с 01.01.2018 по 01.01.2023 МАРХИ (Архитектура промышленных сооружений)
с 01.01.2023 по настоящее время
в настоящее время существует множество промышленных сооружений, которые потеряли свою функциональную и общественную значимость. Данный тип зданий имеет потенциал благотворно влиять на социальную и культурную среду города. В этой работе рассмотрены исторические и теоретические аспекты подходов к архитектурной адаптации, даны определения стратегий, которые используются для реабилитации промышленных территорий, выделены основные принципы и направления ревитализации, способные значительно улучшить городскую жизнь.
ревитализация, городская среда, архитектурная ревитализация, промышленные территории, архитектурная адаптация, реабилитация, индустриальное наследие.
С конца XVIII века и по настоящее время происходит активное развитие промышленности по всему миру. Однако под влиянием научно-технического прогресса многие сооружения промышленного назначения, значимые для своего времени, потеряли свою первоначальную функциональную ценность – перестали отвечать требованиям технического прогресса. Как следствие – такие здания выходят из обихода и, становясь заброшенными, создают негативную социальную среду. Помимо отставания от технического прогресса и утраты функционального значения, существует множество причин опустения здания: банкротство предприятия, переход от одного государства к другому, военные действия, повредившие объект, и т. д.
Вопрос о сохранении индустриального наследия встал особенно остро в середине XX века. По всему миру были созданы общественные движения, выступающие в защиту памятников индустриальной культуры, целью которых было сохранение комплексов производственного назначения и их рассмотрение в качестве территорий перспективного развития [6, с. 1091].
Исторические территории (наиболее старые области городской застройки, которые могли включать градообразующее ядро), также приобретшие культурологическую и региональную ценность по мере старения городской среды, указывают на происхождение и развитие районов и обладают большой значимостью для социальной среды. Утрата ключевого элемента городской системы – исторической застройки, ведет к деформации внешнего вида города и его измененному восприятию жителями [1, с. 17].
Чаще всего производственные комплексы строились с учетом множества градообразующих факторов, таких как расположение относительно исторического центра, доступность подъездов к производству, наличие железнодорожных путей (или обеспеченность другими транспортными связями) и возможность расположения рядом жилья для работников. Если проследить развитие производственных комплексов, то можно увидеть, как они преобразовывали близлежащие территории и развивали новую инфраструктуру вокруг себя. Во многих малых городах промышленные сооружения являлись градообразующими и практически единственными объектами, которые формировали социальную среду города [8, с. 25]. Самобытность промышленной архитектуры проявляется в уникальных пространствах, масштабы которых были способны вмещать различные динамические процессы производства с соответствующим техническим оснащением. Архитектурные решения комплексов отражают достижения своего времени, когда они во многом были новаторскими. Аналогично дворцовым комплексам и культовым сооружениям, предприятия и вокзалы во время индустриализации стали олицетворением смелости архитектурной мысли [4; 9, с. 74].
Создание общественных пространств на основе исторических производственных зданий и территорий сейчас наиболее актуально. Целесообразность такой реабилитации обуславливают многие факторы – исторические, социальные, экономические, экологические [8, с. 26]. Так, общественное пространство способно выделить функцию, которая была бы обусловлена нынешними социальными потребностями. С помощью реорганизации индустриального наследия «обезличенное» общественное пространство может определить направление своего вектора [6, с. 1092]. Промышленные объекты, вышедшие из обихода, все чаще привлекают внимание как потенциальный ресурс для развития социокультурной жизни в ближайшем будущем. Большепролетные помещения бывших промышленных зданий чаще всего не требуют вспомогательных укреплений, даже возможно применение к ним дополнительной нагрузки: создание новых уровней, антресолей [4; 9, с. 76]. Можно выделить некоторые принципы сохранения архитектурной идентичности территорий: восстановление средовой определенности путем использования рефункционализации; воссоздание исторических объемов или объектов, соразмерных первоначальным архитектурным замыслам на основе градостроительных планов; самоидентификация архитектурных традиций и принадлежность к месту; передача культурной и исторической памяти местности.
Существует многообразие стратегий, методов и подходов к адаптации, выведенных из первоначального функционального назначения промышленных комплексов к использованию в среде современного города: «реновация», «реставрация», «ревитализация», «реконструкция», «конверсия», «рефункционализация». Так или иначе все способы связаны с изменением внутреннего функционального назначения в большей или меньшей степени (с минимально возможным внедрением во внешней составляющей) [9, с. 75].
Рассмотрим стратегии более детально:
1. Реконструкция производится путем изменения каких-либо параметров объекта: изменение высот, объемов, площадей. Замена и/или восстановление несущих конструкций, переустройство некоторых деталей здания с целью исторически достоверного воссоздания архитектурного облика объекта или адаптации здания под современные реалии.
2. Реставрация – это укрепление и восстановление поврежденных временем участков сооружения без сильного вмешательства в структуру здания, с учетом его прошлого.
3. Архитектурная конверсия – смена функционального наполнения здания, внедрение дополнительных функций, вслед за которыми идет трансформация объемно-планировочных, стилевых и конструктивных решений. Использование такого метода может навредить ценности здания с точки зрения его исторической значимости и аутентичности.
4. Ревитализация – процесс оживления и воссоздания среды. Это изменение первоначальных функций объекта с учетом современных тенденций, учитывая множество факторов, включая потребности города, уровень культуры, но без серьезного вмешательства в конструктив здания и его объемно-планировочные решения.
5. Реновация – это изменение и обновление здания и/или территорий с целью их улучшения, модернизации. Также возможен снос изживших себя построек и строительство новых с той же функцией.
6. Рефункционализация – это смена функций зданий промышленного назначения, а также незначительные возможные изменения внешней оболочки после перепрофилирования.
Данные подходы так или иначе связаны с изменением функционального назначения зданий и исторических территорий в большей или меньшей степени. Стоит отметить, что чаще всего внешний облик объектов не затрагивается, либо подвергается небольшим изменениям, сохраняя архитектурную идентичность.
Полноценную реабилитацию индустриального наследия можно представить в виде работы по четырем направлениям: социальное оживление, экономическое развитие, техническая модернизация и экологическая регенерация [2, с. 9]. Выделение «ревитализации» как одного из главных подходов к адаптации объясняется ее широким распространением в настоящее время. Архитектурная ревитализация считается наиболее щадящим подходом преобразования промышленных сооружений в иное назначение и открытие их новых возможностей. Данная форма переустройства имеет прямое отношение в целом к городскому пространству, к среде, в которой существует человек. С экономической точки зрения различают два подхода к ревитализации: top-down и bottom-up. Схема top-down – привлечение значительных инвестиций из государственного бюджета, в то время как bottom-up – подход к модернизации за счет местных ресурсов [3; 7].
Цепилова О. П. в своей статье, посвященной опыту повторной адаптации индустриального наследия, выделяет три группы подходов к социальному и архитектурному приспособлению промышленных сооружений:
1-я группа связана с внедрением современных архитектурных замыслов в объемно-пространственные решения производственных объектов и их взаимодействие с организмом города. В данной группе можно отдельно выделить метод интеграции, суть которого заключается в создании совершенно нового объема на основе адаптируемого здания. Установка новой доминанты (или укрепление существующей), лестниц и прочее [5];
2-я группа выделяет архитектурно-художественный подход с адаптацией фасадов с использованием приемов реставрации и консервации;
3-я группа – функционально-планировочная реорганизация, которая работает напрямую с конструктивом и интерьерами, не затрагивая внешней оболочки комплексов. Соответственно, выбор пути «реабилитации» и «социализации» производственного объекта, вышедшего из обихода, определяется исходя из его состояния и степени сохранности, а также отношения к статусу памятника [9, с. 76].
Можно сделать вывод, что исторические сооружения промышленного назначения представляют собой ценный ресурс для архитектурной среды города. С их помощью можно создать эффективное с экономической и культурологической точки зрения пространство и оживить не только их внутреннюю часть, но и прилегающую территорию. Также немаловажным аспектом является возможное возрождение интереса к прошлому этих мест. Архитектурная адаптация и реабилитация промышленных сооружений позволяют в проектировании двигаться от обратного, то есть здание или участок изначально имеют определенную структуру и образ, а внутреннее наполнение и выбор способов использования остаются изменяемыми [5; 9, с. 87]. Данная оболочка преобразовывается, взаимодействуя с социальной средой, и на ее основе можно создать не только общественное пространство, но и открытый производственный комплекс нового формата. Следует обеспечить данным объектам исторически преемственное комплексное развитие с помощью современных архитектурных решений, чтобы они могли дальше работать на благо городской среды [8, с. 26].
1. Брендоусова, Е. К. Методы сохранения архитектурных традиций при реновации зданий и сооружений / Е. К. Брундоусова // Баландинские чтения. – 2020. – Т. XV. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-sohraneniya-arhitekturnyh-traditsiy-pri-renovatsii-zdaniy-i-sooruzheniy/viewer (дата обращения: 11.05.2024).
2. Демидова, Е. В. Реабилитация промышленных территорий как части городского пространства / Е. В. Демидова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reabilitatsiya-promyshlennyh-territoriy-kak-chasti-gorodskogo-prostranstva (дата обращения 12.05.2024).
3. Икономов, Д. П. Исследование некоторых проблем ревитализации промышленных территорий в городской среде (на примере г. Екатеринбурга) / Д. П. Икономов, Б. Сайфидинов // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 95 (5). – С. 144-149. – URL: https://doicode.ru/doifile/lj/95/trnio-03-2023-259.pdf (дата обращения: 13.05.2024).
4. Муратов, А. Лишняя архитектура, или Пром в эпоху деиндустриализации / А. Муратов, А. Змеул // Проект Россия. – 2006. – № 40. – URL: https://proras.ru/interviews/Hshnyaya-arhitektura-iH-prom-v-ehpohu-deindustrializacii/ (дата обращения: 12.05.2024).
5. Пестрикова, А. Г. Влияние объектов промышленного назначения на формирование архитектурно пространственной композиции крупных городов / А. Г. Пестрикова, Е. А. Бурда // Вісник Придніпровської державної академії будівництва та архітектури – 2013. - № 9. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-obektov-promyshlennogo-naznacheniya-na-formirovanie-arhitekturno-prostranstvennoy-kompozitsii-krupnyh-gorodov/viewer (дата обращения: 13.05.2024).
6. Попова, Д. Д. Этапы социализации индустриального наследия в Москве / Д. Д. Попова // Вестник МГСУ – 2020. – Т. 15 (8). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-sotsializatsii-industrialnogo-naslediya-v-moskve?ysclid=lw515b2ouo150773355 (дата обращения: 11.05.2024).
7. Райкин, А. А. Архитектурно-художественные особенности ревитализации промышленных объектов: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.04 / Райкин Андрей Андреевич; Моск. гос. худож.-пром. акад. им. С. Г. Строганова. – Москва, 2016.
8. Снитко, А. В. Реновация промышленных объектов и архитектурно-историческая среда: вопросы корреляции / А. В. Снитко // Архитектура, градостроительство и дизайн. – 2022. – № 31. – С. 19-28. – URL: AGD31_9-28.pdf (aud-journal.com) (дата обращения: 13.05.2024).
9. Цепилова, О. П. Анализ опыта повторной адаптации промышленной архитектуры / О. П. Цепилова // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. – 2020. – № 12. – С. 74-90. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-opyta-povtornoy-adaptatsii-promyshlennoy-arhitektury/viewer (дата обращения 11.05.2024)