Moscow, Moscow, Russian Federation
Moscow, Moscow, Russian Federation
BBK 85 Искусство. Искусствознание
The publication covers for the first time the design and construction practice of MAI-MARCHI professor A.G. Klimukhin. His buildings of the 1930s are analyzed. His teaching activities from assistant to head of the Department of Descriptive Geometry at MAI are considered, based on the materials of the MARCHI archive.
A. G. Klimukhin, descriptive geometry, large-block construction, MAI, MARKHI
Александр Георгиевич Климухин родился 27 мая 1902 года в Тамбове, в 1922 году поступил в Московский институт гражданских инженеров (МИГИ) [4], продолжил обучение в МВТУ[1] и окончил в 1930 году Архитектурно-строительный институт (АСИ) по специальности инженер-архитектор. В 1929 году А. Г. Климухин сотрудничал с А. К. Буровым при проектировании и выполнении рабочих чертежей опытного завода удобрений в Москве. После окончания института, в 1934 году он начал преподавательскую деятельность на кафедре МАИ «Основы архитектурной композиции – Введение в архитектуру» (зав. каф. В. Ф. Кринский). Одновременно А. Г. Климухин занимается проектной практикой. Он работал помощником у таких известных архитекторов, как: А. В. Щусев, А. К. Буров, П. А. Голосов. Однако его опыт архитектора-практика малоизвестен.
В 1930-е годы по проекту Климухина и В. Максимова был построен клуб Тепловозного ремонтного завода в Уфе. Архитектура клуба выдержана в стиле лаконичного конструктивизма. В настоящее время здание имеет статус объекта культурного наследия. В 1930-е годы Климухин проектирует и строит клубы в разных городах и поселках СССР. Так, спроектированный им в 1931 году клуб на станции Абдулино Самарской железной дороги был признан успешным, проект стал применяться в других местах. В 1932 году Климухин разрабатывает типовые проекты клубов [4]. Он был одним из первых авторов типовых проектов в СССР (рис. 1 а–в).
В 1930-годы Климухин участвует в проектировании Дворца культуры для работников завода НКПС (МПС) в Калуге. По замыслу авторов, комплекс дворца должен был состоять из 3 зданий: клуба, спортзала и зрительного зала, соединенных переходами. Клуб должен был стать центром культурного и политического просвещения жителей поселка. Зрительный зал не был построен, на его месте расположился сквер. По стилю дворец близок к клубу в Уфе – такой же лаконичный конструктивизм, но здесь Климухин добавил легкий декор, который придает фасадам некоторую праздничность. Здания сохранились, но претерпели множественные изменения в процессе эксплуатации: в погоне за дополнительными площадями вместо аттика были возведены небольшие объемы на четвертом этаже, застеклены лоджии [7].
Климухин стал одним из первых архитекторов, осваивающих сборное (на то время крупноблочное) строительство. Первые блочные дома имели мелкую разрезку блоков – требования технологичности, ускорения процесса строительства заставили проектировщиков укрупнять сборные элементы. В 1935 году на улице Ольховской в Москве по проекту А. Г. Климухина и А. И. Кучерова был построен шестиэтажный жилой дом для работников газеты «Гудок». Блочная наружная стена дома имеет крупную разрезку, подоконный и перемычечный блоки одинаковые по размерам, в простенках между окнами – два блока, доборный блок соединяет две соседние перемычки и подоконные блоки. Разрезка стены на блоки зависела от возможностей строительной техники на тот период, вероятно, поэтому простеночных блока два и между перемычечными и подоконными блоками вставлен доборный блок. На первом этаже блоки декорированы рустом – такое решение вызывало критику коллег, они считали нетектоничным выстраивать крупные блоки на мелко рустованную стену. Возможно, авторы стремились создать на первом этаже большую сомасштабность улице, человеку. Выше пятого этажа в доме устроен карниз, вынесенный гораздо сильнее, чем венчающий на шестом этаже. Чем вызвано такое решение? Возможно, первоначально дом планировался пятиэтажным, в процессе строительства решили добавить этаж. Другая причина могла быть в том, что здание вписывалось в какие-то общие отметки улицы. Балконы и лоджии имеют кессонированные плиты перекрытий, защемленные в наружной стене. Замечательный прием применен авторами в решении нижней поверхности плит лоджий – они декорированы медальонами так, что прохожие могут любоваться этой частью фасада (рис. 2).
Архитектура дома стала примером для следующих крупноблочных построек. Сочетание руста и открытых на фасаде блоков было применено в крупноблочном жилом доме на Велозаводской улице в Москве архитекторами А. К. Буровым и Б. Н. Блохиным. Климухин и Кучеров заложили основы подходов к архитектуре крупноблочных зданий с определенной эстетикой, масштабностью и в то же время нескрытой технологичностью внешнего вида. Можно сказать, что это был первый образец здания, не скрывающего технологию возведения.
Интересен и третий корпус, он имеет длинную двухэтажную часть и процедурный блок с тремя этажами. Пластику фасада процедурного блока решают выступающие треугольные эркеры и балконы, внутренняя лестница имеет вертикальное ленточное остекление. Морфологический корпус запроектирован в стиле производственного здания с большими оконными проемами. Наружные кирпичные стены имеют рельефный декор, покрытый белой краской.
С 1937 по 1944 год Климухин работает сначала архитектором, а потом начальником проектной мастерской Треста крупноблочного строительства.
Свидетельства об архитектурной практике А. Г. Климухина 1940–50-х годов не сохранились, – возможно, он отдал предпочтение преподавательской работе, возможно, послевоенный стиль в архитектуре не был ему близок.
А. Г. Климухин – автор около 30 объектов, он работал в своем особом стиле. Его постройки в сборных технологиях стали открытием для своего времени. Александр Георгиевич в составе авторского коллектива выпустил Справочник проектировщика.
Из личного дела мы узнаем о проектной и педагогической деятельности Климухина. В нем сообщается, что с 1945 года А. Г. Климухин – преподаватель кафедры Начертательной геометрии МИСИ, а с 1946 по 1959 год – заведующий этой кафедрой. В 1959 году он переходит на работу в МАРХИ.
Впервые мы публикуем сведения о работе Климухина на кафедре Начертательной геометрии, взятые из приказов директоров–ректоров МАИ–МАРХИ [1]. В первом приказе 1934 года Климухин значится ассистентом кафедры Архитектурной композиции, как внештатный сотрудник. Согласно приказу 1936 года, впервые упоминается кафедра Начертательной геометрии, А. Г. Климухин включен в ее состав. В 1937 году его фамилия значится в списке сотрудников. Согласно приказу 1938 года, заведующим кафедрой Начертательной геометрии был профессор А. И. Добряков[2], А. Г. Климухин – ассистентом. В приказе 1945 года указан полный состав МАИ, а кафедра не упоминается. Но мы встречаем в списках сотрудников кафедры «Основы архитектурной композиции – Введение в архитектуру» профессора, доктора технических наук А. Г. Добрякова (педагогический стаж 20 лет) и А. Г. Климухина – доцента и старшего педагога. При директоре В. Н. Кропотове кафедра тоже не упоминается. При ректоре И. С. Николаеве в 1961 году была образована кафедра «Начертательная геометрия и высшая математика». Ее заведующим был А. Г. Климухин. В состав кафедры входили Ю. Н. Орса и П. В. Карпов. При ректоре Ю. Н. Соколове в 1974 году кафедра получила название «Начертательная геометрия», под руководством Климухина. Далее из приказов мы узнаем, что в 1981 г. заведующим стал Ю. И. Короев, а А. Г. Климухин оставался на кафедре профессором до 1985 года [1].
Александр Георгиевич является автором ряда учебных пособий и статей, среди которых наиболее известны: учебное пособие «Тени и перспектива» (1967)[3], учебник «Начертательная геометрия» (1973)[4], задачник к учебнику «Начертательная геометрия» [5, 7]. В своих лекциях, учебниках он старался адаптировать программу начертательной геометрии к курсу Основ архитектурного проектирования.
Бесспорно, А. Г. Климухин был не только выдающимся педагогом и ученым, но и замечательным архитектором, в каких-то работах архитектором-новатором. Его личность, его работы, безусловно, останутся в истории МАРХИ и будут служить делу формирования архитекторов в будущем.
[1] Осенью 1924 г. МИГИ был объединен с инженерно-строительным факультетом МВТУ, осенью 1930 г. слит с архфаком ВХУТЕМАСа, образовав АСИ. В АСИ готовили архитекторов и инженеров-конструкторов.
[2] А. И. Добряков преподавал начертательную геометрию с 1921 по 1924 г. в МИГИ, затем в МВТУ [3, с. 15, 16]. Он – первый заведующий кафедрой Начертательной геометрии в МАИ. Им был написан учебник для строительных втузов «Начертательная геометрия для строителей» (М., Л.: Госстройиздат, 1933).
Термин «начертательная геометрия» был привнесен в МАИ с архитектурного факультета МИГИ и, скорее всего, Добряковым. Возможно, Климухин был его учеником и под его влиянием выбрал этот предмет.
[3] Пособие было переиздано в 2010 г. под общ. ред. Ю. Н. Орсы.
[4] Учебник был переиздан дважды – в 2015 и 2020 годах также под общ ред. Ю. Н. Орсы.
1. Arhiv MARHI. Prikazy direktorov MAI: Serezhenkina – № 75 ot 15 maya 1934 g., № 118 ot 5 avgusta 1936 g., № 146 ot 17 avgusta 1937 g.; Kabukovskogo – № 32 ot 5 marta 1938 g., Chaldymova № 18 ot 17 yanvarya 1945 g. Prikazy rektorov MAI: I. S. Nikolaeva – № 230 ot 24 avgusta 1961 g.; Sokolova – № 60, 1978 g., № 207 ot 10 iyunya 1985 g.
2. Arhiv MARHI. Lichnoe delo pedagoga A. G. Klimuhina .
3. Arhitekturnye shkoly Moskvy: v 3-h knigah. Sb. 3: Pedagogi i vypuskniki 1918–1999 / avt.-sost. L. I. Ivanova-Veen. – Moskva: Lad'ya, 2002
4. Vaynshteyn, I. Z. Zdaniya iz krupnyh blokov / I. Z. Vanshteyn // Stroitel'naya gazeta. – 1939. – № 28 (40). Illyustrirovannoe prilozhenie.
5. Klimuhin, A. G. Nachertatel'naya geometriya : Uchebnik dlya vuzov / A. G. Klimuhin; pod obsch. red. Yu. N. Orsa. – Moskva : Stroyizdat, 2020.
6. Klimuhin, A. G. Teni i perspektiva: Uchebnik dlya vuzov / A. G. Klimuhin; pod obsch. red. Yu. N. Orsa – Moskva : Stroyizdat, 2010.
7. Konovalova O. Za vitrinoy sovetskogo stilya / O. Konovalova // Kaluzhskaya nedelya. – 2023. – № 40.