employee
Russian Academy of Architecture and Construction Sciences (vice president)
employee
Moscow, Moscow, Russian Federation
An important outcome and final result of the International Scientific and Practical Conference “Science, Education and Experimental Design”, held during the “Days of Science” on April 8-12, 2024, was the publication of “Proceedings of the Moscow Architectural Institute - 2024”. It should be emphasized that the conference itself took place, and the publication of abstracts and “Proceedings of the Moscow Architectural Institute” was published in the anniversary scientific and educational context. February 8, 2024 marks 300 years since Emperor Peter I signed the Decree to the Governing Senate and the Project for the establishment of the Academy as the “Society of Arts and Sciences.” The 300-year history of scientific discoveries and creative achievements of Russian scientists, masters of architecture and fine arts, and the success of scientific and pedagogical schools in Russia is great! The starting point of architectural education in Moscow and in many ways in our country was the creation in 1749 of the first higher school of architecture by the chief architect of Moscow, Prince Dmitry Vasilyevich Ukhtomsky. It was in those ancient years that the foundations were laid for future architects to study the scientific laws of the structure of architectural forms and the experience of designing and constructing buildings, streets, and squares. The fusion of scientific knowledge and practical experience has become the basis of the training methodology for future architects. The current conference is dedicated to the 275th anniversary of the Moscow Architectural Institute (state academy) as the heir to the Moscow architectural school of D.V. Ukhtomsky. The almost three-century history of the Moscow architectural school demonstrates educational methods at various stages of Russian architecture, its stylistic orientation, in search of new styles and forms, approaches to the spatial organization of territories and their subject content in connection with the landscape and climatic features of the country's territory. Therefore, the plenary report of the conference was devoted to the image and role of Moscow Architectural Institute in the modern scientific and educational process. The achievements of MARCHI in 2023 in all areas of creative activity were presented as the result of co-creation of teachers and undergraduate and graduate students, graduate students and their mentors.
conference, days of science, education, methods, practice, theory and history, interaction of architectural knowledge, science and technology
Юбилейный контекст
Важным итогом и завершающим результатом Международной научно-практической конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование», состоявшейся в «Дни науки» 8-12 апреля 2024 года, стало издание «Трудов МАРХИ – 2024».
Следует подчеркнуть, что и сама конференция состоялась, и публикация тезисов докладов[1] и «Труды МАРХИ» вышли «в свет» в юбилейном научно-образовательном контексте.
8 февраля 2024 года исполнилось 300 лет с момента подписания императором Петром I Указа Правительствующему Сенату и Проекта учреждения Академии как «Социетета художеств и наук».
Велика 300-летняя история научных открытий и творческих достижений российских ученых, мастеров архитектуры и изобразительного искусства, успехов научных и педагогических школ России!
Отправной точкой архитектурного образования в Москве и во многом в нашей стране стало создание в 1749 году первой высшей школы зодчества главным архитектором Москвы князем Дмитрием Васильевичем Ухтомским.
Именно в те, давние, годы были заложены основы обращения будущих зодчих к изучению научных закономерностей строения архитектурной формы и опыту проектирования и строительства зданий, улиц, площадей. Слияние научных знаний и практического опыта стало базой методики обучения будущих архитекторов.
Нынешняя конференция посвящена 275-летию Московского архитектурного института (государственной академии) как наследника Московской архитектурной школы Д.В. Ухтомского.
Почти трехвековая история Московской архитектурной школы демонстрирует методики образования на различных этапах архитектуры России, ее стилевой направленности, в поисках новых стилей и форм, подходов к пространственной организации территорий и их предметного наполнения во взаимосвязи с ландшафтно-климатическими особенностями территории страны. Поэтому и пленарный доклад конференции[2]был посвящен образу и роли МАРХИ в современном научно-образовательном процессе. Достижения МАРХИ в 2023 году во всех сферах творческой деятельности были представлены как результат сотворчества педагогов и студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов и их наставников.
Выставки, конкурсы, награды
Предваряет основное содержание «Трудов МАРХИ» информация об открывшихся в МАРХИ выставках, посвященных 300-летию Российской академии наук (кураторы М.В. Евстратова и Е.П. Посвянская) и «МАРХИ–2023: исследования и публикации (кураторы М.В. Евстратова и Е.П. Посвянская).
Золотого диплома за выдающийся вклад в научно-методическую деятельностьудостоены профессор, доктор архитектуры О.Г. Максимов ипрофессор, доктор архитектуры Н.Л. Павлов.
Наградами ректората были отмечены победители состоявшихся научно-творческих конкурсов: «Лучшая публикация», «Архитектура третьего тысячелетия» и Фотоконкурса.
На выставке конкурса клаузур студентов IV курса МАРХИ на тему «От современного города к городу будущего: человек, среда, технологии» (кураторы проф. Н.Г. Благовидова, О.Л. Палкина) были представлены работы победителей. Проекты представляли разнообразную картину взглядов будущих архитекторов и градостроителей на решение задачи синтеза высоких инженерных технологий и средств архитектуры в природном и городском окружении во временной перспективе, – от преодоления проблем настоящего к новым образам гармоничной среды города будущего. Выставка «Инженерные системы в архитектуре зданий и сооружений» (куратор А.Н. Чебан) давала возможность увидеть достоинства интеграции усилий архитектора и инженера в решении задачи формирования комфортной среды жизнедеятельности.
Содержание: поиски и результаты
Содержание «Трудов МАРХИ – 2024» сформировано на основе отобранных на заседаниях секций и круглых столов докладов и построено по ставшей традиционной четырехчастной структуре. Эта структура дает возможность объединить многообразие результатов научных исследований, сопоставить научные подходы для подобных и различных объектов исследований, а также продемонстрировать результаты научных разработок.
Первым разделом «Трудов МАРХИ – 2024» поставлен раздел «Образование», что представляется вполне закономерным в год 275-летия Московской архитектурной школы, –от историографии исследований архитекторской школы Д.В. Ухтомского к истории деятельности выдающихся теоретиков и практиков, педагогов МАИ – МАРХИ: В.А. Шкварикова, А.И. Михайлова, А.В. Кузнецова, А.Г. Климухина, В.Е. Байера… а также к современным проблемам архитектурного образования.
Анализ показывает, что есть определенные закономерности в распределении влияния и ролей проектного и научного знания на образование, его методики и значение не только в подготовке зодчих, но и в открытии новых архитектурных форм и пространств, создании среды жизнедеятельности людей. Состоявшиеся с 2008 года конференции[3] и изданные Труды демонстрируют эти не всегда уловимые колебания ролей практики, образования и науки. Еще во ВХУТЕМАСе была заявлена связь между художественным (архитектурным) образованием и наукой. При таком подходе становится очевидным, что взаимодействия образования и науки, образования и практики полезны и могут быть продуктивны для всех названных сфер бытия архитектуры и градостроительства, дизайна архитектурной среды и реставрации.
О взаимодействии архитектурного знания, наук и технологий
Вторым разделом «Трудов МАРХИ» стал раздел «Практика», –в этом году наиболее емкий и разнообразный по тематикестатей: от проблем пространственного планирования к решению задач создания локальных объектов.
Тематика исследований раскрывает новые аспекты взаимодействия архитектурного знания во всех его проявлениях (теоретическом, прикладном и проектном) с многообразием наук и их направлений, новых технологий и форм искусства.
Возникает задача поиска оптимальных или допустимых форм взаимодействия, возможно, интеграции, понимания роли в процессе научного исследования, зависимости архитектуры и градостроительства от целого ряда наук.
Статьи раздела охватывают обширное тематическое поле объектов, которое в основном рассмотрено на уровне прикладного исследования. Естественно, авторы выбирают те или иные подходы и методы исследования, обращаются к наукам и технологиям, формирующим объекты интереса ученого – архитектора.
Так, недавно мы были заинтересованы в приложении результатов разработок в области когнитивных наук, о чем говорили на конференциях в 2010-е годы. Теперь, когда первичный пласт знаний и подходов в этой области имплицирован в архитектурные и градостроительные исследования, возникла масса вопросов: о реальной применимости знаний о человеке, масштабе конструирования архитектурно-градостроительных построений на их основе, инструментария и терминологического аппарата.
Подобную, не менее сложную ситуацию переживает «опрокидывание» достижений искусственного интеллекта и арсенала нейросетей на архитектурное и градостроительное, теоретическое и прикладное, а также проектное знание. Может, следуя опыту применения знаний когнитивных наук, разрешить пробелы интеграции и взаимодействия на уровне теоретических, т.е. фундаментальных представлений? Тогда раздел «Методы», который следует в «Трудах МАРХИ» за «Практикой», пополнится новым арсеналом средств. Так когда-то исследовательские методы исторической и археологической науки стали частью арсенала истории архитектуры и градостроительства.
Кстати, как показывает современный опыт, методы научного исследования весьма успешно применяются в образовательном процессе и практике проектировании.
Завершает сборник раздел «Теория и история», в котором классическая тематика сочетается с попытками философского осмысления проблем современной архитектуры.
Сохраняя верность тематике кафедр, ученые и педагоги, студенты и аспиранты раскрывают новые страницы истории, рассматривают актуальные аспекты современной типологической практики проектирования.
Реализация принципов стратегии устойчивого развития определяет не только необходимость поиска инструментов решения задач в практике того или иного вида деятельности, но и поиск новых возможностей их интеграции в архитектуре, градостроительстве, дизайне архитектурной среды. Их базовую основу формирует взаимодействие кафедр вуза на стадии обучения студентов. Такой опыт сотрудничества архитектурных проектных и инженерных кафедр, которым обладает МАРХИ, демонстрирует эффективность взаимодействия при решении проектных задач, о чем свидетельствуют и ВКР магистратуры и бакалавриата 2023 года.
Особое место в исследованиях, как и прежде, занимает проблема сохранения историко-культурного наследия: от музейных экспонатов, рукописей и чертежей до зданий и сооружений, исторических городов и достопримечательных мест. Лишь кратко остановившись на некоторых характеристиках содержания сборника, отметим, что именно совокупность материала дает возможность не только оценить представленное, но и увидеть новые подходы традиционной тематики в проводимых исследованиях, оценить возможности привлечения знаний из других областей и цифрового инструментария для поиска ответов в области архитектуры и градостроительства.
Сборник Трудов станет ориентиром в поле архитектурных, градостроительных исследований, а также исследований в области дизайна архитектурной среды, раскрывающим их современную картину. Это будет полезно и начинающим свой путь в науке, и проектировщикам, и всем участникам процесса «практика – наука – образование» как широтой охвата тематики, так и новыми импульсами в поиске ответов не только на многочисленные вопросы теории и практики, но и на глобальные вызовы современности.
[1] Наука, образование и экспериментальное проектирование: Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. В 2 т. – М.: МАРХИ, 2024. – Т. 1. – 592с. – Т. 2. – 596с.
[2] Есаулов Г.В. МАРХИ – 2023 в науке, изобразительном и проектном творчестве.
[3] Наука, образование и экспериментальное проектирование: Труды МАРХИ: материалы научно-практической конференции 28-30 апреля 2008 г: сб. статей.В 2 т. – М.: Архитектура-С. 2008.