THE HISTORY OF PORTALS ON THE EXAMPLE OF ANCIENT EGYPTIAN AND ROMAN ARCHITECTURE. FROM THE PYLON TO THE ARC DE TRIOMPHE
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the course of the architectural design assignment for the 1st year, the features of the construction of entrance groups in ancient Egypt and Rome were revealed. In temples in ancient Pylons were used in Rome. Portals have evolved over time, their proportions have changed, as well as the decor and style. in Egypt, columned porticos with various types of capitals also served as passages, and triumphal arches were popular. The ancient Egyptian and ancient Roman entrances had not only a functional purpose, but also carried a symbolic meaning, evoking associations with the transition between the world of the living and the world of the dead.

Keywords:
Egypt, Rome, portal, order, triumphal arch, symbols
Text
Publication text (PDF): Read Download

В рамках заданий «Сравнение архитектурных ордеров» и «Отмывка детали» на 1 курсе на кафедре «ОАП» и на основе учебно-методического пособия «Архитектура портала» Максимовой И. А. и Винокуровой А. Е. студентами 7 группы была подробно изучена история возникновения входных групп. Этой тематике и посвящена данная статья. Здесь подробно рассмотрены пилоны храмов Древнего Египта и римские триумфальные арки. В результате изучения этих памятников архитектуры был сделан вывод о прослеживаемой взаимосвязи архитектурных традиций этих культур.

У разных цивилизаций и народов порталы издревле служили для обозначения и выделения главного входа в здание или на огороженную территорию. Они обозначали разделение на внутреннее (то, куда вел вход) и внешнее (то, откуда вел) пространство, акцентируя внимание на некоем переходе. Этот символизм являлся основной смысловой нагрузкой портала, что зачастую придавало сакральное значение входной группе.

В древние времена функцию портала выполняли пилоны. В Древнем Египте при входе на территорию храма ставились парные трапециевидные пилоны с множеством иероглифов, рисунков и статуями фараонов или божеств. Опорные стены прямоугольного сечения изображали горы, а проем между ними – реку Нил. Известно, что египетские храмы проектировались так, чтобы при восходе солнца в определенный день его лучи проходили сквозь пространство храма, освещая и проем между пилонами. В этот день солнце будто восходило из-за Нила между гор, то есть – между пилонами. Ассоциация именно с Нилом возникла из веры древних египтян в загробный мир, от которого мир живых отделен этой рекой. Таким образом, портал, ведущий в храм, символизировал переход между миром смертных и миром духов и богов.

В храмах в честь фараонов входному пилону придавалось еще одно значение. Считалось, что фараон после смерти приобретает свою истинную форму бессмертного божества, поэтому восход солнца между пилонами означал воскрешение из мертвых фараона и становление его солнцем – богом. Различие в том, что в этом случае входной портал олицетворял переход из одной формы в другую: из смертной в бессмертную, а не просто переход между мирами.

В большинстве древнеегипетских храмовых комплексов пилон был не один. Это было связано с тем, что строительство начиналось со святилища, что носило символический характер – появление первозданного холма из-под праматерии. Дальше следовал открытый дворик, гипостильный зал, также могли быть возведены дополнительные святыни, и завершалось все стеной, обрамляющей территорию храма с пилоном. Египетский храм никогда не был до конца завершенным сооружением. Каждый последующий фараон хотел достроить уже существующий храм, добавляя дворы и пилоны. Это привело к тому, что храмовые комплексы разрастались до колоссальных размеров. Примером этого может служить храмовый комплекс в Карнаке, в котором имеется 10 пилонов, последний из которых так и остался недостроенным.

Для более точного понимания структуры храмовых комплексов в Египте, рассмотрим те, которые изучались при выполнении графической работы. Мы сравнивали три храма: храм Амона Ра в Карнаке, храм Гора (Хора) в Эдфу и храм Хатхор (Хатор) в Дендере (рис. 1).

Стоит начать с храмового комплекса в Карнаке как наиболее древнего, а также самого крупного. Началом создания была эпоха Среднего царства, а конец возведения – при Рамзесе II в эпоху Нового царства (конец XIII в. до н. э.). Вход в комплекс осуществлялся через первый пилон, к которому вела аллея сфинксов. Дальше можно было попасть в большой гипостильный зал. Центральные ряды в нем представлены колоннами с капителями в виде раскрытого папируса, остальные – закрытого. При выполнении графической работы, мы выяснили, что упомянутые колонны имеют разные пропорции (рис. 2). У колонн с открытым папирусом диаметр укладывается в высоте колонны 6 раз, с закрытым – 5 раз. Ряды колонн объединены каменными балками, на которые раньше устанавливалась деревянная крыша. Также на территории храмового комплекса располагался центральный двор, другие пилоны, менее крупные по размеру гипостильные залы и несколько небольших храмов.

Схожее строение имеет и храм в Эдфу. На территорию комплекса можно попасть через пилон, за которым располагаются два гипостильных зала, святилище, часовня рождения, перистиль и храм Гора. На входе в храм установлены папирусовидные колонны. Их пропорции отличаются от пропорций колонн карнакского храма (диаметр колонны укладывается 5,5 раз в ее высоте). Также между колоннами располагается низкая каменная ограда, не доходящая до капителей. Такой прием использовался в более поздних египетских храмах, которые были построены при правлении греческой династии Птолемеев. Строительство шло в 237–57 годах до н. э.

Храмовый комплекс в Дендере тоже начинал строиться при правлении династии Птолемеев, а был закончен уже при императоре Тиберии, когда Египет вошел в состав Римской империи. Вход в комплекс также осуществлялся через пилон, за которым следовал гипостильный зал и несколько других храмов. Главный фасад храма Хатхор представлен гипостильным залом, в котором располагаются ряды колонн с 24 гатторическими капителями. Так же, как и в храме в Эдфу, между передними колоннами устроена невысокая каменная ограда, не доходящая до капителей. Колонны же имеют схожие пропорции с колоннами в Карнаке, диаметр укладывается в высоте 6 раз. Последние два храма гораздо меньше, чем колоссальный храмовый комплекс в Карнаке.

Во время выполнения работы по сравнению ордеров и одновременно изучив литературу на заданную тему, было отмечено, что колонны египетского ордера бывают простых, геометрических форм (возникли в Древнем царстве) и форм, изображающих растения, которые появились в Новом и Позднем царствах и заменили протодорический вид колонн с арками, но без эхина. В отличие от геометрических колонн, колонны, стилизованные под растения, были гладкими.

Развитие отношений между Египтом и античным греческим миром привело к тому, что фасад наоса в виде колоннады стал основополагающим композиционным приемом в построении древнегреческих храмов.

На основании исследуемого материала мы выяснили, что египетская ордерная система могла послужить прообразом ордеров античного мира, но точных доказательств этой гипотезы не было найдено.

В древнеримской культуре входной портал в ряде случаев переставал быть напрямую входным. Такое явление, как триумфальная арка, было создано римлянами на основе концепции ворот, возводившихся этрусками для очищения воинов от пролитой крови при входе в город, дабы не нести в него смерть и беды.

Во время работы над заданием по сравнению архитектурных ордеров, в котором изучалось также использование ордерной системы в трех сохранившихся римских триумфальных арках (арка Тита, Септимия Севера и Константина), мы задумались над эволюцией арок Рима (рис. 3).

Первые римские арки были однопролетными и возводились из дерева. Позже римляне вместо деревянной конструкции из двух опорных столбов и балки стали использовать каменные арки, ставившиеся на дороге при входе в город. Сам арочный проем обозначал небо или проход в него, стены арки – преграду между миром небесным и земным или испытания на этом пути, а проход сквозь нее перестал считаться ритуалом очищения и стал символизировать восход солнца, то есть триумф и возвышение к небесам воинов и правителей, принесших в родной город победу. Сводчатый потолок арки был посвящен богине Ирис – небесной радуге. В древнегреческой мифологии она была послом богов, доставляя вести и выполняя их поручения как на небе, так и на земле. Использование ее символики в триумфальных арках предполагало значение доброй вести о победе в сражении.

Позднее, с формированием культа императора, арки стали тройными. Центральный проем предназначался для императора и проход сквозь него означал становление смертного правителя бессмертным богом, подобно восходящему солнцу. Боковые проемы были меньше и сквозь них должны были проходить простые смертные – солдаты. На аттике устанавливали статуи либо триумфальную колесницу с изображением триумфатора или богини Виктории. Символику триумфальной арки также связывают с культом Диоскуров: всадник овладевает конями как могучими силами земли и неба.

На основе сохранившихся триумфальных арок в Риме можно сказать, что в более поздних арках меняется их пропорциональный строй: пролеты становятся шире и увеличивается высота арки над пролетом (высота аттика в том числе), а также колонны становятся «стройнее» – увеличивается их высота относительно диаметра. Также в более поздних вариантах арок колонны отступили от стены и выдвинулись вперед, стали использоваться пилястры.

Исходя из вышесказанного, стоит отметить сходство в символике египетских и римских входных порталов: олицетворение либо перехода между мирами, либо превращения человека в бога. Подобное совпадение обуславливается назначением порталов как разделяющей и одновременно соединяющей конструкции, в мистическом смысле связанной с самой загадочной и волнующей для человечества темой перехода от жизни к смерти.

References

1. Maksimova, I. A. Arhitektura portala: uchebnoe posobie / I. A. Maksimova, A. E. Vinokurova. - Moskva : KURS, 2023.

2. Shuazi, O. Istoriya arhitektury: v 2-h tomah. Tom pervyy / O. Shuazi; per., dop. i kommentarii V. D. Blavatskogo, B. P. Denike, V. V. Pavlova, A. S. Strelkova; pod obsch. red. prof. A. A. Sidorova. - Moskva : Izdatel'stvo Vsesoyuznoy akademii arhitektury, 1935.

Login or Create
* Forgot password?