Urban topography of Moscow monasteries
Section: PRACTICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The work is aimed at studying the monastic framework of the historical Moscow core, formed during the XIII–XIX centuries. The research focuses on the position of monasteries and metochions in the urban fabric and their architectural relationships with modern city, the dialogue between historical and modern urban topography.

Keywords:
Moscow, urban topography, monasteries, historic monastic structure, urban space, heritage preservation
Text
Text (PDF): Read Download

Москва как исторически сформировавшаяся градостроительная среда мегаполиса с обширной территорией обладает высокой плотностью различных архитектурных и градостроительных памятников. Вопрос сохранения сложившегося образа исторических районов обладает неизменной актуальностью. Поскольку городская среда не статичный организм, ее облик может меняться и преобразовываться, накапливать критическую массу изменений. Чтобы прийти к некоторому осмыслению этих изменений, можно сузить их изучение до отдельных фрагментов. Так, в роли одного из индикаторов подлинности среды Москвы могут выступать монастыри, структурирующие историческое пространство.

В качестве первого шага для изучения характера изменений городской ткани целесообразно создание топографического описания размещения объектов монастырской структуры Москвы – от первых комплексов до современности. Но прежде необходимо определить хронологические рамки исследования, выделив пять важнейших периодов монастырской истории:

  • XIII–XVI вв., когда монастыри существовали как абсолютно автономные единицы. Они в малой степени были связанны с городом, но при этом являлись моделью идеального устройства средневекового городского сообщества, выступали как опора княжеской власти, вносили вклад в становление городов и, как следствие, государственности [2];
  • XVI–XVIII вв., когда монастыри уже являлись частью государства, но сохраняли экономическую независимость;
  • XVIII–XX вв. Этот период можно охарактеризовать как период изменений. Монастырские хозяйства активно самокапитализируются. Одновременно с секуляризацией монастырских земель произошло становление монастырей как активных участников современной экономики;
  • XX в. Институт религии прекратил свое существование, произошло разрушение и уничтожение монастырей из политических и градостроительных соображений;
  • XX–XXI вв. Возрождение Церкви и религии, возобновление деятельности монастырей. Постепенное развитие территорий.

 

Для систематизации монастырской структуры можно выделить два основных критерия, относящихся к градостроительной топографии: это пространственная и функциональная характеристики.

Пространственная характеристика имеет прямое отношение к топографии. Ее основой служат картографические источники двух типов: исследовательские – касающиеся ранних периодов и составленные учеными в начале XX века; и фиксационные, создававшиеся на современном исследуемому периоду материале.

Опираясь на вышеизложенную периодизацию, можно выделить следующие источники, которые непосредственно легли в основу данного исследования. Среди них – исследовательские схемы, в том числе, схема М. Фехнер, описывающая данные по топографии Москвы до 1533 г. включительно (опубликована в 1945 г.); План Москвы А. Чаянова, реконструировавший город на XVII в. (опубликован в 1920 г.); фиксационные планы Москвы – М. Мичурина (1739 г.), А. Хотева (1852 г.), А. Суворина (1914 г.).

Функциональная характеристика имеет более опосредованное отношение к топографии – как один из факторов размещения или как продукт изменений, однако все равно играющая важную роль. В этом контексте для анализа объектов монастырской структуры можно выделить собственно монастыри (обители), подворья, богадельни, церкви на монастыре (таблица 1). Помимо вышеупомянутых категорий, косвенно к монастырям относятся объекты, связанные с их экономической, хозяйственной или просветительской деятельностью. Такие сооружения могут располагаться за пределами монастыря, включая часовни, доходные монастырские дома, огородные земли, школы и приюты. Эта типологическая группа отражает многообразие влияния монастырских структур на городскую жизнь, однако их вклад в формирование именно архитектурно-градостроительной среды не столь велик. Соответственно, ядром исследования становится только первая группа сооружений.

Совмещение данных топографических источников на современной карте (рис. 1, 2), позволяет получить объективное представление о расположении монастырских структур в городе. Опираясь на результат топографического исследования и консолидации данных, перейдем к описанию монастырской топографии и предпосылок ее формирования, параллельно проследив динамику статистики.

 

Таблица 1. Перечень объектов монастырской структуры Москвы

N

Объект

Основан

Закрыт

А.С.1

Ф.С.2

Тип3

I

Кремль

1

Спас на Бору мон.

1319

1490

1

0

М.

2

Троице-Сергиев Богоявленский мон.

1354

1763

1

0

М.

3

Чудов мон.

1365

1918

1

0

М.

4

Вознесенский мон.

1386

1918

2

0

М.

5

Крутицкое подв.

1454

1770

1

0

П.

6

Афанасьевский мон.

(позже подв. Кирилло-Белозерского мон.)

1389

1802

1

0

М.→П.

II

Китай-город

1

Заиконоспасский мон.

1400

1918

4

1

М.

2

Никольский греческий мон.

1310

1920

4

0

М.

3

Богоявленский мон.

1296

1929

3

0

М.

4

Казанское архиерейское подв.

1874

1917

2

0

П.

5

Ильинский мон. (позже Новгородское подв.)

1518

1626

2

0

М.→ П.

6

Троицкое подв.

1535

1917

3

0

П.

7

Мироносицкий мон. (позже Чижевское подв.)

1400

1700

2

0

М.→ П.

8

Калязинское подв.

1649

1917

1

0

П.

9

Архиерея Вологодского подв.

н/д

н/д

1

0

П.

10

Иосифовское подв.

н/д

н/д

1

0

П.

11

Воскресенское подв.

н/д

н/д

1

0

П.

12

Ипатьевское подв.

н/д

н/д

1

0

П.

13

Вознесенское подв.

н/д

н/д

1

0

П.

13

Ростовское подв.

н/д

н/д

1

0

П.

14

Иверское подв.

н/д

н/д

1

0

П.

15

Нижегородское подв.

н/д

н/д

1

0

П.

16

Прилуцкое подв.

н/д

н/д

1

0

П.

17

Знаменский мон.

1631

1923

3

0

М.

18

Воронежское подв.

н/д

н/д

1

0

П.

19

Боровское подв.

1626

1836

2

0

П.

III

Белый город

1

Алексеевский мон.

1360

1837

1

0

М.

2

Крестовоздвиженский мон.

1574

1814

2

0

М.

3

Никитский мон.

1582

1920

1

0

М.

4

Моисеевский мон.

1676

1765

1

0

М.

5

Георгиевский мон.

1490

1813

2

0

М.

6

Воскресенский мон. (позже Саввинское подв.)

1651

1907

2

0

М.→ П.

7

Высоко-Петровский мон.

1315

1918

4

1

М.

8

Константинопольское греческое подворье

1883

1938

4

0

П.

9

Рождественский мон.

1386

1922

4

1

М.

10

Подворье Пюхтицкого мон.

1993

-

4

1

П.

11

Варсонофьевский мон.

1490

1765

1

0

М.

12

Тверское подв.

1690

1917

3

0

П.

13

Суздальское подв.

1650

1886

3

0

П.

14

Сретенский мон.

1397

1925

3

1

М.

15

Подв. Макарьевского Желтоводского мон.

1690

1917

3

0

П.

16

Рязанское подв.

н/д

н/д

1

0

П.

17

Вятское архиерейское подв.

1690

1890

4

0

П.

18

Псковское архиерейское подв.

н/д

н/д

4

0

П.

19

Коломенское (Тульское) подв.

1690

1917

4

0

П.

20

Златоустовский мон.

1412

1918

2

0

М.

21

Подв. Николо-Угрешского мон.

1737

1929

2

0

П.

22

Подв. Саровской пустыни

н/д

н/д

1

0

П.

23

Ивановский мон.

1530

1918

4

1

М.

24

Александрийское подв.

1855

1929

4

0

П.

25

Подв. Высоко-Петровского мон.

н/д

н/д

1

0

П.

26

Подв. Бирлюковской пустыни

н/д

н/д

1

0

П.

IV

Земляной город

 

 

 

 

 

1

Церковь Успения на монастыре

1668

1933

2

0

М.Ц.

2

Зачатьевский мон.

1584

1927

4

1

М.

4

Церковь Троицы живоначальной на монастыре

1649

1917

1

0

М.Ц.

5

Феодоровский мон.

1627

1709

2

0

М.

6

Страстной мон.

1654

1928

1

0

М.

7

Подв. Чудова монастыря Заборовское

н/д

н/д

1

0

П.

8

Иоанна Предтечи монастырь церковный

1772

1935

3

0

М.Ц.

9

Покрова Богородицы богадельня, что на Землянке (ранее Покровский Лыщиков мон., позже церк. Покрова в Садех)

1450

1590

3

0

М.→ Б.

10

Косьмы и Дамиана мон. (позже богадельня)

1400

1659

1

0

М.→ Б.

11

Чигасов мон. (Церковь Спаса в Чигасах)

1483

1625

1

0

М.

12

Стар. Иерусалимское подв., церк. Воскресения Христова

н/д

н/д

4

1

П.

17

Крутицкий мон.

1262

1785

3

0

М.

V

Замоскворечье

 

 

 

 

 

1

Монастырь Рождество пречистые на Голутвине

1472

1686

1

0

М.

2

Подворье Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря

1912

1936

4

1

П.

3

Марфо-Мариинская обитель

1909

1919

4

1

М.

4

Малоярославецкое подв. на Б. Ордынке

1670

1917

3

0

П.

5

Ивановский мон. под Бором (позже Черниговское подв.)

1415

1515

2

0

М.→ П.

6

Подв. Соловецкого монастыря

1992

-

4

1

П.

VI

Камер-Коллежский вал и шире

 

 

 

 

 

1

Подв. Новодевичьего монастыря

н/д

н/д

1

0

П.

2

Новодевичий мон.

1524

1922

4

1

М.

3

Старый Саввин мон.

1456

1690

1

0

М.

4

Подв. Чудова монастыря в Хамовниках

н/д

н/д

1

0

П.

5

Новинский мон.

1431

1764

1

0

М.

6

Подв. Валаамского Спасо-Преображенского мон.

1901

1926

4

0

П.

7

Скорбященский мон. на Новослободской

1889

1918

2

0

М.

8

Ново-Троицкое подворье

1767

1917

3

0

П.

9

Ново-Алексеевский мон. в Красном селе

1837

1926

3

1

М.

10

Казанский Головинский мон.

1886

1929

2

0

М.

11

Андроников мон.

1357

1918

4

0

М.

13

Всехсвятьинский единоверческий мон.

1862

1934

1

0

М.

14

Покровский мон.

1635

1929

4

0

М.

15

Новоспасский мон.

1490

1918

4

1

М.

16

Новоспасская монастырская слобода

н/д

н/д

4

1

М.

18

Рождественский на Старом Симонове мон.

1370

1379

1

0

М.

19

Симонов мон.

1370

1920

3

1

М.

20

Даниловский мон.

1282

1919

4

1

М.

21

Донской мон.

1591

1929

4

1

М.

22

Подв. Николо-Перервинского монастыря

н/д

н/д

1

0

П.

23

Андреевский мон.

1648

1764

4

1

М.

24

Николо-Перервинский мон.

1623

1918

3

1

М.

  1. А.С. – Архитектурно-градостроительный статус
  2. Ф.С. – Функциональный статус: 0 – Упраздненный; 1 – Действующий
  3. Тип: М. – Монастырь; П. – Подворье; Б. – Богадельня; М.Ц. – Церковь на монастыре

 

Монастырский каркас Москвы сформировался по большей части в период XIV–XVII вв., что было обусловлено четырьмя важнейшими факторами. Первый можно назвать символико-мемориальным, поскольку причины размещения монастырей были связаны с сакрально значимыми событиями [1]. Такие монастыри нередко основывались в удалении от мирской суеты и по мере разрастания города включались в городскую ткань. Данная модель отчасти является истинным отражением монастырской топографии на период XIV–XVIII вв., однако в большей мере была свойственна не московским монастырям, но были и исключения (Новодевичий, Симонов, Донской, Новоспасский, Андроников).

Вместе с тем, многие комплексы Кремля и Китай-города не попадают под это определение, что выявляет второй фактор, который можно обозначить как вотчинный, или ктиторский [1]. Обоснованием служат свидетельства о том, что многие монастыри основывались ктиторами – князьями на княжеских землях (Великокняжеский Спасский монастырь Кремля) и другими знатными родами для молитвенного поминовения (Георгиевский, Никитский, Знаменский, Ивановский). В XVIII в. такие монастыри зачастую приходили в упадок и расформировывались.

Также создание монастырей обуславливалось интересами удаленных обителей и политической ролью монастыря, что выражалось в создании подворий или небольших монастырей в непосредственной близости к политическому центру, что было характерно для Кремля и Китай-города (Троице-Богоявленский, Чудов, Вознесенский, Знаменский, Никольский Греческий, Заиконоспасский). Еще одной предпосылкой к формированию монастырских ансамблей являлось решение непосредственных функциональных задач: встреча паломников, сбор податей, торговые, социальные функции. Этим можно объяснить расположение монастырей на главных улицах, у городских ворот, застав. К таким объектам относится большая часть монастырей Белого города и Земляного города (Страстной, Рождественский, Сретенский, Варсонофьевский, Моисеевский, Высоко-Петровский).

Факторы размещения были непосредственно сопряжены с типами монастырей и их функциями, описанными в церковных уставах [3]. Часто значительная роль отводилась комбинации различных факторов, и впоследствии монастырь, основанный с одной целью, мог менять свой тип (например, утратив свою политическую роль, перейти на попечение ктитора).

На начало XVIII в. количество монастырей достигает 37 – наибольшее количество одновременно действующих объектов за весь рассматриваемый период. С середины XVIII в. начинается процесс секуляризации, некоторые монастырские земли переходят под управление государства. Однако одновременно с секуляризацией у монастырей появляется возможность приобретать новые территории для строительства. Происходит смещение фокуса на самокапитализацию. Нерентабельные обители закрываются или переформировываются; происходят и церковные реформы. Общее количество секуляризированных объектов – 8.

Как часть процесса секуляризации, отдельно можно выделить период 1812 г. В ходе оккупации Москвы французскими войсками пострадали многие монастыри. В результате разорения некоторые лишились своего статуса, были переформированы в приходские церкви, что мотивировано экономически. Монахов перевели в более крупные монастыри. Количество таких монастырей – 3.

В конце XIX – начале XX в. многие подворья перестраиваются под новые нужды (Калязинское, Саввинское). На бывших монастырских землях строятся доходные дома. Монастырское хозяйство по большей части фокусируется на максимальной капитализации. Можно сказать, что у монастырей появляется возможность занимать все больше мест в городе за счет развития рынка и экономики; возникают доходные дома. Однако наряду с переформатированием, закрытием и переносом создаются и новые монастыри (6 за этот период).

И хотя конец XIX – начало XX в. связаны с большими изменениями монастырской жизни (секуляризация, упадок), этот период является наиболее показательным как высшая точка развития монастырской топографии (рис. 3). Общее количество монастырей в это время составляет 31. Архитектурно-градостроительная роль монастырских комплексов по-прежнему определяется особенностями их размещения в планировочной структуре города, оказывает значительное влияние на поддержание важнейших видовых характеристик, панорам и силуэтов.

В XX в. монастыри упраздняются и частично сносятся. На их месте возводятся новые здания, меняется набор доминант. Город начинает постепенно изменять свой облик, как и топографию. Радикально меняется его силуэт и средовые ценности. Так, 27 монастырей подверглись вмешательству, из них полностью снесено 11. Из-за множества снесенных сакральных объектов, в том числе и монастырей, городская панорама претерпевает сильные изменения, теряет свою многозначность, архитектурно-градостроительное и стилевое разнообразие.

В XXI в. религиозное и духовное возрождение приводит к возобновлению деятельности 16 ранее упраздненных монастырей. Крупные монастыри восстанавливаются; такая динамика чаще всего наблюдается за пределами границ Земляного города. В ядре исторического центра работы ведутся с объектами, наиболее сохранившимися к началу XXI в.

Таким образом, за всю историю Москвы известно о существовании 50 монастырей и 44 подворий. На сегодняшний день полностью утрачено 16 комплексов; частично сохранилось 8 и фрагментарно 11 монастырей. Полностью дошли до наших дней 15 монастырей.

Монастырскую градостроительную топографию Москвы можно суммарно охарактеризовать следующим образом: от Кремля к Китай-городу и далее вдоль Неглинной к северу монастыри располагаются в плотной исторической застройке, и только одна группа лежит на некотором отдалении к юго-востоку от исторического ядра города [1]. Многие сакральные точки исчезали, возникали новые, но всегда, вплоть до XX в., плотность монастырской структуры внутри стен была значительно выше. Это делает Кремль, Китай-город и Белый город наиболее интересными с точки зрения изучения взаимодействия города и его монастырской структуры на протяжении различных периодов. В этих частях города территории монастырских ансамблей, оказавшихся полностью разрушенными или сохранившими фрагментарно, были застроены еще в XX в., и в редких случаях пустуют. При более детальном рассмотрении таких участков и сравнении уничтоженной застройки с существующей, становится очевидной утрата ценностного потенциала пространства, оскудение городских панорам и архитектурного ландшафта города.

Возможно ли компенсировать потери среды, учитывая всю сложность истории России в XX в.? В каких формах возможно восстановление и адаптация средовых ценностей, поиск путей реабилитации разрушенных монастырских ансамблей? Ответом на эти вопросы может стать дальнейшее исследование и теоретическая разработка моделей адаптации таких участков и окружающих их территорий.

References

1. Batalov, A. L. Sakral'noe prostranstvo srednevekovoy Moskvy / A. L. Batalov, L. A. Belyaev; Institut arheologii Rossiyskoy akademii nauk; Gosudarstvennyy institut iskusstvoznaniya Ministerstva kul'tury RF. – Moskva: Dizayn. Informaciya. Kartografiya, 2010.

2. Belyaev, L. A. Drevneyshie monastyri Moskvy po dannym arheologii (konec XIII-XVII vv. ) : avtoreferat dis. ... doktora istoricheskih nauk : 07.00.06 / Belyaev Leonid Andreevich; In-t arheologii. – Moskva, 1994.

3. Litvinova, L. V. Monastyr' / L. V. Litvinova // Pravoslavnaya enciklopediya. – Elektronnaya versiya. – URL: www.pravenc.ru/text/2564106 (data obrascheniya: 14.11.2023).

4. Palamarchuk, P. G. Sorok sorokov. T. 2: Monastyri: Kitay-gorod. Belyy gorod. Zemlyanoy gorod. Gorod v granicah 1917 goda. Gorod v granicah 1960 goda / P. G. Palamarchuk – Moskva : Astrel', 2007.

5. Pamyatniki arhitektury Moskvy: Belyy gorod / G. V. Makarevich, B. L. Al'tshuller, V. I. Baldin i dr.; pod red. G. V. Makarevicha – Moskva : Iskusstvo, 1969.

6. Pamyatniki arhitektury Moskvy: Kreml', Kitay-gorod, Central'nye ploschadi / M. V. Posohin, V. I. Baldin, V. V. Bogdanov i dr.; pod red. A. I. Komecha, V. I. Pluzhnikova. – Moskva : Iskusstvo, 1982.

7. Svedeniya iz Edinogo gosudarstvennogo reestra ob'ektov kul'turnogo naslediya (pamyatnikov istorii i kul'tury) narodov Rossiyskoy Federacii // Portal otkrytyh dannyh Ministerstva kul'tury Rossiyskoy Federacii: sayt. – URL: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn/ (data obrascheniya: 02.10.2023)

8. Fehner, M. V. Moskva i ee blizhayshie okrestnosti v XV i nachale XVI veka / M. V. Fehner // Materialy i issledovaniya po arheologii Moskvy; pod red. A. V. Arcihovskogo; t. II. – Moskva, Leningrad: Akademiya nauk SSSR, 1949.

9. Hotev, A. Alfavitnyy ukazatel' k planu stolichnogo goroda Moskvy, sostavlennomu po rasporyazheniyu g. moskovskogo ober-policmeystera, svity Ego Imperatorskogo velichestva, general-mayora Luzhina, A. Hotevym / A. Hotev – Moskva : Tip. «Vedomostey Mosk. gor. Policii», 1852–1853.

Login or Create
* Forgot password?