Градостроительная топография монастырей Москвы
Секция: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Работа направлена на изучение монастырского каркаса в историческом ядре Москвы, сформировавшегося в период XIII–XIX вв. Исследование фокусируется на изучении местоположения монастырей и подворий в городской ткани и их архитектурных взаимосвязей с современным городом, диалоге между исторической и современной градостроительной топографией.

Ключевые слова:
Москва, градостроительная топография, монастыри, историческая монастырская структура, городское пространство, сохранение наследия
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Москва как исторически сформировавшаяся градостроительная среда мегаполиса с обширной территорией обладает высокой плотностью различных архитектурных и градостроительных памятников. Вопрос сохранения сложившегося образа исторических районов обладает неизменной актуальностью. Поскольку городская среда не статичный организм, ее облик может меняться и преобразовываться, накапливать критическую массу изменений. Чтобы прийти к некоторому осмыслению этих изменений, можно сузить их изучение до отдельных фрагментов. Так, в роли одного из индикаторов подлинности среды Москвы могут выступать монастыри, структурирующие историческое пространство.

В качестве первого шага для изучения характера изменений городской ткани целесообразно создание топографического описания размещения объектов монастырской структуры Москвы – от первых комплексов до современности. Но прежде необходимо определить хронологические рамки исследования, выделив пять важнейших периодов монастырской истории:

  • XIII–XVI вв., когда монастыри существовали как абсолютно автономные единицы. Они в малой степени были связанны с городом, но при этом являлись моделью идеального устройства средневекового городского сообщества, выступали как опора княжеской власти, вносили вклад в становление городов и, как следствие, государственности [2];
  • XVI–XVIII вв., когда монастыри уже являлись частью государства, но сохраняли экономическую независимость;
  • XVIII–XX вв. Этот период можно охарактеризовать как период изменений. Монастырские хозяйства активно самокапитализируются. Одновременно с секуляризацией монастырских земель произошло становление монастырей как активных участников современной экономики;
  • XX в. Институт религии прекратил свое существование, произошло разрушение и уничтожение монастырей из политических и градостроительных соображений;
  • XX–XXI вв. Возрождение Церкви и религии, возобновление деятельности монастырей. Постепенное развитие территорий.

 

Для систематизации монастырской структуры можно выделить два основных критерия, относящихся к градостроительной топографии: это пространственная и функциональная характеристики.

Пространственная характеристика имеет прямое отношение к топографии. Ее основой служат картографические источники двух типов: исследовательские – касающиеся ранних периодов и составленные учеными в начале XX века; и фиксационные, создававшиеся на современном исследуемому периоду материале.

Опираясь на вышеизложенную периодизацию, можно выделить следующие источники, которые непосредственно легли в основу данного исследования. Среди них – исследовательские схемы, в том числе, схема М. Фехнер, описывающая данные по топографии Москвы до 1533 г. включительно (опубликована в 1945 г.); План Москвы А. Чаянова, реконструировавший город на XVII в. (опубликован в 1920 г.); фиксационные планы Москвы – М. Мичурина (1739 г.), А. Хотева (1852 г.), А. Суворина (1914 г.).

Функциональная характеристика имеет более опосредованное отношение к топографии – как один из факторов размещения или как продукт изменений, однако все равно играющая важную роль. В этом контексте для анализа объектов монастырской структуры можно выделить собственно монастыри (обители), подворья, богадельни, церкви на монастыре (таблица 1). Помимо вышеупомянутых категорий, косвенно к монастырям относятся объекты, связанные с их экономической, хозяйственной или просветительской деятельностью. Такие сооружения могут располагаться за пределами монастыря, включая часовни, доходные монастырские дома, огородные земли, школы и приюты. Эта типологическая группа отражает многообразие влияния монастырских структур на городскую жизнь, однако их вклад в формирование именно архитектурно-градостроительной среды не столь велик. Соответственно, ядром исследования становится только первая группа сооружений.

Совмещение данных топографических источников на современной карте (рис. 1, 2), позволяет получить объективное представление о расположении монастырских структур в городе. Опираясь на результат топографического исследования и консолидации данных, перейдем к описанию монастырской топографии и предпосылок ее формирования, параллельно проследив динамику статистики.

 

Таблица 1. Перечень объектов монастырской структуры Москвы

N

Объект

Основан

Закрыт

А.С.1

Ф.С.2

Тип3

I

Кремль

1

Спас на Бору мон.

1319

1490

1

0

М.

2

Троице-Сергиев Богоявленский мон.

1354

1763

1

0

М.

3

Чудов мон.

1365

1918

1

0

М.

4

Вознесенский мон.

1386

1918

2

0

М.

5

Крутицкое подв.

1454

1770

1

0

П.

6

Афанасьевский мон.

(позже подв. Кирилло-Белозерского мон.)

1389

1802

1

0

М.→П.

II

Китай-город

1

Заиконоспасский мон.

1400

1918

4

1

М.

2

Никольский греческий мон.

1310

1920

4

0

М.

3

Богоявленский мон.

1296

1929

3

0

М.

4

Казанское архиерейское подв.

1874

1917

2

0

П.

5

Ильинский мон. (позже Новгородское подв.)

1518

1626

2

0

М.→ П.

6

Троицкое подв.

1535

1917

3

0

П.

7

Мироносицкий мон. (позже Чижевское подв.)

1400

1700

2

0

М.→ П.

8

Калязинское подв.

1649

1917

1

0

П.

9

Архиерея Вологодского подв.

н/д

н/д

1

0

П.

10

Иосифовское подв.

н/д

н/д

1

0

П.

11

Воскресенское подв.

н/д

н/д

1

0

П.

12

Ипатьевское подв.

н/д

н/д

1

0

П.

13

Вознесенское подв.

н/д

н/д

1

0

П.

13

Ростовское подв.

н/д

н/д

1

0

П.

14

Иверское подв.

н/д

н/д

1

0

П.

15

Нижегородское подв.

н/д

н/д

1

0

П.

16

Прилуцкое подв.

н/д

н/д

1

0

П.

17

Знаменский мон.

1631

1923

3

0

М.

18

Воронежское подв.

н/д

н/д

1

0

П.

19

Боровское подв.

1626

1836

2

0

П.

III

Белый город

1

Алексеевский мон.

1360

1837

1

0

М.

2

Крестовоздвиженский мон.

1574

1814

2

0

М.

3

Никитский мон.

1582

1920

1

0

М.

4

Моисеевский мон.

1676

1765

1

0

М.

5

Георгиевский мон.

1490

1813

2

0

М.

6

Воскресенский мон. (позже Саввинское подв.)

1651

1907

2

0

М.→ П.

7

Высоко-Петровский мон.

1315

1918

4

1

М.

8

Константинопольское греческое подворье

1883

1938

4

0

П.

9

Рождественский мон.

1386

1922

4

1

М.

10

Подворье Пюхтицкого мон.

1993

-

4

1

П.

11

Варсонофьевский мон.

1490

1765

1

0

М.

12

Тверское подв.

1690

1917

3

0

П.

13

Суздальское подв.

1650

1886

3

0

П.

14

Сретенский мон.

1397

1925

3

1

М.

15

Подв. Макарьевского Желтоводского мон.

1690

1917

3

0

П.

16

Рязанское подв.

н/д

н/д

1

0

П.

17

Вятское архиерейское подв.

1690

1890

4

0

П.

18

Псковское архиерейское подв.

н/д

н/д

4

0

П.

19

Коломенское (Тульское) подв.

1690

1917

4

0

П.

20

Златоустовский мон.

1412

1918

2

0

М.

21

Подв. Николо-Угрешского мон.

1737

1929

2

0

П.

22

Подв. Саровской пустыни

н/д

н/д

1

0

П.

23

Ивановский мон.

1530

1918

4

1

М.

24

Александрийское подв.

1855

1929

4

0

П.

25

Подв. Высоко-Петровского мон.

н/д

н/д

1

0

П.

26

Подв. Бирлюковской пустыни

н/д

н/д

1

0

П.

IV

Земляной город

 

 

 

 

 

1

Церковь Успения на монастыре

1668

1933

2

0

М.Ц.

2

Зачатьевский мон.

1584

1927

4

1

М.

4

Церковь Троицы живоначальной на монастыре

1649

1917

1

0

М.Ц.

5

Феодоровский мон.

1627

1709

2

0

М.

6

Страстной мон.

1654

1928

1

0

М.

7

Подв. Чудова монастыря Заборовское

н/д

н/д

1

0

П.

8

Иоанна Предтечи монастырь церковный

1772

1935

3

0

М.Ц.

9

Покрова Богородицы богадельня, что на Землянке (ранее Покровский Лыщиков мон., позже церк. Покрова в Садех)

1450

1590

3

0

М.→ Б.

10

Косьмы и Дамиана мон. (позже богадельня)

1400

1659

1

0

М.→ Б.

11

Чигасов мон. (Церковь Спаса в Чигасах)

1483

1625

1

0

М.

12

Стар. Иерусалимское подв., церк. Воскресения Христова

н/д

н/д

4

1

П.

17

Крутицкий мон.

1262

1785

3

0

М.

V

Замоскворечье

 

 

 

 

 

1

Монастырь Рождество пречистые на Голутвине

1472

1686

1

0

М.

2

Подворье Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря

1912

1936

4

1

П.

3

Марфо-Мариинская обитель

1909

1919

4

1

М.

4

Малоярославецкое подв. на Б. Ордынке

1670

1917

3

0

П.

5

Ивановский мон. под Бором (позже Черниговское подв.)

1415

1515

2

0

М.→ П.

6

Подв. Соловецкого монастыря

1992

-

4

1

П.

VI

Камер-Коллежский вал и шире

 

 

 

 

 

1

Подв. Новодевичьего монастыря

н/д

н/д

1

0

П.

2

Новодевичий мон.

1524

1922

4

1

М.

3

Старый Саввин мон.

1456

1690

1

0

М.

4

Подв. Чудова монастыря в Хамовниках

н/д

н/д

1

0

П.

5

Новинский мон.

1431

1764

1

0

М.

6

Подв. Валаамского Спасо-Преображенского мон.

1901

1926

4

0

П.

7

Скорбященский мон. на Новослободской

1889

1918

2

0

М.

8

Ново-Троицкое подворье

1767

1917

3

0

П.

9

Ново-Алексеевский мон. в Красном селе

1837

1926

3

1

М.

10

Казанский Головинский мон.

1886

1929

2

0

М.

11

Андроников мон.

1357

1918

4

0

М.

13

Всехсвятьинский единоверческий мон.

1862

1934

1

0

М.

14

Покровский мон.

1635

1929

4

0

М.

15

Новоспасский мон.

1490

1918

4

1

М.

16

Новоспасская монастырская слобода

н/д

н/д

4

1

М.

18

Рождественский на Старом Симонове мон.

1370

1379

1

0

М.

19

Симонов мон.

1370

1920

3

1

М.

20

Даниловский мон.

1282

1919

4

1

М.

21

Донской мон.

1591

1929

4

1

М.

22

Подв. Николо-Перервинского монастыря

н/д

н/д

1

0

П.

23

Андреевский мон.

1648

1764

4

1

М.

24

Николо-Перервинский мон.

1623

1918

3

1

М.

  1. А.С. – Архитектурно-градостроительный статус
  2. Ф.С. – Функциональный статус: 0 – Упраздненный; 1 – Действующий
  3. Тип: М. – Монастырь; П. – Подворье; Б. – Богадельня; М.Ц. – Церковь на монастыре

 

Монастырский каркас Москвы сформировался по большей части в период XIV–XVII вв., что было обусловлено четырьмя важнейшими факторами. Первый можно назвать символико-мемориальным, поскольку причины размещения монастырей были связаны с сакрально значимыми событиями [1]. Такие монастыри нередко основывались в удалении от мирской суеты и по мере разрастания города включались в городскую ткань. Данная модель отчасти является истинным отражением монастырской топографии на период XIV–XVIII вв., однако в большей мере была свойственна не московским монастырям, но были и исключения (Новодевичий, Симонов, Донской, Новоспасский, Андроников).

Вместе с тем, многие комплексы Кремля и Китай-города не попадают под это определение, что выявляет второй фактор, который можно обозначить как вотчинный, или ктиторский [1]. Обоснованием служат свидетельства о том, что многие монастыри основывались ктиторами – князьями на княжеских землях (Великокняжеский Спасский монастырь Кремля) и другими знатными родами для молитвенного поминовения (Георгиевский, Никитский, Знаменский, Ивановский). В XVIII в. такие монастыри зачастую приходили в упадок и расформировывались.

Также создание монастырей обуславливалось интересами удаленных обителей и политической ролью монастыря, что выражалось в создании подворий или небольших монастырей в непосредственной близости к политическому центру, что было характерно для Кремля и Китай-города (Троице-Богоявленский, Чудов, Вознесенский, Знаменский, Никольский Греческий, Заиконоспасский). Еще одной предпосылкой к формированию монастырских ансамблей являлось решение непосредственных функциональных задач: встреча паломников, сбор податей, торговые, социальные функции. Этим можно объяснить расположение монастырей на главных улицах, у городских ворот, застав. К таким объектам относится большая часть монастырей Белого города и Земляного города (Страстной, Рождественский, Сретенский, Варсонофьевский, Моисеевский, Высоко-Петровский).

Факторы размещения были непосредственно сопряжены с типами монастырей и их функциями, описанными в церковных уставах [3]. Часто значительная роль отводилась комбинации различных факторов, и впоследствии монастырь, основанный с одной целью, мог менять свой тип (например, утратив свою политическую роль, перейти на попечение ктитора).

На начало XVIII в. количество монастырей достигает 37 – наибольшее количество одновременно действующих объектов за весь рассматриваемый период. С середины XVIII в. начинается процесс секуляризации, некоторые монастырские земли переходят под управление государства. Однако одновременно с секуляризацией у монастырей появляется возможность приобретать новые территории для строительства. Происходит смещение фокуса на самокапитализацию. Нерентабельные обители закрываются или переформировываются; происходят и церковные реформы. Общее количество секуляризированных объектов – 8.

Как часть процесса секуляризации, отдельно можно выделить период 1812 г. В ходе оккупации Москвы французскими войсками пострадали многие монастыри. В результате разорения некоторые лишились своего статуса, были переформированы в приходские церкви, что мотивировано экономически. Монахов перевели в более крупные монастыри. Количество таких монастырей – 3.

В конце XIX – начале XX в. многие подворья перестраиваются под новые нужды (Калязинское, Саввинское). На бывших монастырских землях строятся доходные дома. Монастырское хозяйство по большей части фокусируется на максимальной капитализации. Можно сказать, что у монастырей появляется возможность занимать все больше мест в городе за счет развития рынка и экономики; возникают доходные дома. Однако наряду с переформатированием, закрытием и переносом создаются и новые монастыри (6 за этот период).

И хотя конец XIX – начало XX в. связаны с большими изменениями монастырской жизни (секуляризация, упадок), этот период является наиболее показательным как высшая точка развития монастырской топографии (рис. 3). Общее количество монастырей в это время составляет 31. Архитектурно-градостроительная роль монастырских комплексов по-прежнему определяется особенностями их размещения в планировочной структуре города, оказывает значительное влияние на поддержание важнейших видовых характеристик, панорам и силуэтов.

В XX в. монастыри упраздняются и частично сносятся. На их месте возводятся новые здания, меняется набор доминант. Город начинает постепенно изменять свой облик, как и топографию. Радикально меняется его силуэт и средовые ценности. Так, 27 монастырей подверглись вмешательству, из них полностью снесено 11. Из-за множества снесенных сакральных объектов, в том числе и монастырей, городская панорама претерпевает сильные изменения, теряет свою многозначность, архитектурно-градостроительное и стилевое разнообразие.

В XXI в. религиозное и духовное возрождение приводит к возобновлению деятельности 16 ранее упраздненных монастырей. Крупные монастыри восстанавливаются; такая динамика чаще всего наблюдается за пределами границ Земляного города. В ядре исторического центра работы ведутся с объектами, наиболее сохранившимися к началу XXI в.

Таким образом, за всю историю Москвы известно о существовании 50 монастырей и 44 подворий. На сегодняшний день полностью утрачено 16 комплексов; частично сохранилось 8 и фрагментарно 11 монастырей. Полностью дошли до наших дней 15 монастырей.

Монастырскую градостроительную топографию Москвы можно суммарно охарактеризовать следующим образом: от Кремля к Китай-городу и далее вдоль Неглинной к северу монастыри располагаются в плотной исторической застройке, и только одна группа лежит на некотором отдалении к юго-востоку от исторического ядра города [1]. Многие сакральные точки исчезали, возникали новые, но всегда, вплоть до XX в., плотность монастырской структуры внутри стен была значительно выше. Это делает Кремль, Китай-город и Белый город наиболее интересными с точки зрения изучения взаимодействия города и его монастырской структуры на протяжении различных периодов. В этих частях города территории монастырских ансамблей, оказавшихся полностью разрушенными или сохранившими фрагментарно, были застроены еще в XX в., и в редких случаях пустуют. При более детальном рассмотрении таких участков и сравнении уничтоженной застройки с существующей, становится очевидной утрата ценностного потенциала пространства, оскудение городских панорам и архитектурного ландшафта города.

Возможно ли компенсировать потери среды, учитывая всю сложность истории России в XX в.? В каких формах возможно восстановление и адаптация средовых ценностей, поиск путей реабилитации разрушенных монастырских ансамблей? Ответом на эти вопросы может стать дальнейшее исследование и теоретическая разработка моделей адаптации таких участков и окружающих их территорий.

Список литературы

1. Баталов, А. Л. Сакральное пространство средневековой Москвы / А. Л. Баталов, Л. А. Беляев; Институт археологии Российской академии наук; Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ. – Москва: Дизайн. Информация. Картография, 2010.

2. Беляев, Л. А. Древнейшие монастыри Москвы по данным археологии (конец XIII-XVII вв. ) : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.06 / Беляев Леонид Андреевич; Ин-т археологии. – Москва, 1994.

3. Литвинова, Л. В. Монастырь / Л. В. Литвинова // Православная энциклопедия. – Электронная версия. – URL: www.pravenc.ru/text/2564106 (дата обращения: 14.11.2023).

4. Паламарчук, П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Монастыри: Китай-город. Белый город. Земляной город. Город в границах 1917 года. Город в границах 1960 года / П. Г. Паламарчук – Москва : Астрель, 2007.

5. Памятники архитектуры Москвы: Белый город / Г. В. Макаревич, Б. Л. Альтшуллер, В. И. Балдин и др.; под ред. Г. В. Макаревича – Москва : Искусство, 1969.

6. Памятники архитектуры Москвы: Кремль, Китай-город, Центральные площади / М. В. Посохин, В. И. Балдин, В. В. Богданов и др.; под ред. А. И. Комеча, В. И. Плужникова. – Москва : Искусство, 1982.

7. Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации // Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации: сайт. – URL: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn/ (дата обращения: 02.10.2023)

8. Фехнер, М. В. Москва и ее ближайшие окрестности в XV и начале XVI века / М. В. Фехнер // Материалы и исследования по археологии Москвы; под ред. А. В. Арциховского; т. II. – Москва, Ленинград: Академия наук СССР, 1949.

9. Хотев, А. Алфавитный указатель к плану столичного города Москвы, составленному по распоряжению г. московского обер-полицмейстера, свиты Его Императорского величества, генерал-майора Лужина, А. Хотевым / А. Хотев – Москва : Тип. «Ведомостей Моск. гор. Полиции», 1852–1853.

Войти или Создать
* Забыли пароль?