ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОРТАЛОВ НА ПРИМЕРЕ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ И РИМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ. ОТ ПИЛОНА ДО ТРИУМФАЛЬНОЙ АРКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В ходе выполнения задания по архитектурному проектированию на 1 курсе были выявлены особенности построения входных групп в Древнем Египте и Риме. В храмах Древнего Египта использовались пилоны, проходами служили также колонные портики с различными видами капителей, а в Риме были популярны триумфальные арки. Порталы с течением времени эволюционировали, видоизменялись их пропорции, а также декор и стилистика. Древнеегипетские и древнеримские входы имели не только функциональное назначение, но и несли в себе символический смысл, вызывая ассоциации с переходом между миром живых и миром мертвых.

Ключевые слова:
Египет, Рим, портал, ордер, триумфальная арка, символика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В рамках заданий «Сравнение архитектурных ордеров» и «Отмывка детали» на 1 курсе на кафедре «ОАП» и на основе учебно-методического пособия «Архитектура портала» Максимовой И. А. и Винокуровой А. Е. студентами 7 группы была подробно изучена история возникновения входных групп. Этой тематике и посвящена данная статья. Здесь подробно рассмотрены пилоны храмов Древнего Египта и римские триумфальные арки. В результате изучения этих памятников архитектуры был сделан вывод о прослеживаемой взаимосвязи архитектурных традиций этих культур.

У разных цивилизаций и народов порталы издревле служили для обозначения и выделения главного входа в здание или на огороженную территорию. Они обозначали разделение на внутреннее (то, куда вел вход) и внешнее (то, откуда вел) пространство, акцентируя внимание на некоем переходе. Этот символизм являлся основной смысловой нагрузкой портала, что зачастую придавало сакральное значение входной группе.

В древние времена функцию портала выполняли пилоны. В Древнем Египте при входе на территорию храма ставились парные трапециевидные пилоны с множеством иероглифов, рисунков и статуями фараонов или божеств. Опорные стены прямоугольного сечения изображали горы, а проем между ними – реку Нил. Известно, что египетские храмы проектировались так, чтобы при восходе солнца в определенный день его лучи проходили сквозь пространство храма, освещая и проем между пилонами. В этот день солнце будто восходило из-за Нила между гор, то есть – между пилонами. Ассоциация именно с Нилом возникла из веры древних египтян в загробный мир, от которого мир живых отделен этой рекой. Таким образом, портал, ведущий в храм, символизировал переход между миром смертных и миром духов и богов.

В храмах в честь фараонов входному пилону придавалось еще одно значение. Считалось, что фараон после смерти приобретает свою истинную форму бессмертного божества, поэтому восход солнца между пилонами означал воскрешение из мертвых фараона и становление его солнцем – богом. Различие в том, что в этом случае входной портал олицетворял переход из одной формы в другую: из смертной в бессмертную, а не просто переход между мирами.

В большинстве древнеегипетских храмовых комплексов пилон был не один. Это было связано с тем, что строительство начиналось со святилища, что носило символический характер – появление первозданного холма из-под праматерии. Дальше следовал открытый дворик, гипостильный зал, также могли быть возведены дополнительные святыни, и завершалось все стеной, обрамляющей территорию храма с пилоном. Египетский храм никогда не был до конца завершенным сооружением. Каждый последующий фараон хотел достроить уже существующий храм, добавляя дворы и пилоны. Это привело к тому, что храмовые комплексы разрастались до колоссальных размеров. Примером этого может служить храмовый комплекс в Карнаке, в котором имеется 10 пилонов, последний из которых так и остался недостроенным.

Для более точного понимания структуры храмовых комплексов в Египте, рассмотрим те, которые изучались при выполнении графической работы. Мы сравнивали три храма: храм Амона Ра в Карнаке, храм Гора (Хора) в Эдфу и храм Хатхор (Хатор) в Дендере (рис. 1).

Стоит начать с храмового комплекса в Карнаке как наиболее древнего, а также самого крупного. Началом создания была эпоха Среднего царства, а конец возведения – при Рамзесе II в эпоху Нового царства (конец XIII в. до н. э.). Вход в комплекс осуществлялся через первый пилон, к которому вела аллея сфинксов. Дальше можно было попасть в большой гипостильный зал. Центральные ряды в нем представлены колоннами с капителями в виде раскрытого папируса, остальные – закрытого. При выполнении графической работы, мы выяснили, что упомянутые колонны имеют разные пропорции (рис. 2). У колонн с открытым папирусом диаметр укладывается в высоте колонны 6 раз, с закрытым – 5 раз. Ряды колонн объединены каменными балками, на которые раньше устанавливалась деревянная крыша. Также на территории храмового комплекса располагался центральный двор, другие пилоны, менее крупные по размеру гипостильные залы и несколько небольших храмов.

Схожее строение имеет и храм в Эдфу. На территорию комплекса можно попасть через пилон, за которым располагаются два гипостильных зала, святилище, часовня рождения, перистиль и храм Гора. На входе в храм установлены папирусовидные колонны. Их пропорции отличаются от пропорций колонн карнакского храма (диаметр колонны укладывается 5,5 раз в ее высоте). Также между колоннами располагается низкая каменная ограда, не доходящая до капителей. Такой прием использовался в более поздних египетских храмах, которые были построены при правлении греческой династии Птолемеев. Строительство шло в 237–57 годах до н. э.

Храмовый комплекс в Дендере тоже начинал строиться при правлении династии Птолемеев, а был закончен уже при императоре Тиберии, когда Египет вошел в состав Римской империи. Вход в комплекс также осуществлялся через пилон, за которым следовал гипостильный зал и несколько других храмов. Главный фасад храма Хатхор представлен гипостильным залом, в котором располагаются ряды колонн с 24 гатторическими капителями. Так же, как и в храме в Эдфу, между передними колоннами устроена невысокая каменная ограда, не доходящая до капителей. Колонны же имеют схожие пропорции с колоннами в Карнаке, диаметр укладывается в высоте 6 раз. Последние два храма гораздо меньше, чем колоссальный храмовый комплекс в Карнаке.

Во время выполнения работы по сравнению ордеров и одновременно изучив литературу на заданную тему, было отмечено, что колонны египетского ордера бывают простых, геометрических форм (возникли в Древнем царстве) и форм, изображающих растения, которые появились в Новом и Позднем царствах и заменили протодорический вид колонн с арками, но без эхина. В отличие от геометрических колонн, колонны, стилизованные под растения, были гладкими.

Развитие отношений между Египтом и античным греческим миром привело к тому, что фасад наоса в виде колоннады стал основополагающим композиционным приемом в построении древнегреческих храмов.

На основании исследуемого материала мы выяснили, что египетская ордерная система могла послужить прообразом ордеров античного мира, но точных доказательств этой гипотезы не было найдено.

В древнеримской культуре входной портал в ряде случаев переставал быть напрямую входным. Такое явление, как триумфальная арка, было создано римлянами на основе концепции ворот, возводившихся этрусками для очищения воинов от пролитой крови при входе в город, дабы не нести в него смерть и беды.

Во время работы над заданием по сравнению архитектурных ордеров, в котором изучалось также использование ордерной системы в трех сохранившихся римских триумфальных арках (арка Тита, Септимия Севера и Константина), мы задумались над эволюцией арок Рима (рис. 3).

Первые римские арки были однопролетными и возводились из дерева. Позже римляне вместо деревянной конструкции из двух опорных столбов и балки стали использовать каменные арки, ставившиеся на дороге при входе в город. Сам арочный проем обозначал небо или проход в него, стены арки – преграду между миром небесным и земным или испытания на этом пути, а проход сквозь нее перестал считаться ритуалом очищения и стал символизировать восход солнца, то есть триумф и возвышение к небесам воинов и правителей, принесших в родной город победу. Сводчатый потолок арки был посвящен богине Ирис – небесной радуге. В древнегреческой мифологии она была послом богов, доставляя вести и выполняя их поручения как на небе, так и на земле. Использование ее символики в триумфальных арках предполагало значение доброй вести о победе в сражении.

Позднее, с формированием культа императора, арки стали тройными. Центральный проем предназначался для императора и проход сквозь него означал становление смертного правителя бессмертным богом, подобно восходящему солнцу. Боковые проемы были меньше и сквозь них должны были проходить простые смертные – солдаты. На аттике устанавливали статуи либо триумфальную колесницу с изображением триумфатора или богини Виктории. Символику триумфальной арки также связывают с культом Диоскуров: всадник овладевает конями как могучими силами земли и неба.

На основе сохранившихся триумфальных арок в Риме можно сказать, что в более поздних арках меняется их пропорциональный строй: пролеты становятся шире и увеличивается высота арки над пролетом (высота аттика в том числе), а также колонны становятся «стройнее» – увеличивается их высота относительно диаметра. Также в более поздних вариантах арок колонны отступили от стены и выдвинулись вперед, стали использоваться пилястры.

Исходя из вышесказанного, стоит отметить сходство в символике египетских и римских входных порталов: олицетворение либо перехода между мирами, либо превращения человека в бога. Подобное совпадение обуславливается назначением порталов как разделяющей и одновременно соединяющей конструкции, в мистическом смысле связанной с самой загадочной и волнующей для человечества темой перехода от жизни к смерти.

Список литературы

1. Максимова, И. А. Архитектура портала: учебное пособие / И. А. Максимова, А. Е. Винокурова. - Москва : КУРС, 2023.

2. Шуази, О. История архитектуры: в 2-х томах. Том первый / О. Шуази; пер., доп. и комментарии В. Д. Блаватского, Б. П. Денике, В. В. Павлова, А. С. Стрелкова; под общ. ред. проф. А. А. Сидорова. - Москва : Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1935.

Войти или Создать
* Забыли пароль?