Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Важным итогом и завершающим результатом Международной научно-практической конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование», состоявшейся в «Дни науки» 8-12 апреля 2024 года, стало издание «Трудов МАРХИ – 2024». Следует подчеркнуть, что и сама конференция состоялась, и публикация тезисов докладов и «Труды МАРХИ» вышли «в свет» в юбилейном научно-образовательном контексте. 8 февраля 2024 года исполнилось 300 лет с момента подписания императором Петром I Указа Правительствующему Сенату и Проекта учреждения Академии как «Социетета художеств и наук». Велика 300-летняя история научных открытий и творческих достижений российских ученых, мастеров архитектуры и изобразительного искусства, успехов научных и педагогических школ России! Отправной точкой архитектурного образования в Москве и во многом в нашей стране стало создание в 1749 году первой высшей школы зодчества главным архитектором Москвы князем Дмитрием Васильевичем Ухтомским. Именно в те, давние, годы были заложены основы обращения будущих зодчих к изучению научных закономерностей строения архитектурной формы и опыту проектирования и строительства зданий, улиц, площадей. Слияние научных знаний и практического опыта стало базой методики обучения будущих архитекторов. Нынешняя конференция посвящена 275-летию Московского архитектурного института (государственной академии) как наследника Московской архитектурной школы Д.В. Ухтомского. Почти трехвековая история Московской архитектурной школы демонстрирует методики образования на различных этапах архитектуры России, ее стилевой направленности, в поисках новых стилей и форм, подходов к пространственной организации территорий и их предметного наполнения во взаимосвязи с ландшафтно-климатическими особенностями территории страны. Поэтому и пленарный доклад конференции был посвящен образу и роли МАРХИ в современном научно-образовательном процессе. Достижения МАРХИ в 2023 году во всех сферах творческой деятельности были представлены как результат сотворчества педагогов и студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов и их наставников.

Ключевые слова:
конференция, дни науки, образование, методы, практика, теория и история, взаимодействие архитектурного знания, науки и технологий
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Юбилейный контекст

Важным итогом и завершающим результатом Международной научно-практической конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование», состоявшейся в «Дни науки» 8-12 апреля 2024 года, стало издание «Трудов МАРХИ – 2024».

Следует подчеркнуть, что и сама конференция состоялась, и публикация тезисов докладов[1] и «Труды МАРХИ» вышли «в свет» в юбилейном научно-образовательном контексте.

8 февраля 2024 года исполнилось 300 лет с момента подписания императором Петром I Указа Правительствующему Сенату и Проекта учреждения Академии как «Социетета художеств и наук».

Велика 300-летняя история научных открытий и творческих достижений российских ученых, мастеров архитектуры и изобразительного искусства, успехов научных и педагогических школ России!

Отправной точкой архитектурного образования в Москве и во многом в нашей стране стало создание в 1749 году первой высшей школы зодчества главным архитектором Москвы князем Дмитрием Васильевичем Ухтомским.

Именно в те, давние, годы были заложены основы обращения будущих зодчих к изучению научных закономерностей строения архитектурной формы и опыту проектирования и строительства зданий, улиц, площадей. Слияние научных знаний и практического опыта стало базой методики обучения будущих архитекторов.

Нынешняя конференция посвящена 275-летию Московского архитектурного института (государственной академии) как наследника Московской архитектурной школы Д.В. Ухтомского.

Почти трехвековая история Московской архитектурной школы демонстрирует методики образования на различных этапах архитектуры России, ее стилевой направленности, в поисках новых стилей и форм, подходов к пространственной организации территорий и их предметного наполнения во взаимосвязи с ландшафтно-климатическими особенностями территории страны. Поэтому и пленарный доклад конференции[2]был посвящен образу и роли МАРХИ в современном научно-образовательном процессе. Достижения МАРХИ в 2023 году во всех сферах творческой деятельности были представлены как результат сотворчества педагогов и студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов и их наставников.

 

Выставки, конкурсы, награды

Предваряет основное содержание «Трудов МАРХИ» информация об открывшихся в МАРХИ выставках, посвященных 300-летию Российской академии наук (кураторы М.В. Евстратова и Е.П. Посвянская) и «МАРХИ–2023: исследования и публикации (кураторы М.В. Евстратова и Е.П. Посвянская).

Золотого диплома за выдающийся вклад в научно-методическую деятельностьудостоены профессор, доктор архитектуры О.Г. Максимов ипрофессор, доктор архитектуры Н.Л. Павлов.

Наградами ректората были отмечены победители состоявшихся научно-творческих конкурсов: «Лучшая публикация», «Архитектура третьего тысячелетия» и Фотоконкурса.

На выставке конкурса клаузур студентов IV курса МАРХИ на тему «От современного города к городу будущего: человек, среда, технологии» (кураторы проф. Н.Г. Благовидова, О.Л. Палкина) были представлены работы победителей. Проекты представляли разнообразную картину взглядов будущих архитекторов и градостроителей на решение задачи синтеза высоких инженерных технологий и средств архитектуры в природном и городском окружении во временной перспективе, – от преодоления проблем настоящего к новым образам гармоничной среды города будущего. Выставка «Инженерные системы в архитектуре зданий и сооружений» (куратор А.Н. Чебан) давала возможность увидеть достоинства интеграции усилий архитектора и инженера в решении задачи формирования комфортной среды жизнедеятельности.

 

Содержание: поиски и результаты

Содержание «Трудов МАРХИ – 2024» сформировано на основе отобранных на заседаниях секций и круглых столов докладов и построено по ставшей традиционной четырехчастной структуре. Эта структура дает возможность объединить многообразие результатов научных исследований, сопоставить научные подходы для подобных и различных объектов исследований, а также продемонстрировать результаты научных разработок.

Первым разделом «Трудов МАРХИ – 2024» поставлен раздел «Образование», что представляется вполне закономерным в год 275-летия Московской архитектурной школы, –от историографии исследований архитекторской школы Д.В. Ухтомского к истории деятельности выдающихся теоретиков и практиков, педагогов МАИ – МАРХИ: В.А. Шкварикова, А.И. Михайлова, А.В. Кузнецова, А.Г. Климухина, В.Е. Байера… а также к современным проблемам архитектурного образования.

Анализ показывает, что есть определенные закономерности в распределении влияния и ролей проектного и научного знания на образование, его методики и значение не только в подготовке зодчих, но и в открытии новых архитектурных форм и пространств, создании среды жизнедеятельности людей. Состоявшиеся с 2008 года конференции[3] и изданные Труды демонстрируют эти не всегда уловимые колебания ролей практики, образования и науки. Еще во ВХУТЕМАСе была заявлена связь между художественным (архитектурным) образованием и наукой. При таком подходе становится очевидным, что взаимодействия образования и науки, образования и практики полезны и могут быть продуктивны для всех названных сфер бытия архитектуры и градостроительства, дизайна архитектурной среды и реставрации.

 

О взаимодействии архитектурного знания, наук и технологий

Вторым разделом «Трудов МАРХИ» стал раздел «Практика», –в этом году наиболее емкий и разнообразный по тематикестатей: от проблем пространственного планирования к решению задач создания локальных объектов.

Тематика исследований раскрывает новые аспекты взаимодействия архитектурного знания во всех его проявлениях (теоретическом, прикладном и проектном) с многообразием наук и их направлений, новых технологий и форм искусства.

Возникает задача поиска оптимальных или допустимых форм взаимодействия, возможно, интеграции, понимания роли в процессе научного исследования, зависимости архитектуры и градостроительства от целого ряда наук.

Статьи раздела охватывают обширное тематическое поле объектов, которое в основном рассмотрено на уровне прикладного исследования. Естественно, авторы выбирают те или иные подходы и методы исследования, обращаются к наукам и технологиям, формирующим объекты интереса ученого – архитектора.

Так, недавно мы были заинтересованы в приложении результатов разработок в области когнитивных наук, о чем говорили на конференциях в 2010-е годы. Теперь, когда первичный пласт знаний и подходов в этой области имплицирован в архитектурные и градостроительные исследования, возникла масса вопросов: о реальной применимости знаний о человеке, масштабе конструирования архитектурно-градостроительных построений на их основе, инструментария и терминологического аппарата.

Подобную, не менее сложную ситуацию переживает «опрокидывание» достижений искусственного интеллекта и арсенала нейросетей на архитектурное и градостроительное, теоретическое и прикладное, а также проектное знание. Может, следуя опыту применения знаний когнитивных наук, разрешить пробелы интеграции и взаимодействия на уровне теоретических, т.е. фундаментальных представлений? Тогда раздел «Методы», который следует в «Трудах МАРХИ» за «Практикой», пополнится новым арсеналом средств. Так когда-то исследовательские методы исторической и археологической науки стали частью арсенала истории архитектуры и градостроительства.

Кстати, как показывает современный опыт, методы научного исследования весьма успешно применяются в образовательном процессе и практике проектировании.

Завершает сборник раздел «Теория и история», в котором классическая тематика сочетается с попытками философского осмысления проблем современной архитектуры.

Сохраняя верность тематике кафедр, ученые и педагоги, студенты и аспиранты раскрывают новые страницы истории, рассматривают актуальные аспекты современной типологической практики проектирования.

Реализация принципов стратегии устойчивого развития определяет не только необходимость поиска инструментов решения задач в практике того или иного вида деятельности, но и поиск новых возможностей их интеграции в архитектуре, градостроительстве, дизайне архитектурной среды. Их базовую основу формирует взаимодействие кафедр вуза на стадии обучения студентов. Такой опыт сотрудничества архитектурных проектных и инженерных кафедр, которым обладает МАРХИ, демонстрирует эффективность взаимодействия при решении проектных задач, о чем свидетельствуют и ВКР магистратуры и бакалавриата 2023 года.

Особое место в исследованиях, как и прежде, занимает проблема сохранения историко-культурного наследия: от музейных экспонатов, рукописей и чертежей до зданий и сооружений, исторических городов и достопримечательных мест. Лишь кратко остановившись на некоторых характеристиках содержания сборника, отметим, что именно совокупность материала дает возможность не только оценить представленное, но и увидеть новые подходы традиционной тематики в проводимых исследованиях, оценить возможности привлечения знаний из других областей и цифрового инструментария для поиска ответов в области архитектуры и градостроительства.

Сборник Трудов станет ориентиром в поле архитектурных, градостроительных исследований, а также исследований в области дизайна архитектурной среды, раскрывающим их современную картину. Это будет полезно и начинающим свой путь в науке, и проектировщикам, и всем участникам процесса «практика – наука – образование» как широтой охвата тематики, так и новыми импульсами в поиске ответов не только на многочисленные вопросы теории и практики, но и на глобальные вызовы современности.

 

[1] Наука, образование и экспериментальное проектирование: Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. В 2 т. – М.: МАРХИ, 2024. – Т. 1. – 592с. – Т. 2. – 596с.

[2] Есаулов Г.В. МАРХИ – 2023 в науке, изобразительном и проектном творчестве.

[3] Наука, образование и экспериментальное проектирование: Труды МАРХИ: материалы научно-практической конференции 28-30 апреля 2008 г: сб. статей.В 2 т. – М.: Архитектура-С. 2008.

Войти или Создать
* Забыли пароль?