажами. Пластику фасада процедурного блока решают выступающие треугольные эркеры и балконы, внутренняя лестница имеет вертикальное ленточное остекление. Морфологический корпус запроектирован в стиле производственного здания с большими оконными проемами. Наружные кирпичные стены имеют рельефный декор, покрытый белой краской.

С 1937 по 1944 год Климухин работает сначала архитектором, а потом начальником проектной мастерской Треста крупноблочного строительства.

Свидетельства об архитектурной практике А. Г. Климухина 1940–50-х годов не сохранились, – возможно, он отдал предпочтение преподавательской работе, возможно, послевоенный стиль в архитектуре не был ему близок.

А. Г. Климухин – автор около 30 объектов, он работал в своем особом стиле. Его постройки в сборных технологиях стали открытием для своего времени. Александр Георгиевич в составе авторского коллектива выпустил Справочник проектировщика.

Из личного дела мы узнаем о проектной и педагогической деятельности Климухина. В нем сообщается, что с 1945 года А. Г. Климухин – преподаватель кафедры Начертательной геометрии МИСИ, а с 1946 по 1959 год – заведующий этой кафедрой. В 1959 году он переходит на работу в МАРХИ.

Впервые мы публикуем сведения о работе Климухина на кафедре Начертательной геометрии, взятые из приказов директоров–ректоров МАИ–МАРХИ  [1]. В первом приказе 1934 года Климухин значится ассистентом кафедры Архитектурной композиции, как внештатный сотрудник. Согласно приказу 1936 года, впервые упоминается кафедра Начертательной геометрии, А. Г. Климухин включен в ее состав. В 1937 году его фамилия значится в списке сотрудников. Согласно приказу 1938 года, заведующим кафедрой Начертательной геометрии был профессор А. И. Добряков[2], А. Г. Климухин – ассистентом. В приказе 1945 года указан полный состав МАИ, а кафедра не упоминается. Но мы встречаем в списках сотрудников кафедры «Основы архитектурной композиции – Введение в архитектуру» профессора, доктора технических наук А. Г. Добрякова (педагогический стаж 20 лет) и А. Г. Климухина – доцента и старшего педагога. При директоре В. Н. Кропотове кафедра тоже не упоминается. При ректоре И. С. Николаеве в 1961 году была образована кафедра «Начертательная геометрия и высшая математика». Ее заведующим был А. Г. Климухин. В состав кафедры входили Ю. Н. Орса и П. В. Карпов. При ректоре Ю. Н. Соколове в 1974 году кафедра получила название «Начертательная геометрия», под руководством Климухина. Далее из приказов мы узнаем, что в 1981 г. заведующим стал Ю. И. Короев, а А. Г. Климухин оставался на кафедре профессором до 1985 года [1].

Александр Георгиевич является автором ряда учебных пособий и статей, среди которых наиболее известны: учебное пособие «Тени и перспектива» (1967)[3], учебник «Начертательная геометрия» (1973)[4], задачник к учебнику «Начертательная геометрия» [5, 7]. В своих лекциях, учебниках он старался адаптировать программу начертательной геометрии к курсу Основ архитектурного проектирования.

Бесспорно, А. Г. Климухин был не только выдающимся педагогом и ученым, но и замечательным архитектором, в каких-то работах архитектором-новатором. Его личность, его работы, безусловно, останутся в истории МАРХИ и будут служить делу формирования архитекторов в будущем.

 

[1] Осенью 1924 г. МИГИ был объединен с инженерно-строительным факультетом МВТУ, осенью 1930 г. слит с архфаком ВХУТЕМАСа, образовав АСИ. В АСИ готовили архитекторов и инженеров-конструкторов.

[2] А. И. Добряков преподавал начертательную геометрию с 1921 по 1924 г. в МИГИ, затем в МВТУ [3, с. 15, 16]. Он – первый заведующий кафедрой Начертательной геометрии в МАИ. Им был написан учебник для строительных втузов «Начертательная геометрия для строителей» (М., Л.: Госстройиздат, 1933).

Термин «начертательная геометрия» был привнесен  в МАИ с архитектурного факультета МИГИ и, скорее всего, Добряковым. Возможно, Климухин был его учеником и под его влиянием выбрал этот предмет.

[3] Пособие было переиздано в 2010 г. под общ. ред. Ю. Н. Орсы.

[4] Учебник был переиздан дважды – в 2015 и 2020 годах также под общ ред. Ю. Н. Орсы.

 

Список литературы

1. Архив МАРХИ. Приказы директоров МАИ: Сереженкина – № 75 от 15 мая 1934 г., № 118 от 5 августа 1936 г., № 146 от 17 августа 1937 г.; Кабуковского – № 32 от 5 марта 1938 г., Чалдымова № 18 от 17 января 1945 г. Приказы ректоров МАИ: И. С. Николаева – № 230 от 24 августа 1961 г.; Соколова – № 60, 1978 г., № 207 от 10 июня 1985 г.

2. Архив МАРХИ. Личное дело педагога А. Г. Климухина .

3. Архитектурные школы Москвы: в 3-х книгах. Сб. 3: Педагоги и выпускники 1918–1999 / авт.-сост. Л. И. Иванова-Веэн. – Москва: Ладья, 2002

4. Вайнштейн, И. З. Здания из крупных блоков / И. З. Ванштейн // Строительная газета. – 1939. – № 28 (40). Иллюстрированное приложение.

5. Климухин, А. Г. Начертательная геометрия : Учебник для вузов / А. Г. Климухин; под общ. ред. Ю. Н. Орса. – Москва : Стройиздат, 2020.

6. Климухин, А. Г. Тени и перспектива: Учебник для вузов / А. Г. Климухин; под общ. ред. Ю. Н. Орса – Москва : Стройиздат, 2010.

7. Коновалова О. За витриной советского стиля / О. Коновалова // Калужская неделя. – 2023. – № 40.

Войти или Создать
* Забыли пароль?